Файл: Андреев, Г. С. Запорная арматура.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заводом на условные проходы Dy 400, 500 и 700 мм и предназначены для бесколодезной подземной установки с выводом управления на поверхность на трубопроводах для транспорта газа при темпера­ туре от —40 до +70° С и ру = 64 кгс/см3. Управляется кран путем

Рис. 4. Край проходной со смазкой с концами под приварку

I — кран; I I — привод; I I I — обвод;

вращения маховика червячного редуктора. При этом поворот пробки фикснруется указателем, закрепленным на шпинделе пробки при помощи шпонок.

Краны с Dу ^ 400 мм отличаются от кранов с Dy ^ 300 мм наличием специального обвода, колонки, манометра для контроля

за давлением уплотнительной смазки п труоки, соединяющей полость верхней крышкн с манометром.

Запорный орган крана составляют коническая поверхность внутри корпуса крана и пробка. Корпус крана выполняется с концами под приварку. Пробка устанав­

 

ливается на опоре, ее поло­

 

жение в корпусе регули­

 

руется винтом,закрепленным

 

в

нижней

 

крышке,

через

 

пяту в шарик.

 

 

 

 

 

 

Обвод служит для сниже­

 

ния усилий при открывании

 

крана

путем

выравнивания

 

давления по обе стороны з а-

 

твора.

На

 

обводе может быть

 

применен

 

трехходовой кран

 

со смазкой с червячным ре­

 

дуктором

 

или

 

проходным

 

краном.

 

Диаметр

обвода

 

150 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трехходовой кран (рис. 5)

 

устанавливается

па

крон­

 

штейне,

который

крепится

 

к

промежуточной колонке

 

линейного

крана.

Крап со­

 

стоит из корпуса 1 с

тремя

 

присоединительными

конца­

 

ми,

конической пробки 2 и

 

редуктора

3.

Два

патрубка

 

крана сварены

с обводными

 

коленами, а третий патрубок

 

с

фланцами

 

служит

для

 

сброса

газа

 

и

продувки

 

трубопровода при ремонтных

 

работах. На фланец обычно

 

крепится

свеча.

 

 

 

 

 

Если па обводе монти­

 

руется

обычный

проходной

■30,3/

кран, то по обе

стороны

ма­

гистрального

крана

на

га­

с червячной передачей 11с321бк.

зопроводе

 

устанавливаются

I V — кран на обводе.

свечи для

 

сброса газа, диа­

 

метр

которых

выбирается

в зависимости от диаметра магистрального газопровода. При откры­ вании и закрывании крана его детали взаимодействуют следующим об­ разом. Вращением маховика 16 (см. рис. 4) в корпусе 17 с уплотне­ нием 18 приводится во вращение червяк 15, передающий последова­ тельно вращательное движение червячному сектору 7, шпинделю 5,

21


через шпонку 22 нижнему шпинделю 23, который при повороте на 9° имеет осевое перемещение на 0,5 мм. Червячный сектор опирается на кольцо 6. Нижний шпиндель 23 через соединительное кольцо 4 передает вращение пробке 2, поворачивающейся на 90° на шаре 26, и через мембраны 30, 31 на подпятник 29, поддерживаемый регули­ ровочным винтом 28, Винт закрывается колпачком 27. Со шпинде­ лем 5 вращается указатель поворота 10 (через палец 14), показы­ вающий положения крана «Открыто» и «Закрыто» и фиксирующийся

выступом 13 па крышке редуктора .9 с корпусом 8. Стрелки маховика показывают направление его вращения при открывании и закрыва­ нии запорного крана. Пробка 2 имеет отверстие в нижней части,

•служащее для поджатая пробки вверх по оси давлением транспорти­ руемого газа.

Герметичность крана обеспечивается давлением специальной рабочей смазки, нагнетаемой болтом 12 через обратный кланап 11 по трубке а в полость б верхней крышки 3. Из этой полости смазка поступает в кольцевой паз г пробки 2, а из паза г в продольные пазы в, по которым передается в нижний кольцевой паз пробки г. Одновременно из полости верхней крышки 3 смазка через капал ё поступает в трубку 21, заполненную глицериповой жидкостью, через которую давление передается на манометр 19, показывающий давление смазки в рабочей часта запорного крапа. Смазка из канала е поступает в сальниковое уплотнение резьбового соединения нижнего шпинделя 23. Сальниковое уплотнение составляется из асбестовых хлопьев, перемешанных со специальной смазкой. Уплотнительные кольца 24 и 25 герметизируют соединение верхней крышки 3 и ниж­ ней 32 с корпусом крана 1. Редуктор и корпус крана соединены

22

удлинительной трубой 20. В последних выпусках крапов смазка,, уплотняющая резьбовое соединение шпинделя, подается при помощи болта через отдельную трубку. Давление рабочей смазки по показа­ ниям манометра не должно превышать 100 кгс/см2. Краны уста­ навливаются на горизонтальных участках газопроводов в вертикаль­ ном положении — шпинделем вверх.

