Файл: Иогансен, М. В. Михаил Земцов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

было с Земцовым при строительстве Екатеринентальското дворца в Ревеле.

Не будет преувеличением сказать, что этот вид деятель­ ности занимал в первой половине 1730-х годов большую часть времени архитектора. Еще в конце 1727 года к нему перешли объекты, над которыми трудился до дня отъезда на родину Г. Киавери. В их числе были весьма различные по назначению здания внушительных размеров: придворные конюшни (заложенные в 1720 году на излучине реки Мьи), Исаакиевская церковь (строившаяся на том месте, где сей­ час стоит памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе), пер­ вый в России музей — Кунсткамера, а также расположенный рядом с нею бывший дворец царицы Прасковьи Федоровны. В создании этих совершенно различных по назначению и архитектурному решению зданий была одна общая черта — руководство их строительством словно эстафета переходило от одного архитектора к другому. Так, Исаакиевскую цер­ ковь и Кунсткамеру проектировал и начал возводить Г. Маттарнови. Однако не прошло еще и двух лет, как он

умер, и строительство

возглавил

только что приехавший

в Россию Н. Гербель.

После его

смерти, последовавшей

16 сентября 1724 года, постройки передали Киавери. После отъезда этого архитектора на родину ими стал заниматься Земцов.

Одной из первых досталась ему по наследству от зодчихиностранцев Исаакиевская церковь. С этой постройкой Зем­ цов был хорошо знаком, так как еще в сентябре 1724 года

он вместе с Д. Трезини и Б.-К. Растрелли участвовал в осви­ детельствовании возведенных Н. Гербелем сводчатых кон­ струкций, которые дали «повреждение». Мнения экспертов

разошлись, и к решению вопроса об их судьбе привлекли еще «архитектурии гезелей» Т. Усова и П. Еропкина. От­ стаивая возможность выведения каменных сводов, Земцов -предлагал кроме дополнительных укреплений стен и фун­

74

даментов сделать своды «выше определенного полудиаметра.. и тоне для легкости».

Когда через три года постройка оказалась в ведении Земцова, то все эти проблемы были уже решены, и церковь подведена под крышу. Ему предстояло достроить коло­ кольню И' заниматься отделочными работами. В одном из протоколов Канцелярии от строений за август 1730 года можно прочесть следующее: «...о деле квадраторной работы при Исаакиевской церкви, о которой архитектор Земцов показал, что надлежит делать внутри колокольни в первом апартаменте (этаже. — М. И.) один потолок с постенным гзымзом (карнизом. — М. И.), и в пристойных местах вытя­ нуть по шаблону рамки, да в наличных галереях как над церковными выходными дверьми, так и в круг колокольни потолки серою известью подмазать и выбелить, и в при­ стойных местах вытянуть по шаблону рамки» 6. Исполните­ лем этих работ был Иван Лебедев. Занимался Земцов и проектированием иконостаса.

Исаакиевская церковь не сохранилась. Ее разобрали в начале 1760-х годов, но облик ее запечатлен О. Эллигером на одном из рисунков, изображающем панораму берегов Невы в начале 1730-х годов.

Много сил пришлось приложить зодчему и для окончания двух больших зданий на Стрелке Васильевского острова, предназначенных для Академии наук, — Кунсткамеры и быв­ шего дворца Прасковьи Федоровны. Заполучить Земцова для руководства достройкой зданий было непросто. Акаде­ мии наук пришлось этого добиваться в течение двух лет. Только в 1729 году ее настойчивые требования удовлетво­ рили. С его именем связано оформление двух главных за­ лов Кунсткамеры. Это он спроектировал для них галереи, позволявшие более рационально использовать помещения как книгохранилища и для расстановки собранной Петром коллекции «монстр и раритетов». Одновременно была окон-

75


О. Эллигер. Вид берегов Невы у Исаакиевского плашкоутного моста. Начало 1730-х гг. На переднем плане: слева — Исааюиевская церковь, справа — часть здания Двенадцати коллегий.

чена и верхняя часть башни с венчавшей ее сферой. Кроме того, вероятно по рисункам Земцова, в 1735 году были вы­ полнены мастером Кохом из липового дерева скульп­ туры, установленные в нишах центральной части северного (обращенного на площадь) и южного (выходившего на берег Невы) фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки — медицину, географию, юстицию

и т. д.

