Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приравнивая нулю постоянную составляющую в ле­ вой части уравнения (3.31), получаем

№о=и.

(3.38)

Выразив в уравнениях (3.36) — (3.38)

коэффициенты ли­

неаризации Wо, cD и bD через а~, сЛ и mwс помощью урав­

нений (3.28) — (3.30), получим систему трех уравнений, из которых можно определить неизвестные моменты.

При анализе качества виброзащитных систем необ­ ходимо определять вероятностные характеристики сило­ вой реакции амортизатора. Из линеаризованного урав­ нения (3.31) находим

•W(w, w) =W o+cDw0 + bi)W0.

Теперь можно определить среднее значение и спектраль­

ную плотность

силовой реакции амортизатора W:

 

 

mw^=W^ =

0,

 

 

 

 

 

с

,

v

(c l+ b 2D^ ) S Q(&)

 

 

 

 

 

(cD-/»«*)* + 6 *0 * ■

Следовательно,

 

 

 

 

 

 

 

2

i

00

 

/

w

1

00

9

9

Г с

Г

(сд +

6Ь“ г) 50 (“ ) Л...

о

= - д —

\

S w(ш) аш=

-к— I

--------------- -------aw.

J

 

 

'

2*

J

(CD —

/77Шг)= + б|йЗг

Таким образом, при известной спектральной плотности вибрационного воздействия метод статистической линеа­ ризации позволяет осуществлять оценку качества амор­ тизационных систем. Для лучшего усвоения метода при­ ведем решения некоторых примеров [39].

Пример. 1. Пусть спектральная плотность нормального вибра­ ционного воздействия представляет собой широкополосный процесс, близкий к белому шуму и пропущенный через линейную систему второго порядка '(фильтр):

2y1?°0

(3-39)

SQ(“ ) = —|'7)_ '(0«;+ 'р/в>|* •

В качестве фильтра может служить упругое основание, например, пол кузова автомобиля. Такой же характер может иметь спектр процесса и в том случае, когда среди источников возмущения имеет­ ся один доминирующий, создающий вибрацию, близкую к гармони­ ческой (двигатель самолета, корабля и т. д.). В этих случаях пара­ метр и приблизительно равен квадрату, преобладающей частоты, а параметр |3 определяет ширину «полосы пропускания» фильтра.

53


Р е ш е и и е. Подставляя '(3.39) в (3.36),

получаем

 

 

 

 

_1_

00

 

 

 

 

 

 

9

 

Г

9 ________________________________* 0

______________________________

 

 

 

2те

J

| г) — w2 + р/со |21Сд — mco2 -f- ftp /со |2‘

 

В ычисляя

этот интеграл, можно использовать готовые выражения

[62]. В

результате

вычисления

находим

 

 

 

 

0

,

 

/нгрт) + bD cD + bD Р {bD + w.p)

 

 

 

=

°Q bD cD [(cD — m-q)- + (bD +

m$){bD cD +

bD ■»))]•

 

Аналогично получим

 

 

 

 

 

,

,

lcD (bD c D + m 2pT)) +

bD (bD+

mp)(6D TJ+ ?cD )]

(3.40)

~ aQ

bD [(cD - т ч )*+

(bD + mMcD+ bDt))]

 

 

 

 

2

_ 2

_______________ T|(ftp +wP)_____________

(3.41)

° bi

Q

ftp [(Cp — mi])2 + (ftp +

m$)(cD P + ftp

t))]

 

Коэффициент динамичности К равен отношению среднеквадратичного значения силовой реакции амортизатора к среднеквадратичному зна­ чению силового вибрационного воздействия, т. е.

 

CD (bD cd + m‘ h ) +

bD (ftp

+ «P )(ftp

4 + PCp )

 

=

bD [(Cp — mi\Y +

(ftp +

/иР)(Сд P +

ftp tj) ]

В тех случаях, когда «полоса пропускания» (3 и коэффициент сопро­ тивления 6d невелики, а параметр т| является переменным, макси­ мальное значение К достигается приблизительно при т\— cD/m. При этом

К 2 — К2, = l +

fp т ‘ftp (6д + Pm),

(3.43)

= (S“ * )2 ~

bD cD (ftp +mp)'

(3,44)

Пример. 2. Рассмотрим воздействие вибрации вида (3.39) на амортизаторы с линейным трением и упругими упорами. Такие си-, стемы часто встречаются в пневматических подвесках с регулируе­

мыми параметрами.

 

и упругая характеристика симметрич­

Предположим, что mQ= 0

на. В таком случае /«,„=0, №о=0.

Для

симметричного

Совершенно очевидно,

что

fti> = &= consl:.

амортизатора с упругими упорами имеем

 

 

I

cw

 

при

| w | <

d,

W у ( w )

 

 

 

 

(3-45)

\

х2сш>— (х2 — I) cd sign w при | a i | > d ,

где d — ход амортизатора

до

упора; с — жесткость

амортизатора;

с' — жесткость упругого упора; х=1(с'с)/с.

