Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Подставляя это выражение в формулу (5.2), получаем
t
W = -J- J |
е“ Л{‘- 0) [(Я2 — /г) sin Я (f — Г) + |
|
о |
|
|
+ |
2hl cos l(t — t')\Q(t')dt'. |
(5.8) |
Качество виброзащитной системы при заданном ударном воздействии оценивается коэффициентом динамичности при ударе Ку, равным отношению максимального зна чения усилия 'W к максимальному значению ударного воздействия Q:
|
|
Ky= \W \ max/IQI ?nax* |
(5*9) |
|||
В линейной |
теории |
исследуются |
системы со |
слабым |
||
демпфированием |
(h ~ 0 ), при |
этом |
формулы |
(5.7) и |
||
(5.8) принимают вид |
Гt |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
W==l ^ |
j’ sin w0(t~t')Q (t')'dt', |
(5.10) |
||||
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
t |
|
|
|
|
W = |
w0 f sin to0 (/ — t')Q(t')dt'. |
(5.11) |
|||
|
|
|
6 |
|
|
|
Для удара прямоугольной формы |
|
|
||||
|
Q (t) = |
Qo — const при t < T , |
|
|||
|
Q(t) = |
0 |
при ty -z. |
|
||
Интегрируя (5.11), получаем |
|
|
|
|||
W = |
Qo (1 — cos w0t) |
|
при t < t , |
|
||
l^ = |
Qo[coso)0(i — x)— cosco^] при ty x . |
(5.12) |
Первое из этих выражений имеет максимум при t = i i — = я/шо. Этот максимум равен 2Q и может быть достиг нут только в случае, если cootУ-п, т. е.
Wma.x = 2Qo-
Если же шоТ<я, то максимальное значение W опреде ляется по формуле (5.2): ,H77nax=2Qosin (соот/2). Это зна чение достигается при
t = t,2,= л/2соо+т/2.
76
2sm(cD0x/2) при х<гс/ш0, |
|
|
2 |
при |
|
Амортизатор уменьшает ударное воздействие, |
если К у< |
|
< 1 . При этом |
юо<я-/Зт. |
(5.13) |
|
Полученный вывод справедлив для ударного воздейст вия любой формы. Определим значения w(x) и w (т) для удара произвольной формы. Дифференцируя выра жение (5.10), находим
|
t |
|
|
®(0 =ЙГ f coscoa{ t - n Q \ t ') d t '. |
(5.14) |
||
|
6 |
|
|
Соответственно, при t—x будем иметь |
|
|
|
|
X |
|
|
® w ■ = ш ; |
f sin шо O' - n Q |
( П d t ' ’ |
(5.15) |
|
0 |
|
|
|
x |
|
|
w (x) = - L |
j* cos Ш0 (x — t') Q(f) dt'. |
(5.16) |
|
|
6 |
|
|
В случае / > x в системе происходят |
свободные |
колеба |
ния, амплитуда которых равна максимальной деформа ции амортизатора и определяется по формуле
Ютах = У ® * Ь) — (4)fa? .
Поскольку при /г= 0 максимальное усилие соответствует максимальной деформации, то
Wmax = с У w2W — w2(х)/оГ .
При |
выполнении условия |
(5.13) |
ядра интегралов |
||
(5.15) и |
(5.16) |
положительны |
при |
всех значениях V. |
|
Поэтому, |
если | Q(t) |шах= Qo, то |
|
|
||
|
по |
г‘ |
- ■ |
hо |
sinayc. |
а>(х)<—^я-(1— costo0x), |
цу(х) |
тщ |
|||
|
тщ |
|
|
Сучетом двух последних неравенств получаем
УШ*(х) + Ш*(х)/ш^ <
<Q0 V (\ cos ш0х)2 -|- sin2 ш0х = 2Q0'sin (ш0х/2).
77
В результате приходим к выводу, что при заданных зна чениях Qo и т величина максимального усилия аморти затора оказывается наибольшей при прямоугольной форме ударного импульса. Отсюда, в частности следует, что при выполнении условия (5.13) Ку<1 при любой форме удара. Учет небольшого демпфирования не вно сит существенных изменений в полученные результаты
[39].
Линейная теория колебаний рекомендует уменьшать жесткость и демпфирование амортизаторов. Опыт проек тирования и эксплуатации реальных виброударозащитных систем доказывает, что эти рекомендации в боль шинстве случаев не приводят к положительным резуль татам. В настоящее время получили широкое распро странение жесткие и сильно демпфированные, а также существенно нелинейные системы. Причиной такого не соответствия является, в первую очередь, ограничен ность геометрических размеров амортизаторов.
Известно [39], что при воздействии ускорения /п = = 150 м/с2 и длительности импульса т=0,05с для полу чения значения /Сл- = 0,3 необходим свободный ход амор тизатора wmnx= 1.15 м. Вместе с тем, эта задача реша ется в рамках нелинейной теории, в частности, при ис пользовании пневматических амортизаторов.