Только в 1734 году здание первого в России музея было окончено. В своем первоначальном виде оно изображено в известном издании «Палаты Академии наук». Но пожар

76

«Проспект вниз по Неве реке между Зимним дворцом и Академией наук». Гравюра Г. А. Качалова по рисунку М. Махаева. Фрагмент. 1753 г.

1747 года уничтожил всю земцовскую отделку, и она не

была восстановлена.

Одновременно Земцов достраивал и огромное здание придворных конюшен. Около трех лет (1732—1735) он кон­ тролировал работы в Александро-Невском монастыре.

19 февраля 1734 года умер Доменико Трезини, так и не успев полностью закончить ряд крупнейших своих сооруже­ ний, среди которых на первое место должны быть постав-

.лены здание правительственных учреждений — Двенадцати коллегий и «Гошпитали» на Выборгской стороне. Теперь эту почетную, но вместе с тем и сложную задачу предсто­

77

яло решить и без того сильно загруженному Земцову. По­ мимо обязанностей архитектора-практика, которые он вы­ полнял в таком объеме, какой не каждый мог бы выдержать, он все эти годы систематически вел большую педагогиче­ скую работу и постоянно привлекался как эксперт.

Зодчий — истинный «птенец гнезда Петрова» — в завер­ шении широких строительных замыслов начала столетия видел исполнение своего патриотического долга. Это было своеобразной формой протеста против засилия иностранцев в управлении страной. Как подлинно русский человек, он не мог равнодушно смотреть на хозяйничанье Бирона, Ми­ ниха, Остермана и их верных слуг вроде француза-парик­ махера А. Кармедона, поставленного во главе Канцелярии от строений, Шумахера и многих других лиц. Огромное желание русского архитектора-патриота довести до конца работы, начатые при Петре I, было источником, из кото­ рого он черпал силы. Оно помогало ему преодолевать труд­ ности и выполнять то, что другим его современникам было

не под силу.

Как удалось установить по малоизвестным документам, хранящимся в ЦГИА СССР7, первое официальное распоря­ жение о передаче работ по завершению «Гошпитали» Зем­ цову последовало уже 27 февраля 1734 года: «Поручить в смотрение и исправление архитектору Земцову возведение церкви между военно-сухопутной и морской гошпиталями». Ныне — это одно из зданий Военно-медицинской академии.

До сих пор сооружение центральной части «Гошпитали» на Выборгской стороне историки архитектуры относили к концу 1740-х годов и связывали с именем Пьетро-Антонио Трезини, автора двух вариантов ее фасадов. Новые мате­ риалы впервые указывают на причастность М. Земцова к ее сооружению и позволяют более точно определить степень участия других зодчих.

73


Продольный разрез одного из залов Кунсткамеры. 1744 г. Гравюра.

В проекте каменной «Гошпитали» Доменико Трезини здание имело сильно подчеркнутый центр (церковь) и два совершенно одинаковых боковых корпуса, на концах кото­ рых помещались небольшие павильоны с анатомическими театрами. Строго симметричная постройка играла весьма существенную роль в организации архитектурного центра города (им с первых лет существования Петербурга явля­ лась часть Невы и ее берегов, ограниченная сейчас мо­ стами Литейным и Лейтенанта Шмидта).

Это единственное в те времена монументальное камен­ ное сооружение на Выборгской стороне было поставлено

79

Фасад Кунсткамеры. 1744 г. Гравюра.

чрезвычайно удачно. Сильно растянутое по горизонтали, оно не только замыкало панораму набережных с северо-во­ стока, но и скрывало большой, почти совсем не освоенный участок правого берега Невы.

Судя по плану города, который был выполнен в 1738 году, кроме складов арсенала и полигона, расположен­ ных на значительном расстоянии от «Гошпитали», других построек вверх по Неве на Выборгской стороне не было.

80

Берег Малой Невы был освоен лучше. Здесь уже существо­ вала целая улица с маленькими деревянными домиками, в которых размещались солдаты многочисленного строитель­ ного батальона, существовавшего еще со времени Канцеля­ рии городовых дел. Эта застройка положила начало созда­ нию одной из крупных магистралей современного города — проспекту Карла Маркса.

