Файл: Рациональная упаковка для продукции машиностроения и металлообработки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кулы эмульгатора. Если в качестве эмульгатора берется соль олеиновой кислоты, то гидрофобная часть молекулы эмуль­ гатора обращается в сторону воска, а гидрофильная группа обращается в сторону воды. Это определяет отрицательный заряд частицы, ее сферическую форму и не допускает слияния частиц.

Формирование защитного покрытия из дисперсий ВВД на поверхности происходит за счет осаждения частиц дисперсии на металле и испарения воды. Даже если поверхность метал­

ла мокрая, то отрицательно заряженные частицы

дисперси­

онной фазы будут

осаждаться

на поверхности

вследствие

электростатического

притяжения,

вытеснять воду

и образо­

вывать защитную пленку.

Кратко технологический процесс приготовления дисперсии в условиях ЭПЗ ВНИЭКИТУ выглядит так. Первоначально диспергирование осуществляется на тихоходной мешалке с объемом смесительной емкости 250 л , а затем дисперсия про­

пускается

через роторный

диспергатор со скоростью 3 000

оборотов

в минуту, после

чего охлаждается и разливается

втару.

Впервой части процесса кислотная часть эмульгатора

(олеиновая кислота) вводится вместе с восковой фазой в ме­ шалку, сплавляется с ней и перемешивается, затем при пере­ мешивании в мешалку вливается вода с растворенным в ней стабилизатором. На этом этапе получается грубая дисперсия буро-коричневого цвета. После введения в мешалку водного раствора аммиака (щелочной части эмульгатора), дисперсия получается кремового цвета и вязкость дисперсии уменьшает­ ся. После пропускания через диспергатор цвет дисперсии ста­ новится бело-кремовым, а размеры частиц еще более мелки­ ми и достигают 10-5—10~6слг.

По такой технологии были выработаны промышленные партии дисперсии ВВД-43 па ЭПЗ ВНИЭКИТУ. Дисперсия имела следующие показатели:

вязкость — 30 сек. по ВЗ-4,

—концентрация — 22%,

PH — 8,1.

Продолжительность высыхания дисперсии составляет 30— 40 мин при температуре сушки 20±2°С и 10 мин при темпе­ ратуре сушки 60—70°С. Расход дисперсии на 1 м2 составил 90 г. При проведении технологических испытаний установле­ но, что на один автомобиль «Москвич» требуется 0,6 кг дис­ персии. После высыхания дисперсии образуется прозрачная



•с коричневым оттенком пленка. Прочность пленки на удар 50 кг/см. Сопротивление изгибу на шкале НИЛКа 1 мм. Пленка не растрескивается, не шелушится при температуре —50°С и выдерживает без сползания +70°С.

Основное требование к покрытию из ВВД — зашита о г солнечной радиации. Поэтому определялась степень защиты восковой пленкой от солнечной радиации эмалевого покрытия из импортных эмалей, находящихся в производстве на АЗЛК и отечественных эмалей марки МЛ-12. Испытания проводи­ лись на цветах: рубин, голубой и светло-серый, эмаль ПФ-220 (серая). На импортных эмалях австрийского производства фирмы «Петер Штолль», немецкого—«Херберст» и югослав­ ского—«Дуга—Храмос» испытывались цвета: светло-серый, сочи, песочно-бежевый, небесно-голубой, гранат и табак.

Оценка производилась по снижению блеска эмалевого покрытия после мокрого и сухого облучения кварцевой лам­ пой ПКР-2 в течение 6 часов. Снижения блеска отечествен­ ных эмалей МЛ-12 и импортных эмалей не наблюдалось. Эмаль ПФ-220 изменила цвет и блеск. Контрольные образцы,

не защищенные восковой пленкой,

снижали блеск на

10- 12% .

дисперсий ВВД-43 на

Испытания воскового покрытия из

стойкость к воздействию атмосферных осадков показали, что покрытие не смывается при выпадении всей нормы осадков за теплое время года в средней полосе.

Антикоррозионные свойства дисперсий ВВД-43 по чер­ ным металлам оценивались на стали СТ-3. После очистки и обезжиривания дисперсия наносилась на пластинки распыле­ нием. При вязкости 25—30 сек. по ВЗ-4 толщина получаемой пленки составила 25—30 микрон. Как показали испытания, при температуре 38±2°С и влажности 98±2° такое покры­ тие обеспечивает защиту до появления коррозии в течение 14 суток. В настоящее время мы приступили к разработке ре­ цептур с антикоррозионными присадками, которые должны обеспечить дисперсиям лучшие защитные свойства для чер­ ных металлов.

Слабая коррозионная защита дисперсии ВВД-43 объяс­ няется наличием в ее составе свободной олеиновой кислоты, хлора и сульфата ионов, содержащихся в восках.

Сейчас мы разрабатываем рецептуры, не содержащие олеиновой кислоты, и выбираем воски с минимальным со­ держанием хлора и сульфата ионов.

