Файл: Возженников, Н. П. Справочник юного автомобилиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

новым техническим достижением — с конвейера завода сошел выносливый автомобиль МАЗ-500. На его базе создана целая серия модификаций: тягач-грузовик^ для работы с прицепом, самосвал МАЗ-503А, седельный тя­ гач МАЗ-504, тягач-лесовоз МАЗ-509, самосвальный автопоезд МАЗ-511 грузоподъемностью 14 т, грузовики для работы в северных районах страны, в условиях жар­ кого климата и другие интересные модели.

В дальнейшем дизельные автомобили для массовых магистральных перевозок пополнились такими модифи­ кациями, как трехосные грузовики МАЗ-516 грузоподъ­ емностью 14,5 г, у которых задняя поддерживающая ось может вывешиваться, грузовики-тягачи МАЗ-514 грузо­ подъемностью до 14 т (с прицепом 23 т), автопоезда МАЗ-515 с полуприцепом й МАЗ-941, позволяющие пере­ возить до 25 г полезного груза, и другими техническими

новинками.

Минский автозавод в основном выпускает дизельные

автомобили-богатыри и большегрузные автопоезда.

 

БелАЗ — целое семейство гигантских

автомобилей

еще одного Белорусского автомобильного завода.

Его

первый автомобиль, носивший название

МАЗ-525

(он

изготовлен по чертежам Минского автозавода), выпу­ щен 6 ноября 1958 г. Но уже в октябре 1961 г. этот за­ вод начал испытание могучего самосвала БелАЗ-540 оригинальной конструкции, а осенью 1965 г. организо­ вал серийное производство автомобилей-гигантов гру­

зоподъемностью 27 т.

себя на

строительст­

Они неплохо зарекомендовали

ве Братской ГЭС, на перекрытии

Енисея,

в мощных

карьерах при вывозке скальных пород. Самосвал-гигант БелАЗ-540 дважды удостоен золотых медалей: на весен­ ней Лейпцигской выставке в 1965 г. и на Пловдивской выставке в 1966 г.

30

К 50-летию Великого Октября автозавод начал се­ рийное производство новых самосвалов-гигантов БелАЗ-548А и созданных на их базе могучих автопоездов БелАЗ-548В-5272 грузоподъемностью 65 т. На автоги­ гантах установлены четырехтактные двенадцатицилинд­ ровые дизели ЯМЗ-240Н мощностью 500—520 л. с.

Белорусский самосвал-гигант БелАЗ-548А награж­ ден в 1967 г. юбилейной Золотой медалью на междуна­ родной ярмарке в Лейпциге. Лауреату досталась тысяч­ ная медаль.

Новый самосвал-гигант БелАЗ-549 грузоподъемно­ стью 75 г с электромеханической трансмиссией, опытный образец которого выпущен к пятидесятилетнему юби­ лею Советской власти,— очередная техническая новинка завода. Он является «отцом семейства» и прототипом для супергигантских автопоездов-самосвалов грузо­ подъемностью 120, 180 и 300 г. А могучий представи­ тель этого семейства — автопоезд грузоподъемностью 120 г с газотурбинным двигателем явился достойным производственным подарком к 100-Летию со дня рожде­ ния В. И. Ленина.

Белорусский автозавод подарил народному хозяйст­ ву отличные самосвалы-гиганты и исполинские автопо­ езда.

МоАЗ—еще одна эмблема автомобилей самосвалов, выпускаемых Могилевским автозаводом им. С. М. Ки­ рова. В 1966 г. он изготовил самосвал-вездеход МоАЗ522 грузоподъемностью 18 т. На самосвале установлен четырехтактный дизель ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. Его собрат МоАЗ-522А отличается улучшенной подвес­ кой и гидромеханической трансмиссией.

Оригинальную конструкцию представляет мощный одноосный тягач МоАЗ-546П с полуприцепом-скрепе­ ром, предназначенный для земляных работ на строи-

31


тельстве дорожных магистралей и гидротехнических СО' оружений.

