Файл: Рациональная упаковка для продукции машиностроения и металлообработки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ящики, транспортируемые в крытых вагонах, изготовля­ ются с однослойными крышками.

Металлические детали ящиков (лента, угольники, головки гвоздей и т. п.) должны иметь защитное покрытие.

Десятая часть заготовляемой в стране древесины расходу­ ется на тару и упаковку. Считать этот расход целесообраз­ ным не всегда оправдано, в том числе и для экспорта, хотя древесина есть и остается пока основным материалом для та­ ры и упаковки. Например, плотные ящики применяются ино­ гда для экспорта и в необоснованных случаях, только по тем соображениям, что это экспорт, в то время когда могут быть применены решетчатые ящики, частичная упаковка.

По импорту к нам поступают оборудование и узлы отдель­ ных машин с частичной защитой. Это — узаконенный способ упаковывания в международной торговле.

Нужно и у нас как можно шире внедрять бестарные пере­ возки. Уже имеется многолетний опыт применения различных конструкций частичной защиты изделий от механических по­ вреждений тех узлов, которые в ней нуждаются (встроенные приборы, обработанные поверхности и т. п.), и приспособле­ ний для перемещения их.

Такие изделия, как большие литые чугунные емкости (от­ дельные виды холодильного и химического оборудования), станины, крупная трубопроводная арматура, трансформаторы в закрытом исполнении, нефтедобывающее и горное оборудо­ вание и другие виды оборудования и машин, работающих в незащищенных от атмосферного влияния условиях, могут и транспортируются внутри страны с частичной защитой. По аналогии в определенных случаях все это может транспорти­ роваться и на экспорт без тары, так как условия транспорти­ рования на экспорт вряд ли сложнее, чем внутри нашей страны.

В настоящее время в связи с сокращением фондов на ле­ соматериалы промышленность сама ищет более рациональ­ ные, экономичные способы защиты и упаковки.

По-видимому, нужно обобщить опыт применения частич­ ной защиты изделий от механических повреждений и разрабо­ тать единый документ, рекомендующий необходимые способы и конструкции приспособлений для этого.

ПРИМЕНЕНИЕ МНОГООБОРОТНОИ ТАРЫ ДЛЯ УПАКОВЫВАНИЯ МАШИН, СТАНКОВ И ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Ю. В. Онуфриев,

Одесский отдел Всесоюзного научно-исследовательского

иэкспериментально-конструкторского института тары и упаковки

Врезультате ряда мер, предпринятых правительством, увеличилось применение прогрессивных видов тары, улучши­

лось повторное использование возвратной тары. Если в 1968 г. на производство тары для упаковки производственно­ технического назначения расходовалось 15 млн. м3 деловой древесины, то в 1972 г. — 13,5 млн. м3 на 10% меньше.

По плану развития народного хозяйства 1971—1975 гг. предусматривается увеличение выпуска промышленной про­ дукции на 42—46%. Потребность в таре различных отраслей народного хозяйства вследствие специализации и расшире­ ния кооперированных связей опережает рост производства.

Увеличение же расхода деловой древесины для производ­ ства тары и упаковки не планируется. Встает серьезная про­ блема поиска путей экономии лесоматериалов.

Постановлениями Совета Министров СССР министерства обязаны обеспечить развитие производства и внедрение мно­ гооборотной тары. Однако эффективно она применяется толь­ ко для перевозки продовольственных товаров, стальных кана тов, электрического кабеля и проводов.

В 1972 г. на производство многооборотной тары производ­ ственно-технического назначения расходовалось всего 690

43


тыс. м3 древесины, причем большая часть для изготовления кабельных барабанов и барабанов для железных канатов.

ВНИЭКИТУ (Одесский отдел) выполнил работу по изу­ чению отечественного и зарубежного опыта применения мно­ гооборотной тары для упаковывания промышленного обору­ дования, машин и станков.

Много лет применяет многооборотную тару Ленинград­ ский электромашиностроительный завод «Электросила» им. С. М. Кирова, где в настоящее время используют 5 типо­ размеров многооборотных ящиков для транспортирования ге­ нераторов по кооперированным поставкам. Используется

сборно-разборная многооборотная тара

при железнодорож­

ных перевозках на большие расстояния

(до 4000 км)-. Без ка­

питального ремонта ящики находятся

в обращении 3 года.

За это время каждый ящик совершает не менее 8—10 оборо­ тов. До полного износа ящик может совершить еще 5—6 обо­ ротов. По данным завода, экономический эффект составляет 18 тыс. руб. в год.

Северодонецкий приборостроительный завод для упаковы­ вания и транспортирования вычислительных машин с 1965 г. применяет сборно-разборные ящики.

За время эксплуатации ящик совершает в среднем 5 обо­ ротов. Период оборота — от 1 до 4 месяцев.

