ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
«...БЕЗ ПРОДОЛЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ БЫЛА ПОСТРОЕНА»
апустение Петербурга длилось недолго. |
С приходом |
|
в |
1730 году к власти Анны Иоанновны и |
объявлением |
Зо |
ее желании перенести столицу обратно |
на берега Нев |
к состоянию города и его застройке вновь стал проявляться большой интерес. Уже в июле 1730 года Сенат, осведомлен ный о том, что в Петербурге «многих людей домы разоряютца и строение без призрения растаскивают», предписал Б.-Х. Миниху, с 1727 года занимавшему пост генерал-губер натора, «иметь смотрение, дабы как на Васильевском, так и на протчих островах до раззорения домов и растаскивать строения не допускать». Миниху также вменялось в обязан ность «вновь строить» никого не принуждать, «кроме того, кто похочет из своей воли».
Для доклада Сенату о состоянии петербургских зданий в Москву вскоре был вызван У. А. Синявин. В начале 1731 года туда же прибыл и Земцов, взявший с собой двух учеников «для довершения многих рисунков в Москве, ко торые... были не окончены». Вернуться в Петербург он смог только в апреле, к началу до предела насыщенного строительного сезона.
За лето надо было восстановить городское хозяйство — починить дороги, мосты, набережные, пристани; очистить город от грязи, произвести ремонт и подновление зданий, царских столичных и пригородных резиденций. Канце лярия от строений стремилась к завершению крупней
64
ших построек петровского времени, строительство которых было остановлено в конце 1720-х годов. Ко дню прибы тия двора в Петербург предстояло празднично оформить город.
Объем работ был колоссальным. Он требовал мобилиза ции сил ряда учреждений, и в первую очередь Полицеймейстерской канцелярии и Канцелярии от строений. Особенно трудно пришлось двум ведущим архитекторам тогдашнего Петербурга: состарившемуся на постройке города Доменико Трезини (ему шел уже 61-й год) и полному сил сорокалет нему Михаилу Григорьевичу Земцову.
Земцов кроме руководства работой своих помощников, «архитектурии гезелей» и учеников, трудившихся на разных стройках, принимал участие и в праздничном оформлении города. Он осуществлял строительство по проекту Д. Тре зини триумфальных ворот у главного въезда в северную столицу — Аничкова моста. Автором вторых ворот, постав ленных по Большой перспективной дороге, у Зеленого моста, был И. Коробов. Их строили «от Адмиралтейства*. Подобные сооружения устанавливали и в других частях го рода.
Работы 1731 года положили начало новому этапу в жизни города. Однако, несмотря на явный подъем, наметившийся в начале 1730-х годов, строительная деятельность не до стигла того размаха, который был ей присущ в первой чет верти XVIII века. Не было теперь и свойственного петров скому времени общественно-гражданского пафоса.
В эти годы обычно дружески расположенный к Земцову Б.-К. Растрелли пустил в ход все имевшиеся у него связи в придворных кругах, чтобы наиболее значительные заказы но вой императрицы были отданы его сыну Франческо Барто ломео Растрелли. Хлопоты отца-скульптора увенчались ус пехом, и Растрелли-архитектору было поручено проектиро вание, а затем и строительство двух новых дворцов — Лет-
65
него и Зимнего. Успех обеих построек превзошел все ожи дания. Недавно мало кому известный 32-летний архитектор сразу приобрел славу и могучих покровителей. Вскоре он получил и звание «обер-архитектора», что фактически ста-
66
М. Земцов. Проект Руинного каскада для Петергофа. 1730-е гг.
вило его выше всех архитекторов и да вало право получения наиболее круп ных работ при дворе Анны. Однако скудость казны и расточительность двора не позволяли в 1730-х годах ши роко вести дворцовое строительство,
ис 1735 года Растрелли работал уже
вКурляндии, где построил ряд двор
цов для Э.-И. Бирона.
Нельзя не отдать должного ред кому дарованию и кипучей энергии молодого зодчего. Однако едва ли даже очень одаренному мастеру уда лось бы сделать столь головокружи тельную карьеру, если бы он не поль зовался покровительством влиятель ных при дворе лиц. Было и еще одно немаловажное обстоятельство, несом ненно, облегчавшее продвижение Растрелли, — общая тенденция, сло жившаяся с первых лет царствования Анны, выдвигать на первый план ино странцев.
