ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
0« Р Ь Я 1ВЕЛЕСИАНИ
ч .
ЖизньВ НАУКЕ
ШТ Р И Х И
КИОРТРЕТА/Л.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЕРАНИ» ТБИЛИСИ 1971
v;..;4o |
\ |
|
|
|
|
|
u'M'O |
|
^ |
|
|
|
|
uiJrfr.ft** ‘ ”' |
|
— |
v |
очерки |
журнали |
|
J L -------------в этой книге |
собраны |
|||||
стки Софьи Гвелесиани, рассказывающие о |
||||||
жизни и |
научном творчестве |
таких круп |
||||
ных грузинских |
ученых, |
как |
Н. |
Мусхели- |
||
швили, |
И. |
Бериташвили, |
Г. |
Церетели, |
В. Купрадзе, Э. Андроникашвили и К- Бахтадзе. Очерки эти, по определению автора,
— только штрихи к портретам, только «приступ» к созданию больших биографий больших ученых.
Но и сейчас, думается, читатель ощутит всю поэзию научного подвига, всю красоту жизни, отданной исканиям и обретениям научной истины.
|
ВЛАСТЕЛИН ЦИФР |
|
— Николай Иванович Мусхелишвили? |
Глава Гру |
|
зинской |
математической школы. Автор |
выдающихся |
трудов |
в области математической теории |
упругости и |
сингулярных интегральных |
уравнений. |
Обаятельный и |
||||||
остроумнейший |
человек... — |
Мой собеседник |
смотрит |
|||||
на меня |
чуть |
удивленно: — Вы и сами это прекрасно |
||||||
знаете... |
конечно, |
но, видите |
ли, мне |
хотелось |
бы |
|||
— Да, |
||||||||
перевести |
все это |
с математического языка |
на обще |
|||||
доступный. |
|
|
|
поймут и так. Ну, |
а не |
|||
— Напрасно. Математики |
||||||||
математики, — он делает паузу, и обычно |
суховатый |
голос его обретает глубину, которая, по-видимому, дол жна смягчить для меня категоричность последующих его слов. — Не имеющие отношения к математике, уве ряю вас, не поймут ничего, как бы это ни объясняли. Языком математики можно выразить все земные отно шения, но математику нельзя переложить на язык обыч ных слов!
5
Тропинку к доступности теорий и проблем высо кой науки я стала искать там, где наука оборачивается к людям своей практической стороной.
Исследования академика Мусхелишвили по теории упругости нашли широкое применение в машиностро ении, при расчете прочности машин и инженерных со оружений —- мостов, высотных зданий, самолетов, кос мических кораблей, заводов. Теория упругости помогает
рассчитывать нагрузки |
на |
каждую деталь сооруже |
ния или движущегося |
тела, |
определить необходимый |
запас прочности, точно предусмотреть расходы металла или строительных материалов. Безымянный зодчий пи рамиды Хеопса, владей он теорией упругости, сумел бы воздвигнуть ее столь же прочной, затратив намного меньше «строительных материалов» и «человекодней».
Высокий коэффициент полезного действия трудов Мусхелишвили обеспечил повсеместное признание его заслуг. Высокую оценку получили его труды на между народном математическом симпозиуме в Тбилиси.
В рецензии крупнейшего английского ученого Р. Хи ля, опубликованной в английском журнале «Напор» под заголовком «Веха в теории упругости», публикация мо нографии Мусхелишвили называется «событием перво степенной важности».
Мне и раньше доводилось беседовать с Мусхели швили и писать о нем, видеть и слышать его па различ ных заседаниях, конференциях и торжественных юби лейных вечерах. Новая встреча должна была расширить мои представления о человеке, облеченном высокими полномочиями президента Академии наук Грузинской ССР.
В детстве проявились и определились математиче ские устремления и блестящее дарование ученого. Внеш ние обстоятельства его жизни складывались естест
6
венно счастливо. И мать и отец — широко образован ные люди. Но если мать, Дарья Алексанровна Сагинашвили, развила в детях любовь к языкам и литературе, то отец, Иван Леванович Мусхелишвили — военный ин женер, наукой считал точные науки.
«Когда мы приносили отметки, — вспоминает ака демик, — отец смотрел только на оценки по математике, на остальные не обращал внимания». Замечу, что ма тематические способности в этой семье передаются по наследству. Сын академика — доктор наук Гурам Ни колаевич Мусхелишвили, работает в области автомати ки, а старшая внучка, Ольга, завершив среднее образо вание в специальной математической школе, учится в Тбилисском университете.
