Файл: Шумилин, В. М. Организация и проведение авиационных сельскохозяйственных работ в Поволжье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полосы воздушных подходов к временному аэродро­ му на протяжении 50 м от летной полосы не должны иметь препятствий, превышающих линию ограничения с наклоном 1 : 50 и далее — с наклоном 1 : 30.

Требования по ограничению препятствий с боковых сторон летных полос такие же, как и для постоянных аэродромов.

АЭРОДРОМЫ С ИСКУССТВЕННЫМ ПОКРЫТИЕМ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ

П о с т о я н н ы е а э р о д р о м ы с искусственными покрытиями взлетно-посадочной полосы должны иметь минимальные общие размеры летной полосы 650X100 м, с концевыми полосами безопасности по 75 ж и боковыми полосами безопасности по 20 м в каждую сторону, одной грунтовой взлетно-посадочной площадкой с минимальны­ ми размерами 500X60 м и параллельно с ней распола­ гаемой рабочей площадью летной полосы с искусствен­ ным покрытием, имеющей минимальные размеры 500Х Х60 м, при этом непосредственно искусственное покры­ тие взлетно-посадочной полосы должно быть не менее

400X20 м (рис. 8).

550

Ркс. 8. Схема

маркировки летной

полосы постоянного

аэродрома

с искусственным покрытием взлетно-посадочной полосы.

 

/ — искусственная

взлетно-посадочная полоса; 2 рулежная

дорожка- 3 за­

грузочная площадка;

/ — грунтовая взлетно-посадочная полоса;

3

боковые

по-

■“5™ „ оезопасности:

5 — концевые полосы безопасности; 7 —'посадочный

знак

« — угловые

знаки летной полосы;

9 — пограничные знаки; 10-

■осевая

ли-

 

 

ния ИВПП.

 

 

 

30


6S6

Рис. 9.

Схема

маркировки летной полосы постоянного

аэродрома

с

искусственным

покрытием

взлетно-посадочной

полосы

без грун­

 

 

 

 

товой взлетно-посадочной полосы.

 

 

/

— искусственная

взлетно-посадочная

полоса; 2 рулежная дорожка;

3 заг­

рузочная

плошадка;

-/ — грунтовая

часть

рабочей площади летной

полосы с

искусственной

взлетно-посадочной

полосой;

о — боковые

полосы безопасности;

6 — концевые

полосы

безопасности; 7 —посадочный знак

„Т“; 8 угловые знаки

летной полосы: 9 пограничные знаки; 10 — осевая линия ИВПП.

При невозможности подготовить аэродромы с искус­ ственным покрытием указанных выше размеров (слож­ ный рельеф местности, неблагоприятные гидрогеологи­ ческие условия и т. д.), в случаях, если за боковыми гра­ ницами летных полос отсутствуют овраги и другие опас­ ные места, допускается уменьшить общую ширину лет­ ной Полосы до 60 м за счет исключения параллельных грунтовых полос (рис. 9).

Требования к высоте препятствий на территории по­ лос воздушных подходов аэродромов с искусственными покрытиями взлетно-посадочных полос такие же, как и описанные ранее к аэродромам с грунтовыми взлетнопосадочными полосами.

Концевые полосы безопасности аэродромов с искус­ ственным покрытием взлетно-посадочной полосы разре­ шается использовать под посевы низкорослых (высотой не более 0,5 м) сельскохозяйственных культур, не тре­ бующих при их возделывании борозд.

Длина летных полос всех аэродромов, предназначен­ ных для выполнения сельскохозяйственных работ, ука­

зана для стандартных условий: температура

воздуха

+ 15° С, атмосферное давление 760 мм рт. ст.,

штиль.

31


Потребная длина летных полос в местных условиях устанавливается путем пересчета стандартных длин с помощью поправок, учитывающих расчетную темпера­ туру воздуха, превышение аэродрома над уровнем моря и средний уклон поверхности летной полосы. Длины кон­ цевых полос безопасности принимаются постоянными и пересчету с помощью приведенных выше поправок не подлежат.

Угловые знаки на всех постоянных аэродромах уста­ навливаются по углам летной полосы.

Длина сторон углового знака 4 м в продольном на­ правлении летной полосы и 2 м в поперечном, ширина —

1 м.

Выполняются угловые знаки из тощего бетона, щебня или гравия толщиной 10—12 см на песчаной подушке толщиной 3 см. Поверхность угловых знаков окрашива­ ется известковым раствором, как правило, в белый цвет, а на аэродромах с песчаными и супесчаными грунтами, лишенными дернового покрова, в оранжевый цвет.

