Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
иостыо подходит методика расчета обычного пневмати ческого амортизатора, изложенная в гл. 2 и 3, в на стоящем параграфе мы ограничимся рассмотрением свободных колебаний без затухания и сравнением эф фективности виброизоляцин двухобъемного и однообъемного амортизаторов, имеющих одинаковую энергоем кость. Из рассмотрения точной и приближенной кривых
упругих характеристик |
на рис. 4.2 следует, что и |
|
в интервале— |
для |
определения нагрузки или |
упругой реакции амортизатора, а следовательно, и ча стоты с большой степенью точности может быть ис пользована аппроксимированная кривая.
Вычислим значение коэффициента нелинейности для однообъемного амортизатора, имеющего энергоемкость, одинаковую с энергоемкостью двухобъемного амортиза тора. Для этого сначала необходимо определить по фор муле (1.13) приведенную высоту столба Ь' сжатого газа такого однообъемного амортизатора.
Логарифмируя выражение (1.13), можно получить
Т lg (^+'’’)1 =^'“5^ '
где Шг— максимальный ход сжатия; Pz— усилие, соот ветствующее ходу Wz.
Последующие вычисления производим для статиче ской нагрузки РСт= 150Н, максимальной упругой силы Я2=381 Н, рабочей площади S = 30-10-4 м2 и максималь ного прогиба Wo=2- 10-2 м. Упомянутые характеристики приняты одинаковыми для однообъемного и двухобъем ного амортизаторов.
При этом Ь'=7,4-10_2 м. Круговая частота малых ко лебаний *
0)о = V PaolgfPnob .
Для двухобъемного амортизатора будем иметь
s j r ' |
ш о — |
■Yp&<>f§lРт V1 fb, |
|
для однообъемного |
|
|
|
|
“ 'о = |
V Рав1§1Pm V W - |
|
Отношение |
круговых |
частот собственных |
колебаний |
|
i = ^ \ j^ " i= Y b f b ', |
(4.15) |
5-547 |
65 |
Из формулы (4.15) следует, что достаточно вычис лить частоту для одного значения приведенной высоты столба сжатого газа при данном давлении н по нему вычислить частоту для любого другого значения приве денной высоты столба сжатого газа. Итак,
шпо |
I.5 .1 0 M ,3-9,81 |
13,5с"1. |
0,5-105■21 • 10-2 |
Из выражения (4.12) жесткость упругой характеристики в положении статического равновесия для двухобъемно го амортизатора с"о= 2790 Н/м.
Соответственно для одпообъемпого амортизатора на ходим
|
|
V |
• 105-1,3-9,81 |
22,7с-1, |
|
|
|
0,5- 105-7,4-10 -2 |
|||
|
|
|
|||
|
- | / |
1,5-105-1,3-30- |
IQ'2 |
8900Н/М. |
|
С ° |
У |
|
7,4-10-5 |
|
|
|
|
|
Теперь молено определить коэффициенты нелинейности.
Для однообъемного амортизатора |
|
р='[381 —150/8900 • 2 • 10~2— 1]1/4 • 10_,J= 750 |
м~2. |
Для двухобъемного амортизатора 6= 700 |
м~2. По |
полученным данным не составляет труда вычислить зна-
|
|
|
чения частот |
в зависимости |
|||
|
|
|
от амплитуды |
колебаний |
|||
|
|
|
или так называемые скелет |
||||
|
|
|
ные кривые (рис. 4.3). |
||||
|
|
|
Для однообъемного амор |
||||
|
|
|
тизатора |
скелетная кривая |
|||
|
|
|
вычисляется |
по |
формуле |
||
0 |
10 13,5 |
2022,7 30 и),с'' |
(2.27), |
а |
для |
двухобъем |
|
Рис. 4.3. Скелетные кривые |
ного— по аналогичной зави |
||||||
симости |
(со")2 = |
(<в"0)2(1 + |
|||||
однообъемного |
и двухобъем |
+ 0,756го2). |
Для |
амплитуды |
|||
ного |
амортизаторов одинако |
||||||
|
вой энергоемкости. |
перемещения |
ау = 2-10_ 2 м |
со"=24,8 с-1, со' = 26,2 с-1.
Очевидно, что нелинейность двухобъемиого амортиза тора значительно превышает нелинейность однообъемно го амортизатора с одинаковой энергоемкостью. Частоты и периоды колебаний вычисляются по известным зави симостям.
66
Для |
одиообъемиого |
амортизатора |
частоты |
f' = 4,2 |
||
и /'о=3,6 |
Гд, периоды |
Г '= 0,24 |
и 7'/0=0,28с. |
|
||
Для |
двухобъемного |
амортизатора |
частоты |
/" = 4 и |
||
/"о = 2,15 |
Гц, периоды Г' = 0,25 и 7’//о=0,47 с. |
|
||||
Из рассмотрения |
кривой, |
соответствующей |
частоте |
ш" на рис. 4.3, можно сделать вывод, что нелинейность упругой липни и, следовательно, существенная зависи мость частоты от амплитуды колебаний начинается пос ле отсечки дополнительного объема (w > l).
