Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
то удар действительно является длительным, и тогда максимальная деформация равна удвоенной амплитуде.
Если максимум |
деформации соответствует времени |
t = |
= t* = п /Х >т, то |
удар называется «коротким» и |
для |
определения максимума деформации используется фор мула (5.21).
Изложенный метод может быть применен и для ре шения уравнений более общего вида, например при наличин диссипативных сил, когда
|
W{w, w) = |
Wo + CDW° - f |
bDW°. |
|
|
(5.23) |
|
При этом |
2n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Wo = |
|
- COS ф), |
la sin ф] dty. |
|
(5.24) |
||
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
2- |
|
|
|
|
|
|
CD = ~ |
|
- COS ф), |
la sin ф] cos фс/ф, |
(5.25) |
|||
|
0 |
|
|
|
|
|
|
bD = |
|
— COS ф) |
sin ф) sin фйф. |
(5.26) |
|||
|
|
|
l, la |
||||
|
о |
|
|
|
|
|
|
Решая линеаризованное уравнение |
|
|
|
|
|||
rnw° -j- bDw° + |
СдИ/' - f We= |
Q (0 |
|
|
|
||
при начальных |
условиях |
^ = 0, |
= |
— а, |
ш° = |
0, |
полу |
чаем |
|
|
|
|
|
|
|
ш — ш0 -J- a — a (l — cos2^)-|- |
|
|
|
||||
t |
|
|
|
|
|
|
|
j [Q<*'>- |
е" l'”")sin |
(* - |
пd t |
' - |
(5-27) |
||
a |
я |
|
|
|
|
|
|
Здесь, как и ранее, h = bDj2m, Xl = ]/rX2 — li2 зависят от амплитуды а.
Определив максимум выражения (5.27) и приравняв его 2а, можно получить уравнение для определения амплитуды а. Как правило, ударное воздействие прини мается в форме полусинусоиды Qo sin (л1/т), хотя вполне приемлемо принимать его в любой другой форме, на-
6—547 |
31 |
пример в виде прямоугольного импульса Qo и в форМё полной синусоиды
Q0sin-^ t [1 — T](t — -с)].
Во всех случаях ошибка численного решения не превос ходит 20%- Разумеется, как и при вибрационном воздей ствии, уравнение движения системы при ударном воз действии может быть решено в виде зависимостей уско рений, т. е.
w0+2liw + in-lCDW0 + in~lW0= j(t) .
В этом случае коэффициент динамичности виброзагцитной системы (5.9) будет равен
Ky=\W \maJ>nj0. |
(5.28) |
Ограничимся описанием поведения при ударном воз действии упруго-демпфпрующих систем с одной сте пенью свободы. Введение дополнительных степеней сво боды, не изменяя основных выводов, чрезмерно услож нило бы математический аппарат. В последующих пара графах рассмотрим амортизационные системы на пнев матических амортизаторах с затуханием и без затуха ния при ударных воздействиях, оговоренных в § 3.1, системы без демпфирования, системы, сила сопротив ления которых пропорциональна скорости, системы с по стоянной силой сухого трения и системы с автоматиче ским регулированием силы сухого трения в зависимости от величины статической нагрузки.
Учитывая, что интервал изменения статических на грузок для пневматических амортизаторов может быть весьма значительным, виброзащитные системы с сухим трением без автоматического регулирования силы со противления следует признать неэффективными.
5.3. Ударное воздействие на пневматический амортизатор без затухания
ИЁГ
Уравнение движения такой системы (5.19) при запи си в виде зависимостей от ускорений имеет вид
/о при
w0 + c 'jo ° + W ,0 =
О при t > ч.
82
Здесь c'D = cD/iii', W'o=\V0/in. В нашем случае
W'y \а (1 — cos |
<]>)] d<b = |
[a (1 — cos ф) -(- |
- f pa3 (1 — cos ф)3] dty= |
cd" f(c7. |
ря3) — (a -{- 3pa3) cos <|>-j- |
+ Зря3 cos3 с}» — |xa3cos3 ф] rfcfi.
Определяем коэффициент линеаризации: \t7'0 = co2(a +
+ 2,5pa3). Сравнивая формулы (5.17) и (5.20) для «дли тельного» удара, получаем /о—И7'0 = о. Если в ходе реше ния окажется, что удар «короткий», то амплитуда а определяется из выражения
/„ (1 + cos Ят) [Я3а - W Q+ /0] = 2A W V |
(5.29) |
Итак, в первом случае W0 = со^ (2,5pa3 - f а) = /0 или а 3+
-|- 2а/ 5р — 2/0/5рш^ = |
0. |
|
Это уравнение можно представить в виде |
||
a? -\-2>pa-\-2q — 0, где р — 2 /15ц; |
q = — /0/5ро£ |
|
При этом по формуле Кардана [40] |
|
|
а — — у, у — и-{-и, |
где и = |
7 -j-K V + Д3. |
v = \ r —q — у q- -К /73 , |
c'D = cD/m = |
u0(l -f-3,75pa3). |
Поскольку в общем виде решение не является однознач ным, приведем численный пример.
