Файл: Рациональная упаковка для продукции машиностроения и металлообработки..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ла, которая возникает, как правило, из-за плохой консерва ции и упаковки, а порой из-за неправильно выбранных упа ковочных материалов. Другой причиной потерь продукции является наличие механических повреждений (потертостей, вмятин, отломов и т. д.) вследствие плохой упаковки или не правильно выбранной транспортной тары. Прежде чем пе рейти к изложению основных требований, предъявляемых к упаковке, необходимо выяснить или уточнить некоторые об щие положения и, в том числе, что представляет собой в со временных условиях упаковка терминологически и по суще
ству. |
|
свет |
ГОСТе 17527—72, введен |
В вышедшем недавно в |
|||
ное в действие с 1 |
января |
1973 |
г., приводится следующее |
определение термина |
«упаковка»: |
«Упаковка — это средст |
во или комплекс средств, обеспечивающие защиту продукции и окружающей ее среды от повреждений и потерь и облегча ющие процесс обращения».
Следовательно, упаковка — это не процесс, как мы преж де подразумевали, а комплекс защитных средств, представля ющих в каждом отдельном случае определенную систему средств защиты изделия при его транспортировании и хране нии. Процесс же, т. е. подготовка продукции к транспортиро
ванию, хранению и реализации, узаконен |
термином |
«упако |
|
вывание». В этом же |
ГОСТе дано и определение |
тары как |
|
«элемента упаковки, |
представляющего |
собой изделие для |
размещения в нем продукции». В систему упаковки в общем виде могут входить:
—средства консервации как временной защиты изделий от коррозии;
—элементы внутренней упаковки, включающей в себя
оберточные материалы, пакеты, потребительскую или группо вую тару, чехлы из полиэтилена, поливинилхлорида и других материалов, футляры, водонепроницаемые материалы для защиты от влаги и т. д.;
— транспортная тара из различных материалов.
Это основные составляющие, или элементы системы упа
ковки. Кроме того, в необходимых случаях |
в нее должны |
входить амортизаторы изделий, а также |
средства фик |
сации или жесткого крепления изделий в таре |
(опорные и рас |
порные брусья, клинья и др.). |
|
В конкретных случаях в системе упаковки может отсут ствовать тот или иной элемент. Это зависит от степени защи ты самого изделия (постоянное покрытие или временная за
щита), условий и сроков транспортирования и хранения дан
ного изделия.
Характерной особенностью упаковывания изделий маши ностроения и металлообработки является то, что огромное ко личество различных типов и марок изделий требует большого внимания специалистов при разработке системы упаковки, чтобы обеспечить сохранность качества и товарного вида из делий, максимальную экономию тароупаковочных материа лов, технологичность изготовления упаковки, возможность механизации и автоматизации процессов упаковывания и из готовления самой упаковки.
При этом необходимо помнить, что основной функцией внутренней упаковки является защита изделий от климатиче ских воздействий и что подбор элементов внутренней упаков ки зависит от способа консервации, условий и сроков хране ния изделий, а также от специфических особенностей этих из делий.
Транспортная же тара предназначается для защиты изде лий, в основном, от механических и, только частично, от кли матических воздействий.
Таким образом, при проектировании внутренней упаковки следует учитывать влияние на изделие атмосферных осадков, влажного воздуха или морского тумана, солнечной радиации, переменной температуры, пыли, водяных паров и газов.
При выборе или проектировании транспортной тары необ ходимо учитывать влияние:
—возможных механических воздействий (ударов, толчков, вибрации, статических нагрузок), т. е. тара должна быть до статочно прочной;
—биологических воздействий (жизнедеятельности микро
организмов, главным образом, плесневых грибков, насекомых и грызунов).
При необходимости защиты от огня должно быть преду смотрено огнезащитное покрытие или несгораемый материал тары. При проектировании тары должны обязательно учиты ваться следующие требования:
—удобство выполнения погрузочно-разгрузочных и склад ских работ механизированным и ручным способом;
—наиболее полное использование внутреннего объема
тары;
—наиболее полное использование транспортных средств по объему, площади и грузоподъемности;
—унификация типоразмеров тары, дающая-возможность
17
осуществления пакетных или контейнерных перевозок изде лий в облегченной таре;
— привлекательный внешний вид тары, четкая маркиров ка, устойчивая и яркая ее окраска.