Штрафные санкции за невозврат тары применяются па основании «Инструкции о порядке сдачи, возврата и повтор­ ного использования деревянной и картонной тары», утвер­ жденной Госснабом СССР.

Использование деревянной многооборотной тары эконо­ мически целесообразно. Так, в результате расчетов, выпол ненных для четырех заводов г. Одессы, выявлено, что в сред­ нем замена тары разового пользования многооборотной для упаковывания машин и станков, на изготовление которой рас­ ходуется 1000 м3 пиломатериалов, позволяет сэкономить 490 м3 пиломатериалов, т. е. сократить расход древесины вдвое, высвободить 4 рабочих, сэкономить 18,4 тыс. руб.

По данным Центрального проектно-конструкторского и технологического бюро (ЦПКТБ, г. Владимир), экономиче­ ский эффект при поставке 55% продукции машиностроения в 1970 г. в многооборотной таре мог составить 19,2 млн. руб. Только для станкостроительной промышленности, ежегодновыпускающей почти 200 тыс. единиц оборудования, примене­

44


ние многооборотной тары обеспечивает годовой экономичен ский эффект около 5 млн. руб.

Ряд причин мешает широкому внедрению многооборотной

тары для продукции машиностроения.

производств

Во-первых, отсутствие специализированных

многооборотной тары.

: " '

' ‘‘

Для изготовления многооборотной тары требуется строга­ ный сухой лесоматериал, специальный крепеж, пойышенйая точность, обеспечивающие многократность использования ящиков. " ‘ ’

Специализированных предприятий для изго+Овлёйия Тары производственно-технического назначения нет. ПрЙйзйбдство тары несвойственно машиностроительному преднриятшо. *

Изготавливается

тара в основном в ремонтйо-стройтёль-

ных и модельных цехах и редко — в тарных цехах.

Трудоемкость и себестоимость изготовления

тары значи­

тельно выше, чем на

специализированных предприятиях1. На

таких предприятиях

нет

квалифицированных

специалистов'

ни по изготовлению тары,

ни тем более по созданию рацио­

нальных ее конструкций.

Многооборотная тара, изготовленная из пиломатериалов повышенной влажности, с нарушением технических требова­ ний, быстро теряет прочность; оборачиваемость ее низкй.

Применение такой тары не только‘не дает экономического эффекта, но в ряде случаев является убыточный;

Во-вторых, отсутствие утвержденных залоговых цен на тару и методических указаний пб их расчету.

В действующих прейскурантах цен нет многооборотных ящиков, которые по размерам могли бы быть использованы для упаковывания машин и станков. В прейскуранты вклю­ чаются ящики, на которые утверждены предметные ГОСТы.

А для включения ящика в ГОСТ необходимо,

чтобы объем

его годового

производства превышал 50

тыс. шт. на одном

предприятии или 200 тыс. шт. по отрасли

министерства, при­

меняющего данные ящики для упаковывания продукции.

Объем же

выпуска продукции

в разбираемом случае, в

основном, не превышает 1 тыс. шт.

утверждает

Госкомитет

Цены на

многооборотную тару

цен Совета Министров СССР. Но невозможно на каждый ти­ поразмер ящика утверждать цену в установленном порядке. Тем более, что методики по определению залоговых цен на многооборотную тару, не включенную в прейскуранты, в настоящее время нет. Директор предприятия имеет право

45


устанавливать оптовые цены только на опытные партии ящи­ ков.

Поэтому вопрос об утверждении залоговых и оптовых цен на ящики малых серий подлежит доработке. На наш взгляд, целесообразно разрешить заводам самим устанавливать за­ логовые цены на эти ящики с утверждением их в отделах цен облисполкомов, которые в настоящее время имеют право ут­ верждать цены на изделия ширпотреба из лесоматериалов и различные изделия местнрй промышленности, или разрешить соответствующим министерствам по представлению заводовгюставгциков утверждать залоговые цены.

В-третьих, отсутствие гарантии возврата.

Положение о поставках продукции производственно-тех­ нического назначения предусматривает возврат многооборот-

иой тары поставщику продукции. Порядок и

сроки возврата

и ответственность за невозврат

тары определяются

инструк­

циями, особыми условиями поставки или

договорами с пот­

ребителями.

 

 

возврата много­

Однако инструкций о порядке и сроках

оборотной тары для упаковывания машин,

станков и про­

мышленного оборудования нет. Особые

условия

поставки

продукции машиностроения,

тяжелого,

 

энергетического,

транспортного, строительного и дорожного

машиностроения,

электротехнической продукции устанавливают порядок и сроки возврата в соответствии с «Инструкцией о порядке сдачи, возврата и повторного использования деревянной и картонной тары», утвержденной Госснабом СССР, которая распространяется только на возвратную тару. Применение этой инструкции не обеспечивает возврата многооборотной тары (размеры штрафов малы).

