ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Внутреннее покрытие |
|
Гуммированное............................... |
гм |
Эмалированное ............................... |
эм |
Освинцованное ............................... |
св |
Футерованное пластмассой . . . |
п |
Условное обозначение изделия, дополненное римской цифрой, указывает на различные варианты конструктивного исполнения основного изделия.
Примеры условных обозначений запорной арматуры.
1. 15кч22нж: 15 — веитнль; кч — корпус на ковкого чугуна; 22 — кон струкция вентиля (по каталогу); нж — уплотнительные поверхности из нержа
веюще]! стали. |
кч — корпус нз ковкого |
чугуна; 9 — вид |
2. 15кч916бр: 15 — вентиль; |
||
примененного привода (в данном |
случае электрический); |
16 — конструкция |
вентиля (по каталогу); бр — уплотпптельпыс поверхности нз латуни или бронзы. 3. Г1с320бк: 11 — кран; с — корпус из углеродистой стали; 3 — вид при мененного привода (в данном случае механический с червячной передачей); 20 — конструкция крана по каталогу; бк — уплотнительные поверхности выпол
нены непосредственно на самом корпусе, т. е. без вставных колец.
В зависнмости от материала корпуса наружные необработанные поверхности (корпус, крышка, сальник п т. д.) чугунной и стальной арматуры (кроме приводных устройств) окрашиваются в различные отличительные цвета (ГОСТ 6527—68). Арматура из цветных сплавов не окрашивается.
Материалкорпуса |
|
Окраска |
Сталь углеродистая.................................................. |
|
Серая |
Сталь легированная ......................................... |
. . . |
Синяя |
Сталь кислотостойкая инержавеющая . |
Голубая |
|
Чугун серый, ковкпй п высокопрочный |
. . |
. Черная |
Маркировка должна выполняться на корпусе запорной арматуры и содержать: а) товарный знак завода-изготовптеля; б) условное давление; в) диаметр условного прохода; г) стрелку, показывающую направление потока среды. Знаки маркировки на литой арматуре выполняются отливкой па корпусе, па штампованной или кованой арматуре — штамповкой, клеймением или гравировкой. Знаки мар кировки наносятся на лицевой стороне корпуса, а товарный знак завода-изготовителя — на противоположной. На арматуре, обеспе-. чивающей прохождение рабочей среды в любом направлении, марки ровка папосится без стрелок. На торцах пробок крапов должны быть нанесены риски, указывающие расположение проходных отверстий в пробке.
ГЛАВА II
КРАНЫ С ПРОБКОВЫМИ ЗАТВОРАМИ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Краном называется запорное устройство, в котором подвижная деталь затвора имеет форму тела вращения с отверстием для пропуска потока и при перекрытии потока вращается вокруг своей оси, пер пендикулярной к оси трубопровода.
Любой крап имеет две основные детали — корпус и пробку. В зависимости от формы затвора краны разделяются на конические, цилиндрические и шаровые, или сферические. В зависимости от характера движения пробки различают крапы с вращением пробки без подъема и с подъемом ее перед поворотом и последующим опуска нием (прижимом после поворота). По способу присоединения краны бывают фланцевые, муфтовые, цапковые, с концами под приварку и специальные. В зависимости от прохода в пробке краны могут быть полиопроходиые и суженные, а в зависимости от применения смазки различают краны со смазкой и без смазки. Краны бывают с ручным управлением, с гидравлическим, пневматическим или электрическим приводом. Кроме того, краны различают по конструк ции и материалу корпуса, рабочему давлению и условному проходу, наличию обогрева, направлению потока и числу патрубков и т. д.
По сравнению с другими видами запорной арматуры краны обла дают следующими преимуществами.
1. Вращение маховика (ключа и др.) в кранах может непосред ственно передаваться на пробку. В других видах запорной арматуры (вентили, задвижки) для обеспечения поступательного перемещения
запирающей детали |
имеется, как |
правило, резьбовая пара. |
|
2. |
Прямоточиость |
движения потока через отверстие в пробке |
|
крана |
и вследствие |
этого малое |
гидравлическое сопротивление. |
3. |
Краны более компактны, так как их пробки в отличие от под |
вижных деталей вентилей и задвижек, перемещающихся поступа тельно, вращаются вокруг оси, не перемещаясь в пространстве.