В то же время все упаковочные средства должны быть максимально экономичными и по расходу материала, и по стоимости упаковки в целом.
Вопросы, связанные с упаковкой для изделия, должны ре шаться так, чтобы имелась возможность создания наиболее рациональной конструкции тары. Сюда относятся:
—создание устройств для закрепления изделий внутри тары и на транспортных средствах (отверстия, крюки и т. д .);
—создание устройств для фиксации подвижных частей из
делий (фиксаторы, арретиры и т. д.);
—обеспечение возможности демонтажа выступающих ча стей и легкоповреждаемых узлов и деталей изделия;
■— обеспечение возможности применения частичной упа ковки для крупного изделия, исключающей необходимость упаковки всего изделия;
—обеспечение рационального размещения изделий в унифицированной таре, на поддонах, в контейнерах и других
транспортных средствах.
Нет необходимости подробно останавливаться на тради ционном виде тары — деревянной (дощатой), применение ко торой всем хорошо известно. Безусловно, она прочна, надеж на и никто не думает, что она быстро выйдет из употребле ния. Но ее применение вызывает огромный расход деловой древесины, исчисляемый только для продукции производст венно-технического назначения в размерах 13—14 млн. м3 в год. Главная задача состоит в планомерной замене существу ющей дощатой тары более экономичными и прогрессивны ми видами тары.
Первое направление — широкое применение для целей упаковки картонной тары. Работы, проведенные в последние годы ВНИЭКИТУ и отраслевыми институтами, позволили установить, что картонная тара по своим показателям может полностью заменить деревянные ящики для малогабаритных изделий.
В 1968—1971 гг. ВНИЭКИТУ совместно с УНИПТИМашем Минавтопрома СССР провел большую работу по выбору наиболее рациональных способов упаковывания, разработал и внедрил в производство нормативно-техническую докумен тацию на картонную тару для комплектующих изделий, по
18
ставляемых непосредственно в сборочный цех Волжского авто
завода.
В итоге этой работы для упаковывания 384 наименований изделий, постазлямых 40 предприятиями-поставщиками, было выбрано 18 рациональных типоразмеров ящиков из гофрированного картона и разработана соответствующая оснастка этих ящиков дополнительными деталями для удоб
ного размещения изделий в таре.
Ожидаемая экономическая эффективность при освоении полной мощности выпуска автомобилей Волжским автозаво дом — 850 тыс. руб. При этом будет высвобождено условно 23 тыс. м3 деловой древесины. Фактически подтвержденный предприятиями-поставщиками комплектующих изделий эко номический эффект за 1971—1972 гг. составил около 400 тыс. руб. Экономия древесины — 10 тыс. мг.
• Используя опыт Волжского завода, начиная с 1971 г., ин ститут также совместно с УНИПТИМашем приступил к раз работке системы упаковывания и транспортирования комп лектующих -изделий для Камского автомобильного завода. В результате проработки этой темы 760 наименований изде лий с 60 заводов-поставщиков с общим объемом перевозок 394 тыс. г. в год будут поставляться на Камский завод в кар тонной таре всего лишь 15 типоразмеров. Это позволит в рас чете только на пусковую программу КамАЗа получить эконо
мический эффект в сумме 507 тыс. руб. и высвободить |
услов |
||
но еще 19 тыс. м3 древесины в круглом лесе. |
|
||
Применение картонной тары вполне рационально не толь |
|||
ко для комплектующих изделий, но и для |
запасных |
частей, |
|
электродов, изделий инструментальной |
промышленности, то |
||
варов народного потребления и даже |
для |
поставок |
на эк |
спорт. Совместно с ЦЗЧ АвтоВАЗа мы заканчиваем |
сейчас |
||
разработку проекта системы упаковки |
для |
запасных |
частей |
к автомобилям «Жигули» для поставок на станции техничес кого обслуживания и на экспорт, где будет использоваться не только трехслойный, но и пятислойный гофрированный кар тон. На очереди стоит применение семислойного гофрирован ного картона (для тяжелых изделий).
Применение облегченной тары с использованием не толь ко гофрированного, но ,и сплошного влагопрочного картона позволяет внедрить контейнерные перевозки, а также осуще ствлять пакетные перевозки с использованием разовых облег ченных (также из картона) поддонов, которые удобны тем, что не надо беспокоиться об их возврате. Они дешевы, и прн
19