Файл: Машталер, И. М. Оперативный анализ в капитальном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
чем прежде комплексно оценивать итоги деятель ности подрядной организации, выявляя влияние
отдельных факторов на обобщающие показатели
(ввод в действие объектов и прибыль), устанавливая взаимосвязь и взаимозависимость всех сторон дея
тельности строительной организации.
Результаты оперативного экономического анализа
позволяют давать объективную оценку деятельности
всего коллектива, каждого структурного подразде ления и каждого работника, определяя их долю
в общих экономических результатах деятельности
строительной организации в соответствии с количе ством и качеством их труда. Создание эффективно
действующей системы материального поощрения работников за счет фондов экономического стиму
лирования повышает ответственность каждого ра ботника за результаты производства.
Перевод подрядных организаций на новые методы
хозяйствования, внедрение прогрессивных расчетов в строительстве, введение платы за производствен
ные фонды и создание фондов экономического сти мулирования значительно изменили общие условия
деятельности строительно-монтажных организаций, способствуя расширению и укреплению хозяйствен
ного расчета в строительстве.
Внедрение полного хозяйственного расчета невоз можно без глубокого анализа деятельности строи тельной организации, производственных участков,
бригад.
Оперативный экономический анализ в новых усло
виях хозяйствования играет также важную роль как
средство правильных научно-обоснованных методов^
руководства низовыми звеньями строительного про
изводства, от деятельности которых в конечном
счете зависят общие показатели эффективности ка
питального строительства.
12
Данные оперативного анализа дают возможность организации своевременно и самостоятельно при нять меры в случае отклонения от плановых заданий и обеспечить ритмичную работу строек, подрядных организаций, органов снабжения.
Глава 2. ОПЕРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАСТРОЙЩИКОВ (СТРОЕК)
Анализ рационального распределения капитальных
вложений по объектам строительства
Рациональное распределение капитальных вложе
ний по объектам строительства имеет важное значе
ние для повышения их эффективности. От того,
какие выбраны объекты для строительства в дан
ном году, достаточно ли выделено средств на их сооружение, будут ли обеспечены они материаль
ными, трудовыми и финансовыми ресурсами, во
многом зависит своевременный и качественный ввод их в эксплуатацию, а значит, и использование на
родным хозяйством новых мощностей и объектов.
Оперативным анализом этих вопросов занимают
ся застройщики, а также подрядные организации и финансирующие банки.
Анализируя рациональное распределение капи
тальных вложений по объектам строительства, не
обходимо прежде всего установить, включена ли
стройка в народнохозяйственный план. Причем сле
дует помнить, что в план включаются все стройки, финансируемые за счет государственных капиталь
ных вложений.
Стройка считается плановой, если на нее
утвержден в установленном порядке титульный спи
13
сок и доведен план капитального строительства
(форма № 7 или другой равнозначный документ).
Установив, что стройка включена в план, следует
проверить, обеспечена ли она комплексной проект
но-сметной документацией, утвержденной в уста новленном порядке. В ее состав входят: технический
(техно-рабочий) проект, сводная смета, рабочие чертежи и сметы к ним. Технический (техно-рабо
чий) проект и сводная смета к нему определяют перечень объектов строительства. В общей смете указывается общая стоимость строительства, и она
является неизменным документом на весь период
его осуществления. Сметы к рабочим чертежам уточняют сметную стоимость строительства каждого объекта в отдельности.
Техническим проектом и сводной сметой заказчик
должен располагать не менее чем за четыре месяца до начала года, в котором планируется начать
стройку. Сметы к рабочим чертежам могут быть к началу строительства в объеме, обеспечивающем освоение годового плана капитальных вложений
и ввод в действие запланированных на год мощ
ностей.
Технические (техно-рабочие) проекты и сводные
сметы, в соответствии с постановлением ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 390
«О совершенствовании планирования капитального
строительства и об усилении экономического стиму
лирования строительного производства» утвержда
ются различными инстанциями в зависимости от
сметной стоимости стройки [4].
