Файл: Рациональная упаковка для продукции машиностроения и металлообработки..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Эти конструкции тары требуют создания новых видов кар тона, имеющих большую механическую прочность, жесткость семислойного гофрированного картона, импрегнированного пяти- и семислойного.
Проведенные лабораторные испытания ящиков-поддонов во ВНИЭКИТУ дают возможность рекомендовать их для опыт но-промышленных испытаний (см. табл. 3).
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
|
Результаты лабораторных испытаний ящиков-поддонов |
||
Внешние размеры, мм |
Масса груза, |
Характер разрушений |
|
брутто, кг |
|||
1. |
1200 X 800X 600 |
510 |
Разрушений поддона нет. |
|
|
|
Расслоение картона по сое |
|
|
|
динительному шву |
2. |
1200X 800 X 700 |
700 |
10—15 мм |
Разрушений нет |
|||
3. 800X 630X600 |
300 |
Разрушений нет |
Характеристика картона:
—масса 1 м2, г — 1075,
—толщина, мм — 7,8,
—сопротивление продавливанию, кгс/см2 — 21,2.
Для испытания применялся вилочный автопогрузчик моде ли 4043 грузоподъемностью 3 т.
ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДЕРЕВЯННОЙ ТАРЫ ДЛЯ ПОСТАВОК ПРОДУКЦИИ НА ЭКСПОРТ
В. В. Антонов,
Всесоюзный научно-исследовательский и экспериментально конструкторский институт тары и упаковки
В качестве транспортной тары для упаковывания машин, станков, приборов, аппаратов и другого оборудования, а также запасных частей и деталей на экспорт применяются в основ ном плотные и решетчатые деревянные ящики.
Основное назначение транспортной тары — обеспечить полную сохранность и нормальное состояние изделий, внут ренней упаковки и применяемых средств консервации в усло виях перевозки всеми видами транспорта, при перевалках и погрузочно-разгрузочных работах.
Типы и конструкции ящиков для упаковывания тех или иных изделий выбирает завод-изготовитель по согласованию с разработчиком изделия. Завод-изготовитель составляет всю необходимую техническую документацию: рабочие чертежи, спецификацию материалов, технические условия, пояснитель ную записку.
При конструировании ящиков и выборе упаковки должны быть учтены требования, обеспечивающие высокую механиче скую прочность, надежную изоляцию от проникновения влаги (для плотных ящиков), особенно при перевозках в страны с тропическим климатом, удобное размещение и прочное закре пление изделия в таре, удобство обращения при погрузочноразгрузочных работах, выполняемых вручную или механизи рованным способом, минимальный наружный объем с целью
29
наилучшего использования транспортных средств, товарный вид.
При конструировании ящиков следует руководствоваться указаниями и нормативами, приведенными в ГОСТе 10.65—72 «Ящики деревянные для продукции, поставляемой на экспорт. Размеры деталей. Общие технические требования» и Едином техническом руководстве «Упаковка для экспортных грузов». Расчет ящиков на прочность следует производить по способу профессора Е. И. Савкова, изложенному в книге «Методы расчета на прочность деревянной ящичной тары».
Для упаковывания продукции на экспорт в зависимости от назначения, конструкции, габарита и массы изделия долж ны применяться ящики конструкций и типов, предусмотренных действующими стандартами (ГОСТы 2991—69, 5959—71, 12082—66, 10198—71 и 11002—64). Кроме указанных типов деревянных ящиков, для отправки на экспорт длинномерных изделий длиной до 10 м (труб, прутков) рекомендуется при менять ящик дощатый с торцовыми щитами, собранными на четырех планках в рамку.
Для отправки мелких изделий радиотехнической, приборо строительной и других отраслей промышленности почтовыми посылками применяются фанерные ящики типов I и II, ГОСТ
5959—71.
В зависимости от габаритов ящика при массе груза свыше 50 кг для создания большей прочности и жесткости допуска ется видоизменение конструкций ящиков путем введения до полнительных планок и поясов.
Для специальной продукции допускается изготовлять круп ногабаритные ящики со съемным колпаком. Причем крепле ние последнего ко дну должно быть выполнено на болтах с угольниками с тем, чтобы обеспечить прочность ящика в це лом. Ящики решетчатые и обрешетки типов II и III по ГОСТу 12082—66 применяются в случаях, предусмотренных требова ниями к упаковке продукции, указанными в стандартах и тех нических условиях.
