ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
М. Земцов. Вид погребальной залы. Гравюра А. Ростовцева. 1725 г.
художников многое число», а руко водство находилось в руках светлей шего князя. Ментиков в таких делах был неутомим и умел заставлять ра ботать. Последние дни строительства он безотлучно находился в Летнем са ду, «чтоб иметь неослабный надзор за рабочими и всеми мерами торопить их оканчивать постройку». Можно легко представить себе, сколько сил, твор ческой энергии стоила эта постройка Земцову. Но заказчикам важно было, чтобы «залу» соорудили «в самом кратком времени преизрядным худо жеством» и убрали «богатыми обоями и другими уборы».
На современников постройка про извела сильное впечатление. И дейст вительно, «зала» удалась ее создателю. Сооружение было нарядным и вели чественно-торжественным. Среди под стриженной зелени Летнего сада и довольно простых фасадов других зданий постройка выделялась своим праздничным убранством. Почти весь ее внутренний объем занимал боль шой двухсветный зал, освещенный 52 окнами. В его отделке широко при менялись живопись и шпалеры. Фаса ды этой части здания были наиболее
51
М. Земцов. «Проспект салы, которая создана для славных торжествований». 1727 г.
богаты. В простенках между окнами помещались пилястры «большого ордера» с пышными коринфскими капителями. Изящные гирлянды соединяли их, образуя красивую волнообразную линию, которая проходила вокруг цен тральной части здания. По нижнему краю крыши шел па-
52
рапет из балясин, прерываемый ритмично расставленными на пьедесталах вазами характерного для Земцова ри
сунка.
С обеих сторон к залу примыкало по два небольших одноэтажных помещения. Вход находился в центре. Устро енный «прямо с улицы», он связывал внутреннее простран ство «залы» с окружавшей постройку средой, благодаря чему «зала» становилась как бы частью значительно боль шего места проведения торжеств, расположенного под от крытым небом. Это было типичной чертой многих бароч
ных сооружений.
Над входом помещалась богатая скульптурная компо зиция с фигурами Марса и Нептуна. Включение их в офор мление «залы» соответствовало идее Петра I создать мемо риальное сооружение, призванное хранить память о побе дах, одержанных Россией в Северной войне. Уже в 1727 году в «зале» появились картины сухопутных и морских ба
талий.
Помимо возведения «залы» Земцов в эти годы вел ранее начатые работы в Летнем саду, Стрельне и других местах. Особенно много забот требовал Петергоф, где продолжа лись сложные работы по отделке парадных интерьеров Боль шого дворца, Марли, возводились по его проектам служеб ные корпуса при Монплезире. Со всеми этими делами ему помогали справляться Т. Усов, П. Еропкин, а несколько позднее — И. Мордвинов.
Участвовал он и в перестройке Итальянского дворца, на ходившегося на левом берегу Фонтанки, недалеко от Анич кова моста. Собственно, это был не только дворец, а боль шая загородная усадьба, так как граница города тогда про ходила по Фонтанке, а у существовавшего уже в те годы деревянного моста по оси Большой перспективной дороги (позднее — Невский проспект) находилась застава. Хотя левый берег Фонтанки не входил в городскую черту, тем
53
Фрагмент генерального плана Итальянского дворца. Середина XVIII в.
не менее он стал осваиваться довольно рано, и Земцов был очевидцем этого.
Не раз, направляясь на работу в Летний сад, он про ходил мимо строений «запёсного двора», где хранились
54
съестные припасы для царского стола. Не случайно для «двора» было выбрано удобное место напротив Летнего дворца.
На глазах Земцова появилась и Партикулярная верфь, созданная в 1717—1718 годах для строительства мелких гребных и парусных судов. Находилась она на участке, ограниченном сейчас Фонтанкой, улицей Пестеля, Гангутским и Соляным переулками. Далее берег был пустынным, и только в районе современной улицы Белинского прохо дили трубы, подававшие из Лиговского канала, прорытого по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева на месте нынеш него Лиговского проспекта, воду в фонтанную систему Летних садов.
Территория, расположенная южнее, еще в 1712 году была разбита на два больших участка, которые по указу Петра получили фельдмаршал граф Б. П. Шереметев в па мять о победе под Полтавой и Екатерина I. На первом уча стке в 1740-х годах сын фельдмаршала П. Б. Шереметев по строил и поныне существующий чудесный «Фонтанный дом», в создании которого участвовали крепостной Шере метевых Ф. С. Аргунов, Г. Дмитриев — один из талантли вейших учеников Земцова — и известный архитектор сере дины XVIII века С. И. Чевакинский.
