Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где аи b — отрезки на чертеже, соответствующие прираще­ ниям величин coi и дв — Л4С)(; |хш — масштаб угловой скорости; — масштаб крутящего момента.

Угол

ос! построений на чертеже определяется из

выра­

жения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДШ;

At

 

Им

 

 

t2 а =

— —

 

 

(163)

 

 

I

'

ft. ’

 

8

1 ь

( М № - М с\

 

 

 

 

Рм

 

 

 

 

откуда окончательно получаем

 

 

 

 

 

tg«; =

tg a,

Им

А/,-

Им

 

(164)

 

 

 

 

иш

/

Им

 

 

Считаем, что в течение

времени Att

величина (Л4ДВ—

— Л4С)(

остается

постоянной. Очевидно,

чем

меньше

вели­

чина At, тем более точными будут результаты решения

Для

нашего примера принимаем At = 0,05секи I — 2кГ ■см ■сек2.

Пользуясь равенством (164), определим угол а[ графических построений

ос' = arctg

0,05 •

10

= 14°.

 

2 •

1

 

Из уравнения (162) видно, что в масштабе pia, величина приращения угловой скорости Д©; системы за время A равна длине катета прямоугольного треугольника, про­

тиволежащего углу а ь а величина (Л4ДВ— Мс)( в масшта­ бе \хм — длине катета, прилежащего углу ai. В соответствии с этими соотношениями решается поставленная задача.

Считаем, что в

течение времени

система находится

под действием момента (Млв — М с)г. Приращение

угловой

скорости А©! в масштабе

на этом

интервале

времени,

полученное путем

измерения

катета,

противолежащего

углу aj (рис. 42, б), с прилежащим катетом, соответствую­

102


щим (Л4ДВ— Мс)£, откладываем в системе координат со — t

(рис. 42, а).

По значению угловой скорости А со1 системы в конце ин­ тервала времени (рис. 42, а) определяем значение (Л4ДВ—

—Л4с)2, под действием которого система движется в интервале

времени

At2.

анало­

Измеряя величину (Л4ДВ— М с)2 по рис. 42, б

гично

определяем Дсо2, затем, откладывая Асо2

в ко­

ординатах со — i, в конце интервала At2 находим значение (МДв —Жс)3 ит.д.

Нетрудно установить, что описанные построения соот­ ветствуют приближенному интегрированию по методу пря­ моугольников, который менее точен, чем метод средних ординат.

График функций со = Ф(^) за точкой т от начала коор­ динат построен с усреднением значений (Л4ДВ— Мс)£. Усред­

нение производилось следующим

образом. Вышеописан­

ным методом устанавливались границы изменения (Мдв —

— Л4С)£в интервале At(. Например, часть прямой

тп,

огра­

ниченной кривыми Л4Дв =

Ф (со) и М с = Ф (со), соответствует

величине

(Л4ДВ— Л1С)£

в начале

интервала

А /£;

часть

штрихпунктирной прямой т' п',

ограниченной

теми же

кривыми,

соответствует

величине

(Л4ДВ— Мс)£ в

конце

интервала Att.

Среднее их значение определяем по формуле

т л

■МС)£+ (МДВ- М С);

 

= {MRa- M J ср-

Оно является исходным для определения Асо( в этом интер­ вале времени. Штриховая прямая определяет значение (Мдв — М с)£+1 для начала следующего интервала времени Atl+i. Описанное усреднение значений (А4ДВ— Мс)£ соот­ ветствует приближенному интегрированию по методу сред­ них ординат.

Из теории приближенных вычислений известно, что ме­ тодом прямоугольников можно производить интегрирование с точностью до 1 %, а методом средних ординат — до 0,1 %.

103


Точность описанного метода графического решения нелиней­ ных дифференциальных уравнений, очевидно, лежит в преде­ лах 0,1— 1%, что вполне приемлемо для предварительных исследований и для относительной оценки тех или иных кон­ структивных изменений в механической системе, направлен­ ных на улучшение либо технологических, либо эксплуата­ ционных характеристик машины.

ДИНАМИКА МАШИНЫ С ФРИКЦИОННОЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТОЙ В ПЕРИОД ПЕРЕГРУЗКИ

Динамические процессы, происходящие при перегрузке машинного агрегата, в приводе которого есть предохрани­ тельная фрикционная муфта, изучим на примере, в котором

 

рассматривается

эквивалент­

 

ная динамическая

система,

 

изображенная на рис. 43.

 

 

Исследуемая динамическая

 

система получена

в резуль­

 

тате приведения

масс и жест­

 

костей упругих звеньев маши­

 

ны к четырем массам (1,2,3 и

Рис. 43. Схема привода с предо­

4) с моментами

инерции,

со­

хранительной муфтой.

ответственно /,

 

/»;

I4>

 

связанным упругими звеньями

с приведенными жесткостями С\ и С2 и мгновенным крутя­ щим моментом М , передаваемым предохранительной фрикци­ онной муфтой.

