Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Приравнивая нулю постоянную составляющую в ле вой части уравнения (3.31), получаем
№о=и. |
(3.38) |
Выразив в уравнениях (3.36) — (3.38) |
коэффициенты ли |
неаризации Wо, cD и bD через а~, сЛ и mwс помощью урав
нений (3.28) — (3.30), получим систему трех уравнений, из которых можно определить неизвестные моменты.
При анализе качества виброзащитных систем необ ходимо определять вероятностные характеристики сило вой реакции амортизатора. Из линеаризованного урав нения (3.31) находим
•W(w, w) =W o+cDw0 + bi)W0.
Теперь можно определить среднее значение и спектраль
ную плотность |
силовой реакции амортизатора W: |
||||||||
|
|
mw^=W^ = |
0, |
|
|
|
|||
|
|
с |
, |
v |
(c l+ b 2D^ ) S Q(&) |
||||
|
|
|
|
|
(cD-/»«*)* + 6 *0 * ■ |
||||
Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
i |
00 |
|
/ |
w |
1 |
00 |
9 |
9 |
Г с |
Г |
(сд + |
6Ь“ г) 50 (“ ) Л... |
||||||
о |
= - д — |
\ |
S w(ш) аш= |
-к— I |
--------------- -------aw. |
||||
“ |
2л |
J |
|
|
' |
2* |
J |
(CD — |
/77Шг)= + б|йЗг |
Таким образом, при известной спектральной плотности вибрационного воздействия метод статистической линеа ризации позволяет осуществлять оценку качества амор тизационных систем. Для лучшего усвоения метода при ведем решения некоторых примеров [39].
Пример. 1. Пусть спектральная плотность нормального вибра ционного воздействия представляет собой широкополосный процесс, близкий к белому шуму и пропущенный через линейную систему второго порядка '(фильтр):
2y1?°0 |
(3-39) |
SQ(“ ) = —|'7)_ '(0«;+ 'р/в>|* • |
В качестве фильтра может служить упругое основание, например, пол кузова автомобиля. Такой же характер может иметь спектр процесса и в том случае, когда среди источников возмущения имеет ся один доминирующий, создающий вибрацию, близкую к гармони ческой (двигатель самолета, корабля и т. д.). В этих случаях пара метр и приблизительно равен квадрату, преобладающей частоты, а параметр |3 определяет ширину «полосы пропускания» фильтра.
53
Р е ш е и и е. Подставляя '(3.39) в (3.36), |
получаем |
|
|
|||||||
|
|
_1_ |
00 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
Г |
9 ________________________________* 0 |
______________________________ |
|
|||||
|
|
2те |
J |
| г) — w2 + р/со |21Сд — mco2 -f- ftp /со |2‘ |
|
|||||
В ычисляя |
этот интеграл, можно использовать готовые выражения |
|||||||||
[62]. В |
результате |
вычисления |
находим |
|
|
|
|
|||
0 |
, |
|
/нгрт) + bD cD + bD Р {bD + w.p) |
|
|
|||||
|
= |
°Q bD cD [(cD — m-q)- + (bD + |
m$){bD cD + |
bD ■»))]• |
|
|||||
Аналогично получим |
|
|
|
|
|
|||||
, |
, |
lcD (bD c D + m 2pT)) + |
bD (bD+ |
mp)(6D TJ+ ?cD )] |
(3.40) |
|||||
~ aQ |
bD [(cD - т ч )*+ |
(bD + mMcD+ bDt))] |
|
|||||||
|
|
|||||||||
|
2 |
_ 2 |
_______________ T|(ftp +wP)_____________ |
(3.41) |
||||||
° bi |
Q |
ftp [(Cp — mi])2 + (ftp + |
m$)(cD P + ftp |
t))] |
||||||
|
Коэффициент динамичности К равен отношению среднеквадратичного значения силовой реакции амортизатора к среднеквадратичному зна чению силового вибрационного воздействия, т. е.
