Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задавшись масштабами рм; рш; р*и щ,, совместно изобра­ жаем в прямоугольной системе координат графически задан­ ные крутящие моменты (рис. 44).

Определим углы наклона лучей построений, предва­ рительно задавшись интервалом времени At, на протяже­ нии которого действующие на систему крутящие моменты

будем считать постоянными (At

0,01 — 0,005 сек):

аг =

arctg

 

а 2 =

arctg

 

 

«V ' 3rCtg /,|KD ’

Л^(хм а 4 : ' tg T * T -

При решении задачи принимаем, что / 2 = / 3, тогда а 2 = = а 3. Величинами углов задаемся произвольно (см. рис. 44), что соответствует произвольному выбору величин At, I , рм и рш, численное значение которых при решении задачи в об­ щем виде не важно.

Предполагаем,

что до приложения момента Мы машина

находилась в

установившемся

равновесном режиме движе­

ния, т. е. coj

=

©2

= (о3

= со4

= ©0. Величина скорости ю0

в этом случае соответствует ординате графика Мдв —

Ф(а1),

абсцисса которой

равна

М 0 =

Мс +

Мс. Моменты

Му =

= М у равны моменту сопротивления

Мс,

соответствующего

скорости ©0.

 

 

 

 

 

 

 

t = 0

Таким образом,

в начальный момент времени при

до приложения

момента

Мм угловая

скорость системы

равна и0, момент

двигателя Мдв =

М0\

М'с = Му = Му.

108



Моменты М у и М у определяются углами (ф4 — ср2)0 и (ф3 —

-ф4)о-

Винтервале времени Д/4 момент М„ изменяется от нуля

до величины, определяемой точкой Г . Усредняем значение М м в интервале Д ^ и подставляем его в уравнение (176). На основании выбранного метода решения значение при­ ращения Дсо4 соответствует катету прямоугольного тре­ угольника с острым углом ос4, представляющему собой ал­ гебраическую разность моментов, стоящих в знаменателе левой части уравнения (176).

Угловые скорости сй23 и со4 в интервале Д/4 изменяются незначительно, поэтому в первом приближении считаем,

что cox

= (о23 = (о0. Графически интегрируя*

функцию

соотн =

(со3 — со4) = Ф (t) находим разность

(ф3 — ф4)

по которой определяем крутящий момент Му, действующий в конце интервала Д/4.

Полюсное расстояние при графическом интегрировании

н = - £ е ~ .

Зная пределы изменения крутящего момента Му в ин­ тервале времени Д^4, усредняем его значение и, пользуясь уравнением (176), определяем более точное значение Д(»4.

Усредненное значение Му подставляем в уравнение (175),

Мл в интервале времени Д/4 соответствует ранее получен­ ному значению ш3 — <в4 = шотн. Приращение угловой ско­ рости Дсо23 также определяем как катет прямоугольного треугольника с острым углом а 23, равный алгебраической сумме крутящих моментов, стоящих в знаменателе выраже­ ния (175).

В интервале Д/2 крутящий момент Мы изменяется в пре­ делах, обозначенных точками /" и 2'. Подставляя его сред-

* Методы графического интегрирования подробно излагаются в учебниках и учебных пособиях курса «Теория механизмов и машин».

ПО

нее значение в уравнение (176), находим со4 в интервале вре­ мени А/2.

Аналогично решаем уравнение (175) и (174) в последую­ щих интервалах времени А^ до момента, когда наступит условие, описанное неравенством (173). После этого следует пользоваться уравнениями (177) и (178) вместо уравнения (176), так как муфта начинает буксовать. Значение момен­ та М определяем, учитывая величину относительной угло­ вой скорости ш23 = со2 — ш3. На графике М = Ф (со2 — со3) точка а соответствует моменту трения покоя (to23 = со2 —

— (о3 = 0), а точка b — началу буксования ( со ф 0). Время 4 (рис. 44 ) от начала приложения момента Л4М

до начала буксования муфты называется временем срабаты­ вания предохранительной муфты. Оно также, как и время tT торможения рабочего органа (массы 4), зависит от характера

перегружающего машину момента Мм, приведенных

мо­

ментов инерции, жесткостей системы, демпфирующих

мо­

ментов, т. е в той или иной степени от всех параметров

ма­

шины.

 

Выясним, как влияет момент М муфты и характер при­ ложения перегружающего момента на динамические про­ цессы, возникающие при перегрузке машины. Пользуясь той же методикой решения дифференциальных уравнений,

рассмотрим следующие варианты:

при

буксовании

I.

Вместо муфты, у которой момент

М =

Ф (со2 — со3) в приводе машины стоит муфта со ста­

бильными характеристиками (прямая М'

на

рис. 44). Мо­

мент перегрузки Мм= Ф (t).

 

 

II.

Перегружающий машину момент консервативен, за­

висит

от угловой скорости рабочего органа:

Л4М= Ф (со4)

(штриховая кривая на рис. 44). Муфта передает крутящий

момент

М = Ф (со2 — со3).

 

 

 

III.

Перегружающий момент

Мм =

Ф (оз4). Крутящий

момент при буксовании М = const.

 

(t). Момент

IV.

