Файл: Иогансен, М. В. Михаил Земцов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М. Земцов. Вид погребальной залы. Гравюра А. Ростовцева. 1725 г.

художников многое число», а руко­ водство находилось в руках светлей­ шего князя. Ментиков в таких делах был неутомим и умел заставлять ра­ ботать. Последние дни строительства он безотлучно находился в Летнем са­ ду, «чтоб иметь неослабный надзор за рабочими и всеми мерами торопить их оканчивать постройку». Можно легко представить себе, сколько сил, твор­ ческой энергии стоила эта постройка Земцову. Но заказчикам важно было, чтобы «залу» соорудили «в самом кратком времени преизрядным худо­ жеством» и убрали «богатыми обоями и другими уборы».

На современников постройка про­ извела сильное впечатление. И дейст­ вительно, «зала» удалась ее создателю. Сооружение было нарядным и вели­ чественно-торжественным. Среди под­ стриженной зелени Летнего сада и довольно простых фасадов других зданий постройка выделялась своим праздничным убранством. Почти весь ее внутренний объем занимал боль­ шой двухсветный зал, освещенный 52 окнами. В его отделке широко при­ менялись живопись и шпалеры. Фаса­ ды этой части здания были наиболее

51

М. Земцов. «Проспект салы, которая создана для славных торжествований». 1727 г.

богаты. В простенках между окнами помещались пилястры «большого ордера» с пышными коринфскими капителями. Изящные гирлянды соединяли их, образуя красивую волнообразную линию, которая проходила вокруг цен­ тральной части здания. По нижнему краю крыши шел па-

52

рапет из балясин, прерываемый ритмично расставленными на пьедесталах вазами характерного для Земцова ри­

сунка.

С обеих сторон к залу примыкало по два небольших одноэтажных помещения. Вход находился в центре. Устро­ енный «прямо с улицы», он связывал внутреннее простран­ ство «залы» с окружавшей постройку средой, благодаря чему «зала» становилась как бы частью значительно боль­ шего места проведения торжеств, расположенного под от­ крытым небом. Это было типичной чертой многих бароч­

ных сооружений.

Над входом помещалась богатая скульптурная компо­ зиция с фигурами Марса и Нептуна. Включение их в офор­ мление «залы» соответствовало идее Петра I создать мемо­ риальное сооружение, призванное хранить память о побе­ дах, одержанных Россией в Северной войне. Уже в 1727 году в «зале» появились картины сухопутных и морских ба­

талий.

Помимо возведения «залы» Земцов в эти годы вел ранее начатые работы в Летнем саду, Стрельне и других местах. Особенно много забот требовал Петергоф, где продолжа­ лись сложные работы по отделке парадных интерьеров Боль­ шого дворца, Марли, возводились по его проектам служеб­ ные корпуса при Монплезире. Со всеми этими делами ему помогали справляться Т. Усов, П. Еропкин, а несколько позднее — И. Мордвинов.

Участвовал он и в перестройке Итальянского дворца, на­ ходившегося на левом берегу Фонтанки, недалеко от Анич­ кова моста. Собственно, это был не только дворец, а боль­ шая загородная усадьба, так как граница города тогда про­ ходила по Фонтанке, а у существовавшего уже в те годы деревянного моста по оси Большой перспективной дороги (позднее — Невский проспект) находилась застава. Хотя левый берег Фонтанки не входил в городскую черту, тем

53


Фрагмент генерального плана Итальянского дворца. Середина XVIII в.

не менее он стал осваиваться довольно рано, и Земцов был очевидцем этого.

Не раз, направляясь на работу в Летний сад, он про­ ходил мимо строений «запёсного двора», где хранились

54

съестные припасы для царского стола. Не случайно для «двора» было выбрано удобное место напротив Летнего дворца.

На глазах Земцова появилась и Партикулярная верфь, созданная в 1717—1718 годах для строительства мелких гребных и парусных судов. Находилась она на участке, ограниченном сейчас Фонтанкой, улицей Пестеля, Гангутским и Соляным переулками. Далее берег был пустынным, и только в районе современной улицы Белинского прохо­ дили трубы, подававшие из Лиговского канала, прорытого по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева на месте нынеш­ него Лиговского проспекта, воду в фонтанную систему Летних садов.

Территория, расположенная южнее, еще в 1712 году была разбита на два больших участка, которые по указу Петра получили фельдмаршал граф Б. П. Шереметев в па­ мять о победе под Полтавой и Екатерина I. На первом уча­ стке в 1740-х годах сын фельдмаршала П. Б. Шереметев по­ строил и поныне существующий чудесный «Фонтанный дом», в создании которого участвовали крепостной Шере­ метевых Ф. С. Аргунов, Г. Дмитриев — один из талантли­ вейших учеников Земцова — и известный архитектор сере­ дины XVIII века С. И. Чевакинский.

