Файл: Возженников, Н. П. Справочник юного автомобилиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ва М обозначает моторное масло, средняя цифра — вяз­ кость, а последняя буква определяет применение данно­ го масла: А — для карбюраторных двигателей старых моделей, Б — для форсированных карбюраторных дви­ гателей и нефорсированных дизелей, В — для форсиро­ ванных дизелей.

В других агрегатах автомобиля употребляются трансмиссионные масла, а в открытых узлах — консис­ тентные смазки.

Глава XIV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

Безопасность движения по улицам и дорогам во мно­ гом зависит от технического состояния, от исправности автомобилей. Недаром в «Правилах движения» перечис­ ляются те дефекты, с которыми автомашины не допуска­ ются к эксплуатации. Профилактический комплекс пла­ новых мероприятий, предупреждающий появление неис­ правностей, предусматривает контрольные осмотры и техническое обслуживание.

Контрольные осмотры, как правило, выполняемые во­ дителем,—это осмотры перед выездом, в пути, особенно в длительных рейсах и поездках, и проверка технического состояния после возвращения с работы. Кроме водителя, контрольные осмотры проводят специалисты на кон­ трольно-технических пунктах автохозяйств. Внезапный технический осмотр может сделать автоинспектор в пу­ ти. Кроме того, все автомобили периодически подверга­ ются обязательному годовому техническому осмотру,

168

проводимому работниками Государственной автомо­ бильной инспекции.

Техническое обслуживание

Техническим обслуживанием автомобиля называют­ ся плановые работы, предупреждающие преждевремен­ ный износ и поломку деталей. Это также повседневный уход, заправка топливом, маслом и водой.

Планово-предупредительная система технического обслуживания, занимающая важное место в эксплуата­ ции, предусматривает ежедневное, первое и второе тех­ ническое обслуживание, выполняемые принудительно, в зависимости от пробега автомобиля.

Ежедневное техническое обслуживание— ЕО прово­ дится один раз в сутки и включает такие мероприятия, как мойка автомобиля и уборка кузова, внешний конт­ роль, обеспечивающий безопасность эксплуатации, и за­ правка автомобиля.

Первое техническое обслуживание — ТО-1 проводит­ ся по графику. Периодичность ТО-1 зависит в основном от характера и интенсивности работы автомобилей, от типа покрытий дорог, на которых эксплуатируется под­ вижной состав. Так, например, для автомобилей, курси­ рующих на дорогах с усовершенствованным покрыти­ ем — асфальтовым или бетонным, пробег между очеред­ ными ТО-1 равен 1600—1800 км1, на гравийных дорогах он снижается до 1300—1500 км, а на грунтовых дорогах— до 1000—1200 км.

1 Здесь и

далее

первая

цифра пробега относится

к

автопо­

ездам и самосвалам,

вторая — к легковым автомобилям

и

автобу­

сам, а среднее

значение — для

грузовых автомашин.

 

 

7 Заказ 7952

109



В объем ТО-1 входят операции ежедневного техниче­ ского обслуживания, крепежно-регулировочные работы и смазка автомобиля. А плановые затраты на исполне­ ние ТО-1, исчисляемые в человеко-часах, ориентировоч­ но составляют:

для легковых автомобилей

2,9—5,5

для

автобусов

4,8—9,2

для

грузовых автомобилей

2,6—6,3

Второе техническое обслуживание ТО-2, включающее весь комплекс операций ТО-1, тоже проводится по гра­ фику, но периодичность увеличивается. При эксплуата­ ции автомобилей по дорогам с усовершенствованным по­ крытием она достигает 8000—9000 км, по гравийным до­ рогам снижается до 6500—7500 км, а по грунтовым до

5000—6000 км.

Обязательные работы при ТО-2 включают более уг­ лубленные крепежные и регулировочные операции с ча­ стичной разборкой агрегатов. Неисправные приборы систем питания и электрооборудования заменяются, а аккумуляторные батареи при необходимости сдаются на

подзарядку.

В заключение

производится полная смазка

автомобиля.

трудоемкости

на выполнение

ТО-2, чел-ч:

Норматив

для

легковых

автомобилей

11,9—15,0

для

автобусов

автомобилей

18,3—33.0

для

грузовых

10,7—29,5

Простой автомобиля при выполнении ТО-2 не должен превышать одного дня.

Ремонт

Ремонты автомобилей бывают текущие и капиталь­ ные. Текущий ремонт производится по заявкам водите­

170


ля, по заключению механика, осматривающего автомо­ биль, по решению других специалистов, отвечающих за исправное состояние автомашины. В его объем входят заявочные работы по устранению дефектов, замене не­ годных деталей с частичной разборкой агрегатов и сме­ ной явно неисправных агрегатов.

Капитальный ремонт автомобилей производится на авторемонтных заводах—АРЗ. Отремонтированная ма­ шина должна соответствовать техническим условиям и обеспечивать пробег до очередного капитального ре­ монта.

