Файл: Рациональная упаковка для продукции машиностроения и металлообработки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ла, которая возникает, как правило, из-за плохой консерва­ ции и упаковки, а порой из-за неправильно выбранных упа­ ковочных материалов. Другой причиной потерь продукции является наличие механических повреждений (потертостей, вмятин, отломов и т. д.) вследствие плохой упаковки или не­ правильно выбранной транспортной тары. Прежде чем пе­ рейти к изложению основных требований, предъявляемых к упаковке, необходимо выяснить или уточнить некоторые об­ щие положения и, в том числе, что представляет собой в со­ временных условиях упаковка терминологически и по суще­

ству.

 

свет

ГОСТе 17527—72, введен­

В вышедшем недавно в

ное в действие с 1

января

1973

г., приводится следующее

определение термина

«упаковка»:

«Упаковка — это средст­

во или комплекс средств, обеспечивающие защиту продукции и окружающей ее среды от повреждений и потерь и облегча­ ющие процесс обращения».

Следовательно, упаковка — это не процесс, как мы преж­ де подразумевали, а комплекс защитных средств, представля­ ющих в каждом отдельном случае определенную систему средств защиты изделия при его транспортировании и хране­ нии. Процесс же, т. е. подготовка продукции к транспортиро­

ванию, хранению и реализации, узаконен

термином

«упако­

вывание». В этом же

ГОСТе дано и определение

тары как

«элемента упаковки,

представляющего

собой изделие для

размещения в нем продукции». В систему упаковки в общем виде могут входить:

средства консервации как временной защиты изделий от коррозии;

элементы внутренней упаковки, включающей в себя

оберточные материалы, пакеты, потребительскую или группо­ вую тару, чехлы из полиэтилена, поливинилхлорида и других материалов, футляры, водонепроницаемые материалы для защиты от влаги и т. д.;

— транспортная тара из различных материалов.

Это основные составляющие, или элементы системы упа­

ковки. Кроме того, в необходимых случаях

в нее должны

входить амортизаторы изделий, а также

средства фик­

сации или жесткого крепления изделий в таре

(опорные и рас­

порные брусья, клинья и др.).

 

В конкретных случаях в системе упаковки может отсут­ ствовать тот или иной элемент. Это зависит от степени защи­ ты самого изделия (постоянное покрытие или временная за­


щита), условий и сроков транспортирования и хранения дан­

ного изделия.

Характерной особенностью упаковывания изделий маши­ ностроения и металлообработки является то, что огромное ко­ личество различных типов и марок изделий требует большого внимания специалистов при разработке системы упаковки, чтобы обеспечить сохранность качества и товарного вида из­ делий, максимальную экономию тароупаковочных материа­ лов, технологичность изготовления упаковки, возможность механизации и автоматизации процессов упаковывания и из­ готовления самой упаковки.

При этом необходимо помнить, что основной функцией внутренней упаковки является защита изделий от климатиче­ ских воздействий и что подбор элементов внутренней упаков­ ки зависит от способа консервации, условий и сроков хране­ ния изделий, а также от специфических особенностей этих из­ делий.

Транспортная же тара предназначается для защиты изде­ лий, в основном, от механических и, только частично, от кли­ матических воздействий.

Таким образом, при проектировании внутренней упаковки следует учитывать влияние на изделие атмосферных осадков, влажного воздуха или морского тумана, солнечной радиации, переменной температуры, пыли, водяных паров и газов.

При выборе или проектировании транспортной тары необ­ ходимо учитывать влияние:

возможных механических воздействий (ударов, толчков, вибрации, статических нагрузок), т. е. тара должна быть до­ статочно прочной;

биологических воздействий (жизнедеятельности микро­

организмов, главным образом, плесневых грибков, насекомых и грызунов).

При необходимости защиты от огня должно быть преду­ смотрено огнезащитное покрытие или несгораемый материал тары. При проектировании тары должны обязательно учиты­ ваться следующие требования:

удобство выполнения погрузочно-разгрузочных и склад­ ских работ механизированным и ручным способом;

наиболее полное использование внутреннего объема

тары;

наиболее полное использование транспортных средств по объему, площади и грузоподъемности;

унификация типоразмеров тары, дающая-возможность

17


осуществления пакетных или контейнерных перевозок изде­ лий в облегченной таре;

— привлекательный внешний вид тары, четкая маркиров­ ка, устойчивая и яркая ее окраска.