При отсутствии же утвержденной цены на тару Госар­ битраж выносит решения об уплате за многооборотные ящи­ ки как за тароматериал по цене 15 руб. за м3 древесины в чистоте.

Руководители предприятий-получателей, особенно при по­ лучении единичных грузов, идут на уплату штрафов за счет своего предприятия, чтобы не заниматься возвратом тары.

ВНИЭКИТУ в 1972 г. разрабатывал инструкцию о по­ рядке и сроках возврата многооборотной тары в народном хо­ зяйстве.

В результате работы был создан проект типовой инструк­ ции, на базе которого можно разработать инструкцию о по­ рядке, сроках и штрафных санкциях при возврате многообо­

46


ротной тары для упаковывания машин, станков и промыш­ ленного оборудования.

В-четвертых, отсутствие материальной заинтересованности работников, занятых внедрением новой тары.

В торговле за сдачу, сбор и сохранность тары работники, согласно действующим инструкциям, премируются. На про­ мышленных же предприятиях нет материальной заинтересо­ ванности работников. Внедрение многооборотной тары мно­ гими руководителями не относится к внедрению новой техни­ ки, и поэтому не поощряется.

В-пятых, недостаточная заинтересованность во внедрении многооборотной тары со стороны руководства управлений и заводов-поставщиков продукции.

При современной системе планирования и выделения ле­ соматериалов министерства не распределяют тарные матери­ алы и не отвечают за обеспечение предприятий лесоматери­ алами, поэтому они не заинтересованы в снижении ими же утверждаемых норм расхода древесины.

А предприятия, опираясь на завышенные нормы, стара­ ются получать больше леса и используют его на хозяйствен­ ные нужды.

Кроме перечисленных основных причин, немаловажным тормозом внедрения многооборотной тары являются следую­ щие обстоятельства:

на изготовление многооборотной тары требуется лес качественный, получение которого вызывает затруднения;

при применении многооборотной тары предприятие-по­ ставщик продукции должно организовать контроль за движе­

нием тары во время всего срока ее службы, что влечет за со­ бой дополнительные хлопоты. Ведению сопутствующей доку­ ментации, учету и отчетности уделяется недостаточно внима­ ния.

В каждом отдельном случае при выборе вида тары долж­ ны учитываться стоимость и трудоемкость ее изготовления, требования транспортирования продукции, условия и возмож­ ность возврата тары.

Изделия, для которых выбирается многооборотная тара, должны выпускаться ритмично, постоянно или партиями еже­ месячно. При выпуске изделий даже большими партиями 2— 3 раза в год значительно увеличивается период оборота ящи­ ка, вследствие чего растет парк используемых ящиков. Из-за длительного хранения тары ящики приходят в негодность,

47

так и не совершив расчетное количество оборотов. Кроме того, требуются дополнительные площади для их хранения.

Необходимым условием целесообразности применения маогооборотной тары является достаточная продолжитель­ ность выпуска изделий данного вида (не менее 2—3 лет). В большинстве случаев затраты на изготовление тары окупают­ ся после 3—4 оборотов.

Применение многооборотной тары в случае кооперирован­ ных поставок изделий наиболее предпочтительно. Между нострвщиком и получателем устанавливаются постоянно дей­ ствующие связи, появляется возможность повагонных отгру­ зок тары непосредственно с территории предприятия, упро­ щается включение в договор условий возврата тары.

Нами собраны некоторые данные о применении деревянной многооборотной тары за рубежом. В последнее время появля­ ются ящики, изготовленные из низкосортных досок с обвязкой стальной проволокой, придающей им значительную проч­ ность, упругость и амортизирующие свойства. Такие ящики можно штабелировать в несколько ярусов.

Из примеров использования многооборотной тары заслу­ живают внимания запатентованные и успешно применяемые более чем в 20 странах сборно-разборные ящики «Бендокс» (Швеция), которые используются для упаковывания любых штучных грузов массой до 5 т. В зависимости от груза и ус­ ловий транспортирования ящик совершает от 50 до 100 обо­ ротов. Объем ящика в разобранном виде сокращается на 70— 80%. Максимальные габариты ящика—4575X1830X2440 мм.

Таким образом, применение многооборотной сборно-раз­ борной деревянной ящичной тары для упаковывания машин, станков и промышленного оборудования, выпускаемого рит­ мично в течение года для внутрисоюзных поставок, экономи­ чески выгодно и следует рекомендовать ее применение на предприятиях.

Для каждой конструкции новых изделий должна разраба­ тываться многооборотная тара. С целью расширения исполь­ зования многооборотной тары в народном хозяйстве необхо­ димо:

разработать инструкцию о порядке возврата многообо­ ротных ящиков для упаковывания машин, стаков и промыш­ ленного оборудования;

разработать методические указания по расчету опто­ вых и залоговых цен на многооборотную тару;

48