Окончив в 1909 году тбилисскую гимназию, будущий ученый поступает на физико-математический факультет
Петербургского |
университета, по окончании которого |
его оставляют |
«для подготовки к профессорскому зва |
нию». Здесь, в высокоинтеллектуальной научной среде,
формируются его научные |
интересы. И все же он впра |
|
ве сказать впоследствии, |
что |
научное его развитие |
шло «самостийно». В двадцать |
девять лет — шел 1920 |
год — Николай Иванович Мусхелишвили приглашается
на работу в Тбилисский университет (основанный |
за |
|
два года до этого), |
где в составе славной четверки, |
ко |
торая начинала в |
Грузии математическую науку |
(А. М. Размадзе, Г. Н. Николадзе, Н. И. Мусхелишви ли, А. К- Харадзе), обеспечивает развитие научных ис следований по основным направлениям математики и механики, а также преподавание физико-математиче ских дисциплин на высоком уровне.
Однако и здесь он помнит о своих учителях — Гу рии Васильевиче Колосове, совместно с которым напи
7
сана его первая научная работа «О равновесии упругих круглых дисков», и о других математиках.
...Уже около пятидесяти лет заведует Николай Ива нович Мусхелишвили кафедрой механики Тбилисского университета. С основания Академии наук Грузии — февраля 1941 года, Николай Иванович — ее бессменный
президент. Директор |
математического |
института |
име |
|
ни А. М. Размадзе, |
он много |
лет |
возглавляет |
На |
циональный комитет |
СССР по |
теоретической и |
при |
|
кладной механике. Академик, депутат |
Верховного |
Со |
вета СССР, лауреат Государственных премий, Герой Со циалистического Труда. Нужно ли называть все почет ные звания, все награды...
Есть главный результат — под руководством уче ного, под влиянием его научных идей сложилась и бур но развивается в Грузии математическая физика. Раз виваются и другие направления. Дело, которое начина ли четверо, продолжают сейчас десятки докторов и сот ни кандидатов наук. Учеников президента можно встре тить даже в Новосибирске — новом научном центре
СССР, где первые несколько лет университет возглав лял академик И. Н. Векуа, ныне ректор Тбилисского университета, ученик и давний друг президента.
— Николай Иванович, что вы больше всего цените
влюдях, в ученых?
—Прямоту, любовное отношение к делу, стремление
как можно больше содействовать подготовке кадров — воспитанию молодежи.
Секундная пауза, и ученый развивает только что вы сказанную мысль. У молодежи надо вырабатывать стремление к значительному, охоту к глубокому проник новению в сущность вещей, учить ее глубоко и широко овладевать современными методами науки, схватывать стратегию дальнейшего их развития.
8
Труды академика являют собой пример именно та кого отношения к предмету. Отсюда, по-видимому, и классическая ясность, строгость его трудов, — резуль тат сознательных усилий ученого. Николай Иванович говорит своим ученикам:
«Будучи Риманом или Пуанкаре, вы можете писать, как хотите, — люди потратят много времени, но разбе рутся в написанном вами. Но если вы обычный матема тик — извольте писать тщательно, извольте быть по нятным». И подает им пример логической строгости и стройности изложения, хотя трудно назвать столь выдающегося ученого обыкновенным математиком. В умении избегать крайностей — как недоговоренности, так и лишних подробностей в изложении мысли, — вы соко ценимая математиками особенность его научного творчества. Впрочем, давно известно, — кто ясно мыс лит, тот ясно излагает. Теперь вряд ли возможно ука зать работу по плоским задачам теории упругости, кото рая бы не учитывала его книгу. Труды академика Мусхелишвили по теории упругости издавались на англий ском, китайском, румынском языках, по сингулярным интегральным уравнениям — на немецком и англий ском. О распространении его трудов свидетельствуют и широкие научные связи Мусхелишвили, являющегося иностранным членом Болгарской и Польской академий наук, возглавлявшим делегации советских ученых на математических конгрессах в Брюсселе, Италии, в Мюнхене, почетного гостя на праздновании 300-летия Лондонского Королевского общества, кавалера иност ранных орденов и медалей.
Я прошу Николая Ивановича дагь свое, краткое оп ределение математики.
