Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
пли иначе, по аналогии с уравнением (2.24)
|
w^wie~hlcos Q/ + Ky2e_3Mcos 3cot. |
(2.32) |
Круговая |
частота ша л* (1 -ф- 0,75|гШд e-a,li). |
|
Значения |
амплитуд wi и w2 для данного начального от |
|
клонения |
системы w Q м ож н о принять таким же, |
как и |
при отсутствии затухания.
Первая и вторая производные выражения (2.32) да ют значения' скорости п ускорения системы с затуха нием. Предложенная оценка лишь крайне грубая ана логия истинной картины. При необходимости следует применять более точные, хотя н более трудоемкие ме тоды.
2.4.Фазовые характеристики пневматического
амортизатора
Решение уравнения (2.20) свободных незатухающих колебаний дает зависимость w = w(w). Графическое по строение полученной зависимости в ортогональных коор динатах па плоскости называется кривой энергии в фа зовой плоскости или фазовой характеристикой.
Рис. 2.3. Кривые энергии и фазовой плоскости.
В качестве иллюстрации на рис. 2.3 изображены кри
вые энергии в фазовой |
плоскости для |
различных |
на |
|||
чальных |
отклонений вуо = 2 - 1 0 _2 м |
и |
вуо= 1 - 1 0 ~ 2 м , |
для |
||
значения |
коэффициента |
1 550 |
м~2 |
и |
статических |
на |
грузок 70 и 1 750 Н. Из рассмотрения графиков следует
30
что при увеличении статической нагрузки на пневмати ческие амортизаторы уменьшается скорость, а следова тельно, и ускорение амортизируемого объекта.
Скорости движения объекта гщ для любой статиче ской нагрузки при заданном начальном отклонении Шо могут быть получены умножением значений скорости w для одной статической нагрузки на отношение круговых частот для искомой и для известной статических нагру
зок соог/сооДругими словами, это равносильно изменению мас
штаба скорости на фазовой плоскости. Таким образом, можно записать 7bi = iba0i/ao-
На рис. 2.3 показан также начальный участок фазо
вой кривой при наличии демпфирования (h > 0) для Р = |
|||
= 70 Н и' ау0=2-10“2 м, вычисленный по формуле |
(2.31). |
||
Для виброзащиты объекта |
в зарезонансной |
области |
|
демпфирование, назначение которого—-гашение |
собст |
||
венных колебаний, влияет лишь на длительность |
пере |
||
ходного процесса и может |
быть небольшим |
(htt 0,5... |
1,1 с-1).
В то же время для защиты объекта от ударов демп фирование должно обеспечить гашение скорости движе ния до начала очередного удара и может быть весьма значительным (h^ 5 ... 6 с-1). Так как на одну и ту же систему могут воздействовать и вибрации, и удары, важ нейшей задачей следует считать нахождение некоторого оптимального значения демпфирования или, если это невозможно, его автоматического изменения в зависимо сти от изменения характера движения.
3. Вынужденные колебания объекта на пневматических амортизаторах при вибрационных воздействиях
3.1.Движение объекта при вибрационном воздействии
Известно, что в понятие «эксплуатация» входит ре жим транспортирования, хранения и активной эксплуа тации [7, 60, 74].
В процессе эксплуатации радиоэлектронная аппара тура (РЭА) подвергается воздействиям вибрации,, по рождаемой мощными двигателями, ударным нагрузкам, возникающим, например, при стрельбе из орудий, а так же при транспортировании.
31
Эффективность применения амортизаторов сильно зависит от степени согласованности их характеристик с параметрами вибраций.
Вибрации, с которыми приходится иметь дело при исследовании современных виброзащптиых систем, обыч но являются полпгармоническнми, т. е. занимают, как правило, спектр частот.
|
Т а б л и ц а 3.1 |
Зависимость надежности элементов РЭЛ |
|
от механических |
воздействий |
Моего уетанонкн Р?Л |
Попраночлый коэффициент |
|
|
Ляюраториыс и Злагоустроепныс помещения |
1,0 |
Стационарные наземные устрлметиа |
1*5 |
Защищенные отсеки кора Злей |
28 |
Автоприцеп |
38 |
Железнодорожная платформа |
50 |
Самолет |
120 . . . 180 |
У прачля м ый снарлд |
280 |
Мощная раке та |
700 |
Ударно-вибрационные нагрузки, воздействующие на радиоэлектронную аппаратуру, значительно ухудшают ее надежность. Это видно из данных табл. 3.1, где по казано [7, 30], во сколько раз интенсивность отказов элементов РЭА при различных условиях эксплуатации (А.) больше, чем при лабораторных (Хо), в частности при отсутствии вибрации.