Одноосный тягач МоАЗ-546П со скрепером

КрАЗ — эмблема дизельных трехосных автомобилей Кременчугского ордена Трудового Красного Знамени автозавода. Его первые автомобили — 12-тонный трехос­ ный грузовик КрАЗ-219, седельный тягач КрАЗ-221, са­ мосвал КрАЗ-222 и автомобиль повышенной проходимо­ сти КрАЗ-214 — сделаны по чертежам Ярославского мо­ торного завода с небольшой модернизацией, с дизелями ЯАЗ-М206А мощностью 180 л. с.

После очередной модернизации к основной марке указанных автомобилей добавился буквенный индекс «Б». Вскоре завод начал осваивать производство деся­ титонных самосвалов КрАЗ-256 с новым четырехтакт­ ным дизелем ЯМЗ-238. Затем появились 12-тонные са­ мосвалы КрАЗ-256Б, грузовики общего назначения КрАЗ-257, седельные тягачи КрАЗ-258 и автомобили высокой проходимости КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В,

а2

Особый интерес для северян представляет самосвал КрАЗ-256БС грузоподъемностью 12 т. Автомобиль-севе­ рянин снабжен предпусковым подогревателем ПЖД44Б, работающим на дизельном топливе, и специальным приспособлением для впрыска в цилиндры легковоспла­ меняющейся жидкости в момент пуска. Аккумуляторные батареи и топливный бак обогреваются теплом выпус­ каемых газов. Регулировка теплового режима двигателя осуществляется электромагнитной муфтой, автоматиче­ ски включающей вентилятор системы охлаждения. Ка­ бина утеплена поропластом, а противотуманные фары

улучшают видимость.

УралАЗ — заводская марка Уральского ордена Тру­ дового Красного Знамени автомобильного завода, ко­ торый в 1944 г. начал производство грузовиков ЗИС-5В, а затем УралЗИС-355. В 1958 г. завод создал новую мо­ дель грузового автомобиля общего назначения Урал355М с двигателем мощностью 95 л. с., но вскоре пере­ шел на изготовление трехосных автомобилей высокой проходимости Урал-375Т с односкатными шинами и ре­ гуляторами давления в них.

После модернизации появился вездеходный автомо­ биль Урал-375Д, способный преодолевать заболоченные участки бездорожья, пески и снежные заносы, а также броды глубиной до 1,5 м. На его базе созданы трехос­ ные автомобили повышенной проходимости и грузоподъ­ емности. Седельный тягач аналогичного типа успешно эксплуатируется в составе автопоезда с полуприцепом ОдАЗ-935.

Творческий коллектив завода активно работает над дизелизацией выпускаемых автомобилей и внедрением многотопливных двигателей.

КАЗ — эмблема Кутаисского автомобильного завода им. Г. К Орджоникидзе. 18 августа 1951 г. с его кон­

2 Заказ 7952

33


вейера торжественно сошел первый автомобиль с мар­ кой КАЗ-150 Затем последовали тягачи, цементо­ возы и другие модели, изготовленные на базе автомо­ билей ЗИС-150 и ЗИЛ-164. В 1963 г. завод стал выпус­ кать оригинальные автомобили-тягачи КАЗ-606 г цель­ нометаллической кабиной, расположенной над двигате­ лем, а с 1967 г. он перешел на выпуск автопоездов «Колхида», состоящих из седельного тягача КАЗ-608 и полуприцепа КАЗ-717. Его двигатель и основные агре­ гаты унифицированы с ЗИ Л -130.

Автопоезда с маркой «Колхида» успешно эксплуати­ руются на междугородных перевозках.

БАЗ — заводская марка Брянского автозавода. Об­

ширна

номенклатура

продукции

завода— это

авто­

мобили,

агрегаты, и узлы к ЗИ Л -131. Но особо следует

выделить четырехосный

вездеход БАЗ-135, предназна­

ченный для работы в условиях бездорожья.

