Файл: Рациональная упаковка для продукции машиностроения и металлообработки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наличии гофрированного картона нетрудно наладить 'их мас­ совое пооизводство. Опытные перевозки автомобильных за­ пасных частей в пакетах на таких поддонах показали возмож­ ность их применения при кооперированных поставках грузов общей массой до 700 кг. Однако для окончательного решения вопроса об их внедрении необходимо провести более широкие эксплуатационные испытания.

Об опыте применения картонной тары, методах выбора способов укладки и упаковывания в нее изделий, методах расчета картонной тары подробно сказано р нашей брошюре «Опыт рациональной упаковки изделий автомобилестроения», изданной в 1971 г. ЦНИИТЭИМСом Госснаба СССР.

Вторым важным направлением является применение для целей упаковки полимерных, комбинированных материалов и усадочных пленок.

К сожалению, эти упаковочные материалы из-за недоста­ точного объема их производства еще не используются широ­ ко. Рядом институтов разработаны и внедрены хорошие об­ разцы полимерной тары для индивидуального и группового упаковывания изделий автомобильной, тракторной, инстру­ ментальной, радиотехнической и электронной промышленно­ сти. В промышленности применяется упаковывание в пакеты и чехлы из полиэтилена и поливинилхлорида, в коробки и формы из пенопласта. ВНИЭКИТУ и другими НИИ и КБ разработаны комбинированные материалы: картон-полиэти­ лен и картон-микровоск, бумага-полиэтилен и бумага-микро- воск, ткань-микровоск, фольга-бумага-полиэтилен, фольга-бу- мага-микровоск и т. д.

Однако этих прогрессивных материалов производится еще мало, и это сдерживает их внедрение в отрасли машинострое­ ния. Между тем, за рубежом полимерные и комбинированные материалы все больше и больше применяются в промышлен­ ности. Об этом мы подробно говорили на совещании-семина­ ре по применению полимеров в производстве тары для изде­ лий машиностроения, проведенном в Риге в конце 1970 г.

Необходимо всемерно форсировать работы по усадочным пленкам. Решение этой проблемы даст прекрасный материал для формирования пакетов на поддонах Мы сможем полу­ чить прочный пакет изделий, освободившись от тяжелой та­ ры, а также от металлической ленты для обвязки пакетов, лентообвязочных машин или ручных приспособлений.

Третьим направлением в работе по совершенствованию упаковки, которое может дать большую экономию деловой

20


древесины ;и открыть дорогу пакетным перевозкам на стан­ дартных поддонах, является замена дощатой обшивки дере­ вянных ящиков древесноволокнистой и древесностружечной плитой, сплошным склеенным влагопрочным картоном, фане­ рой, резофаном и др. Применение этих материалов:

дает значительную экономию деловой древесины;

позволяет создать облегченные виды тары;

расширяет возможности механизации и автоматизациг.

расфасовочно-упаковочных процессов;

— резко сокращает потери продукции, особенно мелких металлических изделий, крепежа, гвоздей и др.;

—создает благоприятные условия для пакетирования про­ дукции на поддонах и отгрузки ее в контейнерах.

Осуществление мероприятий по реализации указанных направлений современной упаковки немыслимо без серьезных работ по унификации тары, сведению ее типоразмеров к ра­ зумному минимуму. Только с осуществлением унификации типоразмеров тары можно добиться успешного проведения в жизнь комплексных работ по созданию оптимальных систем упаковки, сочетающихся с пакетно-контейнерными перевоз­ ками продукции машиностроения. Однако необходимо отме­ тить, что если в унификации тары для малогабаритных изде­ лий, сыпучих продуктов, товаров народного потребления мы достигли некоторых успехов, то в области унификации дета­ лей и типоразмеров крупногабаритной тары для изделий ма­ шиностроения, выходящей за пределы стандартного обмен­ ного поддона 800X1200 мм, мы имеем значительный пробел.

