Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общее ускорение, испытываемое амортизаторов,

W' = 2аН1$ти-\-ша\а{\ — со5Я/) + ца3(1 — cos Я/)3].

Определим коэффициенты линеаризации по функции распределения:

 

°

ш! (2> я 3+ «)>

 

о

 

2тс

c ' d = —

j W > cos W = ш! (■1+ 3,75р.а2).

 

о

Поскольку упругая составляющая силы осталась неиз­ менной, не изменился и ее коэффициент линеаризации. Коэффициент сопротивления

bD = ^ x \ W>s i n « H = 2A.

о

Решая линеаризованное уравнение

 

 

 

щ° -|- 2Лад0 -|- c'Dw°

W\ =

j (t)

 

 

при начальных условиях

f =

0, ад° =

a,

ад° =

0, по­

лучаем

 

 

 

 

 

 

ад =

ад°-|-а==а( 1 — cos Я,/1) -|-

 

 

t

w—^'«1

 

 

 

 

 

+тг f

('_<,)sin ^( * — *

' ) d t ' -

(5-33)

0

 

 

 

 

 

 

Дляопределения максимального перемещения необходи­ мо решить уравнение dw jdt= 0, т. е.

^ = аЯ, sin

+

~

[/ (Г) W\\ е~Л(<_'')sin Я, (f — 1 ')= О,

|аЯ, +

у -

[/ (*') — IF'0] е- " {t~tn cos Я,#' J sin Я,f =

= y - (*') —

е_Л " “ '''sin ^ i' cos

Обозначим:

 

 

 

 

 

8 =

аЯ, + у - [/ ( f ) - IF'o] e“ " (#_,') cos w ,

 

q = ^ - \ i

( П -

^'ol e~ ft

V '.

87


Тогда

esin Kit —q cos kit.

(5.34)

Таким образом, перемещение w максимально при значе­ ниях sin Kit и cos Ад/, удовлетворяющих условию (5.34).

Подставляя (5.34) в (5.33) п приравнивая полученное выражение для wmax величине 2а, получаем выражение для определения перемещения:

 

t

 

 

w„ ,= а | 1

11?',] е -It (t-f)

X

j l / Ю

Y ^ -+q2

 

 

 

X j e o s V

-sin A,/'

\d t' = 2a. (5.35)

V^~ + q~

V e2+ q-

I

 

Интегрирование выражения (5.35) представляет опре­ деленную трудность, поэтому гораздо удобнее сначала проинтегрировать выражение (5.33), а затем для опре­ деления максимального перемещения wmax подставить в него значения sin Kit и cos Kit из (5.34). Соответственно получим

[/ (П ~ W 0] e~" ^ / А sin W - A, cos А /)

V е-

q‘

 

 

{

 

 

 

—(A cos Я / + A 1sin A /)^ - l —- | +

 

 

 

_j_[/ (О — w о] е_TL(^, cos А,/— h sin A,/') = a

1

ae

 

 

Ai (Aj + h~)

 

V e2+

q1

 

 

 

 

 

(5.36)

Вновь

обозначая левую часть

выражения

(5.36)

через

0 i (а),

а правую — через Ф2(а),

можно получить на пере­

сечении этих кривых искомое значение а. Во всех полу­

ченных выражениях величина Ai = У К2—/г2 зависит от амплитуды а.

Рис. 5.5. График определения амплитуды для . .нагрузки Р = = 150 Н с линейным затуханием.

Пример.

Пусть Р=150 Н,

/о= 98,1 м/с2,

т=0,01 с, h —

=10 с -‘.

Вотличие от предыдущего примера, в систему введено затухание, поэтому для вычис­ лений может бытнпринят ряд значений а<2,8 см. Это, во­

обще говоря, обычный метод решения сложных уравнений; при этом не имеет никакого значения ни степень неизвест­ ного, ни распределение частей

88


уравнения между левой и правой частями. Нз графика рнс. 5.5 на­ ходим значение а — 1,48 см, при этом

W 0= 14,5

м/с2, c'D =

1380 с ~ 2,

Х =

37,2 с " 1.

