Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
затора от положения статического равновесия до точки отсечки дополнительного объема.
Текущее значение давления газа на участке 1—2
Р*0-2У |
Г |
|
|
|
(4.2) |
||
?а1 [&1— |
(w —l) |
|
|
||||
|
|
|
|||||
Подставляя в (4.2) значение /Ы из (4.1), получаемл |
|||||||
___ г |
|
66, |
|
пт |
(4.3) |
||
Рй{1-2) — Ряо[ (6—0 (6 ,+ / —w) J • |
|||||||
|
|||||||
Усилие амортизатора на участке 1—2 |
|
|
|
||||
Р (1—2)z== |
(Ptiy—2) |
Ръ) == |
|
|
|
||
= S { 1 Рас |
|
66, |
т |
|
) |
(4.4) |
|
(6 — 0 (6, + |
I —«о |
— |
|
||||
Соответственно для |
участка 3—4 будем |
иметь |
|
||||
|
|
|
66, |
|
Т — /7В|. (4.5) |
||
Р (3-4) ~ 5 { |
Рао" ( 6 + / ) ( 6 , - 1 + W ) |
||||||
Усилие амортизатора на участке 0—1 |
|
|
|
||||
Р (о-п — 5 Р*о ( h_т ^ Ръ |
|
(4.6) |
|||||
Усилие амортизатора на -участке 0—3 |
|
|
|
||||
Р (0-3) |
5 [ Рао 6 + |
W |
|
|
(4.7) |
||
|
|
|
Жесткость для каждого участка получается дифферен цированием соответствующих выражений для усилий. Жесткость на участке 1—2 •'
_ |
6 / |
6 |
\т { |
6, |
у +1 |
(4.8) |
||
С(/-2) с0 |
|
\ b — I J |
^ 6, + / — w ) |
|||||
|
|
|||||||
Жесткость и»участке 3—4 |
|
|
|
|
||||
■ |
6 |
/ |
6 |
у |
/ |
6, |
у +| |
(4.9) |
— С° 6, |
^6+ |
|
^ 6 , — / + ш J ' |
|||||
|
|
|||||||
Жесткость на участке 0—1 |
|
|
|
|
||||
|
V -/) |
|
( |
6 |
\ т+1 |
|
(4.10) |
|
|
|
C°\b — w) |
|
|
60
Жесткость на участке 0—3
С[0-3) — со |
(4.11) |
Жесткость в положении статического равновесия c0=pno\Slb. (4.12)
Для точек 1 и 3, в которых имеет место перегиб упругой характеристики, жесткость изменяется скачком, т. е. одному и тому же прогибу соответствуют два значения жесткости. Фактически упругая характеристика в точках отсечки дополнительного объема сглаживается за счет дросселирования газа, что обеспечивает плавное проте кание кривых жесткости.
4.2.Определение коэффициента нелинейности упругой характеристики двухобъемного амортизатора
Полученные в предыдущем параграфе точные зави симости для определения упругой реакции амортизатора мало пригодны для решения дифференциального урав нения движения объекта, установленного на двухобъем ные амортизаторы. Необходимо аппроксимировать ре альные кривые, заменив их удобными для решения при ближенными кривыми. Для этого воспользуемся методом определения коэффициента нелинейности, ранее приме ненным в гл. 2 [14].
Определяем значение усилия амортизатора для точ ки 2 по точной формуле
где w2 — максимальный ход сжатия амортизатора. Упру гая динамическая реакция амортизатора в точке 2: Qz=Pz—Рот. По аналогии с формулой (2.23) можно за писать
Qo — с0 |
-}- 8а/|), |
где б — коэффициент нелинейности, имеющей размер ность ранее полученного в гл. 2 коэффициента ц(м-2). Обозначение 6 принято для того, чтобы отличить реше ния уравнения движения для малых (w ^ l) и больших
61
(w >t) амплитуд колебаний. Таким образом, коэффи циент нелинейности
Нагрузка на амортизатор теперь может быть прибли женно определена из выражения
Р пр = Pc.T + Со (w + S w 3) . |
(4.13) |
Аппроксимированная кривая Р пр, вычисленная для ста тической нагрузки РСт=150 Я по формуле (4.13), также нанесена на графике рис. 4.2.
Из формулы (4.13) легко может быть получена при ближенная формула для определения жесткости:
спр= d P n p /d w = со( 1 + Збш2) . |
(4.14) |
При вибрационной нагрузке во_всех случаях, когда
частота вынуждающей силы в V 2 раз и более превы шает собственную частоту малых колебаний, амплитуда вынужденных колебаний объекта будет меньше или рав на сравнительно небольшой (< 2 мм) амплитуде пере мещения основания. Значит, отключение (отсечка) до полнительного объема п увеличение жесткости при та ких воздействиях происходить не будет. Второй объем будет отключаться лишь в случаях, когда круговая ча
стота вынуждающей силы Q ниже V 2соо, т. е. находится
взоне резонанса пли в непосредственной близости от него.
