Файл: Георгиевский, А. Б. Проблема преадаптации. Историко-критическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Протекать по пути их постепенного усовершенствования, дошлпфовкп соответственно новым требованиям отбора.

Таким образом, эволюция путем перехода нреадантаціш в обычную адаптацию является вполне реальным процессом. Это положение не противоречит дарвинизму, а составляет его неотъемлемую часть. Попятно преадантацни, отражающее объективно существующую само­ стоятельную группу филогенетических явлении, согла­ суется с центральным положением дарвинизма, что эволюция осуществляется отбором индивидуальных мел­ ких мутаций. В этой связи принципиально важно подчер­ кнуть, что нейтральные или условно вредные при­ знаки, составляющие основу прсадаптаціш, носят, как счи­ тал п Дарвин, в с е г д а с л у ч а й н ы й х а р а к т е р по о т и о ш е II и ю к н X б у д у щ е м у и с п о л ь з о в а н и ю .


Г Л А В А II

Развитие

преадаптационизма

Внутри преадаптационизма существовали два направления: м у т а ц и о н н с т с к о е и ію м о - г с н е т н ч е с к о о , сторонники которых, объе­ диняемые общей аптндарвішистнческой пози­ цией, в то же время по-разному понимали сущ­ ность и механизмы происхождения преадапта­ ции.

Параллельно с развитием преадаптациоппзма делались попытки истолкования фактов преадаптации и с позиции теории естественного отбора. Продиктованы они были главным об­ разом необходимостью борьбы со старыми и

новыми течениями

антидарвинизма,

включая

II мутацноппстскос направление преадаптацпо-

нпзма.

в этой главе

уделяется

Особое внимание

критике преадаптационизма и вместе с тем указывается на некоторые ошибки, допущен­ ные в этой критике со стороны дарвинистов.1

1. МУТАЩІОШІСТСКіт п р е а д а п т а ц и о іш зм

Как уже отмечалось, гипотеза Кено—Девен­ порта во многом опиралась па положения мутациопизма. Тесное родство между этими кон­ цепциями нашло затем отражение в понятии

мутационной прсадаптации,

предложенном

А.

Парром (Рагг, 1926). Исходя из этого,

мы

и

дали созданному Кено и

Девенпортом

па-

40

правлению название «мутацпонистскпй прсадаптацпо-

инзм».

Выдвинутая этими авторами концепция нашла до­

вольно

широкое

признание

среди биологов, разде­

лявших

мутациоипстские идеи эволюции. Увеличе­

ние числа ее

сторонников

можно объяснить сле­

дующими причинами. Во-первых, в эволюционной мор­ фологии, физиологии, генетике, экологии накапливается фактический материал, который, казалось бы, ые противо­ речил концепции преадаптацпоннзма, одиако при более глубоком и правильном анализе опровергал ее основное аптпдарвішистпческое ядро. «Теория преадаптащш дол­ гое время подкупала исследователей тем, что опа как будто бы находилась в полном согласии со многими фак­ тами» (Дубинин, 1966 : 236). Во-вторых, преадаптациоиизм был одной из попыток решения проблемы закономерностей перехода организмов в новые условия среды, представляв­ шей известное затруднение для эволюционной теория.

Развитие мутацпоннстского преадаптацпоннзма распа­ дается на два периода. Рапний период датируется появ­ лением гипотез Кеио и Девенпорта и оканчивается в се­ редине 20-х годов, поздний охватывает время с середины 20-х до начала 50-х годов.

Одним из ранних сподвижников мутацпонистского преадаптацпоннзма был Т. Г. Морган (Morgan, 1903). Новая форма, утверждал он, возникает внезапно и, од­ нажды появившись вне всякой связи с внешней средой, может затем закрепиться в подходящих условиях.

Значительное внимапие уделил развитию выдвинутых нм ранее идей преадаптационистского характера К. Эйген-

манн (Eigenmann, 1909а, 19096). Рассмотрим одну из наиболее интересных в этом отношении его работ (1909а), опубликованную в сборнике, посвященном полувековому юбилею дарвинизма.

Эйгенмаип выделил два основных типа адаптаций: к абиотическим и биотическим условиям среды. Среди этих типов он различал главные адаптации, т. е. адапта­ ции широкого характера, второстепенные адаптации, т. е. адаптации к частным факторам среды (температуре, освещеппости и т. и.), и особенности организации, которые «станут адаптациями в будущем» (1909а : 201).

Этот автор считал, что вопрос о механизмах эволюции адаптаций является одппм из самых трудных пе только


для его современников, но, вероятно, и для биологов всего XX столетня. Одно только ясно сейчас, продолжал он, что этот вопрос заключается в том, какие механизмы управляют происхождением адаптивных модификаций (выражение Эйгенмаииа) и каким образом соматические адаптивные изменения переходят в наследственные. Для его решения, заключал он, было предложено много гипо­ тез, но ни одну из них нельзя признать более или менее удовлетворительной.

Эволюция, писал Эйгенманн, обычно рассматривается как процесс приспособления организмов к окружающим их условиям. «Но нс так давно было выдвинуто предпо­ ложение, согласно которому животные сами выбирают ус­ ловия среды, соответствующие их организации» (там же :

202).