В этом направлении сделаны первые шаги Ленинградским СПКБ и Металлическим заводом имени XXII съезда КПСС, а также Курским ЦПКТБ Минстанкопрома СССР.

Но в настоящее время этим вопросом никто не занимает­ ся. Необходимо продолжить работу в этой области.

Мы надеемся, что настоящее координационное совещание и его рекомендации послужат воплощению в жизнь основных проблем упаковки для продукции машиностроения и метал­ лообработки, помогут устранить недостатки в этой большой и важной работе.

РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИЙ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ТАРЫ ИЗ ГОФРИРОВАННОГО

КАРТОНА ДЛЯ УПАКОВЫВАНИЯ ПРОДУКЦИИ МАССОЙ ДО 100 КГ

Н. А. Козлова, Л. К. Рыжова

Всесоюзный научно-исследовательский и экспериментально­ конструкторский институт тары и упаковки

С каждым годом растет потребность в таре из гофриро­ ванного картона для упаковки все новых видов продукции. Появилась потребность в картонной таре и для упаковыва­ ния крупногабаритной продукции машиностроения, для легкой и пищевой промышленности, бытовых приборов и гру­ зов массой до 100 кг.

По сведениям, полученным с предприятий только системы Минлегпищемаша СССР, потребность в картонной таре для упаковывания крупногабаритной продукции к 1975 г. увели­ чится до 26—30 млн. шт. тароединиц.

Однако действующий ГОСТ 9142—59 «Ящики из гофриро­ ванного картона. Типы. Общие технические требования» пре­ дусматривает упаковывание в картонную тару изделий, масса которых не превышает 40 кг, а суммарные внутренние разме­ ры ящика должны быть не более 1400 мм при высоте 400 мм.

В настоящее время в стране крупногабаритная продук­ ция и продукция с большей массой упаковывается, как пра­ вило, только в деревянную тару (деревянные ящики, обре­ шетки и т. п.).

Между тем, практика зарубежных специалистов в области

22


упаковки показывает, что в данном случае можно использо­

вать тару из пяти- и семислойного гофрированного

картона.

С ростом производства гофрированного картона

и с появ­

лением пятислойного гофрированного картона в нашей стра­ не начался процесс внедрения картонной тары взамен дере­ вянной для продукции, масса <и размеры которой превышают установленные ГОСТы.

ВНИЭКИТУ работал над темой «Разработка конструк­ ций и технологии изготовления тары из гофрированного кар­ тона для упаковки продукции массой до 100 кг».

Цель этой работы — решение следующих вопросов:

— обобщить и проанализировать уже применяемые кон­ струкции картонной тары для упаковки изделий массой до

100кг;

разработать основные принципы подхода к конструиро­

ванию картонной тары для упаковки крупногабаритных изде­ лий с учетом конкретных свойств упаковываемого предмета;

разработать основные принципы подхода к выбору ка­ чества материалов для этих видов тары;

разработать технологию изготовления тары для упа­

ковки продукции массой до 100 кг.

Рассматриваемая номенклатура изделий: холодильники, стиральные машины, газовые плиты, торговые автоматы, швейные машины, искусственные волокна и синтетические, массовые виды товаров народного потребления и т. п.

По характеру груза из номенклатуры было выделено две группы изделий: I группа — изделия, которые при упаковы­ вании в тару сами несут нагрузку и поддерживают все стенки ящика; II группа — изделия, которые не поддерживают сте­ нок ящика при упаковывании их в тару и не являются несу­ щей конструкцией.

Ввиду того, что номенклатура крупногабаритных изделий велика и многообразна, для исследований с целью установле­ ния рациональных конструкций и обработки качественных характеристик пятислойного гофрированного картона была взята I группа грузов.

Проведенный анализ конструкций картонной тары, приме­ няемых для упаковки изделий I группы грузов, показал раз­ нообразие картонной тары за рубежом.