Всвязи с этим интервал работы двух объемов может быть весьма небольшим, примерно около 1/4 части всего свободного хода. В этом случае при достаточно большом объеме дополнительной емкости нелинейность упругой характеристики в средней зоне будет столь незначитель ной, что для расчета эффективности внброзащиты и определения параметров движения можно успешно ис пользовать линейную теорию. Разумеется, при резонансе
всилу большей, чем у однообъемного амортизатора, нелинейности (бЗ>ц) линейная теория колебаний совер шенно неприемлема.
Вкачестве примера в табл. 4.1 приведены значения
нагрузок |
на |
двухобъемный |
амортизатор, вычисленные |
||
по формулам |
(4.4) — (4.7) |
и |
(4.13) |
для трех статических |
|
нагрузок |
Рст |
(150; 900 и |
1500 Я ). |
Из данных таблицы |
62
|
|
|
|
Значения упругой силы, |
Н |
|
|
Т а б л и ц а 4.1 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Параметр |
Я , Н |
р , МПа |
|
|
|
Амплитуда перемещения w, см |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
СТ |
1ао |
—2,0 |
—1,5 |
—1,0 |
—0,6 |
0 |
0,6 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
|
|
|
|
|||||||||
р |
150 |
0,1 5 |
30 |
60 |
90 |
132 |
150 |
186 |
231 |
300 |
381 |
ЛгР |
|
|
— 81 |
33 |
100 |
135 |
150 |
175 |
200 |
267 |
381 |
д Р |
|
|
111 |
27 |
— 4 |
— 3 |
0 |
11 |
31 |
33 |
0 |
р |
|
|
575 |
660 |
750 |
850 |
900 |
990 |
1100 |
1300 |
1520 |
Л ,р |
900 |
0,40 |
280 |
490 |
765 |
840 |
900 |
960 |
1035 |
1210 |
1520 |
йр |
|
|
295 |
170 |
— 15 |
10 |
0 |
30 |
65 |
90 |
0 |
р |
|
|
1010 |
1140 |
1280 |
1430 |
1500 |
1650 |
1820 |
2095 |
2430 |
■Рпр |
1500 |
0,60 |
530 |
1030 |
1300 |
1410 |
1500 |
1590 |
1700 |
1970 |
2430 |
ДР |
|
|
480 |
ПО |
— 20 |
20 |
0 |
60 |
120 |
120 |
0 |
Пр и м е ч а н и я : 1. Эффективная площадь 5 = 30 см’. 2. Ход отссчкн / = 0,6 см. 3. Коэффициент нелинейности 5 = 7900 м
следует, что разница (ДР) между точными (Р) и при ближенными (Л,р) значениями упругой силы при сред них амплитудах (± 1 см) колебаний пневматического амортизатора с двумя объемами не превышает 15%. Таким образом, аппроксимированная кривая может быть с успехом использована при решении практических за дач.
Поскольку эффективная площадь 5 двухобъемного амортизатора принята независящей от деформации, зная величины основного и дополнительного объемов 1% и Уд в положении статического равновесия, легко опреде лить значения приведенных высот столбов сжатого газа b и Ьи
Приведенная высота столба сжатого газа в положе нии статического равновесия
Ь = ( У 0+ Уд)/5.
Приведенная высота столба сжатого газа в положении отсечки дополнительного объема Ь1=У5-1—t. На прак тике удобнее по принятым значениям b, Ьь 5 и t, ко торые являются функциями характеристик амортизато ра, определять величины объемов [11].
Данные табл. 4.1 вычислены для значений |
6t=6 - 10—2 м и |
6|= |
|||
= 21 • 10-2 м. |
|
|
|
|
м3. |
При этом Vo= (6| + /’|S = 200-10_0 м3, Кл= * 5 —Vn= 430-10-° |
|||||
Коэффициент |
нелинейности |
при |
жесткости |
Со=2800 Н/м (РСт= |
|
= 150 Н) |
381 — 150 |
N |
1 |
„„„ |
|
( |
|
||||
5 = (2 800-2-10-2 |
1J |
4-10-* |
7900 м~ |
|
|
и при жесткости с0= 1 1200 Н/м (Яст = 1500 Н) |
|
|
|||
/ 2 430 — 1 500 |
\ |
1 |
|
|
|
8 — |
И 200-2-10“ 2 |
' J |
4-10* 7900 м~"’ |
|
что и следовало ожидать, так как нелинейность — функция геомет рических размеров амортизатора и характера протекающего про цесса деформации газа (политропы).
4.3.Частота собственных колебаний и эффективность виброзащиты двухобъемного амортизатора
Как уже было сказано, в пределах хода амортизато ра w ^ t можно не учитывать нелинейность (ц). В этих пределах можно считать частоту не зависящей от ам плитуды колебаний, т. е. со = соо = const.
Поскольку для расчета двухобъемного амортизатора после аппроксимации его упругой характеристики пол-
64