 

 

Здесь рождаются малолитражные

 

АЗЛК — Московский

ордена

Трудового Красного

Знамени

автомобильный

завод им.

Ленинского

комсо­

мола.

 

 

 

 

У завода интересная история, повествующая о рож­

дении отечественных малолитражных

автомобилей.

День рождения завода — 6 ноября 1930

г., когда с кон­

вейера сошли первые десять автомобилей. Тогда пред­ приятие носило другое название — Московский автосбо­ рочный завод им. КИМ (Коммунистического интерна­ ционала молодежи).

Второе рождение завода связано с выпуском отече­ ственных легковых автомобилей КИМ-10. 'конструиро­ ванных Научно-исследовательским автомобильным и ав­


томоторным институтом — НАМИ. Это была четырех­ местная малолитражка с двигателем мощностью 26 л. с. После выпуска 500 машин их производство было приос­ тановлено в начале Великой Отечественной войны.

Третье рождение завода .— декабрь 1946 г., когда с его конвейера сошел легковой автомобиль «Москвич400», а завод уже назывался по-новому: Московский за­ вод малолитражных автомобилей — МЗМА. «Москвич400», более комфортабельный, чем его довоенный пред­ шественник, вскоре уступил место модернизированному «Москвичу-401», а этот, в свою очередь, — «Москвичу402». На «Москвичах» устанавливался маломощный дви­ гатель с нижнеклапанным распределительным механиз­ мом.

В 1958 г. завод переключился на производство более усовершенствованного легкового автомобиля «Москвич407» с новым двигателем мощностью 45 л. с. и с верхним расположением клапанов. На его базе создано несколь­ ко модификаций.

Некоторое время завод выпускал переходную модель легкового автомобиля «Москвич-403», а затем ее вы­ теснил модернизированный «Москвич-408». Он имел та­ кие модификации, как автофургон «Москвич-433», уни­ версал «Москвич-426», медицинский «Москвич-408М», почтовый «Москвич-408П» с правосторонним располо­ жением руля и другие специализированные автомобили.

18 мая в год исторического юбилея 50-летия Совет­ ской власти с заводского конвейера торжественно сошел миллионный автомобиль, а в конце юбилейного года за­ вод освоил производство изящных и выносливых легко­ вых автомобилей «Москвич-412» с двигателем мощно­ стью 75 л. с. В начале 1970 г. на них стали ставить об­

новленные кузова с улучшенной облицовкой и прямо­ угольными фарами.

2*

35

Нельзя не отметить, что «Москвич-407» и особенно «Москвич-408» пользуются заслуженной и оправданной на практике популярностью среди юных спортсменов-ав- томобилистов на соревнованиях по фигурному вождению автомобилей.

«Иж»— эти две буквы стоят на облицовке радиато­ ров легковых автомобилей типа «Москвич-408», вышед­ ших из экспериментального цеха Ижевского автозавода. Модернизированный автомобиль носит знакомое назва­ ние «Москвич-412», как и его столичный собрат.

Когда закончатся строительные и монтажные рабо­ ты и новый автозавод достигнет проектной мощности, с его конвейера ежегодно будут сходить свыше 150 000 малолитражных автомобилей.

ВАЗ — марка нового гиганта автомобилестроения Волжского автомобильного завода (г. Тольятти). Его проектная мощность 660 тыс. малолитражных легковых автомобилей. Это значит, что каждую минуту с завод­ ского конвейера будут сходить 2—3 автомобиля.

Завод еще только начал строиться, а на эксперимен­ тальной базе уже проводились испытания опытных об­ разцов под условным названием ВАЗ-2101. В сентябре 1970 г. с конвейера автогиганта сошли первенцы — лег­ ковые машины «Жигули».