— Математика — одна из важнейших отраслей зна ния, оказавшая и оказывающая влияние на весь про
9
гресс человечества. Невозможно дать определение мате матики в нескольких словах. Ни одно из кратких опре делений не могу признать удовлетворительным.
Улыбаясь, он берет с книжной полки большой том и передает его мне, затем другой, еще толще. На коричне
вом переплете, включающем шестьсот страниц убористо го текста, мой вопрос отпечатан типографским спосо бом.
Ответ на шестистах страницах, не меньше? Стремление к глубине и ясности сказывается и на
литературных пристрастиях ученого. Первые осознан ные литературные впечатления — мать читает детям Гомера. Он сказал о книгах: «Бараташвили я очень люблю», «страшно люблю Пушкина», «любимых книг у меня много — Толстой, Достоевский, Тургенев, Мопас сан, Стендаль...»
Всегда вежливый и любезный, он не бережет своего обаяния для торжественных событий и, может быть, в этом один из секретов его популярности. В Грузии имя его известно всем, от мала до велика. Ему достаточно узнать, что кто-то нуждается в его помощи, и помощь будет оказана. Но. вместе с тем, натуре его глубоко чужды панибратство, заигрыванье с людьми.
Крупной личности предопределено влиять на окру жающих и служить примером для подражания, порой чисто внешнего. Иным это льстит, других раздражает. Николая Ивановича занимает другое — научные цели возглавляемой им математической школы. Эти цели он определяет, как дальнейшее развитие методов, вырабо танных грузинской математической школой с точки зре ния их применения к различным практическим задачам, дальнейшее углубление уже развитых методов.
Именно поэтому последнее, третье, издание его книги «Сингулярные интегральные уравнения» значительно
Ю
расширено за счет новых результатов, полученных за последние несколько лет.
Николай Иванович любит работать по ночам, расха живая взад и вперед по комнате. Привычка выработа лась в Петербурге, а укрепилась на родине.
Очевидно, это беспокоило соседей. На прежней своей квартире, где он жил на втором этаже, в день его рож дения соседи ириподнесли ему блестящую, красиво раз рисованную коробку, открывавшуюся с помощью сереб ряного ключа. Открыв коробку. Николай Иванович обнаружил в ней домашние туфли на войлочной подош ве и сказал друзьям: «В этом деликатном поступке со седей мне слышится: «Дорогой мой, какой же ты уче ный. если, установив правила объяснения основных за дач теории упругости, не сообразил того, что войлок бо лее упругий, мягкий и «тихий» материал, чем гвозди, ко торыми подбиты твои башмаки?».
В селе Мацевани Тетрицкаройского района, где ро дились брат и сестра ученого и где проходили его детские годы, много лет назад писал он свой первый труд. Писал по ночам, при свете керосиновой лампы, от дыхал, отмеряя деревенские пространства, охотясь на перепелов, слушая грузинские народные песни (он их только слушает, ибо его собственные вокальные упраж нения не вызывают сочувствия окружающих), читал книги.
Лучше всего работается ему в деревенской непритя
зательной тишине, теперь на даче в |
Цхнети, в ти |
шине, о которой он помнит в Тбилиси |
и в Москве, в |
Лондоне и в Риме. |
|
1968 г. |
|
ПОДВИГ УЧЕНОГО
Задумывались ли вы над тем, что же такое подвиг? Поступок? Или жизнь?
Любая эпоха, любое время могут подсказать аргу менты — в пользу и одного и другого определения...
Значит ли это, что есть две категории подвига? Нет. Потому что обе категории подвига — закономерный ре зультат прошлого опыта. Потому что в историю науки (а именно о научном подвиге идет у нас сейчас речь) че ловек вписывает свое имя не в результате одного-единст- венного усилия (хотя последнее во всех случаях воз можно как следствие предыдущего развития), а всей со вокупностью размышлений, раздумий, открытий и, на конец, — поведением в поисках научной истины.
Вот такой жизнью-подвигом представляется жизнь Ивана Соломоновича Бериташвили. Советский акаде мик, патриарх грузинской физиологической школы, по четный член ряда международных организаций, среди которых Академия наук в Нью-Йорке и Международ ная организация по изучению головного мозга, он ро дился и рос в маленьком кахетинском селе Веджини. Тогда надо было быть пророком, чтобы, заметив его в босоногой толпе деревенских мальчишек, увидеть в нем будущее светило науки. И не только тогда, хотя при-
12