ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ва М обозначает моторное масло, средняя цифра — вяз кость, а последняя буква определяет применение данно го масла: А — для карбюраторных двигателей старых моделей, Б — для форсированных карбюраторных дви гателей и нефорсированных дизелей, В — для форсиро ванных дизелей.
В других агрегатах автомобиля употребляются трансмиссионные масла, а в открытых узлах — консис тентные смазки.
Глава XIV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
Безопасность движения по улицам и дорогам во мно гом зависит от технического состояния, от исправности автомобилей. Недаром в «Правилах движения» перечис ляются те дефекты, с которыми автомашины не допуска ются к эксплуатации. Профилактический комплекс пла новых мероприятий, предупреждающий появление неис правностей, предусматривает контрольные осмотры и техническое обслуживание.
Контрольные осмотры, как правило, выполняемые во дителем,—это осмотры перед выездом, в пути, особенно в длительных рейсах и поездках, и проверка технического состояния после возвращения с работы. Кроме водителя, контрольные осмотры проводят специалисты на кон трольно-технических пунктах автохозяйств. Внезапный технический осмотр может сделать автоинспектор в пу ти. Кроме того, все автомобили периодически подверга ются обязательному годовому техническому осмотру,
168
проводимому работниками Государственной автомо бильной инспекции.
Техническое обслуживание
Техническим обслуживанием автомобиля называют ся плановые работы, предупреждающие преждевремен ный износ и поломку деталей. Это также повседневный уход, заправка топливом, маслом и водой.
Планово-предупредительная система технического обслуживания, занимающая важное место в эксплуата ции, предусматривает ежедневное, первое и второе тех ническое обслуживание, выполняемые принудительно, в зависимости от пробега автомобиля.
Ежедневное техническое обслуживание— ЕО прово дится один раз в сутки и включает такие мероприятия, как мойка автомобиля и уборка кузова, внешний конт роль, обеспечивающий безопасность эксплуатации, и за правка автомобиля.
Первое техническое обслуживание — ТО-1 проводит ся по графику. Периодичность ТО-1 зависит в основном от характера и интенсивности работы автомобилей, от типа покрытий дорог, на которых эксплуатируется под вижной состав. Так, например, для автомобилей, курси рующих на дорогах с усовершенствованным покрыти ем — асфальтовым или бетонным, пробег между очеред ными ТО-1 равен 1600—1800 км1, на гравийных дорогах он снижается до 1300—1500 км, а на грунтовых дорогах— до 1000—1200 км.
1 Здесь и |
далее |
первая |
цифра пробега относится |
к |
автопо |
ездам и самосвалам, |
вторая — к легковым автомобилям |
и |
автобу |
||
сам, а среднее |
значение — для |
грузовых автомашин. |
|
|
7 Заказ 7952 |
109 |
В объем ТО-1 входят операции ежедневного техниче ского обслуживания, крепежно-регулировочные работы и смазка автомобиля. А плановые затраты на исполне ние ТО-1, исчисляемые в человеко-часах, ориентировоч но составляют:
для легковых автомобилей |
2,9—5,5 |
|
для |
автобусов |
4,8—9,2 |
для |
грузовых автомобилей |
2,6—6,3 |
Второе техническое обслуживание ТО-2, включающее весь комплекс операций ТО-1, тоже проводится по гра фику, но периодичность увеличивается. При эксплуата ции автомобилей по дорогам с усовершенствованным по крытием она достигает 8000—9000 км, по гравийным до рогам снижается до 6500—7500 км, а по грунтовым до
5000—6000 км.
Обязательные работы при ТО-2 включают более уг лубленные крепежные и регулировочные операции с ча стичной разборкой агрегатов. Неисправные приборы систем питания и электрооборудования заменяются, а аккумуляторные батареи при необходимости сдаются на
подзарядку. |
В заключение |
производится полная смазка |
|||
автомобиля. |
трудоемкости |
на выполнение |
ТО-2, чел-ч: |
||
Норматив |
|||||
для |
легковых |
автомобилей |
11,9—15,0 |
||
для |
автобусов |
автомобилей |
18,3—33.0 |
||
для |
грузовых |
10,7—29,5 |
Простой автомобиля при выполнении ТО-2 не должен превышать одного дня.
Ремонт
Ремонты автомобилей бывают текущие и капиталь ные. Текущий ремонт производится по заявкам водите
170
ля, по заключению механика, осматривающего автомо биль, по решению других специалистов, отвечающих за исправное состояние автомашины. В его объем входят заявочные работы по устранению дефектов, замене не годных деталей с частичной разборкой агрегатов и сме ной явно неисправных агрегатов.
Капитальный ремонт автомобилей производится на авторемонтных заводах—АРЗ. Отремонтированная ма шина должна соответствовать техническим условиям и обеспечивать пробег до очередного капитального ре монта.