|
CD (bD cd + m‘ h ) + |
bD (ftp |
+ «P )(ftp |
4 + PCp ) |
|
= |
bD [(Cp — mi\Y + |
(ftp + |
/иР)(Сд P + |
ftp tj) ] |
• |
В тех случаях, когда «полоса пропускания» (3 и коэффициент сопро тивления 6d невелики, а параметр т| является переменным, макси мальное значение К достигается приблизительно при т\— cD/m. При этом
К 2 — К2, = l + |
fp т ‘ftp (6д + Pm), |
(3.43) |
= (S“ * )2 ~ |
bD cD (ftp +mp)' |
(3,44) |
Пример. 2. Рассмотрим воздействие вибрации вида (3.39) на амортизаторы с линейным трением и упругими упорами. Такие си-, стемы часто встречаются в пневматических подвесках с регулируе
мыми параметрами. |
|
и упругая характеристика симметрич |
|||
Предположим, что mQ= 0 |
|||||
на. В таком случае /«,„=0, №о=0. |
Для |
симметричного |
|||
Совершенно очевидно, |
что |
fti> = &= consl:. |
|||
амортизатора с упругими упорами имеем |
|
|
|||
I |
cw |
|
при |
| w | < |
d, |
W у ( w ) |
|
|
|
|
(3-45) |
\ |
х2сш>— (х2 — I) cd sign w при | a i | > d , |
||||
где d — ход амортизатора |
до |
упора; с — жесткость |
амортизатора; |
||
с' — жесткость упругого упора; х=1(с'—с)/с. |
|
|
|||
Подставляя |
(3.45) в |
(3.32), после Интегрирования получаем |
|||
|
|
|
|
|
(3.46) |
54
Ф (to) ■•= exp (— w2/2)ldw
— функция Лапласа.
Теперь по формуле '(3.44) находим
р-
(°ш*)2 = 1 + х[1 — 2Ф (rf/am.)J ’
где р. = <Jq m/b (b + /и?) с.
Определив |
а ю* из |
этого |
уравнения и |
подставив его в (3.46), |
|
найдем величину cD, а |
затем |
из |
уравнения |
(3.43)— значение |
|
|
|
cm |
( |
1— 2Ф |
|
К 2 |
I + Ь(Ь + т$у- \ |
На рнс. 3.6 построены зависимости аш, / J/V от безразмерного пара
метра d /V р-. а на рис. |
3.7 — зависимость К * от этого параметра. |
При этом принято, что Р = |
b/m — 0 ,2 V с /т . |
Из графиков видно, что при большом зазоре даже жесткие упоры практически не влияют на вероятностные характеристики вынужден ных колебаний амортизированного объекта.
Рнс. 3.6. Зависимость ош/Кр-= у (rf/yV).
Рис. 3.7. Зависимость kn — k { d / V р-).
Если при конструировании амортизаторов с сухим трением вы
полнить условие [39] r f > 3 то вероятностные характеристики, по существу, не будут зависеть от жесткости упоров. График на рис. 3.7 показывает, что увеличение зазора приводит к уменьшению величины т. е. улучшает виброзащитные свойства амортизаторов в «резонансном» режиме несмотря на то, что среднеквадратичное значение деформации при этом увеличивается.
55
Пример 3. Рассмотрим амортизационную систему с линейной упругой силой и сухим трением. В этом случае C D = c=const.
По формуле '(3.33) находим
bD = 9 / ai = /2 /п Я /с ^ ,
где Я — сила сухого трения.
