Файл: Иогансен, М. В. Михаил Земцов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«...БЕЗ ПРОДОЛЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ БЫЛА ПОСТРОЕНА»

апустение Петербурга длилось недолго.

С приходом

в

1730 году к власти Анны Иоанновны и

объявлением

Зо

ее желании перенести столицу обратно

на берега Нев

к состоянию города и его застройке вновь стал проявляться большой интерес. Уже в июле 1730 года Сенат, осведомлен­ ный о том, что в Петербурге «многих людей домы разоряютца и строение без призрения растаскивают», предписал Б.-Х. Миниху, с 1727 года занимавшему пост генерал-губер­ натора, «иметь смотрение, дабы как на Васильевском, так и на протчих островах до раззорения домов и растаскивать строения не допускать». Миниху также вменялось в обязан­ ность «вновь строить» никого не принуждать, «кроме того, кто похочет из своей воли».

Для доклада Сенату о состоянии петербургских зданий в Москву вскоре был вызван У. А. Синявин. В начале 1731 года туда же прибыл и Земцов, взявший с собой двух учеников «для довершения многих рисунков в Москве, ко­ торые... были не окончены». Вернуться в Петербург он смог только в апреле, к началу до предела насыщенного строительного сезона.

За лето надо было восстановить городское хозяйство — починить дороги, мосты, набережные, пристани; очистить город от грязи, произвести ремонт и подновление зданий, царских столичных и пригородных резиденций. Канце­ лярия от строений стремилась к завершению крупней­

64

ших построек петровского времени, строительство которых было остановлено в конце 1720-х годов. Ко дню прибы­ тия двора в Петербург предстояло празднично оформить город.

Объем работ был колоссальным. Он требовал мобилиза­ ции сил ряда учреждений, и в первую очередь Полицеймейстерской канцелярии и Канцелярии от строений. Особенно трудно пришлось двум ведущим архитекторам тогдашнего Петербурга: состарившемуся на постройке города Доменико Трезини (ему шел уже 61-й год) и полному сил сорокалет­ нему Михаилу Григорьевичу Земцову.

Земцов кроме руководства работой своих помощников, «архитектурии гезелей» и учеников, трудившихся на разных стройках, принимал участие и в праздничном оформлении города. Он осуществлял строительство по проекту Д. Тре­ зини триумфальных ворот у главного въезда в северную столицу — Аничкова моста. Автором вторых ворот, постав­ ленных по Большой перспективной дороге, у Зеленого моста, был И. Коробов. Их строили «от Адмиралтейства*. Подобные сооружения устанавливали и в других частях го­ рода.

Работы 1731 года положили начало новому этапу в жизни города. Однако, несмотря на явный подъем, наметившийся в начале 1730-х годов, строительная деятельность не до­ стигла того размаха, который был ей присущ в первой чет­ верти XVIII века. Не было теперь и свойственного петров­ скому времени общественно-гражданского пафоса.

В эти годы обычно дружески расположенный к Земцову Б.-К. Растрелли пустил в ход все имевшиеся у него связи в придворных кругах, чтобы наиболее значительные заказы но­ вой императрицы были отданы его сыну Франческо Барто­ ломео Растрелли. Хлопоты отца-скульптора увенчались ус­ пехом, и Растрелли-архитектору было поручено проектиро­ вание, а затем и строительство двух новых дворцов — Лет-

65


него и Зимнего. Успех обеих построек превзошел все ожи­ дания. Недавно мало кому известный 32-летний архитектор сразу приобрел славу и могучих покровителей. Вскоре он получил и звание «обер-архитектора», что фактически ста-

66

М. Земцов. Проект Руинного каскада для Петергофа. 1730-е гг.

вило его выше всех архитекторов и да­ вало право получения наиболее круп­ ных работ при дворе Анны. Однако скудость казны и расточительность двора не позволяли в 1730-х годах ши­ роко вести дворцовое строительство,

ис 1735 года Растрелли работал уже

вКурляндии, где построил ряд двор­

цов для Э.-И. Бирона.

Нельзя не отдать должного ред­ кому дарованию и кипучей энергии молодого зодчего. Однако едва ли даже очень одаренному мастеру уда­ лось бы сделать столь головокружи­ тельную карьеру, если бы он не поль­ зовался покровительством влиятель­ ных при дворе лиц. Было и еще одно немаловажное обстоятельство, несом­ ненно, облегчавшее продвижение Растрелли, — общая тенденция, сло­ жившаяся с первых лет царствования Анны, выдвигать на первый план ино­ странцев.