ЗАЗ — эмблема Запорожского автомобильного за­ вода «Коммунар». В 1960 г. он начал производство не­ обычных «Запорожцев» — легковых микролитражных автомобилей ЗАЗ-965. Четырехцилиндровый двигатель, устанавливаемый на этих автомобилях, имеет воздуш­ ное охлаждение и небольшую мощность, всего 23 л. с., а литраж его составляет 0,75 л. Силовой агрегат, объеди­ няющий в одном блоке двигатель со сцеплением, коробку передач и задний мост, располагается в задней части автомобиля.

36


Позже

завод стал

выпускать

автомобили ЗАЗ-966В

и ЗАЗ-966.

 

карточка» Луцкого машинострои­

ЛуМ З—«визитная

тельного завода.

 

годов

запорожские специа­

В

начале шестидесятых

листы

на

базе автомобиля

ЗАЗ-966В сконструировали

и выпустили экспериментальную

партию малолитраж­

ных грузо-пассажирских автомобилей для села ЗАЗ-969 с передним расположением силового агрегата. После того как опытные образцы прошли всесторонние испы­ тания на горных дорогах Памира и в песках Кара-Ку- мов, производство сельских автомобилей было передано Луцком у заводу.

В 1966 г. завод освоил оригинальные грузо-пасса­ жирские автомобили ЗАЗ-969В с передним ведущим мостом — переднеприводные. Затем луцкие конструкто­ ры создали автофургон, предназначенный для обслужи­ вания магазинов, столовых, ресторанов и кафе. У него также один ведущий мост — передний, и силовой агре­ гат тоже расположен в передней части. Автомобиль снабжен предпусковым подогревателем, смонтирован­ ным в моторном отсеке.

Заводы микроавтомобилей

УАЗ — популярная заводская марка Ульяновского ордена Трудового Красного Знамени автомобильного завода. Здесь в военный 1942 год во временно приспо­ собленных цехах началась сборка автомобилей ЗИС-5. А два года спустя было принято правительственное по­ становление о строительстве нового автозавода. В 1954 г. ульяновцы организовали производство грузо-пассажир­ ских автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69, а потом и легковых пятиместных автомобилей ГАЗ-69А.

37

Эти машины встречаются повсеместно: на улицах го­ родов, на полевых дорогах, на армейских учениях и па­ радах, на пограничных тропах и автомобильных состя­ заниях. Много лет из ворот завода выходили грузовые микроавтомобили УАЗ-450 и УАЗ-450Д оригинальной конструкции с кабиной, расположенной над двигателем, а также автофургоны и санитарные автомобили, изго­ товленные на их базе. В шестидесятых годах появились УАЗ-451 и УАЗ-451Д грузоподъемностью 800 кг, затем однотонные УАЗ-451ДМ и другие модификации. Немно­ го позже завод наладил производство микроавтомоби­ лей «семейства» УАЗ-452, в котором почетное место за­ нимает микрогрузовик УАЗ-452Д, удостоенный в 1966 г. Золотой медали на Московской международной выстав­ ке. Недавно ульяновцы освоили производство новой мо­ дели УАЗ-455Д, а знаменитым вездеходам улучшили конструкцию и дали новый индекс: грузо-пассажирско­ му — ГАЗ-69-68, а легковому — ГАЗ-69А-68.

Очередная новинка завода — вездеход УАЗ-469 и другие модели специализированных автомобилей.

ЕрАЗ — марка сравнительно недавно появившегося Ереванского автозавода.

В производственном плане завода — автофургон ЕрАЗ-762 грузоподъемностью 1 т, автофургон ЕрАЗ-763 и другие автомобили.

Автосборочные и другие предприятия

Одни из них специализируются на сборке автомоби­ лей из готовых агрегатов и монтируют специальные ку­ зова и оборудование. Другие только устанавливают на готовое шасси специальное оборудование или механиз­ мы, которые сами же изготовляют.

38