Файл: Андреев, Г. С. Запорная арматура.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задвижки устанавливаются так, чтобы шпиндель был в вертикаль­ ном положении. Допускается установка и с горизонтальным распо­ ложением шпинделя при условии, что червяк редуктора и масляная коробка путевого выключателя будут располагаться внизу. Фланцы выполнены так же, как и в задвижках ЗКЛ2. Размеры, масса, тип

привода и время открытия задвижек ЗКЛПЭ приведены в табл. 24.

Конструкция задвижек ЗКЛПЭ разработана Гппроиефтемашем.

 

 

Задвижки

со

смазкой

 

 

Отечественной

промышленностью

 

задвижки со смазкой ие выпуска­

 

ются.

 

На

газопроводах

применя­

 

ются

задвижки

ииостраипого

про­

 

изводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задвижка фирмы ВКМ (США)

 

предназначена

для

установки

на

 

газопроводах

с

рабочим

давлением

 

до 55 кгс/см2. Допускаемая темпе­

 

ратура рабочей среды от —40 до

 

+70° С.

Проходы

по

фланцевым

 

концам

корпуса равны 385 мм и по

 

затвору

305

мм

(D = 400 х 300).

 

Затвор

задвижки

состоит

из двух

 

клиповых параллельных плит, име­

 

ющих в нижней части цилиндриче­

 

ские отверстия.

При подъеме затвора

 

(открытое положение) среда дви­

 

жется в этих отверстиях, образу­

 

ющих сплошную ровную трубу.

 

 

Смазка, заполняющая клинкет-

Рис. 52. Задвижка со смазкой

нуго

полость

корпуса,

 

обеспечи­

ВКМ.

вает

герметичность и предохраняет

 

уплотнительные поверхности затвора

от износа. Смазка уменьшает силы трения при скольжении плоских поверхностей клпнкетов по уплотняющим плоскостям кор­ пуса задвижки, что обеспечивает легкость работы ручного привода.

На рис. 52 показана задвижка со смазкой, применяемая для уста­ новки на магистральных газопроводах. В корпус задвижки 1, выпол­ ненный из стального литья, запрессованы два бронзовых уплотпительиых кольца 2. В кольцах имеются круговые канавки для разме­ щения пружии и колец съема смазки, которые пружинами прижаты к затвору. При перемещении затвора вверх или вниз кольца снимают излишек смазки с уплотнительных поверхностей, оставляя лишь тонкую пленку. Это улучшает герметичность затвора и предохраняет уплотнительные поверхности от коррозии.

-90


Клинкеты 3 и 4 задвижки представляют собой плиты из нержа­ веющей стали, ограниченные с одной стороны вертикальной плоско­ стью, а с другой — двумя наклонными плоскостями, пересекающи­ мися под углом. Углы наклонных плоскостей обоих клиикетов оди­ наковы, и при перемещении одного клинкета относительно другого расстояние между уплотнительными поверхностями увеличивается или уменьшается (в зависимости от направления движения затвора), а сами уплотнительные поверхности остаются строго параллель­ ными.

При движении шпинделя 6 вниз клинкет 4 своим упором 5 упи­ рается в корпус задвижки, а клинкет 3 продолжает движение вниз по верхней наклонной плоскости клинкета 4. В результате клинкеты раздвигаются и прижимаются к уплотнительным кольцам корпуса, создавая необходимую герметичность затвора. Нижние наклонный плоскости клиикетов при этом несколько расходятся, н между ними образуется небольшой зазор. При движении шпинделя вверх сначала исчезает зазор между нижними наклонными плоскостями, уплотни­ тельные поверхности клиикетов сближаются и затвор легко подни­ мается.

В нижних частях клиикетов имеются проходные отверстия, кото­ рые при подъеме затвора (в момент контакта упора 5 с крышкой 7) совпадают с проходным отверстием корпуса задвижки. В этом поло­ жении клинкеты расклиниваются и создают герметичное уплотнение масляной полости задвижки от ее проходного отверстия, чем надежно заглушаются уплотнительные контуры затвора задвижки от износа механическими примесями, содержащимися в транспортируемом газе.

Узел крышки представляет собой собственно крышку с присоеди­ ненной к ней стойкой 8. Расточки в стойке и крышке при соединении составляют сальниковую коробку, в которую внизу укладываются два уплотнительных кольца из прографпченной хлопчатобумажной ткани. Затем в коробку побивают асбестовые хлопья, пропитанные уплотнительной смазкой, и сверху укладывают три кольца. Шпин­ дель уплотняется поджимом гайки. Набивку добавляют через отвер­ стия под болты 9.

Приводится задвижка с помощью редуктора, состоящего из кор­ пуса 10 с крышкой, конической пары шестерен 11 и резьбовой втулки 12, опирающейся па упорные подшипники штурвала. При вращении штурвала по часовой стрелке резьбовая втулка вращает

иопускает шпиндель вниз и затвор перекрывает проход задвижки.

Вкрышке редуктора имеются две пробки для заправки смазкой. Корпус редуктора навинчен на стойку и закреплен болтами.