Материал деталей: корпуса, крышки, червяка, шпинделя, махо­ вика крана — сталь; пробки — модифицированный чугун; мембран (верхней и нижней) — кислотостойкая сталь.

Для открывания и закрывания крана необходимо сделать оборо­

тов

маховика: для крана с Dy — 100-|-150

мм — 15, с Dy =

200 +

-г- 300 мм — 120,cZ)y

= 400+500

мм — 250, cDy = 700 мм —240..

Основные размеры крана приведены в табл. 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

 

 

 

 

 

 

 

Основные размеры и масса крана 11с321бк

 

 

 

 

 

 

 

Присоединитель­

 

Размеры

 

By

И

Hi

 

L

ные размеры

Я0

в плане

Масса,

 

Di

D

/

в

Bi

кг

 

 

 

 

 

 

 

400

2750

1725

650

1200

432

400

40

700

1255

610

2184

500

2800

1775

650

1300

544

500

40

700

1255

610

2830

700

2985

1926

800

1800

748

700

40

1150

1435

700

4315

Краны проходные 11с723бк с пневмоприводом и дистанционным управлением на ру = 64 кгс/см2 устанавливаются на трубопроводах для транспорта природного газа при температуре от —40 до +70° С. Конструкции деталей запорных органов (корпуса и пробки) кранов, снабженных пневматическим приводом управления, имеют такое жеустройство, как и конструкции крапов с ручным приводом.

Общий вид крана проходного со смазкой с пневматическим при­ водом п дистанционным управлением для бесколодезиой установки показан на рис. 6.

Дистанционно кран управляется узлами типа ЭПУУ-2, УУ11-1,. УУП-2, принцип работы которых рассмотрен ниже.

Устройство состоит из следующих основных деталей: узла крана I, редуктора II, дополнительного редуктора III, пневмопривода I V и мультипликатора V. В кранах для бесколодезиой установки (11с723бк) узел крана I соединяется с редуктором I I через колонку 2. На корпусе редуктора I I закреплены пневмопривод IV и мульти­ пликатор V.

Пневмопривод обеспечивает возвратно-поступательное перемеще­ ние штока 7 и поворот рычага 10, соединенного со шпинделем 9. Положение штока пневмопривода регулируется вилкой 4, которая


шарнирно соединена с рычагом 10, закрепленным жестко на шпин­ деле 9 при помощи шпонок 15 и стяжных болтов 14. Создаваемая при затяжке болтов сила трения воспринимает часть крутящего

момента, частично разгружая шпонки.

Шпиндель 9 соединен с проб­

кой 1

непосредственно

и л и при помощи кулачка 13.

Для создания

герметичности в резьбовом

соединении шпинделя 9 с крышкой 12 пред­

усмотрена кольцевая канавка 11 для сальни­

ковой набивки. Герметичность между шпин­

делем

и

крышкой обеспечивается

подачей

смазки прп помощи болта 17. По трубе 16

смазка подается под давлением в сальник.

Для обеспечения герметичности крапа по

трубе 3 при помощи мультипликатора У в по­

лость верхней крышки 12, в канавки корпуса

п пробки

подается специальная смазка под

давлением 100—110кгс/см2. Давление смазки

определяется по манометру 6 с вентилем 5.

На

крышке корпуса

редуктора

устано­

влен конечный выключатель 8 типа ВК-700,

предназначенный

для

выключения

тока

в цепи узла управления прп копечных

положениях пробки крана.

В пнжпей части

пробки

имеется

отверстие,

через

которое

газ проходит в полость под ней, что частично

предохраняет пробку от заклинивания.

 

Пневмопривод предназначен для открыва­

ния и закрывания крапа при дистанционном

управлении и состоит (рис. 7) из цилиндра

10. поршня 1 с резиновыми самоуплотня­

ющимися в его кольцевых канавках коль­

цами, штока 2, крышки

11

с уплотнитель­

ными кольцами и головки цплипдра 8.

Головка цилиндра закапчивается двумя про­

ушинами 7, которыми пневмоцилиндр

шар­

нирно соединен с корпусом редуктора. Шток,

 

вставленный в отверстие головки цилиндра',

 

уплотняется в ней втулкой 3 с резиновыми

Рис. 6. Крав проходной

кольцами 6. Втулка 3 уплотняется резиновым

Ру =

кольцом 5. Через штуцер 4, закрытый проб­

 

кой, в поршень и цилиндр поступает жидкая смазка, чаще всего веретенное масло.