Пограничные знаки устанавливаются вдоль боковых границ летной полосы на расстоянии 100 м друг от друга и размещаются на расстоянии 1 м от ее границы. В качестве пограничных знаков рекомендуется устанав­ ливать конус (пирамиду) высотой 0,6 м и диаметром: основания — 0,8 м, верха — 0,15 м или щиты прямоуголь­ ной формы размером 40X40 см из фанеры. Верх щитов не должен быть выше 60 см от поверхности земли.

В качестве знаков для обозначения опасных мест на летном поле вне пределов взлетно-посадочных полос мо­ гут применяться флажки оранжевого (красного) цвета.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШВАРТОВКИ САМОЛЕТА АН-2 НА СТОЯНКЕ

Швартовочные устройства на стоянке должны гаран­ тировать безопасное крепление самолета при сильных ветрах, превышающих скорость 30 м1сек. Якоря для крепления самолета Ан-2 изготавливаются из прутковой стали диаметром 18 мм и длиной 1,2 м, на концах кото­ рых загнуты и скреплены сваркой петли. Во избежание разгибания петли должны свариваться не впритык, а внахлестку с проваркой шва не менее 100 мм. Верхняя петля должна иметь диаметр 100 мм, а нижняя 200 мм. В нижнюю петлю якоря вставляются два куска уголко-

32

вого железа с шириной полки 80—100 мм, длиной Не менее 1,2 м. При установке якоря в яму с ее боков внизу делается специальный подкоп для размещения крестови­ ны. Перед заделкой в землю весь якорь с крестовиной покрывается антикоррозийным лаком. К верхней петле якоря крепится тросовый причал с крюком и регулирую­ щей пластинкой. Тросовый причал привозится на период работ из авиапредприятия экипажем самолета. Испыта­ тельное усилие для проверки прочности якорных расча­ лок, колец стержня и мест заделок стержня в крестовину на местах стоянок самолетов Ан-2 должно быть не менее

2300 кг.

Испытание прочности производится динамометром типа ТД-3 или прибором инженера Демьянова.

При отсутствии этих приборов на рабочих аэродро­ мах в хозяйствах для проверки прочности якоря его уси­ лие испытывается с использованием автотранспорта при плавном натяжении на первой скорости.

Места стоянки самолета устраиваются не ближе 25 м от боковой границы летной полосы.

Загрузочная площадка для приготовления химикатов и загрузки их в самолет оборудуется на расстоянии 25 м от боковой границы летной полосы. При работе на аэро­

дроме одного самолета

загрузочная

площадка разме­

щается непосредственно

за боковой

полосой

безопас­

ности, примыкая к ней.

 

 

 

 

Временные хранилища для горюче-смазочных мате­

риалов должны располагаться

вне полосы воздушных

подходов,

не ближе 50 м от боковой

границы

рабочей

площади летной полосы,

стоянки самолетов,

строений

и иметь

противопожарное

оборудование.

Выделен­

ные для временных хранилищ места окапываются, очи­ щаются от сухой травы, соломы и т. п.; бочки с горюче­ смазочными материалами хранятся в опломбированном виде, с наклоном 15° плотно завернутой пробкой вверх, чтобы атмосферная влага не скапливалась около пробки.

Маркировка аэродрома, размещение сооружений, оборудования, мест стоянок санитарно-бытовых поме­ щений, загрузочных площадок производится только после, обязательного согласования с ответственными представителями Авиации.

П -4 17.-3

33


Специальное стартовое снаряжение для рабочего аэродрома: сигнальные полотнища посадочного «Т», флажки необходимого цвета и размеров и др. экипажи самолетов привозят с собой.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ГРУНТОВЫХ АЭРОДРОМОВ

Регулярный уход за дерновым покровом и своевре­ менный его ремонт являются важнейшим мероприятием при эксплуатации грунтовых аэродромов.

Основными видами работ по уходу за поверхностью аэродрома являются: правильный подбор травосмеси и норм посева семян, боронование и подкормка трав мине­ ральными удобрениями, прочесывание травостоя и раз­ равнивание мелких неровностей, прикаты'вание дерново­

го покрова, скашивание трав.

ухода

за поверхностью

Одним из основных

видов

аэродрома является укатка аэродрома.

На

аэродромах

с дерновым покровом

укатка

производится

гладкими

металлическими гладилками и катками,

на

супесчаных

грунтах — пятитонными катками, а на суглинках — деся­ титонными: Укатка должна производиться, как правило, ранней весной или осенью двумя-четырьмя проходами катка.

Вследствие износа дернового покрова под воздей­ ствием большого количества взлетов и посадок самоле­ тов на аэродромах образуются места с выбитой дерни­ ной, колеи, выбоины, замкнутые понижения и др. неров­ ности. Для выявления повреждений необходимо посто­ янное наблюдение за летным полем.