В то же время все упаковочные средства должны быть максимально экономичными и по расходу материала, и по стоимости упаковки в целом.

Вопросы, связанные с упаковкой для изделия, должны ре­ шаться так, чтобы имелась возможность создания наиболее рациональной конструкции тары. Сюда относятся:

создание устройств для закрепления изделий внутри тары и на транспортных средствах (отверстия, крюки и т. д .);

создание устройств для фиксации подвижных частей из­

делий (фиксаторы, арретиры и т. д.);

обеспечение возможности демонтажа выступающих ча­ стей и легкоповреждаемых узлов и деталей изделия;

■— обеспечение возможности применения частичной упа­ ковки для крупного изделия, исключающей необходимость упаковки всего изделия;

обеспечение рационального размещения изделий в унифицированной таре, на поддонах, в контейнерах и других

транспортных средствах.

Нет необходимости подробно останавливаться на тради­ ционном виде тары — деревянной (дощатой), применение ко­ торой всем хорошо известно. Безусловно, она прочна, надеж­ на и никто не думает, что она быстро выйдет из употребле­ ния. Но ее применение вызывает огромный расход деловой древесины, исчисляемый только для продукции производст­ венно-технического назначения в размерах 13—14 млн. м3 в год. Главная задача состоит в планомерной замене существу­ ющей дощатой тары более экономичными и прогрессивны­ ми видами тары.

Первое направление — широкое применение для целей упаковки картонной тары. Работы, проведенные в последние годы ВНИЭКИТУ и отраслевыми институтами, позволили установить, что картонная тара по своим показателям может полностью заменить деревянные ящики для малогабаритных изделий.

В 1968—1971 гг. ВНИЭКИТУ совместно с УНИПТИМашем Минавтопрома СССР провел большую работу по выбору наиболее рациональных способов упаковывания, разработал и внедрил в производство нормативно-техническую докумен­ тацию на картонную тару для комплектующих изделий, по­

18


ставляемых непосредственно в сборочный цех Волжского авто­

завода.

В итоге этой работы для упаковывания 384 наименований изделий, постазлямых 40 предприятиями-поставщиками, было выбрано 18 рациональных типоразмеров ящиков из гофрированного картона и разработана соответствующая оснастка этих ящиков дополнительными деталями для удоб­

ного размещения изделий в таре.

Ожидаемая экономическая эффективность при освоении полной мощности выпуска автомобилей Волжским автозаво­ дом — 850 тыс. руб. При этом будет высвобождено условно 23 тыс. м3 деловой древесины. Фактически подтвержденный предприятиями-поставщиками комплектующих изделий эко­ номический эффект за 1971—1972 гг. составил около 400 тыс. руб. Экономия древесины — 10 тыс. мг.

• Используя опыт Волжского завода, начиная с 1971 г., ин­ ститут также совместно с УНИПТИМашем приступил к раз­ работке системы упаковывания и транспортирования комп­ лектующих -изделий для Камского автомобильного завода. В результате проработки этой темы 760 наименований изде­ лий с 60 заводов-поставщиков с общим объемом перевозок 394 тыс. г. в год будут поставляться на Камский завод в кар­ тонной таре всего лишь 15 типоразмеров. Это позволит в рас­ чете только на пусковую программу КамАЗа получить эконо­

мический эффект в сумме 507 тыс. руб. и высвободить

услов­

но еще 19 тыс. м3 древесины в круглом лесе.

 

Применение картонной тары вполне рационально не толь­

ко для комплектующих изделий, но и для

запасных

частей,

электродов, изделий инструментальной

промышленности, то­

варов народного потребления и даже

для

поставок

на эк­

спорт. Совместно с ЦЗЧ АвтоВАЗа мы заканчиваем

сейчас

разработку проекта системы упаковки

для

запасных

частей

к автомобилям «Жигули» для поставок на станции техничес­ кого обслуживания и на экспорт, где будет использоваться не только трехслойный, но и пятислойный гофрированный кар­ тон. На очереди стоит применение семислойного гофрирован­ ного картона (для тяжелых изделий).

Применение облегченной тары с использованием не толь­ ко гофрированного, но ,и сплошного влагопрочного картона позволяет внедрить контейнерные перевозки, а также осуще­ ствлять пакетные перевозки с использованием разовых облег­ ченных (также из картона) поддонов, которые удобны тем, что не надо беспокоиться об их возврате. Они дешевы, и прн

19