Штуцеры 9, приваренные к стенкам цилиндра снизу, предназна­ чены для присоединения гибких шлангов высокого давления, идущих от пиевмоэлектрпческнх клапанов узла управления к рабочим поло­ стям пневмоцилиндра. Правый свободный конец штока специальной вилкой соединен с рычагом, насаженным жестко на верхний конец шпинделя крана. Навничпвая или свинчивая соединительную вилку,

24


можно установить необходимые концевые положения пробки крана. Для предотвращения самопроизвольного отвинчивания от соеди­ нительной вилки шток закреплен контргайкой.

В пневмоприводах, не имеющих верхнего штуцера с пробкой, поршни смазываются через снятую крышку цилиндра. Шток и втулка

сконцами под приварку с пневмоприводом Z?y=400, 500 н 700 мм;

=64 кгс/см3.

смазываются через масленку. Мультипликатор

(рис. 8, а)

предна­

значен

для

подачи

специальной

смазки

в полость

верхней

крышки

и в

канавки

корпуса и пробки,

чем

обеспечивается

герметичность

крапа

и облегчается

поворот

пробки.

Он со­

стоит из цилиндра 1, поршня 2 с уплотнительными резиновыми

кольцами

4, 5 и крышки 6. При подаче газа через штуцер 7

в полость

мультипликатора поршень выйдет в нижнее положение,

протолкнув смазку через выходной штуцер и трубку в полость верх­

25

ней крышки крана. Через штуцер 8 с обратным клапаном 9 при по­ мощи нагнетателя мультипликатор наполняется смазкой. Через

•этот же штуцер кран набивается смазкой вручную с помощью спе­

циального приспособления. Уровень смазки в мультипликаторе определяется по указателю 3.

Мультипликатор другой конструкции (рис. 8, б) состоит из ци­ линдра 1, в полость которого вставлен ступенчатый (дифференциаль­

26


ный) поршень 2. Для герметизации полости А от полости уплотни­ тельной смазки Б поршень мультипликатора снабжен уплотнитель­ ными резиновыми кольцами 4, 5. Для предотвращения пропуска газа через съемную крышку цилиндра 3 в ее кольцевых канавках установлены самоуплотняющиеся кольца из маслобензостойкой ре­ зины. Уплотнительное кольцо 4 предотвращает утечку смазки в окру­ жающую среду.

В стенку цилиндра вварен штуцер 7, через который в полость А подается под давлением газ. Штуцер 10, вваренный в трубку 8, соединяющую нижнюю полость ци­

линдра с полостью верхней крышки

 

крана, предназначен для установки

 

на нем манометра, определяющего

 

давление

уплотнительной

смазки.

 

 

В верхней части

трубки 8 вварен

 

штуцер с обратным

шариковым кла­

 

паном, через который винтовым на­

 

гнетателем заправляется смазка в по­

 

лость

Б.

Подача в край

уплотни­

 

тельной смазки при включении муль­

 

типликатора

происходит

благодаря

 

разности сил давления, обусловлен­

 

ных ступенчатой конструкцией пор­

 

шня.

Перемещаясь

из

верхнего

 

положения в нижнее, поршень вы­

 

тесняет уплотнительную смазку из

 

полости Б через обратные клапаны 9

 

в полость крана и далее

в канавки

 

и

зазоры

между

поверхностями

 

пробки и корпуса. Мультипликатор

 

соединяется с газопроводом,

так же

 

как и пневмопривод

с узлом управ­

Рис. 9. Фильтр-осушптель.

ления, при помощи специальных

РВД-4М. В комплект крана

шлангов

высокого

давления

типа

с

пневмоприводом

входит также фильтр-осушитель, предназна­

ченный для

очистки от механических примесей и осушки от влаги

газа, поступающего из трубопровода для управления пневмопри­ водом и мультипликатором. Фильтр (рис. 9) состоит из корпуса 6, заглушки 1, решеток 2, сеток 3, слоя фетра 4 и шпильки 5 с гай­ кой, служащей для затяжки фетра с сетками.

Фильтр заполняется силикагелем марок КСМ, ШСМ. Силикагель мелкозернистый, величина зерен 2,7—7 мм (КСМ) и 1,0—3,5 (ШСМ). Насыпная масса при 150° Ссоставляет 670 г/л. Влагоемкость при отно­ сительной влажности 20% — 9,0; 40% — 16,0; 100% — 35,0 вес. %.

Газ из трубопровода поступает в фильтр-осушитель через шту­ цер 7, а- через штуцер 8 — в узел управления. Фильтр устанавли­ вается вертикально. Силикагель заменяется периодически в зависи­ мости от влажности газа.

27