А, =

VX~ — 2=

35,8 с " 1,

= п/Х, = 0 ,0 8 8 с.

Деформацию, соответствующую времени /*, приблизительно опреде­ ляем по формуле (5.21): а)т а 1 =1,4 см.

В конце движения w = 0, поэтому

W 'm a X = «о («W + Jj.ay®jaje) = 6 ,5 5 м/с2.

Коэффициент динамичиостн

Ку = Wm а* '/jo=6,55/98,1 = 0,067.

Таким образом, введение достаточно большого демпфирования (Л=10 с-1) значительно снизило коэффициент динамичности при

ударе (вместо 0,27 он стал 0,067, т. е. уменьшился в четыре раза).

5.5. Ударное воздействие на пневматический амортизатор с сухим трением

Как уже отмечалось, широкое применение нашли жесткие и сильно демпфированные системы, которые ока­ зываются весьма эффективными при защите аппаратуры от ударов. Линейная теория виброзащитных систем утверждает, что уменьшение жесткости, а следовательно, и собственной частоты колебательной системы улучшает внброударозащиту амортизированного объекта. На са­ мом деле это утверждение справедливо лишь при неогра­ ниченном свободном ходе амортизатора. Для ограниче­ ния максимальной амплитуды при ударе и резонансе в любой упругой системе должны существовать «ограни­ чители хода», устанавливающие предельно возможные размеры области линейности. С другой стороны, введе­ ние интенсивного демпфирования является еще одной причиной нелинейности любых реальных виброзащитных систем. Практически сложно осуществить достаточно эффективные демпферы, сила трения в которых была бы пропорциональна скорости; значительно более простыми в конструктивном отношении оказываются нелинейные демпферы, использующие сухое трение.

Поскольку пневматический амортизатор может рабо­ тать в широком интервале, изменения статических нагру­ зок (15 раз и более), величина силы сухого трения долж­ на регулироваться в зависимости от величины статиче­ ской нагрузки. Вместе с тем следует признать, что в зоне

89



статического равновесия демпфирование должно быть минимально возможным. Амортизатор, имеющий низкую собственную частоту малых колебаний, малое демпфиро­ вание в средней зоне н большое, автоматически регули­ руемое в зависимости от статической нагрузки демпфи­ рование на остальных участках хода, является наиболее эффективным средством защиты аппаратуры от вибра­ ции и ударов. В гл. 7 приведены конструкции таких амортизаторов. Рассмотрим на численном примере рас­ чет эффективности ударозащиты объекта для одной ста­ тической нагрузки.

Пример. Допустим, ударное воздействие имеет полусинусондальпую форму. Уравнение движения при этом имеет вид

t o + W q ( ис + р .1 0 * ) + A ' s i S n w / о s i n

Пусть Р =150 Н, /о= 10 g, т=0,01 с, к '= 6 м/с2. Если ограничиться определением первого максимума деформации, то учет сухого трения не вызывает затруднений. Поскольку во всем интервале времени О г^:/^/* знак w сохраняется постоянным, сухое трение может рас­ сматриваться как постоянная сила, которая должна вычитаться из внешнего воздействия. Следует только иметь в виду, что система

остается запертой до

тех пор, пока

где H = m h '— сила

трения, или j( t ) < h '.

Движение, таким образом,

начнется

в момент

времени /о, который

может определяться из

условия

j( to ) — h'.

Отсюда определяем /о—(т/л) arc sin(А'//о) =0,002

с. С этого

момента

начинается движение под действием ускорения

/(/)=/» sin (л/т/)— /г'.

Находим решения линеаризованного уравнения:

+ W’ 0+

c'D w° =

/„ sin

/ — /i' при / „ < / < ■ :,

wo 4 . W 0 +

c'D w° =

— A'

 

при / > T.

Коэффициенты линеаризации равны

 

W \ =

соl

(2,5н-аз +

a);

c'D = co“ (I + 3,75p.a2).

При этом

 

 

 

 

 

 

 

n

\

h'

sin M X sinn-

 

при / „ < / < т .

U

— J T при / > Ъ

(5.37)