На местах с изреженным травостоем необходимо внести удобрения, разрыхлить почву дисковыми культи­ ваторами или почвенными фрезами на глубину 3—5 см, разбросать семена трав, заделать их боронами «зиг-заг» в два-три следа и прикатать катками.

Наиболее частыми повреждениями дернового цокрова на аэродромах является образование колеи от колес самолета. Колеи глубиной до 6 см следует устранять прикатыванием трех-пятитонными катками, когда грунты находятся во влажном состоянии.

Колеи и выбоины глубиной не более 15 см засыпа­

34


ются сначала обычным грунтом, имеющимся на аэродро­ ме, а затем растительным грунтом 10—12 см. При глу­ бине колеи до 20 см уплотнение грунта производится в один слой, а больше 20 см в два слоя. Не разрешается засыпать колею песком, щебнем, шлаком или другими материалами, отличающимися от грунтов летной полосы.

Для сохранения дернового покрова во время зимней эксплуатации на очищаемых от снега полосах следует оставлять пятисантиметровый слой уплотненного снега. Полная очистка снега на полосе, предназначенной для весенней эксплуатации, проводится после предвесенних морозов, чтобы избежать вымерзания трав. Методы очистки аэродромов от снега должны исключать воз­ можность срезки верхних слоев мерзлой почвы, так как при этом могут быть повреждены наиболее жизненные центры растений.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ВЗЛЕТНОПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС С ИСКУССТВЕННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ

В процессе эксплуатации аэродромные искусственные покрытия под воздействием нагрузок самолетов и под влиянием постоянно действующих погодно-климатиче­ ских факторов (перепад температур, осадков, процесса выветривания и др.) постепенно и неизбежно изнашива­ ются, д в тех случаях, когда напряжения и деформации, возникшие в покрытиях, превышают допустимые вели­ чины,— разрушаются.

Характерными деформациями и разрушениями по­ крытий являются: для цементнобетонных — выкрашива­ ние или шелушение, выбоины, раковины, трещины, от­ колы углов и краев плит, разрушение кромок плит и заполнителя швов, просадка плит; для асфальтобетон­ ных, черных щебеночных и гравийных — выкрашивание и истирание, колеи, волны, трещины, впадины и про­ садки.

Содержание аэродромных искусственных покрытий аэродромов для авиационно-химических работ заключа­ ется в проведении следующих работ:

— регулярного наблюдения ответственным лицом сельскохозяйственной организации за техническим со­ стоянием покрытий с целью обнаружения дефектов и

3*

35

неисправностей и принятия своевременных мер по их устранению;

систематической очистки покрытий от пыли, грязи, камней и др. посторонних предметов, а также льда и снега;

поддержания маркировки;

осуществление работ по укреплению поверхности грунтовых участков, непосредственно примыкающих к

искусственным покрытиям.

а) Цементно-бетонные покрытия.

Ремонт цементно-бетонных покрытий включает в себя ряд операций в зависимости от видов разрушения.

Для придания наибольшей водонепроницаемости швы покрытий сверху заливаются мастикой ЦН-2 или «Изол». В тех случаях, если готовые мастики отсутствуют, в качестве заполнителя могут применяться следующие смеси: битум марки 3 или 4 с заполнителем (измельчен­ ные в порошок известняки, каменная пыль или пылева­ тые пески) в пропорции по весу 1 : 1 или чистый битум марки 3 или 4, разогретый до температуры 160—180°С ; или мастика, приготовленная из битума марки 5 (94%) и асбеста № 7 (6%).

Швы перед заливкой тщательно очищаются от травы, пыли и грязи и грунтуются 50% раствором битума марки 5 в бензине. Заполнение швов осуществляется с помощью лейки, заливка производится до верха плиты. Норма расхода мастики для заполнения швов 0,5 л на 1 пог. м.

Поверхностные мелкие трещины при близком распо­ ложении друг от друга заделываются путем затирки разжиженного битума марки 3. При большом количестве мелких трещин разжиженный битум наносится в два слоя, причем второй слой наносится после высыхания первого слоя.

Сквозные трещины с разрушенными кромками очи­ щаются от пыли, каменной мелочи, грязи и заливаются по швам покрытий песчано-битумной смесью состава 1 : 1. В момент укладки песчано-битумная смесь должна иметь температуру не ниже 130° С.

Отслоение цементной корки, выбоины, раковины, от­ колы вдоль кромок и углов плит глубиной до 10 см заде­ лываются песчаным асфальтобетоном заподлицо с по­ верхностью покрытия. Поврежденное место обрубают так, чтобы оно имело прямоугольное очертание и отвес-

36