В практике некоторых предприятий нашей страны в на­ стоящее время тоже имеет место использование пятислойного гофрированного картона для изготовления тары под такие виды продукции, как холодильники, стиральные машины.

23


В результате изучения зарубежных и отечественных кон­ струкций картонной тары, технологии изготовления и усло­ вий эксплуатации были выделены следующие конструкции тары для крупногабаритных изделий:

ящик складной с четырехклапанным дном и крышкой

снаружными клапанами встык;

ящик из обечайки, двух элементов дна и двух элемен­

тов крышки;

ящик из корпуса с короткими клапанами и двух съем­ ных крышек;

ящик телескопического типа с четырехклапанной крыш­

кой и деревянным дном-поддоном.

В зависимости от специфики изделия, в ящике применя­ ются дополнительные детали и крепления: боковые и угло­ вые опоры, амортизаторы, прокладки.

Необходимость их применения определяется в норматив­ ных документах на тару для каждого конкретного вида про­ дукции.

Для удобства переноски упакованного изделия, в конст­ рукциях тары предусмотрены прорези (ручки). Ориентиро­ вочно предлагается использовать первые две конструкции тары для упаковки и транспортирования изделий с предель­ ной массой груза в ящике до 60 кг (небольшие холодильни­ ки, стиральные машины, «кабинетные» швейные маши­ ны и т. п.), третью и четвертую конструкции — для более тя­ желых грузов, массой свыше 60 кг.

Общие технические требования к таре для крупногабаритных изделий

При транспортировании и погрузочно-разгрузочных рабо­ тах тара подвергается различным воздействиям:

нагрузке при штабелировании,

вибрации при транспортировании,

ударам при транспортировании,

ударам при падении груза с высоты.

Требования к сопротивлению сжатию ящиков, предназна­ ченных для упаковывания рассматриваемой I группы грузов, не устанавливаются, так как такая продукция в силу своих ин­ дивидуальных особенностей сама выдерживает давление большее, чем удвоенное давление силы, действующей на ниж­ ний ящик в штабеле высотой 2,5 м.

24

Наиболее опасным для сохранности продукции и ящика являются удары при транспортировании и при падениях во время перегрузки ящиков. Следовательно, тара для этой группы грузов должна являться средством противоударной защиты.

Отсутствие в нашей стране стандартных методов и обору­ дования для испытаний крупногабаритной тары усложняет установление норм сопротивления ящиков перевалкам.

Изучение материалов исследований зарубежных специа­ листов в области определения прочностных норм и методов испытаний для крупногабаритной тары дало возможность сделать зывод о том, что только в условиях фактических пе­ ревозок с последующим анализом полученных результатов можно установить требования к прочности тары.

При разработке тары должны быть учтены:

экономичность тары, —■удобство в обращении, —■технологичность в изготовлении,

возможность механизации процессов упаковывания и

транспортирования.

По предварительным расчетам, при замене деревянной тары на картонную для упаковки только таких видов продук­ ции, как холодильники, можно сэкономить 2,8 млн. руб. в год и высвободить около 210 тыс. м3 пиломатериалов.

Отсутствие технических показателей на пятислойный гоф­ рированный картон в действующем ГОСТе 7376—55 «Картон гофрированный» и отечественных методов испытаний тары больших размеров осложняет выбор материала на изготовле­ ние тары для упаковки крупногабаритных изделий.

Та часть предприятий, которая применяет картонную тару для упаковки холодильников, как правило, выбирает для из­ готовления пятислойного гофрированного картона марки кар­ тона для гладких слоев <и марки бумаги с высокими показате­ лями механической прочности.

Такой выбор материалов ничем не обоснован и приводит к неэкономичному использованию гофрированного картона.

Ориентировочно установлены следующие основные пока­ затели пятислойного гофрированного картона (см. табл. 1).