Нормы межремонтного пробега автомобилей при эк сплуатации по улучшенным дорогам, в тыс. км:
для автомобилей «Москвич-407» |
80 —100 |
для ГАЗ-21 «Волга» |
120—155 |
для ГАЗ-69. УАЗ-450, ГАЗ-51, ЗИЛ-150, |
110—135 |
ЗИЛ-164, КрАЗ-219. МАЗ-200 |
|
для ГАЗ-63, ГАЗ-93, ЗИЛ-157, КрАЗ-222, |
100—120 |
КрАЗ-214, МАЗ-205 |
Первая цифра определяет пробег автомобилей, ранее подвергавшихся капитальному ремонту, а вторая — пла новый пробег автомашин, которым предстоит впервые попасть на авторемзавод. Однако необходимость в кап ремонте чаше диктуется действительной потребностью в нем после тщательной проверки технического состояния автомобиля.
Глава XV. ЮНОШЕСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ
У юношеского автоспорта истории пока еще нет — есть многообещающее начало, но будущее его основано на истории большого автоспорта...
Автомобильные соревнования стали практиковаться вслед за появлением первых машин. Уже в 1894 г. фран цузские автолюбители организовали первое в мире сос тязание механических экипажей по маршруту Париж— Руан—Париж. 102 претендента изъявили желание прш нять участие в необычном и заманчивом пробеге. В су дейском списке значились и бензиновые автомобили, и паровые, и электрические, и воздушные, и рычажные и другие типы экипажей. Но после предварительных испы таний значительное большинство спортсменов выбыло. Победу одержали автомобили с бензиновыми двигате лями мощностью 2,5 л. с., показавшие среднюю скорость
22 км/час.
Следующее состязание состоялось в 1895 г. на шоссе Париж—Бордо—Париж. Победитель автогонок фран цузский гонщик Э. Левассор прошел дистанцию со сред ней скоростью 24 км/час. После финиша он произнес знаменитые слова: «Это безумие! Я делал до тридцати километров в час!» Фразы, вызывающие сейчас улыбку даже у начинающего автолюбителя, тогда знаменовали начало эры скоростных автомобильных соревнований. Крылатые слова высечены на обелиске, поставленном в Париже на бывшем финише исторических состязаний.
Затем автомобильные гонки стали проводиться еже годно. Мощность двигателей и скорость машин начали стремительно расти. Через десятилетие мощность двига телей гоночных автомобилей возросла в 28 раз. Скорость на дистанции гонок повысилась почти в 5 раз.
Официальные сведения о первых русских автомобиль ных соревнованиях имеют более чем семидесятилетнюю давность. Почтенный журнал того времени «Самокат» извещал, что 11 октября 1898 г. под Петербургом состоя лась «гонка моторов» на дороге Александровская — Стрельна—Александровская, В ней приняли участие
т
один автомобиль и шесть трициклов—трехколесных мо тоциклов. Победил трицикл. Он прошел установленную дистанцию со средней скоростью 24,5 версты в час.
Советский |
автомобильный |
спорт |
стал планомерно |
||
развиваться с |
первых |
лет |
мирного |
социалистического |
|
строительства. |
Уже в |
1922 |
г. |
были |
проведены автомо |
бильные соревнования по маршруту Петроград—Псков— Петроград. А два года спустя на первенстве' РСФСР по автогонкам с ходу и с места на один километр сред
няя |
скорость |
достигла |
120,8 км1час. Позже, в 1949 г., |
был |
установлен |
новый |
всесоюзный и международный |
рекорд скорости в гонке на 1 км с хода: гоночный авто мобиль «Звезда-З» с рабочим объемом 350 см3 развил скорость 172,8 км/час.
Первый представительный чемпионат Советского Со юза по автомобильным гонкам был проведен в августе 1950 г. Пять лет спустя, в сентябре 1955 г., состоялся чемпионат Советского Союза по автогонкам на кольце вой трассе, а в мае 1957 г. проведено первое соревнова ние по авторалли. В следующем году наши лучшие спортсмены-автомобилисты участвовали в международ ном автомобильном ралли по дорогам Финляндии.
В настоящее время автомобильный спорт в нашей стране принял массовый характер. В III Всесоюзной спартакиаде по техническим видам спорта приняли уча стие свыше двух миллионов автомобилистов и мотоцик листов. В программу IV Юбилейной спартакиады, пос вященной пятидесятилетию Советского государства, вхо дили автомобильное двоеборье, авторалли и картинг.
Итак, за период с 1920 по 1967 г. в Советском Союзе состоялось 48 чемпионатов страны по автомобильному спорту, а в юбилейном, 1967 г. — 43278 автомобильных соревнований. В день 50-летия Советской Армии школь-
.173