5.2.Удары в нелинейной системе с одной степенью
свободы
Колебания, возникающие в виброзащптиой системе при ударных воздействиях, являются нестационарными, они, вообще говоря, не могут быть описаны с помощью полигармонических (периодических или почти периоди ческих) функций. Все ранее рассмотренные приближен ные методы не м о г у т быть использованы для анализа ударных явлений.
Кратковременность колебаний, возникающих при ударе, позволяет применить другие методы, основанные на непосредственном интегрировании дифференциаль ных уравнений движения [39]. Вместе с тем, при реше нии уравнения движения в общем виде не удается срав нить поведение колебательной системы при различных способах формирования диссипативных сил и определить
78
преимущества того или иного способа. В связи с этим во всех параграфах этой главы приводятся численные сравнительные расчеты пневматического амортизатора с различным демпфированием при одной и той же на грузке.
Для системы с одной степенью свободы движение описывается уравнением (5.3).
Как и в случае линейной теории колебаний, нас будет интересовать решение уравнения (5.3), соответствующее заданным начальным условиям. Обычно предполагается,
.что ударное воздействие прикладывается к системе, на ходящейся в положении статического равновесия, т. е. при пулевых начальных условиях w= 0, го = 0 при if = 0. Поскольку при 1>х вынуждающая сила обращается в нуль, в системе происходят свободные колебания, за тухающие вследствие рассеяния энергии. Практически достаточно определить движение на некотором конечном интервале Т0, в течение которого деформация амортиза тора w может принимать сравнительно большие значе ния. Важно, конечно, определить наибольшее значение реакции амортизатора, определяющее качество виброзащитной системы, ее способность защищать объект от
ударных |
воздействий. Наибольшее значение реакция |
||
W(w, w) |
может принимать |
как во время удара |
( /^ т ) , |
так н после его окончания |
(t> x ). В последнем |
случае |
наибольшими всегда являются первые максимумы, так как при свободных затухающих колебаниях амплитуда реакции уменьшается. Если демпфирование в системе является слабым, то наибольшее значение усилия W(w, iv) приблизительно совпадает с W(w, 0), т. е. вме сто определения наибольшей реакции можно определить наибольшую деформацию амортизатора.
Исследование колебаний, возникающих при ударе, удобно производить методом, основанным на линеари зации нелинейной реакции пневматического амортизато ра. При этом закон движения системы можно принять
в форме, достаточно близкой к |
гармонической функции: |
|
w= a—tfcos/U = a ( l |
—cosXt), |
(5.17) |
где ci— wmax/2; X = n /t*, a t* — время достижения макси мальной деформации. Линеаризуем упругую характери стику амортизатора, положив
W^W0(a) + c D(w—a)= W 0(a) + c Dw°.
79
При этом
= |
[а ( 1 |
- cos <!»)]<% |
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
cD= ~ “ |
j Wy [ а (1 — |
c o s ^ )] c |
o |
s |
( 5. 18) |
|
0 |
|
|
|
|
где ij) = W; \Vy — упругая реакция амортизатора |
(без |
учета диссипативных сил).
Найдем теперь решение линеаризованного уравне ния:
|
mw° + |
cDw° -j- Wt {a) = |
/ ^ |
при * |
|
(5.19) |
|||
|
|
|
|
|
(0 |
при t )> x |
|
||
при начальных |
условиях / = 0 , |
w °= w —а — —a, |
w°— 0. |
||||||
Произведя интегрирование, находим |
|
|
|
||||||
w = |
w° -|- а = |
а — |
Qo-Wo (а) |
j (1 — cos It) |
при t<X , |
||||
|
|
|
|
nik2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(5.20) |
|
w = a |
|
(«) |
w« (fl) |
i . Qo |
|
|
||
|
|
±mK- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Qo |
|
|
|
|
|
|
(5.21) |
|
+ |
^ |
С08Я^ ~ Х) ПРИ |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||||
Здесь |
l — l(a) = |
y rcDjm. Если |
первый |
максимум дефор |
|||||
мации |
достигается |
в |
момент |
t = t * ^ т, |
т. |
е. во |
время |
удара, то удар называется «длительным» и для опреде ления максимальной деформации следует пользоваться формулой (5 .20). При этом Qo—№ 0( а ) = 0 или
1^ у [а(1 — cos<l»)]d«J» = Q0.;i]
с
Из этого уравнения можно определить амплитуду а и, подставляя ее значение в формулу (5.18), вычислить коэффициент cd, а затем по формуле
t*= '% IX ]= % y /л/со |
(5.22) |
определить момент, при котором выражение (5.20) до стигает максимума. Если при этом окажется, что i * < х,
80