Стремительный взлет Растреллисына в значительной степени отодви нул в начале 1730-х годов Земцова на
второй план. Более того, новый Летний дворец решили воз вести на месте, занятом Залой для славных торжествований. Можно себе представить, как тяжело было Земцову узнать, что его первую, и притом весьма удачную, постройку «пере
67
ставят» с берега Невы в уединенное место у Карпиевого пруда. Здесь «зала» и простояла до середины века, когда за ветхостью ее разобрали.
Работы Земцова для двора Анны ограничились Петерго фом. Здесь в начале 1730-х годов ему было поручено рас ширить Верхние палаты. Земцов быстро справился с этой задачей. Из купленных десяти срубов недостроенных на Ва сильевском острове домов он создал два симметрично по ставленных 47-метровых корпуса. К чести зодчего надо от метить, что он сумел ритмом расставленных пилястр, при менением фронтонов над входами, рисунком наличников достичь стилевого единства между новыми деревянными пристройками и основной каменной частью дворца.
Земцов застеклил «светлые галереи» и разместил вдоль верхнего карниза здания парапет из балясин и статуй.
Одновременно он завершал Марлинский каскад (ныне «Золотая гора») и продолжал сооружение Руинного кас када (ныне «Шахматная гора»). Затянувшееся строительство каскада привело к тому, что в конце 1737 года было решено разработать новый вариант его оформления. «Учинить про ект и чертеж кашкаду» поручили Земцову и двум «заархитекторам» И. Бланку и И. Давыдову.
Земцов в своем проекте стремился сохранить хотя бы не которые черты петровского замысла, над осуществлением которого он трудился много лет. Поэтому-то в его новом варианте каскад сохраняет вид «дикой горы», по многочис ленным уступам которой устремляются быстрые потоки боды. Хотя этот примечательный во многих отношениях проект отличался от предыдущих большей монументаль ностью, тем не менее он был отклонен, а получил одобре ние менее сложный замысел, принадлежавший Ивану Бланку.
К числу новых авторских работ Земцова, осуществлен ных в начале 1730-х годов, относится каменная церковь Симеона и Анны, которая и поныне стоит на углу
68
Фасад Симеоновской церкви. 1740-е гг. Чертеж неизвестного автора. Публикуется впервые.
улиц Белинского и Моховой. Трудно сейчас представить себе, что это небольшое в масштабах сегодняшнего го рода сооружение некогда являлось весьма значительным, вертикальным акцентом, который господствовал над не слишком плотной окружавшей его деревянной застройкой.
69
Деревянная Симеоновская церковь. Гравюра А. Ростов цева. Середина XVIII в.
Почти полное отсутствие
каменных строений |
на |
||
территории |
Московской |
||
части |
было |
следствием |
|
указа |
от |
22 октября |
|
1723 |
года, |
которым за |
|
прещалось |
строить |
ка |
менные здания на Адми ралтейской и Москов ской сторонах (кроме берега Невы).
Особенно малонасе ленной была южная часть Московской стороны. .Жили здесь главным образом
мелкие служащие, торговцы и разные мастера, связанные с Партикулярной верфью и дворцовым ведомством. Дома их с большими интервалами располагались по нечетной сто роне нынешней улицы Белинского, обеим сторонам Мохо вой улицы и Литейного проспекта, который тогда назывался Большой Литейной улицей. На ней, недалеко от современ ной улицы Белинского, находился дом с довольно большим земельным участком, который занимали «квадраторных дел мастера» * братья Иван и Игнатий Росси. Весьма вероятно, что Земцов бывал в этом доме, так как хорошо знал его владельцев. Не один раз приходилось им вместе трудиться над созданием нарядных интерьеров различных зданий.
* Представители этой специальности были высококвалифицирован ными штукатурами и лепщиками, которые не только воплощали чужие замыслы, но и являлись авторами отделки многих нарядных интерьеров.
70
Решение строить в этой части города каменную церковь созрело не сразу. В 1728 году намерения были значительно скромнее. Тогда вместо обветшавшей старой деревянной церкви, которая находилась «между дворовыми строениями», хотели возвести новую на каменном фундаменте. Для неето и выбрал Земцов участок на широком проезде, существо вавшем между Большой Литейной улицей и берегом Фон танки, через которую в этом месте был переброшен мост, соединявший Московскую сторону с обширной территорией Летних садов. Более того, Земцов даже «учинил» для нее чертежи «плана, фатчата (фасада. — М. И.) и боку». Однако из-за отсутствия средств к сооружению ее не приступили. Церковь имела бедный приход, и для строительства ее на деялись получить лес из отпускавшегося «на строение квар тир Семеновского полку солдатам». Пока шли переговоры, на престоле оказалась Анна Иоанновна. Ее фаворит Бирон имел преданного человека в лице командира Семеновского полка генерала А. И. Ушакова. Генерал же не упустил слу чая использовать всесильного герцога и получить средства на возведение каменной церкви для своего полка, расквар тированного в этом районе.
