Файл: Рациональная упаковка для продукции машиностроения и металлообработки..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Ящики, транспортируемые в крытых вагонах, изготовля ются с однослойными крышками.
Металлические детали ящиков (лента, угольники, головки гвоздей и т. п.) должны иметь защитное покрытие.
Десятая часть заготовляемой в стране древесины расходу ется на тару и упаковку. Считать этот расход целесообраз ным не всегда оправдано, в том числе и для экспорта, хотя древесина есть и остается пока основным материалом для та ры и упаковки. Например, плотные ящики применяются ино гда для экспорта и в необоснованных случаях, только по тем соображениям, что это экспорт, в то время когда могут быть применены решетчатые ящики, частичная упаковка.
По импорту к нам поступают оборудование и узлы отдель ных машин с частичной защитой. Это — узаконенный способ упаковывания в международной торговле.
Нужно и у нас как можно шире внедрять бестарные пере возки. Уже имеется многолетний опыт применения различных конструкций частичной защиты изделий от механических по вреждений тех узлов, которые в ней нуждаются (встроенные приборы, обработанные поверхности и т. п.), и приспособле ний для перемещения их.
Такие изделия, как большие литые чугунные емкости (от дельные виды холодильного и химического оборудования), станины, крупная трубопроводная арматура, трансформаторы в закрытом исполнении, нефтедобывающее и горное оборудо вание и другие виды оборудования и машин, работающих в незащищенных от атмосферного влияния условиях, могут и транспортируются внутри страны с частичной защитой. По аналогии в определенных случаях все это может транспорти роваться и на экспорт без тары, так как условия транспорти рования на экспорт вряд ли сложнее, чем внутри нашей страны.
В настоящее время в связи с сокращением фондов на ле соматериалы промышленность сама ищет более рациональ ные, экономичные способы защиты и упаковки.
По-видимому, нужно обобщить опыт применения частич ной защиты изделий от механических повреждений и разрабо тать единый документ, рекомендующий необходимые способы и конструкции приспособлений для этого.
ПРИМЕНЕНИЕ МНОГООБОРОТНОИ ТАРЫ ДЛЯ УПАКОВЫВАНИЯ МАШИН, СТАНКОВ И ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Ю. В. Онуфриев,
Одесский отдел Всесоюзного научно-исследовательского
иэкспериментально-конструкторского института тары и упаковки
Врезультате ряда мер, предпринятых правительством, увеличилось применение прогрессивных видов тары, улучши
лось повторное использование возвратной тары. Если в 1968 г. на производство тары для упаковки производственно технического назначения расходовалось 15 млн. м3 деловой древесины, то в 1972 г. — 13,5 млн. м3 на 10% меньше.
По плану развития народного хозяйства 1971—1975 гг. предусматривается увеличение выпуска промышленной про дукции на 42—46%. Потребность в таре различных отраслей народного хозяйства вследствие специализации и расшире ния кооперированных связей опережает рост производства.
Увеличение же расхода деловой древесины для производ ства тары и упаковки не планируется. Встает серьезная про блема поиска путей экономии лесоматериалов.
Постановлениями Совета Министров СССР министерства обязаны обеспечить развитие производства и внедрение мно гооборотной тары. Однако эффективно она применяется толь ко для перевозки продовольственных товаров, стальных кана тов, электрического кабеля и проводов.
В 1972 г. на производство многооборотной тары производ ственно-технического назначения расходовалось всего 690
43
тыс. м3 древесины, причем большая часть для изготовления кабельных барабанов и барабанов для железных канатов.
ВНИЭКИТУ (Одесский отдел) выполнил работу по изу чению отечественного и зарубежного опыта применения мно гооборотной тары для упаковывания промышленного обору дования, машин и станков.
Много лет применяет многооборотную тару Ленинград ский электромашиностроительный завод «Электросила» им. С. М. Кирова, где в настоящее время используют 5 типо размеров многооборотных ящиков для транспортирования ге нераторов по кооперированным поставкам. Используется
сборно-разборная многооборотная тара |
при железнодорож |
ных перевозках на большие расстояния |
(до 4000 км)-. Без ка |
питального ремонта ящики находятся |
в обращении 3 года. |
За это время каждый ящик совершает не менее 8—10 оборо тов. До полного износа ящик может совершить еще 5—6 обо ротов. По данным завода, экономический эффект составляет 18 тыс. руб. в год.
Северодонецкий приборостроительный завод для упаковы вания и транспортирования вычислительных машин с 1965 г. применяет сборно-разборные ящики.
За время эксплуатации ящик совершает в среднем 5 обо ротов. Период оборота — от 1 до 4 месяцев.
Штрафные санкции за невозврат тары применяются па основании «Инструкции о порядке сдачи, возврата и повтор ного использования деревянной и картонной тары», утвер жденной Госснабом СССР.
