Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
демпфирования сила должна быть пропорциональной на грузке. Амортизатор с сухим трением при одинаковой эффективности гашения удара с амортизатором с линей ной силой сопротивления имеет больший запас хода при данном ударном воздействии.
Амортизатор, сила сопротивления которого пропор циональна нагрузке и изменяется по закону политропы, обладает максимальной эффективностью гашения удара; его расчет может производиться после серии начальных преобразований по методике расчета амортизатора с по стоянной силой сухого трения. Диапазон изменения силы сухого трения должен равняться диапазону изменения статических нагрузок на амортизатор.
6. Расчет основных параметров амортизаторов с регулируемыми параметрами
6.1.Требования к амортизаторам с регулируемыми
параметрами
Основные требования, которым должна отвечать кон струкция амортизаторов, определяются характером дей ствующих нагрузок и особенностью упругого подвеса амортизируемого объекта. Известно, что в общем случае объект, установленный на амортизаторах, имеет шесть степеней свободы. При решении уравнений движения та кой системы может быть получено частное уравнение шестой степени относительно квадрата частоты. В теории колебаний [5] доказано, что частотное уравнение всегда имеет шесть положительных корней, если существует устойчивое положение статического равновесия. Как и для системы с одной степенью свободы, при совпадении одной из собственных частот с частотой вибрационного воздействия, наступает резонанс.
В практических задачах на движение амортизируемо го объекта заранее накладываются некоторые ограниче ния, уменьшающие число степеней свободы системы. Если, например, движение объекта является плоским, то число степеней свободы уменьшается до трех и т. д. Ча сто, даже при отсутствии дополнительных связей, можно заранее утверждать, что при заданном направлении вибрационного воздействия будут меняться не все, а только некоторые из координат. Это происходит, если виброзащитная система симметрична относительно неко-
90
торых координатных плоскостей, а воздействие направ лено по одной из осей координат. Объект в этом случае называют частично амортизируемым [39].
В таких системах целесообразно часто стремиться к тому, чтобы число упругих элементов совпадало с чис лом степеней свободы. Например, твердое тело малых размеров может крепиться к основанию тремя упругими элементами, тело, имеющее вертикальные направляющие, обладает одной степенью свободы, а тело, перемещаю щееся в одном направлении, имеет две степени свобо ды — осевое движение и вращение вокруг оси, и т. п.
При решении уравнений движения амортизованного объекта с я степенями свободы получается я скелетных кривых. В виброзащнтных системах собственные частоты обычно стремятся сблизить, чтобы уменьшить общую ширину резонансной полосы; при этом области сущест вований резонансных колебаний обычно сливаются, так что они наблюдаются при любом значении £2 в интервале
®miw "С £2 5^ СОтах-
Интенсивности диссипативных сил, необходимых для подавления резонансных колебаний системы с я степеня ми свободы, выбираются по аналогии с системой, имею щей одну степень свободы. Наилучшим решением можно было бы признать полное совпадение всех собственных частот амортизатора, однако это требует создания амор тизатора, упругие характеристики которого были бы одинаковыми во всех направлениях. По-видимому, тако му требованию отвечает упругий шар, укрепленный так, что при перемещении объекта в любом направлении про исходит его деформация.
В принципе конструирование амортизационных си стем может вестись двумя путями:
—создание всенаправленного амортизатора с регули руемой жесткостью. При этом система с шестью степе нями свободы может устанавливаться всего лишь на три упругих элемента;
—создание амортизатора с числом степеней свободы, меньшим шести, использование которого обязательно предполагает наличие в системе подвески направляющих устройств, ограничивающих свободу перемещения в опре
деленных направлениях. В таком случае система с шестью степенями свободы должна , быть подвешена так, чтобы определенные упругие элементы воспринима ли определенные нагрузки.
7--547 |
97 |
Нам представляется, что наиболее предпочтительным в рамках поставленной задачи является второй вариант. При этом пневматические упругие элементы с регулируе мой жесткостью необходимо устанавливать в направле нии предпочтительного воздействия нагрузок — вдоль направляющих устройств, а сами направляющие устрой ства можно устанавливать на упругие элементы с посто янной жесткостью.
Известны [38] варианты установки объекта на амор тизаторах н их влияние на частотное уравнение колеба тельной системы, поэтому нет необходимости еще раз останавливаться на этом безусловно важном вопросе.
Следует подчеркнуть, что требования к амортизато рам с регулируемыми параметрами, как и к любым дру гим амортизаторам, определяются в первую очередь условиями их эксплуатации.