Участок, принадлежавший Екатерине, был очень боль­ шим — около 11 гектаров. Он простирался от Фонтанки до нынешнего Лиговского проспекта. С севера его граница проходила по нечетной стороне ныне существующей ули­ цы Жуковского. Южной границей служила Большая пер­ спективная дорога. Вскоре у самой реки построили дере­ вянный дворец, о котором ничего до сих пор не известно, кроме самого факта его существования.

Как свидетельствуют документы, раздача земельных на­ делов продолжалась и в последующие годы. В начале

55

Середина XVIII в.

Фасад Итальянского дворца-

1720-х годов была сделана попытка регламентации их застройки. С этой целью в 1721 году Д. Трезини создал

целую серию типовых проектов.

О характере этих усадеб можно составить представление по воспроизводимому здесь варианту. На нем одноэтажный дом на 9 осей (очень близкий по облику к «образцовым» домам Петербурга) помещен на берегу протока. Линия за­ стройки вдоль набережной фланкируется беседками. Меж­ ду постройками тянутся штакетные фигурные заборы. Хо­ зяйственные постройки расположены в глубине на одина­ ковом расстоянии .от центральной оси участка. Вся терри­ тория за домом занята регулярным садом со строго сим­ метричной планировкой. Нарядные ворота, сложного ри­ сунка цветники, фонтаны и фигурные бассейны должны были придавать приречным участкам праздничный вид, резко отличавший загородные усадьбы Петербурга от московских усадеб XVII века, окруженных высоким глу­

хим тыном.

Известно, что по одному из таких проектов на месте, где сейчас возвышаются здания Дворца пионеров, разбил свою загородную усадьбу первый генерал-полицеймейстер Петербурга А. М. Девиер. В одном из документов можно прочесть, что на его усадьбе был «деревянный дом на бе­ регу, на дворе людские и амбары, в городе пруд по печат­ ным рисункам построен, а огород простой».

Подобные усадьбы создавали на своих участках кабинетсекретарь Петра I А. В. Макаров, адмиралы Ф. М. Апраксин и Ф. А. Головин, вице-адмирал К. И. Крюйс, вдовствовав­ шая царица Прасковья Федоровна и многие другие. Разница была лишь в том, что у одних дом находился на берегу реки, у других — в глубине сада. Могли быть и иными местопо­ ложение и конфигурация пруда, но существо планировки и облик усадеб не менялись.

Вероятно, с появлением на Фонтанке новых загородных домов с благоустроенными, красивыми садами деревянный Итальянский дворец стал выглядеть слишком скромной

57

56


Д. Трезини. Проект усадьбы на берегу Фонтанки. 1720-е гг. Вариант. Гравюра.

постройкой. В начале 1720-х годов дворец решили перестроить. Автором нового каменного дворца до сих пор считался М. Г. Земцов. Однако обнаруженные нами новые материа­ лы 2 позволяют внести коррективы в эту традиционную

58

точку зрения. Как выяснилось, с 1721 по 1723 год произво­ дили не замену деревянного дворца каменным, а расшире­ ние его за счет пристройки с обеих сторон каменных двух­ этажных флигелей, соединенных с деревянным дворцом за­ стекленными одноэтажными галереями.

По чьему проекту осуществлялись эти работы? Ни обна­ руженные нами новые материалы, ни выявленные ранее другими исследователями не называют ни имени автора, ни имени зодчего, наблюдавшего за ходом строительства. Но вопреки мнению о строгости этой постройки выяснилось, что в отделке ее интерьеров обильно применялись лепка, живопись, дорогие сорта дерева и позолоченная резьба. Ра­ боты двигались быстро, так как в мае 1723 года Петр и Ека­ терина «изволили быть... на новоселье».

Земцов, который в эти годы занимался возведением Екатеринентальского дворца в Ревеле, а конец лета и осень 1723 года провел в Стокгольме, не мог не только возглав­ лять, но даже участвовать в работах по расширению Италь­ янского дворца. Поразительное же сходство композицион­ ного решения, использованного при расширении Итальян­ ского дворца и при увеличении в 1721 — 1723 годах Верхних палат в Петергофе, позволяет считать автором обоих на­ званных дворцовых сооружений Микетти. На долю же Зем­

цова,

очевидно, выпало руководство

работами в

1725 —

1726

годах по замене первоначального

деревянного

дворца

(оказавшегося теперь центральным звеном композиции) каменным. Немного позже, в 1730 году, им была еще построена оранжерея «по линии ко двору графа Шереме­ тева».

Перегруженный разнообразными обязанностями архитек­ тора-строителя, эксперта и педагога, Земцов уделял недо­ статочно внимания работам во дворце, что вызвало неудо­

вольствие

Екатерины.

15 октября 1726 года появился указ,

в котором

говорилось:

«помянутый архитектор Земцов в

59


нынешнее во все лето в том Итальянском доме был толькодва раза, от которого его несмотрения в работе была нема­ лая остановка, и для того ее императорское величество имела приказать вместо его, Земцова, для надзирання при том доме работ быть архитектору Усову».