Использование деревянной многооборотной тары эконо мически целесообразно. Так, в результате расчетов, выпол ненных для четырех заводов г. Одессы, выявлено, что в сред нем замена тары разового пользования многооборотной для упаковывания машин и станков, на изготовление которой рас ходуется 1000 м3 пиломатериалов, позволяет сэкономить 490 м3 пиломатериалов, т. е. сократить расход древесины вдвое, высвободить 4 рабочих, сэкономить 18,4 тыс. руб.
По данным Центрального проектно-конструкторского и технологического бюро (ЦПКТБ, г. Владимир), экономиче ский эффект при поставке 55% продукции машиностроения в 1970 г. в многооборотной таре мог составить 19,2 млн. руб. Только для станкостроительной промышленности, ежегодновыпускающей почти 200 тыс. единиц оборудования, примене
44
ние многооборотной тары обеспечивает годовой экономичен ский эффект около 5 млн. руб.
Ряд причин мешает широкому внедрению многооборотной
тары для продукции машиностроения. |
производств |
|
Во-первых, отсутствие специализированных |
||
многооборотной тары. |
: " ' |
' ‘‘ |
Для изготовления многооборотной тары требуется строга ный сухой лесоматериал, специальный крепеж, пойышенйая точность, обеспечивающие многократность использования ящиков. " ‘ ’
Специализированных предприятий для изго+Овлёйия Тары производственно-технического назначения нет. ПрЙйзйбдство тары несвойственно машиностроительному преднриятшо. *
Изготавливается |
тара в основном в ремонтйо-стройтёль- |
||
ных и модельных цехах и редко — в тарных цехах. |
|||
Трудоемкость и себестоимость изготовления |
тары значи |
||
тельно выше, чем на |
специализированных предприятиях1. На |
||
таких предприятиях |
нет |
квалифицированных |
специалистов' |
ни по изготовлению тары, |
ни тем более по созданию рацио |
нальных ее конструкций.
Многооборотная тара, изготовленная из пиломатериалов повышенной влажности, с нарушением технических требова ний, быстро теряет прочность; оборачиваемость ее низкй.
Применение такой тары не только‘не дает экономического эффекта, но в ряде случаев является убыточный;
Во-вторых, отсутствие утвержденных залоговых цен на тару и методических указаний пб их расчету.
В действующих прейскурантах цен нет многооборотных ящиков, которые по размерам могли бы быть использованы для упаковывания машин и станков. В прейскуранты вклю чаются ящики, на которые утверждены предметные ГОСТы.
А для включения ящика в ГОСТ необходимо, |
чтобы объем |
|||
его годового |
производства превышал 50 |
тыс. шт. на одном |
||
предприятии или 200 тыс. шт. по отрасли |
министерства, при |
|||
меняющего данные ящики для упаковывания продукции. |
||||
Объем же |
выпуска продукции |
в разбираемом случае, в |
||
основном, не превышает 1 тыс. шт. |
утверждает |
Госкомитет |
||
Цены на |
многооборотную тару |
цен Совета Министров СССР. Но невозможно на каждый ти поразмер ящика утверждать цену в установленном порядке. Тем более, что методики по определению залоговых цен на многооборотную тару, не включенную в прейскуранты, в настоящее время нет. Директор предприятия имеет право
45
устанавливать оптовые цены только на опытные партии ящи ков.
Поэтому вопрос об утверждении залоговых и оптовых цен на ящики малых серий подлежит доработке. На наш взгляд, целесообразно разрешить заводам самим устанавливать за логовые цены на эти ящики с утверждением их в отделах цен облисполкомов, которые в настоящее время имеют право ут верждать цены на изделия ширпотреба из лесоматериалов и различные изделия местнрй промышленности, или разрешить соответствующим министерствам по представлению заводовгюставгциков утверждать залоговые цены.
В-третьих, отсутствие гарантии возврата.
Положение о поставках продукции производственно-тех нического назначения предусматривает возврат многооборот-
иой тары поставщику продукции. Порядок и |
сроки возврата |
|||
и ответственность за невозврат |
тары определяются |
инструк |
||
циями, особыми условиями поставки или |
договорами с пот |
|||
ребителями. |
|
|
возврата много |
|
Однако инструкций о порядке и сроках |
||||
оборотной тары для упаковывания машин, |
станков и про |
|||
мышленного оборудования нет. Особые |
условия |
поставки |
||
продукции машиностроения, |
тяжелого, |
|
энергетического, |
|
транспортного, строительного и дорожного |
машиностроения, |
электротехнической продукции устанавливают порядок и сроки возврата в соответствии с «Инструкцией о порядке сдачи, возврата и повторного использования деревянной и картонной тары», утвержденной Госснабом СССР, которая распространяется только на возвратную тару. Применение этой инструкции не обеспечивает возврата многооборотной тары (размеры штрафов малы).