Теперь работы двигались совершенно в ином темпе. Уже 15 сентября 1730 года Ушаков сообщал Канцелярии от стро ений, которой было поручено вести работы, что «ее величе ство изволила указать оную церковь построить на заготов ленном фундаменте каменную по чертежу 3-ьего нумера...
и чтоб в строении оной церкви иметь прилежное смотрение, дабы без продолжения времени была построена» 5.
В связи с этим Канцелярия от строений приказала Зем цову немедленно приступить к ее сооружению, а для того, чтобы в оставшийся месяц строительного сезона 1730 года успеть вывести хотя бы фундамент, разрешила взять «из Летнего дому работных 50 человек». Кроме того, от автора проекта срочно потребовали ведомости на все необходимые:
71
■строительные материалы, так как хотели заготовить их за благовременно — зимой. Таким образом, принимались все меры, чтобы в работах остановки «не чинилось». Церковь возвели для того времени очень быстро. 27 января 1734 года состоялась торжественная церемония ее освящения, которой руководил Феофан Прокопович.
В отличие от базиличной (зальной) схемы, применен ной Д. Трезини в Петропавловском соборе и некоторых других церквах Петербурга петровского времени, Земцов исходил из традиционного типа московских - трехчастных храмов XVII века. Подобно им Симеоновская церковь со стояла из основного помещения — высокого четверика — и поставленного на него восьмерика. К четверику примыкала с запада прямоугольная в плане трапезная, а с востока — апсида. Традиционным являлось и расположение колокольни над входом. Однако земцовская постройка не была слепым подражанием хорошо известным русскому архитектору об
разцам.
Зодчий сумел преобразовать старый тип храма в духе но вой, «регулярной» архитектуры. Не порывая с традициями в распределении общих объемов сооружения, Земцов реши тельно видоизменил план церкви введением пилонов, разде лив ими трапезную на части — нефы. Вытянутый же в плане четверик своими очертаниями скорее напоминает трансет (поперечный неф), чем основные помещения московских церквей. Он нашел необычную форму и для многогранного барабана купола. При оформлении боковых входов приме нил мотив балконов, покоящихся на парных колоннах. Его колокольня завершалась высоким шпилем — типичным эле ментом многих петербургских сооружений. Все это свиде тельствует о наличии в земцовском храме новых черт, не известных ранее в русском церковном зодчестве.
Исключительную цельность постройке придает последо вательное применение ордера. Стены церкви и первого
72
этажа колокольни обработаны пилястрами римско-дориче ского ордера. Выше, на ярусах колокольни и на барабане купола, применены более легкие ионический и коринфский
ордера.
Несмотря на довольно существенные изменения, которым подверглось это сооружение за свою 240-летнюю историю, оно и сейчас отличается благородством архитектуры, живо писным сочетанием объемов и хорошо найденным силуэтом.
Внутреннее убранство церкви было выдержано в доста точно строгом стиле, свойственном Земцову, НО ДО нашего’ времени оно не сохранилось.
В конце 20-х и начале 30-х годов XVIII века Земцову пришлось взять на себя огромный объем очень сложных и ответственных работ, связанных с завершением затянувше гося строительства крупнейших построек первой четверти XVIII века, возводившихся по проектам разных зодчих. Чтобы не сложилось превратного мнения, будто бы Земцов вынужден был заниматься слепым претворением в натуре чужих замыслов, заметим, что в XVIII веке (и особенно в его первой половине) строительство не сводилось к механи ческому воспроизведению разработанного во всех деталях проекта. В те времена зодчий, возглавлявший строительство (независимо от того, был ли он автором или нет), и при нимавшие в нем участие мастера (живописцы, лепщики, резчики и другие) были не только исполнителями, но и творцами. Зодчий обязан был показывать, что и как делать, создавать недостающие чертежи и модели, разрабатывать композиции отделки потолков, стен, дверных и оконных проемов, следить за изготовлением шаблонов и качеством исполнения всех работ. Поэтому достройка не поручалась малоспособным архитекторам и тем более ученикам. Ее до веряли талантливым, опытным зодчим. Они же неизбежно вносили в работу что-то свое и часто становились в значи тельной степени соавторами основного архитектора. Так
73