4. При работе поверхность пробки не отрывается от корпуса и уплотнительные поверхности остаются замкнутыми, что значи тельно уменьшает коррозию и эрозию, устраняет опасность попада ния посторонних частиц. Это же обстоятельство позволяет применять смазку уплотнительных поверхностей для увеличения герметичности затвора.
5. Краны небольших условных проходов при малом давлении могут в случае необходимости использоваться для регулирования потока.
К недостаткам крапов относится сложность изготовления и обра ботки уплотнительных поверхностей конической и особенно сфери ческой формы. Что касается шаровых крапов, то по сложности кон струкции и количеству деталей они соответствуют вентилям и задвиж кам, не имея при этом преимуществ конических кранов.
15
УСТРОЙСТВО КРАНОВ
Краны проходные со смазкой 11с20бк и |
11с20бк1 устанавливаются |
||
на трубопроводах для транспорта газа |
при температуре |
от |
—40 |
до +70° С и ру = 64 кгс/см2. |
фланцевыми п |
под |
при |
Присоединительные концы могут быть |
варку (рпс. 2). Крап 11с20бк фланцевый состоит пз запорного органа,
корпуса п пробки. Пробка устанавливается на опоре с регули ровочным винтом, закрепленным в нижней крышке. Край откры вается и закрывается путем поворота рычага, соединенного со шпин делем. Поворот пробки фиксируется указателем.
Для обеспечения герметичности крана смазка под давлением нагнетается в канавки, расположенные на поверхности пробки и корпуса, и в зазор между их конусными поверхностями. Этот зазор можно регулировать винтом, расположенным под съемной крышкой в нижней части корпуса крана. При вращении регулиро-
16
вочиого впита пробка опускается или поднимается п зазор соответ ственно увеличивается или уменьшается. Уплотнительная смазка подается в канавки при вращении нагиетательпого болта, находя щегося в верхней части корпуса. Герметичность по резьбе шпинделя достигается набивкой массы из асбестовых хлопьев с минеральной смазкой в кольцевую камеру вверху корпуса. Поднабивается смазка в камеру с помощью' болта. Основные размеры крапов приведены в табл. 3.
Таблица 3
Основные размеры н масса крана 11с20бк
Строительная длина L |
Высота от осп До |
Общая высо та Л |
Присоединительные размеры
Di D-i D3 / h d
рычага |
|
отвер |
|
кг |
Длина |
Do |
Кол-во |
стий |
Масса, |
50 |
250 |
285 |
440 |
175 |
135 |
88 |
26 |
3 |
23 |
320 |
4 |
33,1 |
80 |
310 |
300 |
490 |
210 |
170 |
121 |
30 |
3 |
23 |
320 |
8 |
60,9 |
100 |
350 |
360 |
540 |
250 |
200 |
150 |
32 |
3 |
25 |
320 |
8 |
79,0 |
Кран 11с20бк1 по устройству ничем не отличается от фланцевого, лишь присоединительные концы его выполнены под приварку. Основные размеры этого крана приведены в табл. 4.
Таблица 4
Основные размеры п масса крана 11с20бк1
|
|
|
|
Присоединительные |
|
|
|||
Dy |
L |
Н 0 |
Я |
|
размеры |
|
Do |
Масса, кг |
|
Di |
D |
/ |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||
100 |
400 |
360 |
540 |
114 |
100 |
30 |
320 |
77,9 |
Крапы проходные со смазкой с червячной передачей 11с320бк и
11с320бк1 применяются на трубопроводах для транспорта газа при температуре от —40 до +70° С и различаются между собой только присоединительными концами. Присоединительные концы крана 11с320бк оборудованы фланцами размерами по ГОСТ 12821 — 67 с выступом. Кран 11с320бк1 имеет присоединительные концы, выполненные под приварку. Краны рассчитаны па рабочее давле ние рр = 55 кгс/см2 и условное давление ру = 64 кгс/см2, пробное давление рпр составляет 96 кгс/см2. Устройство состоит из запорного крана н привода (рис. 3).
2 Заказ 762
Корпус запорного крана снабжен пробкой с 2 кольцевыми и 4 про дольными пазами и нижней крышкой с подпятниковым устройством, включающим регулировочный винт, подпятник, шарик, две мембраны и медную прокладку.