Перегружающий момент

Л4М= Ф

муфты

Л4 возрастает неограниченно,

что

возможно при

111


схватывании

рабочих поверхностей. Машина защищена

от перегрузки

выключением электродвигателя по истече­

нии времени tc = tc с момента приложения Мм. Результаты решений представлены на рис. 45. Сравне­

ние величин деформаций упругих звеньев (ф4 — ср2) и (ф3 —

— Ф4), полученных при решении 1-го варианта задачи (сплош­ ные кривые, рис. 45, а), с ранее рассмотренным решением (штриховые кривые на рис. 45, а) показывает, что ампли­ туда их колебаний, когда в кинематическую цепь включе­ на муфта, у которой при буксовании' М = const, значи­ тельно больше, чем амплитуда колебаний упругой деформа­ ции звеньев системы с муфтой, у которой при буксовании

Мф const.

Деформация упругих звеньев в приводе по условию 1-го

варианта задачи больше. Время t7 торможения рабочего ор­ гана, а следовательно, и нагрузка на рабочий орган также больше.

В приводе с муфтой, у которой М = Ф (со2 — а>3), ПРИ выполнении условий П-го варианта задачи возникают ав­ токолебания, амплитуда которых (рис. 45, б) значительно превосходит амплитуды колебаний, возникающих в приво­ де, соответствующем условию Ш-го варианта (рис. 45, в).

Результаты решения IV-ro варианта задачи (рис. 45, г) показывают, что в этом случае только электрическая защита машины от перегрузки, реагирующая на увеличение тока в обмотках двигателя, недостаточна. Деформация звеньев машины и нагрузка на рабочий орган, судя по величине tT, больше, чем в любом из рассмотренных вариантов с фрик­ ционной предохранительной муфтой.

Выбор той или иной конструкции предохранительного устройства должен обязательно сопровождаться динамиче­ ским анализом ее работоспособности при различных режи­ мах нагружения [8]. Если же учитывать и тот факт, что величина предельного крутящего момента (положение точ­ ки а на рис. 44) может изменяться в весьма большом диапа-

112

Рис. 45. Графики изменения относительных углов закру­ чивания упругих элементов привода.

зоне, то при выборе конструкции предохранительной фрик­ ционной муфты предпочтение следует отдавать муфтам повышенной точности ограничения нагрузки.

8 478

ИЗ


МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С КУЛАЧКОВЫМ ОТЖИМНЫМ УСТРОЙСТВОМ и

ХАРАКТЕРИСТИКОЙ, ЗАВИСЯЩЕЙ ОТ ПРОФИЛЯ КУЛАЧКА

В большинстве случаев при действии максимальных мо­ ментов существующие упругие муфты становятся жестки­ ми. Поэтому работа машин при моментах, превышающих максимальный допустимый, нежелательна. К числу недоста­ тков существующих муфт следует отнести также и то, что предварительная затяжка упругих элементов и, соответст­ венно, характеристика муфты не регулируется. Поэтому в процессе эксплуатации муфты нельзя просто и быстро ограничить нежелательное увеличение амплитуд колебаний -системы как при прямом, так и при обратном ходах ма­ шины [22], [29].

Рассмотрим конструкцию упругой фрикционно-предо­ хранительной муфты Я. И. Есипенко, обладающей большой упругостью при передаче крутящих моментов, близких по величине к расчетным. Угол относительного поворота полумуфт может быть порядка (0,2-f-0,25) я. Кроме того, при всех прочих равных условиях в зависимости от профи­ ля кулачка и принятой конструкции пружины (цилиндри­ ческая винтовая или коническая) характеристика муфты будет линейной или нелинейной. Если действует крутящий момент, превышающий заданный, при котором должна сра­ ботать муфта, то упругая муфта автоматически переклю­ чается на фрикционную предохранительную, посредством которой соединяемые валы, преодолевая силы трения между дисками, разъединяются. Регулируя первоначальную за­ тяжку пружин упругой и предохранительной муфт, легко и быстро можно изменить параметры, влияющие на колеба­ ния системы. Муфта мало чувствительна к изменению коэф­ фициента трения между дисками, и колебания последнего в незначительной степени влияют на величину момента, при котором срабатывает муфта.

Принцип действия муфты заключается в следующем. Ба-

114

рабан 3 муфты (рис. 46) закрепляется неподвижно на одном из соединяемых валов. Диски 5 соединены с барабаном 3 по­ средством пальцев 4 и могут перемещаться вдоль их осей.

Рис. 46. Схема упруго-предохранительной муфты с кулачковым от­ жимным устройством.

Полый вал 10, на котором неподвижно закреплен кулачок 13, соединен с другим валом привода. На кулачке 13 концентрично с валом 10 свободно установлен упорный диск 2 с пальцами 1. Толкатель 12 кулачкового механизма, уста­ новленный на этом же валу, может не только поворачивать­ ся, но и перемещаться вдоль оси. Диски 6, а также нажимной диск 7, установленные на пальцах 1, и диски 5, установлен­ ные на пальцах 4, сжаты пружинами 8. Толкатель 12 со­ единен с нажимным диском 7 направляющими шпонками 9.

8*

115