Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
где аи b — отрезки на чертеже, соответствующие прираще ниям величин coi и (Мдв — Л4С)(; |хш — масштаб угловой скорости; — масштаб крутящего момента.
Угол |
ос! построений на чертеже определяется из |
выра |
||||||
жения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДШ; |
At |
|
Им |
|
|
t2 а = |
— — |
|
|
(163) |
|||
|
|
I |
' |
ft. ’ |
||||
|
8 |
1 ь |
( М № - М с\ |
|||||
|
|
|
|
Рм |
|
|
|
|
откуда окончательно получаем |
|
|
|
|
||||
|
tg«; = |
tg a, |
Им |
А/,- |
Им |
|
(164) |
|
|
|
|
|
иш |
/ |
Им |
|
|
Считаем, что в течение |
времени Att |
величина (Л4ДВ— |
||||||
— Л4С)( |
остается |
постоянной. Очевидно, |
чем |
меньше |
вели |
|||
чина At, тем более точными будут результаты решения |
Для |
нашего примера принимаем At = 0,05секи I — 2кГ ■см ■сек2.
Пользуясь равенством (164), определим угол а[ графических построений
ос' = arctg |
0,05 • |
10 |
= 14°. |
|
2 • |
1 |
|
Из уравнения (162) видно, что в масштабе pia, величина приращения угловой скорости Д©; системы за время A равна длине катета прямоугольного треугольника, про
тиволежащего углу а ь а величина (Л4ДВ— Мс)( в масшта бе \хм — длине катета, прилежащего углу ai. В соответствии с этими соотношениями решается поставленная задача.
Считаем, что в |
течение времени |
система находится |
||
под действием момента (Млв — М с)г. Приращение |
угловой |
|||
скорости А©! в масштабе |
на этом |
интервале |
времени, |
|
полученное путем |
измерения |
катета, |
противолежащего |
углу aj (рис. 42, б), с прилежащим катетом, соответствую
102
щим (Л4ДВ— Мс)£, откладываем в системе координат со — t
(рис. 42, а).
По значению угловой скорости А со1 системы в конце ин тервала времени (рис. 42, а) определяем значение (Л4ДВ—
—Л4с)2, под действием которого система движется в интервале
времени |
At2. |
анало |
Измеряя величину (Л4ДВ— М с)2 по рис. 42, б |
||
гично |
определяем Дсо2, затем, откладывая Асо2 |
в ко |
ординатах со — i, в конце интервала At2 находим значение (МДв —Жс)3 ит.д.
Нетрудно установить, что описанные построения соот ветствуют приближенному интегрированию по методу пря моугольников, который менее точен, чем метод средних ординат.
График функций со = Ф(^) за точкой т от начала коор динат построен с усреднением значений (Л4ДВ— Мс)£. Усред
нение производилось следующим |
образом. Вышеописан |
||||
ным методом устанавливались границы изменения (Мдв — |
|||||
— Л4С)£в интервале At(. Например, часть прямой |
тп, |
огра |
|||
ниченной кривыми Л4Дв = |
Ф (со) и М с = Ф (со), соответствует |
||||
величине |
(Л4ДВ— Л1С)£ |
в начале |
интервала |
А /£; |
часть |
штрихпунктирной прямой т' п', |
ограниченной |
теми же |
|||
кривыми, |
соответствует |
величине |
(Л4ДВ— Мс)£ в |
конце |
интервала Att. |
Среднее их значение определяем по формуле |
т л |
■МС)£+ (МДВ- М С); |
|
= {MRa- M J ср- |
Оно является исходным для определения Асо( в этом интер вале времени. Штриховая прямая определяет значение (Мдв — М с)£+1 для начала следующего интервала времени Atl+i. Описанное усреднение значений (А4ДВ— Мс)£ соот ветствует приближенному интегрированию по методу сред них ординат.
Из теории приближенных вычислений известно, что ме тодом прямоугольников можно производить интегрирование с точностью до 1 %, а методом средних ординат — до 0,1 %.
103
Точность описанного метода графического решения нелиней ных дифференциальных уравнений, очевидно, лежит в преде лах 0,1— 1%, что вполне приемлемо для предварительных исследований и для относительной оценки тех или иных кон структивных изменений в механической системе, направлен ных на улучшение либо технологических, либо эксплуата ционных характеристик машины.
ДИНАМИКА МАШИНЫ С ФРИКЦИОННОЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТОЙ В ПЕРИОД ПЕРЕГРУЗКИ
Динамические процессы, происходящие при перегрузке машинного агрегата, в приводе которого есть предохрани тельная фрикционная муфта, изучим на примере, в котором
|
рассматривается |
эквивалент |
||
|
ная динамическая |
система, |
||
|
изображенная на рис. 43. |
|
||
|
Исследуемая динамическая |
|||
|
система получена |
в резуль |
||
|
тате приведения |
масс и жест |
||
|
костей упругих звеньев маши |
|||
|
ны к четырем массам (1,2,3 и |
|||
Рис. 43. Схема привода с предо |
4) с моментами |
инерции, |
со |
|
хранительной муфтой. |
ответственно /, |
|
/»; |
I4> |
|
связанным упругими звеньями |
с приведенными жесткостями С\ и С2 и мгновенным крутя щим моментом М , передаваемым предохранительной фрикци онной муфтой.