Сметы к рабочим чертежам утверждают, как
правило, руководители стройки.
Объекты, строительство которых предусмотрено
сводной сметой, включаются в годовой внутрипо
строечный титульный список, который утверждается
и
руководителем стройки и согласовывается с подряд
ной организацией.
При анализе внутрипостроечного титульного списка могут возникнуть следующие ситуации:
стройка начинается и заканчивается в планируе мом году;
стройка, переходящая с прошлых лет, заканчи вается в планируемом году;
стройка начинается в планируемом году, а закан
чивается в последующие годы;
стройка начата в предыдущие годы, а окончание ее предусматривается в последующие годы.
Анализируя пообъектное распределение годовых капитальных вложений, следует выделять общие
вопросы, относящиеся ко всем отмеченным ситуа циям, и отдельно рассматривать вопросы, характер
ные только для конкретного случая.
Анализ общих вопросов осуществляется в опреде
ленной последовательности.
Во-первых, следует проанализировать правиль ность планирования показателей ввода по стро
ящимся или намеченным к строительству объек там.
Для этого необходимо сопоставить количество
вводимых мощностей, сметную стоимость основных
фондов и сроки ввода в действие по внутрипо
строечному титульному списку с аналогичными по казателями народнохозяйственного плана. Если при
сопоставлении будет установлено соответствие этих
показателей или же установлено, что по внутрипо строечному титульному списку показатели ввода
улучшены (приближены сроки ввода объектов, за
планированы к вводу мощности и основные фонды в больших размерах чем предусмотрено народнохо
зяйственным планом), то такое планирование мож
но считать правильным.
15
Если показатели ввода по внутрипостроечному ти
тульному списку ниже (хуже) показателей народно
хозяйственного плана, значит, объекты для строи
тельства в анализируемом году подобраны нерацио нально или завышены показатели народнохозяйст венного плана. Оба случая следует тщательно про анализировать.
Во-вторых, следует проанализировать соответст вие общей суммы годового объема капиталовложе ний и строительно-монтажных работ, указанных во внутрипостроечном титульном списке, тем же пока
зателям, предусмотренным народнохозяйственным планом. Несоответствие этих показателей может быть вызвано уточнениями остатков сметной стои
мости объектов, распылением средств на строитель ство многочисленных объектов, ошибками плани рующих органов и самой стройки, а также другими
причинами.
Превышать годовой объем капитальных вложе ний, установленный народнохозяйственным планом,
до получения поправок к нему, не разрешается.
В-третьих, следует проанализировать достовер ность отражения во внутрипостроечном титульном списке сметной стоимости всего строительства и от
дельных объектов, имея при этом в виду, что смета является основным и неизменным документом на
весь период строительства [4]. С этой целью смет ную стоимость всего строительства, указанную в
итоге внутрипостроечного титульного списка, све ряют со сводной сметой или сводным сметно-фи
нансовым расчетом (ССФР), утвержденным в уста
новленном порядке. Сметная стоимость каждого объекта в отдельности должна соответствовать
стоимости, определенной сметами к рабочим черте
жам.
Несоответствие этих показателей свидетельствует
16
о том, что внутрипостроечный титульный список
составлен неправильно. Достоверное отражение во внутрипостроечном титульном списке сметной стои
мости всего строительства и отдельных объектов имеет важное значение для правильного планиро
вания годовых объемов капитальных вложений
и ввода в действие основных фондов и мощностей.
Например, если сметная стоимость строительства
завышена, то на объект или стройку в целом по
требуется больший плановый объем капитальных вложений за счет уменьшения объемов по другим
стройкам (без которых последние не могут быть
своевременно построены). Если сметная стоимость занижена, то объем капитальных вложений на
объекты будет запланирован в меньшей сумме чем требуется для их окончания, а это в свою очередь
повлияет на своевременный ввод их в эксплуатацию. Последующий анализ рационального распределе
ния капитальных вложений по объектам строитель
ства должен быть детализирован исходя из конкрет
ных ситуаций.