Пример. Допустим, что двухобъемный амортизатор имеет сле
дующие параметры: |
6= 8000 |
м-2, |
Я = 150 ... |
1500 Н. |
|
|
|||||||
1. |
Полагая |
удар |
|
«длительным» для минимальной статической |
|||||||||
нагрузки Р=Г50Н , шо=13,5 |
с-1, /о= 10 g и т=0,05 |
с, получаем |
q = |
||||||||||
= —13,5-10-° |
м3, р=0,167Х |
|
|
|
|
||||||||
ХЮ-4 м2, и~0, |
оиЗ-Ю -2 |
м, г |
|
|
|
|
|||||||
а = 3-10—2 м сс'=5100 |
с~2, |
%= |
|
|
|
|
|||||||
=;71,3 |
с“ ‘. |
Тогда |
по |
формуле |
|
|
|
|
|||||
(5.22) |
Н:= я Д =0,044 |
с. |
удар |
|
|
|
|
||||||
Так |
как |
/*< т , |
|
то |
|
|
|
|
|||||
действительно является «дли. |
|
|
|
|
|||||||||
тельным» |
и |
величина |
w m a x = |
|
|
|
|
||||||
= 2 а —6 ■ 10 |
м-2- |
Ход |
|
нашего |
|
|
|
|
|||||
амортизатора |
wma.x— 2 • |
10-2 м, |
|
|
|
|
|||||||
и, следовательно, будет иметь |
|
|
|
|
|||||||||
место удар об упор, |
что |
яв |
|
|
|
|
|||||||
ляется |
недопустимым. |
Пример |
|
|
|
|
|||||||
подтверждает, |
что |
аморти |
Рис. 5.3. График для определения |
||||||||||
заторы |
|
без |
демпфирования |
||||||||||
неэффективны |
при |
|
ударных |
амплитуды |
для |
нагрузки |
Р = |
||||||
воздействиях. |
|
|
|
|
|
|
= 150 Н без демпфирования. |
||||||
6* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
83 |
2. Допустим, что при той же амплитуде ускорения длительность импульса т = 0,02 с, т. е. удар является «коротким».
Преобразуем формулу (5.29) к виду
|
|
|
Ф1(а )= Ф 2{а), |
|
|
(5.30) |
||
где |
|
<#>1(а) = /о('1 + cos Л,х) |
[Х2(а) —WY+io], |
(5.31) |
||||
|
|
|||||||
|
|
|
Ф2(а) =2X2a\V0'. |
|
|
(5.32) |
||
Для |
определения значения а |
на рис. |
5.3построены графики |
|||||
функций |
Ф|(а) и Ф2(а). |
Ограничимся |
значениями |
о= 2 ,5 ..,3 |
см |
|||
через 0,1 |
см. В табл. '5.1 |
даны значения |
Сп', |
Д |
ФДа) и Ф2(а) |
|||
для принятых значений а. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
5.1 |
|
Значения параметров |
уравнения виброзаицитной системы |
|
||||||
|
без демпфирования для нагрузки Я = 1 5 0 Н |
|
||||||
Амплитуда |
с'д |
1Р'„ |
X |
|
Ф, (п) |
Фа (я) |
|
|
а, см |
|
|
|
|||||
2,5 |
|
3600 |
6170 |
60 |
0,226-10° |
4,92-10’ |
||
2,6 |
|
3880 |
6850 |
62,3 |
0,234-10° |
0,138-109 |
||
2,7 |
|
4170 |
7660 |
64,6 |
0,236-109 |
0,172-10° |
||
2,8 |
|
4460 |
8530 |
66,8 |
0,24-10s |
0,213-10° |
||
2,9 |
|
4770 |
9400 |
69 |
0,247-109 |
0,26-10° |
||
3,0 |
|
5100 |
10370 |
71,3 |
0,253-109 |
0,317-10° |
Точка пересечения кривых ФДа) и Ф2(а) определяет интересую щее нас значение а = 2,87 ■ 10~2 м. При этом:
ttV = 182(2а3 + а) = 86,6 м/с2,
с п '= 182(1 +3,75-8000 а2) =4660 с "2, Х=68,3 с - 1,
i!*=jtA=0,046 с.
Деформацию, соответствующую времени t‘ , определим по фор муле (5.21): ffi>ma.v=2,47 ■ Ю-2 м. Полагая что ход амортизатора до упора равен 2,5 см (с учетом деформации резинового упора двух объемного амортизатора), получаем
= ®о (“W + ^ п а х ) — 26,5 м/с2.