При отсутствии же утвержденной цены на тару Госар битраж выносит решения об уплате за многооборотные ящи ки как за тароматериал по цене 15 руб. за м3 древесины в чистоте.
Руководители предприятий-получателей, особенно при по лучении единичных грузов, идут на уплату штрафов за счет своего предприятия, чтобы не заниматься возвратом тары.
ВНИЭКИТУ в 1972 г. разрабатывал инструкцию о по рядке и сроках возврата многооборотной тары в народном хо зяйстве.
В результате работы был создан проект типовой инструк ции, на базе которого можно разработать инструкцию о по рядке, сроках и штрафных санкциях при возврате многообо
46
ротной тары для упаковывания машин, станков и промыш ленного оборудования.
В-четвертых, отсутствие материальной заинтересованности работников, занятых внедрением новой тары.
В торговле за сдачу, сбор и сохранность тары работники, согласно действующим инструкциям, премируются. На про мышленных же предприятиях нет материальной заинтересо ванности работников. Внедрение многооборотной тары мно гими руководителями не относится к внедрению новой техни ки, и поэтому не поощряется.
В-пятых, недостаточная заинтересованность во внедрении многооборотной тары со стороны руководства управлений и заводов-поставщиков продукции.
При современной системе планирования и выделения ле соматериалов министерства не распределяют тарные матери алы и не отвечают за обеспечение предприятий лесоматери алами, поэтому они не заинтересованы в снижении ими же утверждаемых норм расхода древесины.
А предприятия, опираясь на завышенные нормы, стара ются получать больше леса и используют его на хозяйствен ные нужды.
Кроме перечисленных основных причин, немаловажным тормозом внедрения многооборотной тары являются следую щие обстоятельства:
—на изготовление многооборотной тары требуется лес качественный, получение которого вызывает затруднения;
—при применении многооборотной тары предприятие-по ставщик продукции должно организовать контроль за движе
нием тары во время всего срока ее службы, что влечет за со бой дополнительные хлопоты. Ведению сопутствующей доку ментации, учету и отчетности уделяется недостаточно внима ния.
В каждом отдельном случае при выборе вида тары долж ны учитываться стоимость и трудоемкость ее изготовления, требования транспортирования продукции, условия и возмож ность возврата тары.
Изделия, для которых выбирается многооборотная тара, должны выпускаться ритмично, постоянно или партиями еже месячно. При выпуске изделий даже большими партиями 2— 3 раза в год значительно увеличивается период оборота ящи ка, вследствие чего растет парк используемых ящиков. Из-за длительного хранения тары ящики приходят в негодность,
47
так и не совершив расчетное количество оборотов. Кроме того, требуются дополнительные площади для их хранения.
Необходимым условием целесообразности применения маогооборотной тары является достаточная продолжитель ность выпуска изделий данного вида (не менее 2—3 лет). В большинстве случаев затраты на изготовление тары окупают ся после 3—4 оборотов.
Применение многооборотной тары в случае кооперирован ных поставок изделий наиболее предпочтительно. Между нострвщиком и получателем устанавливаются постоянно дей ствующие связи, появляется возможность повагонных отгру зок тары непосредственно с территории предприятия, упро щается включение в договор условий возврата тары.
Нами собраны некоторые данные о применении деревянной многооборотной тары за рубежом. В последнее время появля ются ящики, изготовленные из низкосортных досок с обвязкой стальной проволокой, придающей им значительную проч ность, упругость и амортизирующие свойства. Такие ящики можно штабелировать в несколько ярусов.
Из примеров использования многооборотной тары заслу живают внимания запатентованные и успешно применяемые более чем в 20 странах сборно-разборные ящики «Бендокс» (Швеция), которые используются для упаковывания любых штучных грузов массой до 5 т. В зависимости от груза и ус ловий транспортирования ящик совершает от 50 до 100 обо ротов. Объем ящика в разобранном виде сокращается на 70— 80%. Максимальные габариты ящика—4575X1830X2440 мм.
Таким образом, применение многооборотной сборно-раз борной деревянной ящичной тары для упаковывания машин, станков и промышленного оборудования, выпускаемого рит мично в течение года для внутрисоюзных поставок, экономи чески выгодно и следует рекомендовать ее применение на предприятиях.
Для каждой конструкции новых изделий должна разраба тываться многооборотная тара. С целью расширения исполь зования многооборотной тары в народном хозяйстве необхо димо:
—разработать инструкцию о порядке возврата многообо ротных ящиков для упаковывания машин, стаков и промыш ленного оборудования;
—разработать методические указания по расчету опто вых и залоговых цен на многооборотную тару;
48