 

 

Подставляя

(3.45) в

(3.32), после Интегрирования получаем

 

 

 

 

 

(3.46)

54


Ф (to) ■•= exp (— w2/2)ldw

— функция Лапласа.

Теперь по формуле '(3.44) находим

р-

(°ш*)2 = 1 + х[1 — 2Ф (rf/am.)J ’

где р. = <Jq m/b (b + /и?) с.

Определив

а ю* из

этого

уравнения и

подставив его в (3.46),

найдем величину cD, а

затем

из

уравнения

(3.43)— значение

 

 

cm

(

1— 2Ф

К 2

I + Ь(Ь + т$у- \

На рнс. 3.6 построены зависимости аш, / J/V от безразмерного пара­

метра d /V р-. а на рис.

3.7 — зависимость К * от этого параметра.

При этом принято, что Р =

b/m — 0 ,2 V с /т .

Из графиков видно, что при большом зазоре даже жесткие упоры практически не влияют на вероятностные характеристики вынужден­ ных колебаний амортизированного объекта.

Рнс. 3.6. Зависимость ош/Кр-= у (rf/yV).

Рис. 3.7. Зависимость kn — k { d / V р-).

Если при конструировании амортизаторов с сухим трением вы­

полнить условие [39] r f > 3 то вероятностные характеристики, по существу, не будут зависеть от жесткости упоров. График на рис. 3.7 показывает, что увеличение зазора приводит к уменьшению величины т. е. улучшает виброзащитные свойства амортизаторов в «резонансном» режиме несмотря на то, что среднеквадратичное значение деформации при этом увеличивается.

55

Пример 3. Рассмотрим амортизационную систему с линейной упругой силой и сухим трением. В этом случае C D = c=const.

По формуле '(3.33) находим

bD = 9 / ai = /2 /п Я /с ^ ,

где Я — сила сухого трения.

Подставляя (3.47) в (3.41), получаем уравнение

? = __________ +

n[<s\J{c — m )~ + (4 +

+ '74)1

(3.47)

(3.48)

Здесь q — коэффициент, величина 'которого зависит только от от­ ношений центральных моментов четного порядка к соответствующей

степени а. [39], т.

е.

q =

У 2/ъ Н .

 

 

 

W

 

 

 

 

 

 

Уравнение (3.48)

легко сводится

к

квадратному

относительно

 

 

 

/

2_ 2

 

а2, [(с — mi))2 + тр=] + о . ( -— —— p/MV) + q$C ) +

w

 

 

w \

 

I/

J

 

 

+

(<72 — ° q) 4 =

0.

 

Смысл имеет только положительный корень, поэтому

 

 

 

q Q") Pw4 — д-?с

 

“ш-

2q \{с — т-ц)г +

ст§2\

 

V[(a20—Чг) Р™4 +

42Рс]2 + 4<7г4 (oq q2)(c mi\Y

+

 

2q [(с — niff)2+

cm§-\

(3.49)

 

 

 

Положительные значениясуществуют при aQ>q .

Интересно отметить, что при резонансе, когда с = т т], средне­ квадратичное значение остается . конечным по величине; в этом за­ ключается одно из отличий рассматриваемой задачи от случая гар­ монического вибрационного воздействия.

Подставляя c=mr) в (3.49), получаем

(о. )* =

— g2

 

 

 

 

bn» :

■ r

■ m$.

(3.50)

 

 

 

С учетом соотношений (3.50)

 

 

 

о2 — q-

 

 

 

К - )2 = Ц ц Ч Г

(oQ“

<?2) +

 

К2 = \+ bD (bD + OTP)

1+

?

г ,

56


В тех случаях, когда квадрат доминирующей частоты вибрацион­ ного воздействия г] достаточно велик и m ri>c, пренебрегая малыми членами в '(3.49), находим

aw ^ V °Q_ q4m ^

Значит,

6d = <7 У ч \т / \/~ °q q~ ■

(3.51)

Подставляя (3.50) в (3.40) и переходя к пределу д— »-оо, имеем

П т о^ = q2 ■— 2 //г/п.

1]-»00

Это означает, что если спектр вибрации лежит в высокочастотной области, то среднеквадратичное значение реакции амортизатора в

yjc/2 раз меньше силы сухого трения, т. е.

V 2/п Н .

Поскольку численные расчеты амортизационных си­ стем при случайных воздействиях весьма трудоемки и громоздки, в настоящем параграфе мы ограничились кратким изложением теории таких расчетов.

При выполнении конкретных численных расчетов можно воспользоваться литературой [39, 42, 48, 54, 62, 70, 71].

4. Способы уменьшения и регулирования частоты собственных колебаний

4.1. Упругие характеристики и жесткости двухобъемного пневматического амортизатора

Ранее мы установили, что пневматические амортиза­ торы имеют наиболее низкие частоты собственных коле­ баний. Если габариты пневматического амортизатора не превышают габаритов обычных приборных амортизато­ ров, а их ход и энергоемкость соизмеримы, то собствен­ ная" частота пневматического амортизатора, как показы­ вают численные расчеты, находится в интервале 3 ...