В результате коэффициент динамичности (передачи) при' ударе будет равен
Ку — W'max/jo —0,27.
Таким образом, происходит ослабление удара более чем. в три раза. Можно считать, что амортизатор с выбранными характеристи ками практически отвечает предъявленным требованиям. Для сравне ния рассмотрим действие удара с ускорением /о=98,1 м/с2 и дли-
84
тельмостыо т=0,01 с иа объект весом 1'500 Н, установленный на тех же амортизаторах. При этом
со0= К 6-106-1,3-9,81/5 -105-21 • 10_2 = 8 ,3 5 с - ’ .
Полагая в первом приближении удар «длительным», находим коэффициенты </=—35,3 • '10-° м3, р=0,167-10-4 м2, «~ 0 , о= = -4 ,1 3 - 10- 2 м, а =4,13 • 10- 2 м.
При этом
св '=69,'6(1 +3,75 -8000- 4,132 • 10~4) =3650 с~2,
Я,=60,3 с -‘ и / * = ЯД = 0,052 с.
Как следовало ожидать, |
|
удар |
является «коротким», и |
его |
исследование удобно вы |
полнить графическим способом. На рис. 5.4 изображен график для определения ам плитуды в случае статической
нагрузки Р=1500 Н.
Точка пересечения кривых cl>i(a) и Ф г(а), как и в пре дыдущем варианте, определяет интересующее нас значение а=4,03 см. Определяем осталь ные параметры:
Рис. 5.4. График для определения амплитуды для нагрузки Р = = 1500 Н без демпфирования.
|
UV=94,5 |
м/с2, |
Сц'=3470 с -2. |
|
I |
= V c'D = 58,8 |
с - \ |
t* = ЯД = |
0,0535 с. |
Деформация |
амортизатора, |
соответствующая |
времени t*, w max— |
=3,07 • 10- 2 м.
Если предположить, что амортизатор с выбранной нами упру гой характеристикой имеет свободный ход от положения статиче ского равновесия до упора 3,1 см, то максимальное ускорение, испы
тываемое объектом, равнялось бы |
|
|
W 'max = cojj (tew + |
= 1 8 .3 |
м/с2. |
При этом коэффициент динамичности |
составит |
Ку = №"maj.-//o= 0,187, |
т. е. ускорения, сообщаемые амортизированному объекту, уменьша ются не менее чем в 5 раз. Но при этом мы получили больший, чем в первом примере, ход, что совершенно недопустимо.
При отсутствии затухания ( h = 0) увеличение стати ческой нагрузки, как видно из сравнения поведения одного и того же амортизатора при нагрузках /э= 150 и Р =1500Н , будет неизбежно приводить к увеличению свободного хода. Это следует особо иметь в виду при
85
конструировании амортизаторов, рассчитанных на рабо ту в широком диапазоне изменения статических нагру зок и вместе с тем имеющих небольшое демпфирование. Минимальная жесткость и максимальное демпфирование таких амортизаторов должны выбираться из условия обеспечения восприятия ударных воздействий при мак симальной статической нагрузке. При этом диапазон изменения статических нагрузок будет определяться из условия допустимого значения изменения частоты малых собственных колебаний, которая для амортизаторов, ра ботающих в области небольших избыточных давлений, зависит от нагрузки.
В тех случаях, когда выбирается весь ход и дви жущийся объект касается упора, эффективность защиты от ударов резко ухудшается.
Очевидно, что однообъемный пневматический аморти затор, имеющий одинаковые с двухобъемным амортиза тором собственную частоту малых колебаний и полный ход, не способен обеспечить высокую эффективность защиты от интенсивных ударных воздействий, так как обладает меньшей энергоемкостью. При отсутствии демпфирования энергоемкость является основным кри терием эффективности действия упругой подвески при воздействии ударов.
5.4. Ударное воздействие на пневматический амортизатор с линейной силой сопротивления
Сила сопротивления пневматического амортизатора с линейной силой сопротивления пропорциональна ско рости движения, а упругая характеристика определяется уравнением (5.23).
Уравнение движения: |
|
|
|
ш-J- 2hw-\-w2n |
/о sin (iitft) |
при~Т<Ч, |
| |
w 2 h w -f-Vj (tw-f-'fiffi»5) = |
0 при t > |
t, |
| |
2h—blm, где b —^коэффициент сопротивления.
Для ограничения амплитуды перемещения, а значит, и ускорения вводят достаточно большое демпфирование. Как и ранее, коэффициент демпфирования £) = Ь/2/П(о0= = h/m. Пусть w— a( 1—c o s M ) = a ( l —соэф). Тогда w = = а%sin ар.
86