Подставляя (3.47) в (3.41), получаем уравнение
? = __________ +
n[<s\J{c — m )~ + (4 + |
+ '74)1 |
(3.47)
(3.48)
Здесь q — коэффициент, величина 'которого зависит только от от ношений центральных моментов четного порядка к соответствующей
степени а. [39], т. |
е. |
q = |
У 2/ъ Н . |
|
|
|
W |
|
|
|
|
|
|
Уравнение (3.48) |
легко сводится |
к |
квадратному |
относительно |
||
|
|
|
/ |
2_ 2 |
|
|
а2, [(с — mi))2 + тр=] + о . ( -— —— p/MV) + q$C ) + |
||||||
w |
|
|
w \ |
|
I/ |
J |
|
|
+ |
(<72 — ° q) 4 = |
0. |
|
|
Смысл имеет только положительный корень, поэтому |
|
|||||
|
|
(°q — Q") Pw4 — д-?с |
|
|||
“ш- |
2q \{с — т-ц)г + |
ст§2\ |
|
|||
V[(a20—Чг) Р™4 + |
42Рс]2 + 4<7г4 (oq — q2)(c — mi\Y |
|||||
+ |
|
2q [(с — niff)2+ |
cm§-\ |
(3.49) |
||
|
|
|
Положительные значениясуществуют при aQ>q .
Интересно отметить, что при резонансе, когда с = т т], средне квадратичное значение остается . конечным по величине; в этом за ключается одно из отличий рассматриваемой задачи от случая гар монического вибрационного воздействия.
Подставляя c=mr) в (3.49), получаем
(о. )* = |
— g2 |
|
|
|
|
|
|
bn» : |
■ r |
■ m$. |
(3.50) |
|
|
|
|
С учетом соотношений (3.50) |
|
|
|
о2 — q- |
|
|
|
К - )2 = Ц ц Ч Г |
(oQ“ |
<?2) + |
|
К2 = \+ bD (bD + OTP) |
1+ |
? |
г , |
56
В тех случаях, когда квадрат доминирующей частоты вибрацион ного воздействия г] достаточно велик и m ri>c, пренебрегая малыми членами в '(3.49), находим
aw ^ V °Q_ q4m ^
Значит,
6d = <7 У ч \т / \/~ °q — q~ ■ |
(3.51) |
Подставляя (3.50) в (3.40) и переходя к пределу д— »-оо, имеем
П т о^ = q2 ■— 2 //г/п.
1]-»00
Это означает, что если спектр вибрации лежит в высокочастотной области, то среднеквадратичное значение реакции амортизатора в
yjc/2 раз меньше силы сухого трения, т. е. |
V 2/п Н . |
Поскольку численные расчеты амортизационных си стем при случайных воздействиях весьма трудоемки и громоздки, в настоящем параграфе мы ограничились кратким изложением теории таких расчетов.
При выполнении конкретных численных расчетов можно воспользоваться литературой [39, 42, 48, 54, 62, 70, 71].
4. Способы уменьшения и регулирования частоты собственных колебаний
4.1. Упругие характеристики и жесткости двухобъемного пневматического амортизатора
Ранее мы установили, что пневматические амортиза торы имеют наиболее низкие частоты собственных коле баний. Если габариты пневматического амортизатора не превышают габаритов обычных приборных амортизато ров, а их ход и энергоемкость соизмеримы, то собствен ная" частота пневматического амортизатора, как показы вают численные расчеты, находится в интервале 3 ...
... 5 Гц. В этом же интервале лежат частоты вибраци онных нагрузок, возбуждаемых различными носителями РЭА [33—36, 51, 65, 72]. Чтобы амортизатор работал практически только в зарезонансной зоне, частота его собственных колебаний должна быть ниже 2 Гц. При этом работоспособность амортизатора должна сохранять ся в широком диапазоне статических нагрузок.
На рис. 4.1 изображена шкала частот наиболее ве роятных вибрационных воздействий и зоны резонанса приборных амортизаторов. Из рисунка видно, что часто ты собственных колебаний современных приборных амор тизаторов (6 . . . 35 Гц) совпадают с частотами интен
сивных вибрационных воздействий (5 ...800 Гц). Очевидно, что частота собственных колебаний интересующего нас амор тизатора должна лежать по крайней мере в интер вале 1 ... 3 Гц.
Уменьшение жесткости упругой характеристики амортизатора для пони жения его собственной частоты при использова нии ранее описанных упругих пневматических элементов неизбежно при ведет к уменьшению
энергоемкости или увеличению хода.