Участок, принадлежавший Екатерине, был очень боль шим — около 11 гектаров. Он простирался от Фонтанки до нынешнего Лиговского проспекта. С севера его граница проходила по нечетной стороне ныне существующей ули цы Жуковского. Южной границей служила Большая пер спективная дорога. Вскоре у самой реки построили дере вянный дворец, о котором ничего до сих пор не известно, кроме самого факта его существования.
Как свидетельствуют документы, раздача земельных на делов продолжалась и в последующие годы. В начале
55
Середина XVIII в.
Фасад Итальянского дворца-
1720-х годов была сделана попытка регламентации их застройки. С этой целью в 1721 году Д. Трезини создал
целую серию типовых проектов.
О характере этих усадеб можно составить представление по воспроизводимому здесь варианту. На нем одноэтажный дом на 9 осей (очень близкий по облику к «образцовым» домам Петербурга) помещен на берегу протока. Линия за стройки вдоль набережной фланкируется беседками. Меж ду постройками тянутся штакетные фигурные заборы. Хо зяйственные постройки расположены в глубине на одина ковом расстоянии .от центральной оси участка. Вся терри тория за домом занята регулярным садом со строго сим метричной планировкой. Нарядные ворота, сложного ри сунка цветники, фонтаны и фигурные бассейны должны были придавать приречным участкам праздничный вид, резко отличавший загородные усадьбы Петербурга от московских усадеб XVII века, окруженных высоким глу
хим тыном.
Известно, что по одному из таких проектов на месте, где сейчас возвышаются здания Дворца пионеров, разбил свою загородную усадьбу первый генерал-полицеймейстер Петербурга А. М. Девиер. В одном из документов можно прочесть, что на его усадьбе был «деревянный дом на бе регу, на дворе людские и амбары, в городе пруд по печат ным рисункам построен, а огород простой».
Подобные усадьбы создавали на своих участках кабинетсекретарь Петра I А. В. Макаров, адмиралы Ф. М. Апраксин и Ф. А. Головин, вице-адмирал К. И. Крюйс, вдовствовав шая царица Прасковья Федоровна и многие другие. Разница была лишь в том, что у одних дом находился на берегу реки, у других — в глубине сада. Могли быть и иными местопо ложение и конфигурация пруда, но существо планировки и облик усадеб не менялись.
Вероятно, с появлением на Фонтанке новых загородных домов с благоустроенными, красивыми садами деревянный Итальянский дворец стал выглядеть слишком скромной
57
56
Д. Трезини. Проект усадьбы на берегу Фонтанки. 1720-е гг. Вариант. Гравюра.
постройкой. В начале 1720-х годов дворец решили перестроить. Автором нового каменного дворца до сих пор считался М. Г. Земцов. Однако обнаруженные нами новые материа лы 2 позволяют внести коррективы в эту традиционную
58
точку зрения. Как выяснилось, с 1721 по 1723 год произво дили не замену деревянного дворца каменным, а расшире ние его за счет пристройки с обеих сторон каменных двух этажных флигелей, соединенных с деревянным дворцом за стекленными одноэтажными галереями.
По чьему проекту осуществлялись эти работы? Ни обна руженные нами новые материалы, ни выявленные ранее другими исследователями не называют ни имени автора, ни имени зодчего, наблюдавшего за ходом строительства. Но вопреки мнению о строгости этой постройки выяснилось, что в отделке ее интерьеров обильно применялись лепка, живопись, дорогие сорта дерева и позолоченная резьба. Ра боты двигались быстро, так как в мае 1723 года Петр и Ека терина «изволили быть... на новоселье».
Земцов, который в эти годы занимался возведением Екатеринентальского дворца в Ревеле, а конец лета и осень 1723 года провел в Стокгольме, не мог не только возглав лять, но даже участвовать в работах по расширению Италь янского дворца. Поразительное же сходство композицион ного решения, использованного при расширении Итальян ского дворца и при увеличении в 1721 — 1723 годах Верхних палат в Петергофе, позволяет считать автором обоих на званных дворцовых сооружений Микетти. На долю же Зем
цова, |
очевидно, выпало руководство |
работами в |
1725 — |
1726 |
годах по замене первоначального |
деревянного |
дворца |
(оказавшегося теперь центральным звеном композиции) каменным. Немного позже, в 1730 году, им была еще построена оранжерея «по линии ко двору графа Шереме тева».
Перегруженный разнообразными обязанностями архитек тора-строителя, эксперта и педагога, Земцов уделял недо статочно внимания работам во дворце, что вызвало неудо
вольствие |
Екатерины. |
15 октября 1726 года появился указ, |
в котором |
говорилось: |
«помянутый архитектор Земцов в |
59
нынешнее во все лето в том Итальянском доме был толькодва раза, от которого его несмотрения в работе была нема лая остановка, и для того ее императорское величество имела приказать вместо его, Земцова, для надзирання при том доме работ быть архитектору Усову».