Восковые пленки по паропроницаемости находятся нз

90


уровне полиэтиленовой пленки той же толщины. Если нам удастся получить дисперсию без корроз'ионно-активных доба­ вок и примесей, вызывающих коррозию, то консервация вос­ ковыми дисперсиями может гарантировать защиту до не­ скольких лет так же, как и полиэтиленовые пленки.

Кроме ВВД, институтом разработаны восковые сплавы для обработки рулонных, упаковочных материалов и загото­ вок ящиков с целью придания им защитных свойств. ВоскоЕые покрытия на различных материалах по своим защитным не уступают полиэтиленовым покрытиям. При наличии боль­ шой сырьевой базы восков в нашей стране они могут найти широкое применение. Кроме защитных свойств, воски обла­ дают специфическими свойствами, например, самосклеиваемостью, что позволяет получать из них упаковочные мате­ риалы, дающие герметичные швы при простом обжатии, т. е. без термосварки.

Они позволяют получать покрытия методом полива на от­ дельные заготовки ящиков.

На сплавы для покрытия бумаги, картона, заготовок и получения самоприклеивающихся материалов разработаны технические условия; выпущены опытные партии сплава и материалов на ЭПЗ ВНИЭКИТУ и ряде предприятий.

ПРОГРЕССИВНЫЙ МЕТОД ЗАЩИТЫ МИКРОВОСКОМ ОКРАШЕННОЙ

ПОВЕРХНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ БЕСТАРНОМ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ

В. Л. Прицкер, В. Г. Ищенко,

Экспериментально-конструкторский и технологический институт автомобильной промышленности

Снижение материалоемкости продукции, экономия сырья и материалов—один из основных факторов повышения эф­ фективности народного хозяйства в девятой пятилетке. Мате­ риалоемкость продукции в автомобилестроении относительно велика. Главная причина этого—применение устаревших тех­ нологических процессов, в том числе процессов защиты изде­ лий от атмосферных и климатических воздействий.

До последнего времени упаковывание автомобилей, осо­ бенно при морских перевозках, проводилось в деревянные ящики. Для этой цели расходовалось большое количество пиломатериалов, трудоемкость упаковывания оставалась вы­ сокой, требовалось введение в строй новых и расширение действующих деревообратывающих цехов. Замена деревян­ ной упаковки более современными и дешевыми средствами позволит снизить материальные и трудовые затраты, улуч­ шить защиту декоративного вида окрашенной поверхности, тем самым повысит техническое достоинство продукции.

Указанным требованиям на современном уровне развития науки и техники отвечают защитные микрокристаллические воски.

-92


Микровоски представляют смесь изопарафинов, нафтено­ вых и ароматических углеводородов с молекулярным весом 600—700 и изготавливаются на водной и органической осно­ ве в виде суспензии.

Защита наружной поверхности автомобилей микровосковыми составами в отечественном автомобилестроении начала применяться на Московском автомобильном заводе им. Ле­ нинского комсомола—защитная паста «Шпрювакс» (произ­ водство фирмы «Петер—Штоль», Австрия).

Защитный восковой профилактический состав ПС-6, пред­ ставляющий смесь технического вазелина, церезина и уайтспирита, применяется на Горьковском и Запорожском авто­ мобильных заводах.

На Волжском автозаводе применяется состав ПЭВ-74, разработанный Нижне-Волжским филиалом ГрозНИИ по аналогу микровоска «Окерин» производства фирмы СЕА (Италия).

В настоящее время при техническом руководстве ЭКТИавтопрома проводятся работы по внедрению состава ПЭВ-74 для защиты изделий на Запорожском автозаводе, Львовском мотозаводе, Минском мотовелозаводе, Львовском заводе ав­ топогрузчиков.

Экспериментально-конструкторским и технологическим институтом автомобильной промышленности (ЭКТИавтопромом) были проведены ускоренные и промышленные испыта­

ния по выявлению сравнительных защитных

свойств микро-

восковых составов отечественного (ПЭВ-74,

ПСС-1, ПСС-2,

ПСС-3, ПСС-5, ПСС-6, ЛБХ-1, ЛБХ-2, ЗВД,

ВВД) и зару­

бежного (АЭРО-46, экспротекст, «Шпрювакс») производства. Испытания показали, что отечественные составы в основ­

ном не уступают аналогичным зарубежным образцам.

До настоящего времени речь

шла о замене отечественны­

ми микровосковыми составами

зарубежных с повторением

их свойства.

 

Требования отечественного автомобилестроения ставят пе­ ред нефтехимиками совершенно новую задачу: создать гамму микровосковых отечественных составов на водной и органической основе, не копируя отдельные зарубежные со­ ставы, но имеющие необходимые регламентируемые свойства, которые учитывают как специфику производства, так и усло­ вия транспортирования отечественной продукции.