... 5 Гц. В этом же интервале лежат частоты вибраци­ онных нагрузок, возбуждаемых различными носителями РЭА [33—36, 51, 65, 72]. Чтобы амортизатор работал практически только в зарезонансной зоне, частота его собственных колебаний должна быть ниже 2 Гц. При этом работоспособность амортизатора должна сохранять­ ся в широком диапазоне статических нагрузок.

П Полоса ч а сто т вибровоздейс тв и й
Собстбенные частоты сущ ест­ вующих ам ор тизаторов
Собственные ча с то ты пневма­ тических ам ортизаторов
Рис. 4.1. Шкала частот наиболее вероятных вибрационных воздей­ ствий и зоны резонанса амортиза­ торов.

На рис. 4.1 изображена шкала частот наиболее ве­ роятных вибрационных воздействий и зоны резонанса приборных амортизаторов. Из рисунка видно, что часто­ ты собственных колебаний современных приборных амор­ тизаторов (6 . . . 35 Гц) совпадают с частотами интен­

сивных вибрационных воздействий (5 ...800 Гц). Очевидно, что частота собственных колебаний интересующего нас амор­ тизатора должна лежать по крайней мере в интер­ вале 1 ... 3 Гц.

Уменьшение жесткости упругой характеристики амортизатора для пони­ жения его собственной частоты при использова­ нии ранее описанных упругих пневматических элементов неизбежно при­ ведет к уменьшению

энергоемкости или увеличению хода.

Амортизатор с низкой собственной частотой при огра­ ниченной амплитуде должен иметь небольшую жесткость хотя бы в зоне статического равновесия. Для сохранения некоторой оптимальной энергоемкости, необходимой для эффективной работоспособности при ударных нагрузках, жесткость амортизатора должна быть большой в зоне ограничителей хода. При этом амортизатор должен иметь небольшие габариты и ход.

В автомобильных пиевмоподвесках, имеющих боль­ шой ход (150—200 мм), для получения необходимого закона изменения упругой характеристики, применяют упругие элементы с переменной рабочей площадью [52, 64].

Величина хода современных приборных амортизато­ ров не превышает 40 мм. Такой же ход имеют и пнев­ матические амортизаторы [9]. Ограниченный ход амор­ тизаторов не позволяет эффективно варьировать его рабочей площадью. Обычно рабочая площадь пневмати­ ческих амортизаторов принимается постоянной, незави­ сящей от деформации [11].

Однако необходимей закон протекания упругой яа-

53


рактёристнки пневматического амортизатора с постоян­ ной рабочей площадью (S = const) можно получить, если в состав упругого элемента включить две емкости сжа­ того газа, одна из которых работает при любых дефор­ мациях и называется основной, а другая — лишь при небольших деформациях (в зоне статического равнове­ сия) и называется дополнительной.

Впредь амортизатор с двумя рабочими объемами сжатого газа будем называть двухобъемным пневмати­ ческим амортизатором.

Для снижения жесткости в средней зоне и увеличе­ ния энергоемкости включение дополнительной емкости

сжатого газа должна вклю-

 

 

 

 

 

 

-

чаться

в

работу

автомата-

 

 

 

 

Рц

 

чески

на

границах

среднего

 

 

 

 

 

 

 

участка хода. Для иллюст­

 

 

 

 

 

 

 

рации

 

вышеизложенного

 

 

 

 

300-

 

в

качестве

 

примера

на

 

 

 

 

 

 

 

рис. 4.2 приведена упругая

 

 

 

 

200-

 

характеристика

 

двухобъ­

 

 

3,

 

 

 

 

емного

пневматического

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100-

 

амортизатора

 

для

статиче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ской

нагрузки

Я = 150

Н.

 

 

 

 

 

 

 

Абсолютное

 

давление

в

~2

-1,5-1-0,6

о

о,в 1

1,5ш,си

амортизаторе

 

рао = 1,5 X

 

, 0

v

 

 

 

У1П 5 Н / м 2 = 1 5 П

кН /м2 =

Рис- 4-2- Упругая характери-

X

Ш

л /М

10U

К П /М

 

стнка

двухобъемного

пневма-

= 0,15

МПа,

 

эффективная

 

тического

амортизатора.

площадь 5 = 30-10-4 м2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не вызывает сомнений, что в средней зоне упругой

характеристики

(1—3 на рис. 4.2),

когда работают одно­

временно

оба

объема сжатого

газа,

для

определения

жесткости, собственной частоты малых колебаний, ди­ намического усилия, перемещения, скорости и периода движения остаются справедливыми зависимости, полу­ ченные в гл. 1 и 2. При переходе за точку 1 в сторону сжатия дополнительная емкость отключается и приве­ денная высота столба сжатого газа уменьшится, т. е. bi<b [9]. Аналогичным образом, при переходе за точку 3 в сторону расширения, также отключается дополни­ тельная емкость. Давление газа в точке 1

pM= Pao('b/b—l) \

(4.1)

где Дао — абсолютное начальное давление газа в упругом элементе; Ь — приведенная высота столба сжатого газа ' в положении статического равновесия; I — ход аморти-

59