На основе критического анализа отечественных и зару­ бежных конструкций тары для крупногабаритных изделий, изучения технических характеристик упаковываемого изде­ лия, требований к защите от механических повреждений во время транспортирования институтом были разработаны и

25


взяты для апробирования две конструкции картонных ящи­ ков. При разработке учитывались возможности изготовления ящиков на высокопроизводительном оборудовании, рацио­ нальность раскроя по полотну гофрокартона, а также воз­ можность механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Т а б л и ц а 1

Основные показатели пятислойного гофрированного картона

Для груза массой, кг

Сопротивление про­

Сопротивление пробою, кг си

давливают, кгс/'см*

до 65

16

не

менее

100

до 100

18

не

менее

120

Обе конструкции состоят из картонного корпуса и дере­ вянного дна-поддона, что дает возможность механизировать операции подъема и передвижения.

Картонный корпус 1-й конструкции изготовляется из це­ лого листа картона, передняя стенка которого состоит из двух идентичных половин, образующих створки.

При сборке тары вокруг изделия (холодильника), укреп­ ленного на поддоне, обе створки соединяют бумажной клее­ вой лентой.

Верхние клапаны сгибают и заправляют внутрь корпуса. Всю упаковку прикрепляют к деревянному дну-поддону обвя­ зочной металлической лентой.

Картонный корпус 2-й конструкции изготовлен подобно корпусу 1-й конструкции, но отличается тем, что не имеет кла­ панов, образующих крышку.

Крышка в этом случае изготавливается отдельно и наде­ вается «внахлобучку».

Крепление картонного корпуса к дну-поддону у обеих кон­ струкций ящиков аналогично.

Обе конструкции позволяют производить неоднократное вскрытие ящика в любое время без каких-либо его повреж­ дений, что дает возможность осмотреть состояние упакован­ ного изделия.

Для предохранения поверхности изделия от механических повреждений при эксплуатации в ящике предусмотрены амор­ тизаторы.

26

В 1972 г. на Светлогорском ЦКК была изготовлена опыт­ ная партия пятислойного гофрированного картона.

Из выработанного опытного пятислойного гофрированного картона с техническими показателями:

масса, г — 1069,

 

толщина, мм — 6,4,

кгс/см2— 16,3,

сопротивление продавливанию,

сопротивление пробою, кгсм — 102

были

изготовлены ящики вновь

разработанных конструк­

ций

и отправлены на Смоленский

завод холодильников для

проведения эксплуатационных испытаний. Эксплуатационные испытания дали положительные результаты.

По нашим рекомендациям Минским заводом холодильни­ ков в течение 1971—1972 гг. были проведены эксплуатацион­ ные испытания картонной тары, изготовленной из пятислой­ ного гофрированного картона с показателем сопротивления продавливанию, равным 18 кгс/см2.

Тара, изготовленная из этого картона и прошедшая транс­ портные испытания, оказалась пригодной для эксплуатации.

Параллельно с работой по упаковке для холодильников в институте проводились аналогичные исследования по упаков­ ке для II группы грузов (по упаковыванию в картонную тару искусственного волокна «Нитрон»). Были начаты работы по

разработке конструкции

картонных ящиков-поддонов для

большегрузной продукции.

 

 

 

Новейшее направление в создании крупногабаритной тары

из картона — ящики-поддоны

(см табл. 2).

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

Характеристика картонных ящиков-поддонов

Внешние размеры,

Внутренние размеры

Объем, ж3

Грузоподъемность, кг

поддонов, мм

ящиков,

мм

800 x 600 x 800

785 x 585 x 670

0,315

до

300—500—800

1200X 800 X 800

1185X785X670

0,612

до

300—500—800

1100 * 900 x 690

1085x885x560

0,537

до

500—800

1100 X 900X1010

1070 X850 X 900

0,820

до

500—800

Ящик и поддон образует единую конструкцию. Такой ящикподдон применяется для грузов с массой 300—800 кг: деталей машиностроения, посуды, стекла, точных приборов и т, д.

27