Следует заметить, что не все машинные агрегаты могут быть приведены к системе, изображенной на рис. 43, но изложенная ниже методика исследования приемлема и для других систем.

Принимаем, что масса 1 находится под действием крутя­ щего момента М дв асинхронного электродвигателя с коротко­ замкнутым ротором, момента М ссопротивления движению,

104


упругого момента М у и демпфирующего момента Мд. На массу 2 действуют моменты М у, Мд и момент М предохра­ нительной муфты, на массу 3 — момент М, упругий момент

Му и демпфирующий момент М д, на массу 4 — моменты М д,

Му, Мс и момент Мм, появление которого обусловлено перегрузкой машины.

Положение всех масс определяется соответственно угла­ ми фх, ф2, фа и ф4, а угловые, скорости масс соответствуют величинам сох, со2, со3 и со4.

Механическая характеристика Мд = 0(0»!) асинхрон­ ного электродвигателя принимается в соответствии с теорией электропривода [1].

Момент Мс может быть определен экспериментально или по методике, предложенной В. П. Андреевым и Ю. А. Са­ бининым [1]. Принимаем, что момент сопротивления — ли­ нейная функция угловой скорости со1, т. е. Мс = Ф ^ ) ,

упругие моменты Му = Сх (ф4 ф2); М у = С2 (ф3 ф4) также являются линейными функциями угла закручивания полумуфт.

Предполагаем, что демпфирующие моменты Мд и Мд приложены к каждой из масс и являются линейными функ­ циями относительных угловых скоростей масс, сопряжен­ ных упругими звеньями, т. е.

Мд = Мд = Ф К — со2) = Ф (со2— со3) = ф (соот„).

Момент Мс сопротивления движению массы 4 можно задать, пользуясь классификацией В. К. Попова [28], учи­ тывая, что он может быть активным, однозначным посто­ яннодействующим в пределах рабочего цикла (например в грузоподъемных машинах); реактивным, возникающим только при перемещении рабочего органа в определенном направлении (например в металлорежущих станках); кон­ сервативным знакопеременным, возникающим при пере­ мещении рабочего органа в любом направлении (напри­ мер при фрикционном торможении транспортных машин).

105

Предположим, что в рассматриваемой машине Мс— момент реактивный и является линейной функцией угловой ско­

рости, т. е. Мс = Ф (со4).

Крутящий момент Мм, вызывающий перегрузку машины,

может быть задан аналогично моменту Мс. При заклинива­ нии рабочего органа момент Мм может возрастать за весьма короткий промежуток времени. Принимаем, что Мм — мо­ мент консервативный и является функцией времени Мм = = Ф (t). Величина крутящего момента, передаваемого пре­ дохранительной фрикционной муфтой, как уже ранее ука­ зывалось, зависит от многих факторов. Рассматривая дан­

ный пример, предполагаем, что

крутящий

момент

зави­

сит от относительной угловой

скорости

полумуфт

[211,

т. е. М = Ф (со2 — (о3).

 

 

 

 

 

Динамический процесс, протекающий в машине после

приложения крутящего момента

Мм

можно

разделить на

два этапа: когда момент Мм приложен, но

предохранитель­

ная муфта еще не сработала, т.

е. со2 =

со3

= со23;

когда

муфта сработала, т. е.

(о2 ф ©3.

 

 

 

 

 

На первом этапе движение системы с постоянными приве­

денными моментами инерции описывается

дифференциаль­

ными уравнениями

 

 

 

 

 

 

h 4 г =

Мдв- М е-

(Му + Мд);

(165)

(/. + / з ) ^

= (Му + Мд) -

(Му +

МД

(166)

/* ■

=

у + МА ~ К

~ М с’’

(167)

на втором этапе

— дифференциальными уравнениями

 

 

= Мдв - Мс -

(Му + Мд);

(168)

 

4 ^ г ( М у + М д )-М ;

 

 

(169)

106


/ 3 ^ = М - ( М ; + Л < ) ;

(170)

+

(171)

Установим границу между этапами.

Первый этап заканчивается в момент, после которого

 

d(02 ^

dw3

(172)

 

dt '

dt ■

 

 

Определив

из уравнения (169) и

из уравнения (170)

и подставив их в неравенство (172), после преобразования получим условие, при выполнении которого муфта сработает:

/Му + /Ид + JdL(M'y-t + A j . (173)

Решим дифференциальные уравнения графически. Для этого запишем уравнения (165), (166) и (167) в виде конеч­ ных разностей

Дад

At

(174)

МД - ( М У + МД) - М 0 ~ X

 

Дш,.

At

(175)

(М у + М д ) - ( М у + Мд)

V i + r з) ’

 

________ Дш4

At

(176)

(М у + М д) — мс — М м

 

 

 

При срабатывании муфты вместо уравнения (175) записываем уравнения

Дм 2 (М у + М д - М )

А(о3

М - ( М ; + МД)

At

(177)

X ’

 

At

(178)

 

107