Корпус 1 задвижки соединен с крышкой 7 болтами. Между крыш­ кой и корпусом вставлено конусное уплотнительное кольцо 13 из мягкой стали. Предварительным натягом болтов крышка подни­ мается п расклинивает кольцо. Дальнейшее уплотнение между кор­ пусом и крышкой достигается давлением среды. Полость кор­ пуса заполняют консистентной смазкой через масленку 14, и при

94


движении затвора вверх и вниз уплотнительные поверхности зат­ вора все время смазываются. Для выпуска смазки из корпуса слу­ жит отверстие с пробкой 15.

САЛЬНИКОВЫЕ УПЛОТНЕНИЯ

Функция сальника шпинделя задвижки состоит в том, чтобы ие допустить выхода рабочей среды в атмосферу через кольцевую щель, которая образуется между шпинделем и корпусом задвижки. В ред­ ких случаях уплотнение подвижных соединений может быть достиг­ нуто без сальникового устройства. Для того чтобы сальники выпол­

 

няли свои функции, в их свободное

 

пространство вкладываются

специаль­

 

ные уплотнительные материалы, чаще

 

всего в виде колец, различных по сече­

 

нию и составу, выпускаемых промыш­

 

ленностью

под

общим

наименованием

 

сальниковые набивки.

 

 

 

 

 

Сальниковые устройства в арматуре

 

в зависимости от способа сжимания

 

набивки могут быть с накидной

гайкой

 

или с сальниковой крышкой. Сальни­

 

ковая

крышка

крепится

анкерными

 

болтами, шпильками пли откидными

 

болтами. На рис.

53 показаны основные

 

типы сальниковых устройств и способы

 

их крепления.

созданием

 

надежной

 

Наряду

с

 

Рис. 53. Основные типы саль­

плотности

набивка

должпа

обладать

никовых устройств.

малым

коэффициентом

трения,

быть

1 — с накпдной гайкой; 2 —с саль­

устойчивой

против износа

и стойкой

никовой крышкой; 3 , 4 — с креп­

лением анкерпымп болтами.

в условиях

повышенной

температуры

 

и высоких

давлений.

Кроме

того, на­

бивка не должна задирать шпиндель. Объем набивки под дей­ ствием среды и ее температуры, а также в результате трения о шппидель не должен быстро, уменьшаться: это привело бы к необ­ ходимости часто подтягивать сальник. Упругость спрессованной в сальнике набивки является одним из важных условий надежной работы уплотнения.

Сальниковые набивочные материалы могут быть твердыми и мяг­ кими. Твердые набивочные материалы, состоящие из металла или сочетания металла с асбестом и графитом, в арматуре почти ие при­ меняются. Мягкие сальниковые набивки нашли широкое применение в запорной арматуре. Изготовляются они из волокнистых материалов растительного или минерального происхождения. Мягкие набивки из волокнистых материалов растительного происхождения (пень­ ковая, льняная или хлопчатобумажная пряжа) годятся при темпе­ ратурах до 100° С. Эти материалы сравнительно дешевы, обладают

92


Таблица 25

Техническая характеристика сальниковых набивок

 

 

Диаметр

 

 

 

 

Номер

или сторопа

Объемная

 

 

 

квадрата

 

Область

Тип набивки

техппч.

Материал

набивки

масса,

условия

применения

 

 

г/см3

 

 

МХП

 

 

 

 

круглой квадрат­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной

 

 

 

Пеньковая пропитанная:

 

415-Н

5 - 6

 

0,9—1,2

с одним оплетенном . . .

с несколькими одлетениями

То же

8 -10

8 -5 0

0,9—1,2

сплошь плетеная

. . . .

»

 

4—25

0,9-1,2

Асбестовая сухая:

 

412-Н

5 -50

5—50

До 1,1

с одним оплетенпем . . .

с несколькими оплетениями

То же

8 -5 0

8 -5 0

До 1,1

сплошь плетеная

. . . .

»

 

4—25

До 1,1

Асбестовая пропитанная:

 

407-Н

5 - 6

0,9

с одним оплетенпем . . .

с несколькими оплетениями

То же

8 -50

8 -50

0,9

сплошь плетеная

. . . .

»

 

4 -2 5

0,9

Асбестовая «Рациональ»:

 

 

 

 

 

с несколькими оплетениями

416-Н

13-15

1 , 8

сплошь плетеная

. . . .

То же

 

5—10

1,8

Асбестовая проволочная (АПР)

 

 

5, 6, 8, 10

1 , 8

Туго

сплетенный

шнур

из

Для давлений до

пеньковой, джутовой пли льня-

16 кгс/см2 п темпе-

ной пряжи ГОСТ 4638—49, про-

ратуры до 100 °С

питанный антифрикционным со­

 

ставом

сплетенный

шнур

из

Для давлений до

Туго

асбестовой нити, содержащей не

25 кгс/см2 и темпе-

более 20% хлопкового волокна

ратуры до 400 °С

Туго

сплетенный

шпур

из

Для давлений до

асбестовой н и т и , содержащей не

45 кгс/см2 и темпе-

более 20% хлопкового волокна,

ратуры до 300 °С

пропитанный антифрикционным

 

составом

 

 

 

 

То же

Шпур из асбестовых нитей,

скрученных с латунной или мед-

 

ной

проволокой,

пропитанный

 

антифрикционным составом

 

Для давления не

Шнур из асбестовых нитей,

скрученных с латунной или мед­

свыше 200 кгс/см2

ной

проволокой,

пропитанный

и температуры не

антифрикционным

составом

и

более 300 °С

и прографиченный