Вряд ли будет справедливым утверждение, продолжал автор, что адаптированная фауна стала таковой именно в тех местах, в которых опа сейчас обитает. Исключение из этого правила составляют разве лишь эндемичные виды. Большей же частью сообщества складываются из видов-иммигрантов, заранее приспособленных к усло­ виям среды, в которых мы их сейчас наблюдаем. Это положение Эйгенманн демонстрировал тремя группами фактов: миграция морских рыб в пресные водоемы, и наоборот, пресноводных рыб в соленые бассейны; про­ никновение морских форм в реки с быстрым течением благодаря уже имеющейся у них способности к размно­

жению крупной

икрой и наличию специальных средств

ее

прикрепления

к

дну реки; переход наземных форм

в

пещеры.1 «Таким

образом, эти две главные адаптации

(эврпгалинность и способность сохранять продукты раз­ множения в условиях быстрых течений, — А. Г.) были приобретены предками пресноводных рыб еще до того, как они обосновались в реках» (там же: 203). Изучение происхождения пещерной фауны также дает пример «измеиеппя местообитания благодаря наличию предопре­ деленных главных адаптаций и последующей выработки второстепенных адаптаций» (там же: 204). Так, в на­ стоящее время пещеры колонизируются мигрирующими

1 Как было показано выше, этп же факты приводил нескол позднее Кено (Cuénot, ЮМ, 1914).


саламандрами, которые приспособились к пещерной жизни еще па понерхностп земли.

«Главная адаптация», по Эіігеиманпу, п есть то, что предрешает успех завоевания видами новых биотопов. Одно из возможных решений вопроса о механизмах происхождеиня этого типа адаптаций Эйгенмапп признавал за мутационной теорией де Фриза, по особенно не на­ стаивал на нем. Далее он пояснял, что использование «главной адаптации» сопровождается выработкой «второ­ степенной адаптации», т. е. специализацией. Среда п приспособление к ией изменяются сопряженно, подобно тому как бронебойный снаряд н броня совершенствова­ лись параллельно. Однако наличие «главных адаптаций», заключал он, является основным условием выживания организмов при смене среды.

Утверждение Кеио п других, что главный путь эво­ люции адаптаций заключается в приобретении «предва­ рительных приспособлений», нашло поддержку со сто­ роны Ж. Леба (Locb, 19J5, 1916). Еще в 1889 г., как отмечал сам автор, он обратил внимание па тот факт, что положительный гелиотропизм и отрицательный

гальванотропизм

обнаруживаются у

таких

животных,

для

которых

эти реакции

могут

оказаться полез­

ными

лишь в будущем (Loeb,

1916;

здесь и

далее цпт.

по: Леб, 1926:9). Это положение, по мнению Леба, убедительно подтверждается и фактами происхождения фауны пещер. «Кено для таких случаев предложил тер­ мин преадаптацпя, что правильно определяет положение вещей»,—писал Леб (там ж е: 245). Он попытался обо­ сновать идею Эйгснмаппа и Кено с генетической точки зрения, предположив, что слепые формы возникают вслед­ ствие гетерогенной (heterogeneous) гибридизации (Loeb, 1915). Кроме того, существенную роль в этом процессе, по мнению Леба, могут играть и мутации, вызываемые воздействием «неспецифических» факторов среды (на­ пример, пониженной температурой).

Ж. Леб писал, что в литературе можно встретить немало экспериментальных данных, подтверждающих гипотезу Кено. Так, результаты, полученные П. Эрлихом при исследовании адаптации трппанозом к мышьяку, сле­ дует рассматривать как доказательство существования устойчивых форм еще до воздействия яда. Ч. Девенпорт и А. Кастл показали, что головастики лягушки, содержа-

43


щпеся в среде с температурой І5°С, переходили в состоя­ ние теплового шока лишь при 40.3°. При культивирова­ нии их в среде с температурой 25° состояние теплового шока наступало при 43.5°. Следовательно, как правильно заключал Леб, головастики уже обладали устойчивостью, значительно превышающей их температурный оптимум.

Рассмотренные факты имеют для иас определенный интерес, так как оии свидетельствуют о реальной воз­ можности существования организмов в необычных для них условиях среды. Но правильное описание этих фак­ тов иеобходимо отграничивать от теоретического обобще­ ния их Лебом в качестве попытки доказать справедли­ вость гипотезы Ксно в целом, как опровергающей дарви­ низм.

Вместе с тем следует подчеркнуть правильный вывод Леба, что приведенные им реальные факты преадаптацин служат убедительным аргументом против гипотезы механоламаркнстов (в частности, Броун—Секара и Каммсрера). «В самом деле „приспособленность“ весьма часто существует еще до того, как животное попадает в среду, в которой оно этой своей „приспособленностью“ сможет воспользоваться. Эти соображения освобождают пас также от необходимости постулировать существование

наследствепиой передачи благоприобретенных

призна­

ков. ..» (Леб, 1926 : 9—10).

 

Позицию, сходную с мутацнопистским преадаптацио-

ппзмом в критике ламаркизма и дарвинизма,

занимал

В. Бетсон (Bateson, 1913). До сих пор, писал оп, остается открытым вопрос, каким образом организмы приспособи­ тельно реагируют па условия среды, в которых они ни­ когда ранее пе проживали (1913:189). Что может быть более простым, иронически замечал Бетсоп, как допу­ стить мысль о накоплении в нескольких поколениях при­ обретенных в ходе прямого приспособления признаков. Но, к сожалению, нет нп одного достойного упоминания случая в пользу такого предположения. Тем не менее факты, констатировал Бетсон, говорят за то, что в тече­ ние очень короткого времени, иногда двух-трех поколе­ ний, многие виды, в особенности растений, успешно при­ спосабливаются к новым условиям. В качестве примера оп ссылался на известные опыты Ф. Шюбелера (Schübeler, 1862), культивировавшего средпеевропейскпо сорта кукурузы и пшеницы в Норвегии и обнаружившего зпа-

44