Для изделий, имеющих точки крепления не только на осно вании, для закрепления станков (машин) внутри упаковоч ного ящика и связи его с каркасом распорными брусьями до пускается ставить горизонтальный дополнительный пояс из брусьев вокруг каркаса при высоте ящика менее 1800 мм.
Для упаковывания изделий массой более 10 000 кг следует применять ящики каркасно-щитовой или каркасной конструк
30
ции типов III—V по ГОСТу 10198—71. Сечения полозьев и каркаса в этом случае определяются расчетом.
В крышках ящиков для упаковывания изделий массой свыше 10 000 кг рекомендуется делать окна с открывающимися люкамв, через которые следует производить застройку за гру зовые винты (рымболты), установленные на изделиях.
В крупногабаритных ящиках, если не мешает форма упа ковываемого изделия, рекомендуется ставить планки и пояса на внутренней стороне ящиков и уменьшать высоту полозьев за счет увеличения их числа.
Ящики типов VIII и IX по ГОСТу 10198—71 должны при меняться для прямых железнодорожных перевозок.
Ящики с обшивкой из древесноволокнистых плит рекомен дуется применять для грузов массой до 1000 кг.
За рубежом тара с применением ДВП используется до вольно широко.
Польша экспортирует в СССР большое количество грузов в ящиках с обшивкой из ДВП. Масса грузов достигает 20 000 кг. Ящики применяются для упаковки электроаппара туры, бумагоделательного оборудования, оборудования для производства плит и другого. Ящики приходят к потребителям в хорошем состоянии, без деформаций и поломок, без наруше ния сохранности продукции.
У нас ящики крупного габарита с обшивкой из ДВП при меняются крайне редко.
Это объясняется дефицитностью плит, малым опытом при менения в производстве тары и отсутствием технической доку ментации на тару с применением ДВП.
Для проверки и подтверждения возможности применения твердых плит в качестве обшивочного материала крупногаба ритной тары для упаковывания изделий станкостроения и ма шиностроения ВНИЭКИТУ разработал несколько конструк ций ящиков с обшивкой из ДВП, изготовил опытные образцы и провел лабораторные, заводские и промышленные испыта ния,
Для проведения лабораторных испытаний были изготовле ны ящики трех типов с обшивкой из ДВП толщиной 4 мм и для сравнения — ящики III типа по ГОСТу 10198—71.
Габаритные размеры ящиков всех типов составляли: 2000X1200X1200 мм, масса упакованного груза — 1225 кг.
Ящики по разработанной методике были подвергнуты ис пытаниям на механическую прочность с соответствующими за мерами деформаций элементов ящиков.
31
Все ящики с обшивкой из ДВП выдержали испытания на механическую прочность наравне с ящиками с дощатой об шивкой. Деформаций элементов ящиков, нарушающих цело стность и прочность ящиков, не наблюдалось.
Ящики, прошедшие испытания на механическую прочность, были установлены в два ряда на открытой площадке для про ведения испытаний на стойкость к атмосферным воздействиям.
Все ящики находились на открытой площадке с ноября по июнь, т. е. в период, когда выпадает наибольшее количество осадков.
При визуальном осмотре ящиков по истечении срока было отмечено, что плита сдеформировалась очень незначительно. Толщина образцов плит, вырезанных из стенок ящика, не превышала 4 мм, т. е. набухания не отмечалось.
Один ящик находится на открытой площадке уже в тече ние трех лет. Ведутся наблюдения за влиянием атмосферных осадков на плиту, примененную в качестве обшивочного мате риала крупногабаритной тары.
Под действием атмосферных осадков и солнечных лучей изменился цвет плит, однако значительных деформаций и от клонений по толщине не отмечалось.
Таким образом, климатические испытания показали, что ящики с обшивкой из ДВП могут находиться на открытой площадке в собранном виде без специальной защиты плит от атмосферных осадков (крышка ящика обита водонепроницае мой бумагой).
После проведения испытаний, подтвердивших возможность применения плит в качестве обшивки крупногабаритной тары, на станкостроительном заводе «Красный пролетарий» в Мо скве была изготовлена опытная партия ящиков для упаковки токарно-винторезного станка (1К-62). Габаритные размеры ящиков 3040X1374X1645 мм, масса упакованного станка
2140 кг.
Испытания ящиков с упакованными станками проводились по разработанной методике с учетом условий погрузочно-раз грузочных работ, существующих на заводе.
Ящики выдержали все испытания без нарушения цело стности и сохранности станков и были рекомендованы для отгрузки заказчикам.
Станки были отправлены в Киев, Таганрог, Полтаву, Клай педу и другие города автомобильным и железнодорожным транспортом.