Известно, что амортизаторы самолетной аппаратуры должны обеспечивать хорошую внбронзоляцню в услови ях постоянно действующей во всех направлениях вибра ции в диапазоне частот 10... 200 Гц с амплитудами до 1 мм от работы винтомоторной группы поршневых само летов п с амплитудами до 0,5 мм — от работы двигателей реактивных самолетов. Одновременно самолетные амор тизаторы должны эффективно защищать РЭА от ударов при взлете н посадке (с ускорением до 4g') (включая аварийную посадку) п от однонаправленного ударного ускорения до —3 ... + 8 g при стартовых режимах и эво люциях [30].
Амортизаторы с регулируемыми параметрами долж ны иметь малые габариты п вес, соизмеримые с габари тами и весом обычных приборных амортизаторов, обес печивать удобство монтажа аппаратуры, а также быть достаточно ирфстыми в изготовлении и эксплуатации.
Амортизаторы с регулируемыми параметрами долж ны обладать малой жесткостью и, следовательно, низкой частотой собственных колебаний в пределах небольшого хода в зоне статического равновесия. Основной спектр наиболее вероятных вибровоздействий должен быть не менее чем в 2—3 раза выше частоты собственных коле баний. Демпфирование амортизаторов в зоне статиче ского равновесия следует выполнять минимальным, что способствует повышению эффективности виброизоляции благодаря уменьшению силы неупругого сопротив ления.
38
Для подавления резонансных колебаний и гашения ударных воздействий необходимо обеспечивать значи тельное увеличение жесткости упругой характеристики и демпфирования амортизатора на начальном и конечном участках хода.
Динамическая составляющая, действующая при коле баниях на упругий пневматический элемент, при посто янном внешнем воздействии прямо пропорциональна массе амортизированного объекта. Для амортизатора данного типоразмера, работающего при небольших из быточных давлениях, 0,02 ... 0,5 МПа (0,2 ... 5 атм), уве личение жесткости отстает от увеличения массы аморти
зированного объекта, т. е. энергоемкость |
амортизатора |
в области небольших рабочих давлений |
уменьшается |
с увеличением нагрузки. В связи с этим при конструиро вании амортизаторов, предназначенных для работы в ши роком диапазоне изменения статических нагрузок (в рас сматриваемом примере 25-кратном), следует в первую очередь выполнять расчеты на ударное воздействие для объекта максимального веса.
В амортизаторах целесообразно использовать доста точно низкие давления, так это позволяет: применять для заправки амортизаторов сжатый газ тормозной системы транспортного средства; снизить нагрузки на резино кордную оболочку и тем самым повысить ее долговеч ность; перекрыть одним типоразмером амортизатора весь диапазон изменения нагрузок стандартных аморти заторов; ограничить вес элементов, узлов и блоков РЭА, устанавливаемых при существующих нормах проектиро вания на амортизаторы; упростить эксплуатацию.
Область относительно высоких давлений 3 .. .5 МПа (3 0 ... 50 атм) используется лишь при конструировании мощных пневматических подвесок, предназначенных для защиты радиотехнических станций и систем РЭА от сей смических воздействий. В этом случае достаточно ком пактные и энергоемкие амортизаторы могут быть полу чены лишь при использовании сжатого газа высокого давления, что, в свою очередь, требует применения особо прочных эластичных оболочек.
В ряде случаев при конструировании упругих подве сок необходимо обеспечивать требование изочастотности. При использовании обычных приборных амортизаторов, описанных подробно в литературе [33, 34, 38], для сбли жения частот собственных колебаний приборов, установ-
7 |
9Э |
ленных на одном носителе, используют набор амортиза торов разной жесткости. Известные равночастотные амортизаторы, жесткость которых автоматически меняет ся под нагрузкой таким образом, что частота собствен ных колебаний сохраняется неизменной [64], рассчитаны на небольшой диапазон изменения статических нагрузок и не могут в полной мере обеспечить изохронность. Пнев матические амортизаторы позволяют достигнуть полную изохронность.
Амортизаторы должны обладать достаточной стой костью к внешним воздействиям (измерению температу ры, давления, влажности, влиянию агрессивных сред, из лучений и т. д .).
Пневматические амортизаторы особенно критичны к изменению температуры и давления, которые в общем случае приводят к изменению статического уровня амор тизируемого объекта. Иногда приходится применять спе циальные устройства для стабилизации статического уровня, которые оказываются более сложными, чем сам амортизатор.
При конструировании амортизаторов необходимо об ращать особое внимание на стойкость используемых ма териалов и покрытий в условиях эксплуатации. К амор тизаторам ракетной аппаратуры предъявляются весьма жесткие требования. По данным, приведенным в лите ратуре [34], оптимальное начальное ускорение малых зенитных ракет находится в пределах 3 ... 8g.