Нормы межремонтного пробега автомобилей при эк­ сплуатации по улучшенным дорогам, в тыс. км:

для автомобилей «Москвич-407»

80 —100

для ГАЗ-21 «Волга»

120—155

для ГАЗ-69. УАЗ-450, ГАЗ-51, ЗИЛ-150,

110—135

ЗИЛ-164, КрАЗ-219. МАЗ-200

для ГАЗ-63, ГАЗ-93, ЗИЛ-157, КрАЗ-222,

100—120

КрАЗ-214, МАЗ-205

Первая цифра определяет пробег автомобилей, ранее подвергавшихся капитальному ремонту, а вторая — пла­ новый пробег автомашин, которым предстоит впервые попасть на авторемзавод. Однако необходимость в кап­ ремонте чаше диктуется действительной потребностью в нем после тщательной проверки технического состояния автомобиля.

Глава XV. ЮНОШЕСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ

У юношеского автоспорта истории пока еще нет — есть многообещающее начало, но будущее его основано на истории большого автоспорта...

Автомобильные соревнования стали практиковаться вслед за появлением первых машин. Уже в 1894 г. фран­ цузские автолюбители организовали первое в мире сос­ тязание механических экипажей по маршруту Париж— Руан—Париж. 102 претендента изъявили желание прш нять участие в необычном и заманчивом пробеге. В су­ дейском списке значились и бензиновые автомобили, и паровые, и электрические, и воздушные, и рычажные и другие типы экипажей. Но после предварительных испы­ таний значительное большинство спортсменов выбыло. Победу одержали автомобили с бензиновыми двигате­ лями мощностью 2,5 л. с., показавшие среднюю скорость

22 км/час.

Следующее состязание состоялось в 1895 г. на шоссе Париж—Бордо—Париж. Победитель автогонок фран­ цузский гонщик Э. Левассор прошел дистанцию со сред­ ней скоростью 24 км/час. После финиша он произнес знаменитые слова: «Это безумие! Я делал до тридцати километров в час!» Фразы, вызывающие сейчас улыбку даже у начинающего автолюбителя, тогда знаменовали начало эры скоростных автомобильных соревнований. Крылатые слова высечены на обелиске, поставленном в Париже на бывшем финише исторических состязаний.

Затем автомобильные гонки стали проводиться еже­ годно. Мощность двигателей и скорость машин начали стремительно расти. Через десятилетие мощность двига­ телей гоночных автомобилей возросла в 28 раз. Скорость на дистанции гонок повысилась почти в 5 раз.

Официальные сведения о первых русских автомобиль­ ных соревнованиях имеют более чем семидесятилетнюю давность. Почтенный журнал того времени «Самокат» извещал, что 11 октября 1898 г. под Петербургом состоя­ лась «гонка моторов» на дороге Александровская — Стрельна—Александровская, В ней приняли участие

т


один автомобиль и шесть трициклов—трехколесных мо­ тоциклов. Победил трицикл. Он прошел установленную дистанцию со средней скоростью 24,5 версты в час.

Советский

автомобильный

спорт

стал планомерно

развиваться с

первых

лет

мирного

социалистического

строительства.

Уже в

1922

г.

были

проведены автомо­

бильные соревнования по маршруту Петроград—Псков— Петроград. А два года спустя на первенстве' РСФСР по автогонкам с ходу и с места на один километр сред­

няя

скорость

достигла

120,8 км1час. Позже, в 1949 г.,

был

установлен

новый

всесоюзный и международный

рекорд скорости в гонке на 1 км с хода: гоночный авто­ мобиль «Звезда-З» с рабочим объемом 350 см3 развил скорость 172,8 км/час.

Первый представительный чемпионат Советского Со­ юза по автомобильным гонкам был проведен в августе 1950 г. Пять лет спустя, в сентябре 1955 г., состоялся чемпионат Советского Союза по автогонкам на кольце­ вой трассе, а в мае 1957 г. проведено первое соревнова­ ние по авторалли. В следующем году наши лучшие спортсмены-автомобилисты участвовали в международ­ ном автомобильном ралли по дорогам Финляндии.

В настоящее время автомобильный спорт в нашей стране принял массовый характер. В III Всесоюзной спартакиаде по техническим видам спорта приняли уча­ стие свыше двух миллионов автомобилистов и мотоцик­ листов. В программу IV Юбилейной спартакиады, пос­ вященной пятидесятилетию Советского государства, вхо­ дили автомобильное двоеборье, авторалли и картинг.

Итак, за период с 1920 по 1967 г. в Советском Союзе состоялось 48 чемпионатов страны по автомобильному спорту, а в юбилейном, 1967 г. — 43278 автомобильных соревнований. В день 50-летия Советской Армии школь-

.173