Но не только дворцовыми постройками занимался зод чий в середине 1720-х годов. В начале 1726 года он должен был проектировать караульню у Аничкова моста «брусящетую галерею архитектурно и выкрасить ее краскою как над лежит»3. Судя по сохранившемуся чертежу, скромной ути литарной постройке было придано нарядное архитектурное оформление. Сказывалось близкое расположение ее к Италь янскому дворцу и то, что она находилась у «главных ворот»- города.
Много времени в 1726 и 1727 годах отдавал Земцов исполнению обмерных чертежей «здешних строений», со ставление которых предписывалось указами. Можно пред положить, что это было продолжением работы по «сочине нию Гистории», задуманной Петром I еще в 1723 году и для которой все архитекторы, находившиеся в Петербурге, должны были представить сведения о возводившихся ими зданиях. Жесткие условия, поставленные перед исполни телями, заставляли работать очень напряженно. 10 апреля 1727 года Канцелярия от строений получила от «Кабинета
ееи. в.» предписание «у архитекторов, которые неисправны
вчертежах здешних строениев... жалованье их до указу удержать». А его ведь и без того платили не очень-то ре гулярно. Земцов, и особенно его ученики и гезели, часта оказывались из-за этого в весьма тяжелом положении. Не случайно, подавая в «Кабинет» чертежи, он просил дать указание выплатить ему задержанное жалованье «прошлого* 726 года за майскую и сентябрьскую трети, отчего пришел
вглубочайший долг и ныне с немалою нуждою пробав ляюсь».
60
.л*
М. Земцов. Проект караульни у Аничкова моста. 1726 г.
Кабинет-секретарь А. В. Макаров распорядился на этот раз деньги ему и его ученикам выдать, так как он «в деле помянутых чертежей исправился». Кроме того, Макаров сде лал указание Канцелярии от строений, чтобы она приказала остальным «неисправным» архитекторам, «чтоб они все в ту же меру те чертежи делали, как и он, Земцов, чтоб книги порядочно были зделаны, и в том над мастерами надзирать ему, Земцову, а которые архитекторы чертежи свои и при несли и те неисправны, того дня оные посылаются в Канце лярию от строений для переделки»4. Таким образом, М. Г. Земцов не только сам исполнял обмеры, но и руко водил участниками этой работы. Часть этих листов хранится в Государственном Эрмитаже. Многие из них принадлежат к лучшим образцам архитектурной графики 1720-х годов и позволяют воочию убедиться в том, что Земцов мастерски владел сложной техникой архитектурного рисунка. Ценны эти чертежи и для восстановления облика исчезнувших со временем построек Летнего сада петровского времени.
Смерть Екатерины б мая 1727 года, отстранение от уп равления государством Меншикова, а затем и ссылка его в июне того же года, переход власти к оппозиционно на строенной к петровским преобразованиям группе дворян и, наконец, переезд в начале 1728 года двора тринадцатилет него царя Петра II в Москву — все эти события имели су щественные последствия для Петербурга. Вслед за царским двором в Москву перевели важнейшие правительственные учреждения — Сенат, Синод и коллегии. Стали покидать берега Невы насильно переселенные дворяне, купцы, ремес ленники. Период кипучей созидательной деятельности в но вой столице, построенной ценой огромных усилий всей страны, сменился затишьем.
Вместе с тем именно в конце 1720-х годов отряд зодчих значительно пополнился талантливыми русскими мастерами, как вернувшимися из-за границы, так и воспитанными в
62
командах Земцова и Трезини. Поскольку архитектурные силы теперь были нужны для возрождения старой столицы, многих молодых товарищей Земцова перевели в Москву. Еще в феврале 1727 года туда направили Т. Усова для под новления дворцов к коронации Петра II. В ноябре за ним последовал П. Еропкин. Вскоре к ним присоединился вер нувшийся в 1728 году из Голландии И. Мичурин. В 1730 го ду в старую столицу переехал И. Мордвинов. Туда перебра лись Г. Шедель и X. Конрад. Многие из иностранцев стали покидать Россию.
В Петербурге осталось всего несколько архитекторов. Доменико Трезини по мере отпускаемых средств и материа лов завершал начатые ранее работы. Молодой зодчий Иван Коробов, вернувшийся из пенсионерской поездки, был на значен архитектором Адмиралтейств-коллегии. Оставался в Петербурге и Земцов.
Для полного применения творческих сил и богатых за мыслов Земцова, вышедшего на самостоятельную дорогу, условия складывались неблагоприятно. Дворцовое строи тельство, которым он занимался больше всего, в конце 1720-х годов в Петербурге прекратилось. Новых обществен ных зданий возводить не собирались. Надо было лишь за вершать начатое ранее. Список самостоятельных работ Зем цова в эти годы не пополнился.
©fe