Перегрузки, возникающие при маневрировании ракет, но величине превышают начальные. Можно полагать, что в таких условиях наиболее перспективными могут явить ся «всенаправленные» пневматические амортизаторы вы сокого давления, на которых мало сказывается измене ние внешнего давления. Для предохранения амортизи рованной аппаратуры от ударов о соседние предметы амортизаторы ракетной аппаратуры должны иметь упру гие ограничители хода.
Величина свободного хода до ограничителей прини мается 3 ... 5 мм в каждую сторону [34]. Упругий ход самих ограничителей может составлять 1 ... 2 мм.
В последнее время обнаружилась тенденция к уве личению полного свободного хода амортизаторов назем ной РЭА до величин 3 5 ... 40 мм, что явилось следствием значительного увеличения скоростей движения. Посколь ку пневматические амортизаторы имеют существенно
100
нелинейную упругую характеристику и регулируемые жесткость и де!Мпфирование, их полный ход может быть ограничен величинами 2 0 ...3 0 мм, что имеет несомнен ные преимущества.
Опыт показывает, что пневматические и гидропневма тические амортизаторы могут проектироваться как для использования на определенном носителе РЭА, так и для установки на различных носителях. В последнем случае является обязательной система перестройки частоты соб ственных колебаний.
Не вызывает сомнений также тот факт, что диапазон регулирования демпфирования должен по крайней мере перекрывать диапазон изменения статических нагрузок на амортизатор.
Ниже приводятся конструкции и расчеты пневматиче ских и шдроппевматических амортизаторов и систем под держания постоянного соотношения статического и ди намических прогибов, выполненных в соответствии с из ложенными требованиями. Все приведенные типы амортизаторов и систем были разработаны в рамках решения поставленной в настоящей работе задачи на основе теоретических выводов, полученных в предыду щих главах.
6.2.Расчет основных параметров амортизаторов
Как уже отмечалось, РЭА, установленная на аморти заторах, в самом общем случае представляет собой ме ханическую колебательную систему с шестью степенями свободы, в которой могут одновременно возникать шесть форм связанных колебаний — движений, состоящих из линейных и вращательных колебаний относительно каж дой координатной оси.
Одна из особенностей пневматических амортизаторов с регулируемыми жесткостью и демпфированием заклю чается в том, что они обеспечивают практически полное совпадение частот собственных колебаний системы в до статочно узкой полосе. Выполнение общих требований по монтажу аппаратуры, а также конструктивные осо бенности амортизаторов с регулируемыми параметрами позволяют получить несвязанные (независимые) формы колебаний. Частоты собственных колебаний в первом приближении обычно рассчитывают по частотным урав нениям независимых форм колебаний, когда многосту
101
пенчатая колебательная система заменяется более или менее эквивалентной системой с одной степенью свободы по каждой координате.
Как п в случае расчета системы обычных амортиза торов, при конструировании подвески на пневматических амортизаторах выполняются следующие расчеты:
— статический расчет системы амортизации, в ре зультате которого определяются нагрузки, действующие на каждый амортизатор и статический прогиб аморти затора;
—расчет частот собственных колебаний;
—расчет эффективности виброизоляции для всех воз
можных вариантов вибровоздействий;
— расчет коэффициентов динамичности при ударных воздействиях.
В связи с тем, что еще не разработан унифицирован
ный ряд типоразмеров |
пневматических амортизаторов, |
||||||||
|
использование |
их |
предполагает |
||||||
|
также |
выполнение |
расчета |
по |
|||||
|
определению геометрических раз |
||||||||
|
|
меров |
самих амортизаторов. |
|
|||||
|
|
В настоящем параграфе при |
|||||||
|
|
водится |
расчет |
|
геометрических |
||||
|
размеров |
пневматических |
и гид- |
||||||
|
|
ропневматическнх |
амортизаторов. |
||||||
|
|
Заполненные |
сжатым |
газом |
|||||
|
|
упругий элемент 1 (рис. |
6.1) |
и |
|||||
|
|
дополнительная емкость 2 соеди |
|||||||
|
|
нены |
трубопроводом |
3. |
Допол |
||||
|
|
нительная |
емкость |
снабжена |
за |
||||
|
|
правочным штуцером 4. Упругий |
|||||||
Рис. 6.1. |
Схема пневма |
элемент |
устанавливают |
между |
|||||
амортизированным |
объектом 5 и |
||||||||
тического |
амортизатора |
вибрирующим основанием |
6, а до |
||||||
|
МП. |
||||||||
|
полнительную |
емкость |
разме |
||||||
|
|
щают в любом доступном месте основания или носите ля РЭА.
Конструктор, исходя из назначения проектируемого амортизатора, должен установить исходные данные для выполнения расчета.
К ним относятся: минимальная статическая нагрузка на амортизатор Рт ы\ возможный диапазон изменения статических нагрузок на амортизатор d\ свободный ход амортизатора a w *; спектр частот наиболее вероятных
102