Файл: Рациональная упаковка для продукции машиностроения и металлообработки..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
кулы эмульгатора. Если в качестве эмульгатора берется соль олеиновой кислоты, то гидрофобная часть молекулы эмуль гатора обращается в сторону воска, а гидрофильная группа обращается в сторону воды. Это определяет отрицательный заряд частицы, ее сферическую форму и не допускает слияния частиц.
Формирование защитного покрытия из дисперсий ВВД на поверхности происходит за счет осаждения частиц дисперсии на металле и испарения воды. Даже если поверхность метал
ла мокрая, то отрицательно заряженные частицы |
дисперси |
||
онной фазы будут |
осаждаться |
на поверхности |
вследствие |
электростатического |
притяжения, |
вытеснять воду |
и образо |
вывать защитную пленку.
Кратко технологический процесс приготовления дисперсии в условиях ЭПЗ ВНИЭКИТУ выглядит так. Первоначально диспергирование осуществляется на тихоходной мешалке с объемом смесительной емкости 250 л , а затем дисперсия про
пускается |
через роторный |
диспергатор со скоростью 3 000 |
оборотов |
в минуту, после |
чего охлаждается и разливается |
втару.
Впервой части процесса кислотная часть эмульгатора
(олеиновая кислота) вводится вместе с восковой фазой в ме шалку, сплавляется с ней и перемешивается, затем при пере мешивании в мешалку вливается вода с растворенным в ней стабилизатором. На этом этапе получается грубая дисперсия буро-коричневого цвета. После введения в мешалку водного раствора аммиака (щелочной части эмульгатора), дисперсия получается кремового цвета и вязкость дисперсии уменьшает ся. После пропускания через диспергатор цвет дисперсии ста новится бело-кремовым, а размеры частиц еще более мелки ми и достигают 10-5—10~6слг.
По такой технологии были выработаны промышленные партии дисперсии ВВД-43 па ЭПЗ ВНИЭКИТУ. Дисперсия имела следующие показатели:
—вязкость — 30 сек. по ВЗ-4,
—концентрация — 22%,
—PH — 8,1.
Продолжительность высыхания дисперсии составляет 30— 40 мин при температуре сушки 20±2°С и 10 мин при темпе ратуре сушки 60—70°С. Расход дисперсии на 1 м2 составил 90 г. При проведении технологических испытаний установле но, что на один автомобиль «Москвич» требуется 0,6 кг дис персии. После высыхания дисперсии образуется прозрачная
•с коричневым оттенком пленка. Прочность пленки на удар 50 кг/см. Сопротивление изгибу на шкале НИЛКа 1 мм. Пленка не растрескивается, не шелушится при температуре —50°С и выдерживает без сползания +70°С.
Основное требование к покрытию из ВВД — зашита о г солнечной радиации. Поэтому определялась степень защиты восковой пленкой от солнечной радиации эмалевого покрытия из импортных эмалей, находящихся в производстве на АЗЛК и отечественных эмалей марки МЛ-12. Испытания проводи лись на цветах: рубин, голубой и светло-серый, эмаль ПФ-220 (серая). На импортных эмалях австрийского производства фирмы «Петер Штолль», немецкого—«Херберст» и югослав ского—«Дуга—Храмос» испытывались цвета: светло-серый, сочи, песочно-бежевый, небесно-голубой, гранат и табак.
Оценка производилась по снижению блеска эмалевого покрытия после мокрого и сухого облучения кварцевой лам пой ПКР-2 в течение 6 часов. Снижения блеска отечествен ных эмалей МЛ-12 и импортных эмалей не наблюдалось. Эмаль ПФ-220 изменила цвет и блеск. Контрольные образцы,
не защищенные восковой пленкой, |
снижали блеск на |
10- 12% . |
дисперсий ВВД-43 на |
Испытания воскового покрытия из |
стойкость к воздействию атмосферных осадков показали, что покрытие не смывается при выпадении всей нормы осадков за теплое время года в средней полосе.
Антикоррозионные свойства дисперсий ВВД-43 по чер ным металлам оценивались на стали СТ-3. После очистки и обезжиривания дисперсия наносилась на пластинки распыле нием. При вязкости 25—30 сек. по ВЗ-4 толщина получаемой пленки составила 25—30 микрон. Как показали испытания, при температуре 38±2°С и влажности 98±2° такое покры тие обеспечивает защиту до появления коррозии в течение 14 суток. В настоящее время мы приступили к разработке ре цептур с антикоррозионными присадками, которые должны обеспечить дисперсиям лучшие защитные свойства для чер ных металлов.
Слабая коррозионная защита дисперсии ВВД-43 объяс няется наличием в ее составе свободной олеиновой кислоты, хлора и сульфата ионов, содержащихся в восках.