Следует заметить, что не все машинные агрегаты могут быть приведены к системе, изображенной на рис. 43, но изложенная ниже методика исследования приемлема и для других систем.
Принимаем, что масса 1 находится под действием крутя щего момента М дв асинхронного электродвигателя с коротко замкнутым ротором, момента М ссопротивления движению,
104
упругого момента М у и демпфирующего момента Мд. На массу 2 действуют моменты М у, Мд и момент М предохра нительной муфты, на массу 3 — момент М, упругий момент
Му и демпфирующий момент М д, на массу 4 — моменты М д,
Му, Мс и момент Мм, появление которого обусловлено перегрузкой машины.
Положение всех масс определяется соответственно угла ми фх, ф2, фа и ф4, а угловые, скорости масс соответствуют величинам сох, со2, со3 и со4.
Механическая характеристика Мд = 0(0»!) асинхрон ного электродвигателя принимается в соответствии с теорией электропривода [1].
Момент Мс может быть определен экспериментально или по методике, предложенной В. П. Андреевым и Ю. А. Са бининым [1]. Принимаем, что момент сопротивления — ли нейная функция угловой скорости со1, т. е. Мс = Ф ^ ) ,
упругие моменты Му = Сх (ф4 — ф2); М у = С2 (ф3 — ф4) также являются линейными функциями угла закручивания полумуфт.
Предполагаем, что демпфирующие моменты Мд и Мд приложены к каждой из масс и являются линейными функ циями относительных угловых скоростей масс, сопряжен ных упругими звеньями, т. е.
Мд = Мд = Ф К — со2) = Ф (со2— со3) = ф (соот„).
Момент Мс сопротивления движению массы 4 можно задать, пользуясь классификацией В. К. Попова [28], учи тывая, что он может быть активным, однозначным посто яннодействующим в пределах рабочего цикла (например в грузоподъемных машинах); реактивным, возникающим только при перемещении рабочего органа в определенном направлении (например в металлорежущих станках); кон сервативным знакопеременным, возникающим при пере мещении рабочего органа в любом направлении (напри мер при фрикционном торможении транспортных машин).
105
Предположим, что в рассматриваемой машине Мс— момент реактивный и является линейной функцией угловой ско
рости, т. е. Мс = Ф (со4).
Крутящий момент Мм, вызывающий перегрузку машины,
может быть задан аналогично моменту Мс. При заклинива нии рабочего органа момент Мм может возрастать за весьма короткий промежуток времени. Принимаем, что Мм — мо мент консервативный и является функцией времени Мм = = Ф (t). Величина крутящего момента, передаваемого пре дохранительной фрикционной муфтой, как уже ранее ука зывалось, зависит от многих факторов. Рассматривая дан
ный пример, предполагаем, что |
крутящий |
момент |
зави |
||||
сит от относительной угловой |
скорости |
полумуфт |
[211, |
||||
т. е. М = Ф (со2 — (о3). |
|
|
|
|
|
||
Динамический процесс, протекающий в машине после |
|||||||
приложения крутящего момента |
Мм |
можно |
разделить на |
||||
два этапа: когда момент Мм приложен, но |
предохранитель |
||||||
ная муфта еще не сработала, т. |
е. со2 = |
со3 |
= со23; |
когда |
|||
муфта сработала, т. е. |
(о2 ф ©3. |
|
|
|
|
|
|
На первом этапе движение системы с постоянными приве |
|||||||
денными моментами инерции описывается |
дифференциаль |
||||||
ными уравнениями |
|
|
|
|
|
|
|
h 4 г = |
Мдв- М е- |
(Му + Мд); |
(165) |
||||
(/. + / з ) ^ |
= (Му + Мд) - |
(Му + |
МД |
(166) |
|||
/* ■ |
= |
(Му + МА ~ К |
~ М с’’ |
(167) |
|||
на втором этапе |
— дифференциальными уравнениями |
|
|||||
|
= Мдв - Мс - |
(Му + Мд); |
(168) |
||||
|
4 ^ г ( М у + М д )-М ; |
|
|
(169) |
106
/ 3 ^ = М - ( М ; + Л < ) ; |
(170) |
+ |
(171) |
Установим границу между этапами.
Первый этап заканчивается в момент, после которого
|
d(02 ^ |
dw3 |
(172) |
|
dt ' |
dt ■ |
|
|
|
||
Определив |
из уравнения (169) и |
из уравнения (170) |
и подставив их в неравенство (172), после преобразования получим условие, при выполнении которого муфта сработает:
/Му + /Ид + JdL(M'y-t + A j . (173)
Решим дифференциальные уравнения графически. Для этого запишем уравнения (165), (166) и (167) в виде конеч ных разностей
Дад |
At |
(174) |
|
МД - ( М У + МД) - М 0 ~ X |
|||
|
|||
Дш,. |
At |
(175) |
|
(М у + М д ) - ( М у + Мд) |
V i + r з) ’ |
||
|
|||
________ Дш4 |
At |
(176) |
|
(М у + М д) — мс — М м |
|
||
|
|
При срабатывании муфты вместо уравнения (175) записываем уравнения
Дм 2 (М у + М д - М )
А(о3
М - ( М ; + МД)
At |
(177) |
|
X ’ |
||
|
||
At |
(178) |
|
1з |
||
|
107