Первая ситуация: стройка начинается и заканчи
вается в планируемом году. В этом случае должно
быть запланировано строительство всех объектов,
предусмотренных сводной сметой. Годовой план ка
питальных вложений по этим объектам должен
равняться их сметной стоимости, определенной сметами по рабочим чертежам. На другие затраты, предусмотренные сводной сметой (затраты по орг набору рабочих, подготовка эксплуатационных кад
ров, содержание дирекции строящихся предприятий
и т. п.), капитальные вложения выделяются в раз
мерах, необходимых для их осуществления, но не
выше сумм, указанных в сводной смете.
При анализе следует учитывать, что стоимость объекта, уточненная сметами к рабочим чертежам,
17
Может быть не только ниже, Но и выше СТОИМОСТИ
того же объекта, определенной по сводной смете.
В этом случае превышение должно быть перекрыто
экономией по другим объектам или непредвиден
ными затратами, предусмотренными сводной сме
той. Если источников перекрытия недостаточно, то сводная смета .подлежит пересмотру в сторону уве
личения, новой экспертизе и переутверждению.
Вторая ситуация: стройка, переходящая с прош лых лет, заканчивается в планируемом году.
Особенностью анализа такой стройки является
выявление объектов, предусмотренных сводной сме
той, строительство которых не закончено или не
начато в предыдущие годы, а также правильное
определение остатка сметного лимита в целом по
стройке и по каждому объекту в отдельности.
Так как стройка в целом пусковая в планируемом году, то все объекты этой стройки, естественно,
должны быть закончены не позже намеченного пла
ном срока ввода. Принятые от подрядной органи
зации законченные ранее этапы и объекты застрой щик учитывает по счету Строительство и приобре
тение основных средств. Оперативный учет, который
ведет заказчик по каждому объекту, даст возмож ность при анализе определить, какие объекты
имеют стопроцентную готовность (в сопоставлении со сметой) и какие частичную.
Все объекты с частичной готовностью, а также те,
которые были предусмотрены утвержденной сводной сметой, но фактически в предыдущие годы не начи
нались, должны попасть в план капитального строи
тельства на планируемый год.
Определив перечень объектов, подлежащих строи
тельству, следует проанализировать правильность
определения по ним и по стройке в целом остатка
сметного лимита, так как без этого невозможно
18
установить, насколько рационально капитальные вложения распределены по объектам.
Остаток сметного лимита показывает предельную
сумму средств, которую можно использовать для данного строительства. Для начинаемой стройки он
равняется сметной стоимости строительства, опреде
ленной сводной сметой (сводным сметно-финансо
вым расчетом). По переходящим стройкам остаток сметного лимита равен разнице между общей смет
ной стоимостью строительства и суммой средств,
израсходованных на данное строительство, причем
следует учитывать факторы, которые увеличивают или уменьшают выборку средств и, соответственно,
остаток сметного лимита.
К факторам, которые увеличивают выборку средств, а значит, уменьшают остаток сметного ли
мита, относятся:
поступления в счет возвратных сумм (от ликви
дации сносимых зданий и сооружений, от реали
зации материалов попутной добычи при строи тельстве и т. п.). Эти суммы показывают за итогом сводной сметы, поэтому фактическое их поступле
ние должно быть учтено при определении остатка
сметного лимита;
затраты, произведенные с нарушением государст венной дисциплины за счет оборотных средств и
других источников основной деятельности, которые в соответствии с п. 7 Правил финансирования строи тельства банком не возмещаются;
затраты, относящиеся к данной стройке, но про
изведенные с других счетов (не отраженные заказ
чиком по счету Финансирование капитальных вло
жений) ;
сумма снижения цен на строительные материалы
и тарифов на перевозки в сравнении с принятыми
в смете;
19