Но не только дворцовыми постройками занимался зод­ чий в середине 1720-х годов. В начале 1726 года он должен был проектировать караульню у Аничкова моста «брусящетую галерею архитектурно и выкрасить ее краскою как над­ лежит»3. Судя по сохранившемуся чертежу, скромной ути­ литарной постройке было придано нарядное архитектурное оформление. Сказывалось близкое расположение ее к Италь­ янскому дворцу и то, что она находилась у «главных ворот»- города.

Много времени в 1726 и 1727 годах отдавал Земцов исполнению обмерных чертежей «здешних строений», со­ ставление которых предписывалось указами. Можно пред­ положить, что это было продолжением работы по «сочине­ нию Гистории», задуманной Петром I еще в 1723 году и для которой все архитекторы, находившиеся в Петербурге, должны были представить сведения о возводившихся ими зданиях. Жесткие условия, поставленные перед исполни­ телями, заставляли работать очень напряженно. 10 апреля 1727 года Канцелярия от строений получила от «Кабинета

ееи. в.» предписание «у архитекторов, которые неисправны

вчертежах здешних строениев... жалованье их до указу удержать». А его ведь и без того платили не очень-то ре­ гулярно. Земцов, и особенно его ученики и гезели, часта оказывались из-за этого в весьма тяжелом положении. Не случайно, подавая в «Кабинет» чертежи, он просил дать указание выплатить ему задержанное жалованье «прошлого* 726 года за майскую и сентябрьскую трети, отчего пришел

вглубочайший долг и ныне с немалою нуждою пробав­ ляюсь».

60

.л*

М. Земцов. Проект караульни у Аничкова моста. 1726 г.


Кабинет-секретарь А. В. Макаров распорядился на этот раз деньги ему и его ученикам выдать, так как он «в деле помянутых чертежей исправился». Кроме того, Макаров сде­ лал указание Канцелярии от строений, чтобы она приказала остальным «неисправным» архитекторам, «чтоб они все в ту же меру те чертежи делали, как и он, Земцов, чтоб книги порядочно были зделаны, и в том над мастерами надзирать ему, Земцову, а которые архитекторы чертежи свои и при­ несли и те неисправны, того дня оные посылаются в Канце­ лярию от строений для переделки»4. Таким образом, М. Г. Земцов не только сам исполнял обмеры, но и руко­ водил участниками этой работы. Часть этих листов хранится в Государственном Эрмитаже. Многие из них принадлежат к лучшим образцам архитектурной графики 1720-х годов и позволяют воочию убедиться в том, что Земцов мастерски владел сложной техникой архитектурного рисунка. Ценны эти чертежи и для восстановления облика исчезнувших со временем построек Летнего сада петровского времени.

Смерть Екатерины б мая 1727 года, отстранение от уп­ равления государством Меншикова, а затем и ссылка его в июне того же года, переход власти к оппозиционно на­ строенной к петровским преобразованиям группе дворян и, наконец, переезд в начале 1728 года двора тринадцатилет­ него царя Петра II в Москву — все эти события имели су­ щественные последствия для Петербурга. Вслед за царским двором в Москву перевели важнейшие правительственные учреждения — Сенат, Синод и коллегии. Стали покидать берега Невы насильно переселенные дворяне, купцы, ремес­ ленники. Период кипучей созидательной деятельности в но­ вой столице, построенной ценой огромных усилий всей страны, сменился затишьем.

Вместе с тем именно в конце 1720-х годов отряд зодчих значительно пополнился талантливыми русскими мастерами, как вернувшимися из-за границы, так и воспитанными в

62

командах Земцова и Трезини. Поскольку архитектурные силы теперь были нужны для возрождения старой столицы, многих молодых товарищей Земцова перевели в Москву. Еще в феврале 1727 года туда направили Т. Усова для под­ новления дворцов к коронации Петра II. В ноябре за ним последовал П. Еропкин. Вскоре к ним присоединился вер­ нувшийся в 1728 году из Голландии И. Мичурин. В 1730 го­ ду в старую столицу переехал И. Мордвинов. Туда перебра­ лись Г. Шедель и X. Конрад. Многие из иностранцев стали покидать Россию.

В Петербурге осталось всего несколько архитекторов. Доменико Трезини по мере отпускаемых средств и материа­ лов завершал начатые ранее работы. Молодой зодчий Иван Коробов, вернувшийся из пенсионерской поездки, был на­ значен архитектором Адмиралтейств-коллегии. Оставался в Петербурге и Земцов.

Для полного применения творческих сил и богатых за­ мыслов Земцова, вышедшего на самостоятельную дорогу, условия складывались неблагоприятно. Дворцовое строи­ тельство, которым он занимался больше всего, в конце 1720-х годов в Петербурге прекратилось. Новых обществен­ ных зданий возводить не собирались. Надо было лишь за­ вершать начатое ранее. Список самостоятельных работ Зем­ цова в эти годы не пополнился.

©fe