Стремительный взлет Растреллисына в значительной степени отодви­ нул в начале 1730-х годов Земцова на

второй план. Более того, новый Летний дворец решили воз­ вести на месте, занятом Залой для славных торжествований. Можно себе представить, как тяжело было Земцову узнать, что его первую, и притом весьма удачную, постройку «пере­

67

ставят» с берега Невы в уединенное место у Карпиевого пруда. Здесь «зала» и простояла до середины века, когда за ветхостью ее разобрали.

Работы Земцова для двора Анны ограничились Петерго­ фом. Здесь в начале 1730-х годов ему было поручено рас­ ширить Верхние палаты. Земцов быстро справился с этой задачей. Из купленных десяти срубов недостроенных на Ва­ сильевском острове домов он создал два симметрично по­ ставленных 47-метровых корпуса. К чести зодчего надо от­ метить, что он сумел ритмом расставленных пилястр, при­ менением фронтонов над входами, рисунком наличников достичь стилевого единства между новыми деревянными пристройками и основной каменной частью дворца.

Земцов застеклил «светлые галереи» и разместил вдоль верхнего карниза здания парапет из балясин и статуй.

Одновременно он завершал Марлинский каскад (ныне «Золотая гора») и продолжал сооружение Руинного кас­ када (ныне «Шахматная гора»). Затянувшееся строительство каскада привело к тому, что в конце 1737 года было решено разработать новый вариант его оформления. «Учинить про­ ект и чертеж кашкаду» поручили Земцову и двум «заархитекторам» И. Бланку и И. Давыдову.

Земцов в своем проекте стремился сохранить хотя бы не­ которые черты петровского замысла, над осуществлением которого он трудился много лет. Поэтому-то в его новом варианте каскад сохраняет вид «дикой горы», по многочис­ ленным уступам которой устремляются быстрые потоки боды. Хотя этот примечательный во многих отношениях проект отличался от предыдущих большей монументаль­ ностью, тем не менее он был отклонен, а получил одобре­ ние менее сложный замысел, принадлежавший Ивану Бланку.

К числу новых авторских работ Земцова, осуществлен­ ных в начале 1730-х годов, относится каменная церковь Симеона и Анны, которая и поныне стоит на углу

68


Фасад Симеоновской церкви. 1740-е гг. Чертеж неизвестного автора. Публикуется впервые.

улиц Белинского и Моховой. Трудно сейчас представить себе, что это небольшое в масштабах сегодняшнего го­ рода сооружение некогда являлось весьма значительным, вертикальным акцентом, который господствовал над не слишком плотной окружавшей его деревянной застройкой.

69

Деревянная Симеоновская церковь. Гравюра А. Ростов­ цева. Середина XVIII в.

Почти полное отсутствие

каменных строений

на

территории

Московской

части

было

следствием

указа

от

22 октября

1723

года,

которым за­

прещалось

строить

ка­

менные здания на Адми­ ралтейской и Москов­ ской сторонах (кроме берега Невы).

Особенно малонасе­ ленной была южная часть Московской стороны. .Жили здесь главным образом

мелкие служащие, торговцы и разные мастера, связанные с Партикулярной верфью и дворцовым ведомством. Дома их с большими интервалами располагались по нечетной сто­ роне нынешней улицы Белинского, обеим сторонам Мохо­ вой улицы и Литейного проспекта, который тогда назывался Большой Литейной улицей. На ней, недалеко от современ­ ной улицы Белинского, находился дом с довольно большим земельным участком, который занимали «квадраторных дел мастера» * братья Иван и Игнатий Росси. Весьма вероятно, что Земцов бывал в этом доме, так как хорошо знал его владельцев. Не один раз приходилось им вместе трудиться над созданием нарядных интерьеров различных зданий.

* Представители этой специальности были высококвалифицирован­ ными штукатурами и лепщиками, которые не только воплощали чужие замыслы, но и являлись авторами отделки многих нарядных интерьеров.

70

Решение строить в этой части города каменную церковь созрело не сразу. В 1728 году намерения были значительно­ скромнее. Тогда вместо обветшавшей старой деревянной церкви, которая находилась «между дворовыми строениями», хотели возвести новую на каменном фундаменте. Для неето и выбрал Земцов участок на широком проезде, существо­ вавшем между Большой Литейной улицей и берегом Фон­ танки, через которую в этом месте был переброшен мост, соединявший Московскую сторону с обширной территорией Летних садов. Более того, Земцов даже «учинил» для нее чертежи «плана, фатчата (фасада. — М. И.) и боку». Однако из-за отсутствия средств к сооружению ее не приступили. Церковь имела бедный приход, и для строительства ее на­ деялись получить лес из отпускавшегося «на строение квар­ тир Семеновского полку солдатам». Пока шли переговоры, на престоле оказалась Анна Иоанновна. Ее фаворит Бирон имел преданного человека в лице командира Семеновского полка генерала А. И. Ушакова. Генерал же не упустил слу­ чая использовать всесильного герцога и получить средства на возведение каменной церкви для своего полка, расквар­ тированного в этом районе.