Таким образом, амортизатор, составленный из двух объемов сжатого газа, один нз которых отключается при заданной деформации, может иметь при одинаковой энергоемкости с обычным амортизатором в два и более раза меньшую собственную частоту, т. е. он обеспечива ет значительно более эффективную вибронзоляцию ап паратуры.
Пример. При частоте возмущения Я =34,4 с-1 коэффициент динамичности г) и эффективность виброизоляцип Э согласно выра жениям (3.16) и (3.17) составят:
для одиообъемиого амортизатора
11' = [1 —(31,4/22,7)2] - ‘ = 1,1
(происходит усиление колебании); для двухобъемного амортизатора
1|" = ( 1— (31,4/13.5)2]- ' = 0,23 и Э = 77%.
На основании изложенного можно утверждать, что двухобъемный амортизатор имеет бесспорные преиму щества перед однообъемным. Различные комбинации основного и дополнительного объемов позволяют создать амортизатор практически с любыми собственной часто той и энергоемкостью, что особенно важно для конструк ций, работающих при вибрационных и ударных нагруз ках одновременно [11].
При необходимости дополнительный объем сжатого газа может размещаться отдельно от основного и соеди няться с ним трубопроводом. При этом полный ход и габариты двухобъемного амортизатора не будут отли чаться от соответствующих параметров однообъемного амортизатора.
4.4.Регулирование частоты собственных колебаний
В автомобильных пневматических подвесках [69, 60, 64], независимо от величины статической нагрузки, про гиб упругого элемента поддерживается постоянным, что
5* |
67 |
приводит к необходимости регулирования пневМопбДвески.
Регулировка пневматических подвесок требуется так же для пополнения возможных утечек сжатого газа и компенсации изменения температуры и атмосферного давления окружающей среды. При этом различают два способа компенсации статического прогиба упругого эле мента.
По первому способу компенсации давление в рабо чей полости упругого элемента изменяется при постоян ном начальном объеме сжатого газа Ро= const. Такая система называется также компенсированной подвеской с постоянным объемом и переменной массой сжатого газа. По второму способу масса сжатого газа сохраняет ся постоянной, а регулируется объем газа и, следова тельно, его давление. Подвеску с компенсацией по вто рому способу называют компенсированной пневматиче ской подвеской с постоянной массой сжатого газа и переменным объемом.
Цель обоих способов компенсации — поддержать по стоянный статический прогиб упругих элементов и полу чить подвеску, по возможности изохронную во всем интервале изменения статических нагрузок.
Следует заметить, что оба способа компенсации, ис пользуемые в современных автомобильных пневмопод весках, не обеспечивают полной изохронности.
На рис. 4.4 показаны зависимости частот малых собственных колебаний пневматической подвески от ста тической нагрузки. Кривая 1 соответствует первому спо собу компенсации, а кривая 2 — второму. По оси орди нат отложена относительная частота собственных коле баний ///о, где fo— частота собственных колебаний при данной статической нагрузке Ро; f — частота собствен ных колебаний при текущем значении статической на грузки Р.
По оси абсцисс отложена относительная статическая нагрузка Р/Ро-
В отличие от описанных способов компенсации авто мобильной пневматической подвески, основная цель которых — стремление к изохронности, при использова нии пневматических упругих элементов для защиты от механических воздействий РЭА в зависимости от усло вий эксплуатации могут решаться две взаимно противо положные задачи: обеспечение изохронности [64] и ре-
68
ГуЛироваиие частоты собственных колебаний подвески. На рис. 4.5 изображена схема амортизатора с перемен ным объемом сжатого газа, позволяющая при опреде ленных условиях обеспечить решение обеих задач. Амор тизируемый объект 1 установлен на упругом элементе2, полость которого соединена с рабочей полостью допол нительной емкости 3. Рабочий объем емкости может из меняться в зависимости от положения поршня. 4. Упру-
Рис. 4.4. Изменение частот собственных колебаний компенсирован ной пневматической подвески.
Рис. 4.5. Схема амортизатора с переменным объемом сжатого газа.
гий элемент 2 закреплен на основании 5. Штуцер 6 слу жит для заправки системы сжатым газом, находящимся иод давлением, необходимым для поддержания постоян ного статического уровня h.
Рассмотрим, при каком законе изменения рабочего объема сжатого газа обеспечивается полная изохрон ность пневматических упругих элементов.
Для определения закона перемещения поршня 4, обеспечивающего изохронность колебаний элемента 2, необходимо найти текущее значение рабочего объема газа, соответствующего любой заданной нагрузке при условии равенств частот собственных колебаний эле мента 2 при этих нагрузках.
Текущее значение объема сжатого газа Vi, соответ ствующее заданной нагрузке Pi при условии изохрон ности подвески, определяют по предлагаемой ниже фор муле, полученной из условия равенства круговой часто
69