32
Все полученные акты подтвердили возможность примене ния плит в качестве обшивочного материала.
На основе проведенной работы, а также с учетом зару^ бежного опыта и замечаний промышленных предприятий, ин
ститутом , разработаны конструкции ящиков с обшивкой из
двп.
Разработанные конструкции ящиков предназначаются для упаковки и транспортирования изделий станкостроения и ма шиностроения массой свыше 500 до 1000 кг для поставок же1 лезнодорожным и автомобильным транспортом внутри стра ны и на экспорт в страны с умеренным климатом.
Рекомендуемые конструкции отличаются от ящиков по ГОСТу 10198—71 исполнением бокового и торцового щитов; дно и крышка ящиков соответствуют стандарту.
Ящики VI и VII типов по ГОСТу 10198—71, предназначен ные для отправки изделий на международные выставки,, изго тавливаются соединением боковых и торцовых щитов между собой и дном при помощи угольников и болтов.
Размеры угольников должны быть не менее указанных в ГОСТе 10198—71.
Деревянные ящики для изделий массой до 500 кг допуска ется изготовлять с откидной крышкой на петлях и замках по ГОСТу 16561—71 или ведомственным нормалям и техниче ским условиям.
На ящиках, предназначенных для грузов массой более 20 кг, допускается устанавливать деревянные, металлические или другие ручки. Конструкции и размеры деревянных ручек определяют с учетом условий прочности и удобства погрузки, но толщина их должна быть не меньше толщины планок тор цовых стенок. Конструкции металлических ручек устанавли ваются по ГОСТу 16561—71 или ведомственным и заводским техническим условиям и нормалям. Для механизированной переработки грузов с помощью вилочных погрузчиков по тре бованию экспортирующих организаций в ящиках допускается применять наружные планки дна толщиной не менее 25 мм при массе груза до 100 кг и не менее 50 мм при массе груза более 100 кг.
Изделия, предназначенные для работы на открытом воз духе и имеющие жесткую опорную поверхность, допускается по согласованию с экспортирующими организациями транс портировать на полозьях, скрепленных поперечными брусь ями, конструкции и размеры поперечных сечений последних должны определяться по ГОСТу 10198—71.
2 Зак. 460 |
33 |
Изделия, не подвергающиеся порче от механических по вреждений и атмосферных воздействий, но имеющие узлы или детали, подверженные порче (обработанные рабочие поверх ности, легкоповреждаемые встроенные механизмы, которые
невозможно |
демонтировать), допускается транспортировать |
в открытом |
виде с применением защиты отдельных частей. |
Частичная защита осуществляется с помощью консервационных смазок, лаков или ингибированной бумаги с последую щим обертыванием водонепроницаемым материалом, устрой ством деревянных щитов и колпаков или обшивки досками легкоповреждаемых мест.
Одним из резервов экономии лесоматериалов в производ стве тары является применение крупногабаритных ящиков с поясами по длине. Стандартами предусматриваются поясные ящики для грузов массой до 500 кг. В институте проводилась работа, направленная на расширение использования указан ных конструкций для изделий массой до 3000 кг и длиной до 10 м. Изготовленные опытные образцы тары были испытаны в лабораторных условиях на сжатие и имитацию погрузочноразгрузочных операций. Для сравнения испытывались анало гичные конструкции ящиков с использованием полозьев. Ре зультаты испытаний показали, что ящики с поясами более надежны в работе и лучше воспринимают вертикальные наг рузки. Кроме этого, они имеют повышенную жесткость и вы держивают усилие на устойчивость на 20—25% больше, чем ящики с полозьями. Этот факт особенно важен при конструи ровании крупногабаритных длинномерных ящиков, имеющих небольшие высоты, то есть штабелируемых в несколько ря дов.
Крупногабаритные ящики массой свыше 500 кг должны иметь полозья и подполозные доски. Концы полозьев должны быть скошены под углом 30—45° на половину высоты. При от правке грузов на открытых железнодорожных платформах допускается концы полозьев не скашивать. Концы полозьев могут выходить за пределы досок торцовых стенок не более 25 мм. Для ящиков длиной, превышающей 6000 мм, допуска ется сращивать полозья по длине с помощью болтов и метал лических накладок.
Для предохранения от смятия и излома полозьев стропа ми при массе более 6000 кг необходимо в местах застропки набивать металлические угольники толщиной не менее 3 мм.
Для удобства подъема ящика к полозьям прибиваются подполозные доски, которые располагаются симметрично
34