Теперь работы двигались совершенно в ином темпе. Уже 15 сентября 1730 года Ушаков сообщал Канцелярии от стро­ ений, которой было поручено вести работы, что «ее величе­ ство изволила указать оную церковь построить на заготов­ ленном фундаменте каменную по чертежу 3-ьего нумера...

и чтоб в строении оной церкви иметь прилежное смотрение, дабы без продолжения времени была построена» 5.

В связи с этим Канцелярия от строений приказала Зем­ цову немедленно приступить к ее сооружению, а для того, чтобы в оставшийся месяц строительного сезона 1730 года успеть вывести хотя бы фундамент, разрешила взять «из Летнего дому работных 50 человек». Кроме того, от автора проекта срочно потребовали ведомости на все необходимые:

71



■строительные материалы, так как хотели заготовить их за­ благовременно — зимой. Таким образом, принимались все меры, чтобы в работах остановки «не чинилось». Церковь возвели для того времени очень быстро. 27 января 1734 года состоялась торжественная церемония ее освящения, которой руководил Феофан Прокопович.

В отличие от базиличной (зальной) схемы, применен­ ной Д. Трезини в Петропавловском соборе и некоторых других церквах Петербурга петровского времени, Земцов исходил из традиционного типа московских - трехчастных храмов XVII века. Подобно им Симеоновская церковь со­ стояла из основного помещения — высокого четверика — и поставленного на него восьмерика. К четверику примыкала с запада прямоугольная в плане трапезная, а с востока — апсида. Традиционным являлось и расположение колокольни над входом. Однако земцовская постройка не была слепым подражанием хорошо известным русскому архитектору об­

разцам.

Зодчий сумел преобразовать старый тип храма в духе но­ вой, «регулярной» архитектуры. Не порывая с традициями в распределении общих объемов сооружения, Земцов реши­ тельно видоизменил план церкви введением пилонов, разде­ лив ими трапезную на части — нефы. Вытянутый же в плане четверик своими очертаниями скорее напоминает трансет (поперечный неф), чем основные помещения московских церквей. Он нашел необычную форму и для многогранного барабана купола. При оформлении боковых входов приме­ нил мотив балконов, покоящихся на парных колоннах. Его колокольня завершалась высоким шпилем — типичным эле­ ментом многих петербургских сооружений. Все это свиде­ тельствует о наличии в земцовском храме новых черт, не­ известных ранее в русском церковном зодчестве.

Исключительную цельность постройке придает последо­ вательное применение ордера. Стены церкви и первого

72

этажа колокольни обработаны пилястрами римско-дориче­ ского ордера. Выше, на ярусах колокольни и на барабане купола, применены более легкие ионический и коринфский

ордера.

Несмотря на довольно существенные изменения, которым подверглось это сооружение за свою 240-летнюю историю, оно и сейчас отличается благородством архитектуры, живо­ писным сочетанием объемов и хорошо найденным силуэтом.

Внутреннее убранство церкви было выдержано в доста­ точно строгом стиле, свойственном Земцову, НО ДО нашего’ времени оно не сохранилось.

В конце 20-х и начале 30-х годов XVIII века Земцову пришлось взять на себя огромный объем очень сложных и ответственных работ, связанных с завершением затянувше­ гося строительства крупнейших построек первой четверти XVIII века, возводившихся по проектам разных зодчих. Чтобы не сложилось превратного мнения, будто бы Земцов вынужден был заниматься слепым претворением в натуре чужих замыслов, заметим, что в XVIII веке (и особенно в его первой половине) строительство не сводилось к механи­ ческому воспроизведению разработанного во всех деталях проекта. В те времена зодчий, возглавлявший строительство (независимо от того, был ли он автором или нет), и при­ нимавшие в нем участие мастера (живописцы, лепщики, резчики и другие) были не только исполнителями, но и творцами. Зодчий обязан был показывать, что и как делать, создавать недостающие чертежи и модели, разрабатывать композиции отделки потолков, стен, дверных и оконных проемов, следить за изготовлением шаблонов и качеством исполнения всех работ. Поэтому достройка не поручалась малоспособным архитекторам и тем более ученикам. Ее до­ веряли талантливым, опытным зодчим. Они же неизбежно вносили в работу что-то свое и часто становились в значи­ тельной степени соавторами основного архитектора. Так

73