Между батальонным поселением и «Гошпиталью» сна­ чала была сооружена в память Полтавской победы деревян­ ная церковь святого Сампсония, в день которого произошла знаменитая баталия. Вскоре возле нее образовались два самостоятельных кладбища — православное, где хоронили русских, и иноверческое — для иностранцев. Первое при­ мыкало непосредственно к церкви (его территория вошла в нынешний Сад имени Карла Маркса), а иноверческое рас­ полагалось несколько южнее. Кладбища были огорожены «особливыми» заборами, что хорошо видно на всех планах Петербурга первой половины XVIII века. Ко времени пере­ хода работ по «Гошпитали» в руки Земцова вместо деревян­ ной Сампсониевской церкви возводили уже каменную, ко­ торая и поныне стоит (хотя и с некоторыми позднейшими изменениями) на проспекте Карла Маркса.

Госпитальное здание строилось очень медленно. К 1726 году Доменико Трезини вывел только боковые кры­ лья, в которых и разместили военно-сухопутный и морской госпитали. Дальнейшие работы — сооружение церкви меж­

ду

ними — были приостановлены и

возобновились только

в

1733 году. Тогда-то и обнаружили

оплошность архитек­

тора-католика, который сориентировал церковь по оси се­ вер — юг вместо восток — запад. Трезини было предложено срочно разработать новый проект, отвечавший «правилам святой восточной церкви». Он выполнил его и в конце ян­ варя 1734 года представил на «апробацию» архиепископу новгородскому Феофану Прокоповичу. Только после этого

4 М. В. Иогансен

81



ЕІВВСЕВШвИИВІІЮИІІ

 

■ К

тгжскргсггкйгсотрйоачван!

й№ГГРвтаИ«КСЯНШИВВВВ

11 ||

i&si__—L,

JBW„

filili

 

 

Схематичный чертеж фасада «Гошпитали» на

Выборгской стороне.

1740-е гг. Публикуется впервые.

 

чертежи поступили в Канцелярию от строений. Вскоре Трезини умер, так и не приступив к возведению церкви.

Оканчивать чужую постройку дело непростое, — каждый зодчий имеет свой почерк. Но еще сложнее, когда в проект, уже более чем наполовину осуществленный, вносятся столь серьезные изменения, как это было с госпитальной церко­ вью, которую пришлось «повернуть» на 90 градусов! В за­ дачу Земцова не входило составление нового проекта. Для ведения работ ему предлагалось с чертежей Трезини снять «копии и иметь их у себя», а подлинник вернуть в Канце­ лярию от строений. Однако ему предстояло решить немало сложных конструктивных вопросов, чтобы органично «встро­ ить» церковь между корпусами. Весьма вероятно, что это требовало внесения в проект Трезини каких-то коррективов.

Еще до начала строительства церкви Земцов подал ра­ порт, представлявший собой подробно изложенную про­ грамму всех работ. Этот ценнейший документ, подписан­ ный архитектором, изобилует сведениями об облике буду­ щей постройки. Сопоставление их с чертежами Пьетро-Ан­

тонио Трезини, выполненными в 1746 году, не оставляет со­ мнений в том, что последний отнюдь не был автором окон­ ченной им в конце 1740-х годов «гошпитальной» церкви. Земцов вывел не только фундамент, но и значительную часть стен. Однако довести до конца работы ему не удалось: прекратилось финансирование стройки.

Из упомянутого выше рапорта архитектора стал изве­ стен любопытный прием, который зодчий хотел применить для предохранения от сырости и пожара деревянных бара­ банов и поверхности куполов. Земцов предлагал обить их железными крашеными листами, на которые затем должны были быть наложены выполненные в дереве детали декора.

Одновременно с госпитальной церковью к Земцову пере­ шло и руководство достройкой здания Двенадцати колле­ гий. За два года (1734—1736) благодаря его умелым дейст­ виям были завершены все наиболее ответственные работы.

Огромное здание

(длиной почти 400 м), заложенное в

1722 году,

строилось

не только долго, но и

неравномерно.

В тех его

частях, которые были отведены

для Военной и

82

83