Сейчас мы разрабатываем рецептуры, не содержащие олеиновой кислоты, и выбираем воски с минимальным со держанием хлора и сульфата ионов.
Восковые пленки по паропроницаемости находятся нз
90
уровне полиэтиленовой пленки той же толщины. Если нам удастся получить дисперсию без корроз'ионно-активных доба вок и примесей, вызывающих коррозию, то консервация вос ковыми дисперсиями может гарантировать защиту до не скольких лет так же, как и полиэтиленовые пленки.
Кроме ВВД, институтом разработаны восковые сплавы для обработки рулонных, упаковочных материалов и загото вок ящиков с целью придания им защитных свойств. ВоскоЕые покрытия на различных материалах по своим защитным не уступают полиэтиленовым покрытиям. При наличии боль шой сырьевой базы восков в нашей стране они могут найти широкое применение. Кроме защитных свойств, воски обла дают специфическими свойствами, например, самосклеиваемостью, что позволяет получать из них упаковочные мате риалы, дающие герметичные швы при простом обжатии, т. е. без термосварки.
Они позволяют получать покрытия методом полива на от дельные заготовки ящиков.
На сплавы для покрытия бумаги, картона, заготовок и получения самоприклеивающихся материалов разработаны технические условия; выпущены опытные партии сплава и материалов на ЭПЗ ВНИЭКИТУ и ряде предприятий.
ПРОГРЕССИВНЫЙ МЕТОД ЗАЩИТЫ МИКРОВОСКОМ ОКРАШЕННОЙ
ПОВЕРХНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ БЕСТАРНОМ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ
В. Л. Прицкер, В. Г. Ищенко,
Экспериментально-конструкторский и технологический институт автомобильной промышленности
Снижение материалоемкости продукции, экономия сырья и материалов—один из основных факторов повышения эф фективности народного хозяйства в девятой пятилетке. Мате риалоемкость продукции в автомобилестроении относительно велика. Главная причина этого—применение устаревших тех нологических процессов, в том числе процессов защиты изде лий от атмосферных и климатических воздействий.
До последнего времени упаковывание автомобилей, осо бенно при морских перевозках, проводилось в деревянные ящики. Для этой цели расходовалось большое количество пиломатериалов, трудоемкость упаковывания оставалась вы сокой, требовалось введение в строй новых и расширение действующих деревообратывающих цехов. Замена деревян ной упаковки более современными и дешевыми средствами позволит снизить материальные и трудовые затраты, улуч шить защиту декоративного вида окрашенной поверхности, тем самым повысит техническое достоинство продукции.
Указанным требованиям на современном уровне развития науки и техники отвечают защитные микрокристаллические воски.
-92
Микровоски представляют смесь изопарафинов, нафтено вых и ароматических углеводородов с молекулярным весом 600—700 и изготавливаются на водной и органической осно ве в виде суспензии.
Защита наружной поверхности автомобилей микровосковыми составами в отечественном автомобилестроении начала применяться на Московском автомобильном заводе им. Ле нинского комсомола—защитная паста «Шпрювакс» (произ водство фирмы «Петер—Штоль», Австрия).
Защитный восковой профилактический состав ПС-6, пред ставляющий смесь технического вазелина, церезина и уайтспирита, применяется на Горьковском и Запорожском авто мобильных заводах.
На Волжском автозаводе применяется состав ПЭВ-74, разработанный Нижне-Волжским филиалом ГрозНИИ по аналогу микровоска «Окерин» производства фирмы СЕА (Италия).
В настоящее время при техническом руководстве ЭКТИавтопрома проводятся работы по внедрению состава ПЭВ-74 для защиты изделий на Запорожском автозаводе, Львовском мотозаводе, Минском мотовелозаводе, Львовском заводе ав топогрузчиков.
Экспериментально-конструкторским и технологическим институтом автомобильной промышленности (ЭКТИавтопромом) были проведены ускоренные и промышленные испыта
ния по выявлению сравнительных защитных |
свойств микро- |
восковых составов отечественного (ПЭВ-74, |
ПСС-1, ПСС-2, |
ПСС-3, ПСС-5, ПСС-6, ЛБХ-1, ЛБХ-2, ЗВД, |
ВВД) и зару |
бежного (АЭРО-46, экспротекст, «Шпрювакс») производства. Испытания показали, что отечественные составы в основ
ном не уступают аналогичным зарубежным образцам.
До настоящего времени речь |
шла о замене отечественны |
ми микровосковыми составами |
зарубежных с повторением |
их свойства. |
|
Требования отечественного автомобилестроения ставят пе ред нефтехимиками совершенно новую задачу: создать гамму микровосковых отечественных составов на водной и органической основе, не копируя отдельные зарубежные со ставы, но имеющие необходимые регламентируемые свойства, которые учитывают как специфику производства, так и усло вия транспортирования отечественной продукции.