Амортизатор с низкой собственной частотой при огра ниченной амплитуде должен иметь небольшую жесткость хотя бы в зоне статического равновесия. Для сохранения некоторой оптимальной энергоемкости, необходимой для эффективной работоспособности при ударных нагрузках, жесткость амортизатора должна быть большой в зоне ограничителей хода. При этом амортизатор должен иметь небольшие габариты и ход.
В автомобильных пиевмоподвесках, имеющих боль шой ход (150—200 мм), для получения необходимого закона изменения упругой характеристики, применяют упругие элементы с переменной рабочей площадью [52, 64].
Величина хода современных приборных амортизато ров не превышает 40 мм. Такой же ход имеют и пнев матические амортизаторы [9]. Ограниченный ход амор тизаторов не позволяет эффективно варьировать его рабочей площадью. Обычно рабочая площадь пневмати ческих амортизаторов принимается постоянной, незави сящей от деформации [11].
Однако необходимей закон протекания упругой яа-
53
рактёристнки пневматического амортизатора с постоян ной рабочей площадью (S = const) можно получить, если в состав упругого элемента включить две емкости сжа того газа, одна из которых работает при любых дефор мациях и называется основной, а другая — лишь при небольших деформациях (в зоне статического равнове сия) и называется дополнительной.
Впредь амортизатор с двумя рабочими объемами сжатого газа будем называть двухобъемным пневмати ческим амортизатором.
Для снижения жесткости в средней зоне и увеличе ния энергоемкости включение дополнительной емкости
сжатого газа должна вклю- |
|
|
|
|
|
|
- |
|||||||
чаться |
в |
работу |
автомата- |
|
|
|
|
Рц |
|
|||||
чески |
на |
границах |
среднего |
|
|
|
|
|
|
|
||||
участка хода. Для иллюст |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
рации |
|
вышеизложенного |
|
|
|
|
300- |
|
||||||
в |
качестве |
|
примера |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|||
рис. 4.2 приведена упругая |
|
|
|
|
200- |
|
||||||||
характеристика |
|
двухобъ |
|
|
3, |
|
|
|
|
|||||
емного |
пневматического |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
100- |
|
||||||||
амортизатора |
|
для |
статиче |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ской |
нагрузки |
Я = 150 |
Н. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Абсолютное |
|
давление |
в |
~2 |
-1,5-1-0,6 |
о |
о,в 1 |
1,5ш,си |
||||||
амортизаторе |
|
рао = 1,5 X |
‘ |
|
, 0 |
v |
|
|
|
|||||
У1П 5 Н / м 2 = 1 5 П |
кН /м2 = |
Рис- 4-2- Упругая характери- |
||||||||||||
X |
Ш |
л /М |
10U |
К П /М |
|
стнка |
двухобъемного |
пневма- |
||||||
= 0,15 |
МПа, |
|
эффективная |
|
тического |
амортизатора. |
||||||||
площадь 5 = 30-10-4 м2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Не вызывает сомнений, что в средней зоне упругой |
|||||||||||||
характеристики |
(1—3 на рис. 4.2), |
когда работают одно |
||||||||||||
временно |
оба |
объема сжатого |
газа, |
для |
определения |
жесткости, собственной частоты малых колебаний, ди намического усилия, перемещения, скорости и периода движения остаются справедливыми зависимости, полу ченные в гл. 1 и 2. При переходе за точку 1 в сторону сжатия дополнительная емкость отключается и приве денная высота столба сжатого газа уменьшится, т. е. bi<b [9]. Аналогичным образом, при переходе за точку 3 в сторону расширения, также отключается дополни тельная емкость. Давление газа в точке 1
pM= Pao('b/b—l) \ |
(4.1) |
где Дао — абсолютное начальное давление газа в упругом элементе; Ь — приведенная высота столба сжатого газа ' в положении статического равновесия; I — ход аморти-
59