Привод крана состоит из верхней крышки, соединительного кольца, шпинделя, корпуса редуктора, червячного сектора, уста-
Рпс. 3. Кран проходной пробковый ру 64 типа 11с320бк.
1 — корпус; 2 — проОка; з — верхняя крышка; 4 — соединительное кольцо; 5 — шпин дель; 6 — установочное кольцо; 7 — червячный сектор; S — корпус редуктора; о — крышка редуктора; ю — указатель поворота пробки; 11 — обратный клапан; 12, 27 — набивочный болт; 13 — ганка; 1 1 — шпонка; 15 — червяк; 16 — маховик; 17, 13 — прокладка;_ 19 — шарик; 20 — колпачок; 21 — регулировочный винт; 22 — подпятник; 23, 24 — мембраны;
25 — нижняя крышка; 26 — штуцер.
побочного кольца, червяка, маховика, указателя поворота нрооки, обратного клапана, болта для набивки смазки, крышки редуктора. Кран открывается н закрывается путем вращения маховика червяч ного редуктора. Поворот пробки фиксируется указателем, соединен ным со шпинделем на шпонках.
Для обеспечения герметичности крапа смазка под давлением, создаваемым болт'ом, нагнетается в канавки, расположенные в пробке и корпусе крана, и в зазор между конусными поверхностями корпуса
18
и пробки. Зазор регулируется нижним винтом через пяту и шарик. Герметичность по резьбе шпинделя обеспечивается заполнением кольцевой камеры в верхней крышке крана массой из асбестовых хлопьев с минеральной смазкой. Подиабивается смазка в камеру с помощью болта.
Основные размеры крана Г1с320бк приведены в табл. 5. Материал деталей: корпуса, крышки, червяка, шпинделя — сталь; пробки — модифицированный чугун; верхней и нижней мембраны — кисло тостойкая сталь; маховика — чугун или сталь.
|
|
|
|
|
|
Таблица 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные размеры и масса крана 11с320бк |
||||||||
|
|
Высота от оси |
Присоединительные размеры |
||||||||
Dy |
L |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Но |
Н |
Пг |
Dx |
D% |
Do |
Ъ |
/i |
d |
/2 |
80 |
310 |
380 |
178 |
229 |
210 |
170 |
121 |
30 |
3 |
23 |
4 |
100 |
350 |
428 |
207 |
266 |
250 |
200 |
150 |
32 |
3 |
25 |
4,5 |
150 |
450 |
452 |
225 |
291 |
340 |
280 |
204 |
38 |
3 |
34 |
4,5 |
200 |
550 |
530 |
272 |
360 |
405 |
345 |
260 |
44 |
о |
34 |
4,5 |
о |
|||||||||||
300 |
750 |
686 |
345 |
467 |
530 |
460 |
364 |
54 |
4 |
41 |
4,5 |
Диаметр ма ховика Do |
Кол-во отверстий |
Масса, кг |
160 |
8 |
77 |
500 |
8 |
125 |
500 |
S |
207 |
580 |
12 |
369 |
630 |
16 |
641 |
В табл. 6 приведены размеры крана Г1с320бк'1 с концами под приварку.
Таблица 6
Основные размеры и масса крана 11с320бк1
|
|
|
Высота от оси |
|
Прпсоедшштельнме |
|
|
||
|
|
|
|
|
размеры |
|
|
Масса, |
|
Dy |
L |
|
|
|
|
|
Do |
||
По |
Н |
Их |
Dx |
D |
f |
кг |
|||
|
|
|
|
||||||
80 |
360 |
380 |
178 |
229 |
100 |
85 |
10 |
160 • |
70 |
100 |
400 |
428 |
207 |
266 |
120 |
105 |
12 |
500 |
80 |
150 |
500 |
452 |
225 |
291 |
178 |
155 |
12 |
500 |
188 |
200 |
600 |
530 |
272 |
360 |
228 |
205 |
15 |
580 |
340 |
300 |
800 |
686 |
345 |
476 |
330 |
305 |
15 |
630 |
602 |
Краны 11с320бк и 11с320бк1 нашли широкое применение на магистральных газопроводах и устанавливаются па газопроводахотводах, свечах, на коммуникациях газораспределительных станций, на компрессорных станциях и т. п.
Краны проходные со смазкой для бесколодезной установки на газопроводе 11с321бк (рис. 4) выпускаются Мышегским арматурным
2* |
19 |