Система виброзащиты с высокой эффективностью виброизоляции (Э = 70 . . . 100%) для широкого диапазо на изменения статических нагрузок может существенно повысить надежность РЭА, уменьшить ее габариты и вес.
На амортизируемый объект могут воздействовать следующие виды внешних вибрационных воздействий:
а) гармоническая вынуждающая сила
Q(i) =Qo cos Qt
или гармоническое вынуждающее ускорение
/ (/) = Q (/) / т = /о cos Ш,
где Qo — амплитуда силы; Q — круговая частота внеш него воздействия; /0 — амплитуда ускорения.
32
б) иолпгармоническая вынуждающая сила — сумма конечного пли бесконечного числа гармонических ком понентов,
N
Q(t) — Ц Qi cos (CV + tf)
1=1
или полигармоническое вынуждающее ускорение
|
N |
!(t) = |
S hi cos (Q-it + <]>*), |
г д е t = l , 2, 3, . . N; |
1-1 |
N — целое число ф,-— начальная |
фаза i-й гармоники.
Мы ограничимся подробным рассмотрением воздей ствия на систему гармонического вынуждающего уско рения и дадим качественную оценку характера поведе ния системы при полигармоиическом воздействии и слу чайных воздействиях.
Уравнение движения объекта, установленного на пневматических амортизаторах с одной степенью свобо ды, в общем случае имеет вид
® + ®о (“>+ ^ 3) + Wa= / (0, |
(3- О |
где Wg — диссипативная сила амортизатора.
Известно [74], что если система испытывает ускоре ние, изменяющееся по гармоническому закону, то часто ту колебаний системы можно определить по методу Дюффинга:
& = шо ( 1 + 0.75 [Ш о ) — |
/о/'^о- |
(3-2) |
Соответственно перемещение объекта будет равно |
||
w — w0cos Qt -f- cog (itWp cosaQ^/36[wg |
1 -|— j- [iwl) — -p- |
|
|
T |
Wq |
или |
|
(3.3) |
|
|
|
w= wi cos Ql + wzcos ЗШ. |
(3.3a) |
|
Скорость и ускорение движения равны |
|
|
w = —QayisinQ^—3Qay2sin 3£Д, |
(3.4) |
|
ii)= —Q2m>icosQ/—9Q2ay2Cos ЗШ. |
(3.5) |
3—547 |
33 |
Учитывая, что при установившемся режиме собствен ные колебания погасятся демпфированием амортизатора, и принимая во внимание сложность математического вычисления, мы не рассматриваем здесь вынужденные колебания объекта на пневматических амортизаторах с учетом затухания.
Формула (3.1) дает зависимость частоты установив шихся колебаний от действующего ускорения, параме тров пневматического амортизатора и амплитуды пере мещения объекта. Для определения скорости и ускоре ния колебательного движения по формулам (3.4) и (3.5) необходимо предварительно, задаваясь амплитудой пе ремещения Wo, определить круговую частоту Q по фор муле (3.2).
Таким образом, величина Q, входящая в исходное дифференциальное уравнение, оказывается функцией оуо, что является необычным для линейных колебатель ных систем. Однако этот метод решения является пра вильным [39].
3.2.Амплитудно-частотные характеристики
Для численного решения уравнений (3.1), (3.3) — (3.5) целесообразно построить амплитудно-частотные харак теристики пневматического амортизатора, имеющего оговоренные ранее (§ 1.4) характеристики.
Для этого удобно предварительно вычислить зави симость
щ| = "V/1+ 0,75р.с£У„) и отдельно = — /0/ш0.
В качестве примера построение будем вести для двух значений статической нагрузки Р, равных соответствен но 70 н 1750 Н. (рис. 3.1). Графики подтверждают, что с увеличением статической нагрузки Р уменьшается ча
стота собственных колебаний |
(кривые соо=14,7 с-1 п |
||
соо = 33,1 |
с-1 для /о = 0). |
Около |
кривых, соответствующих |
частотам |
собственных |
колебаний (скелетных кривых), |
располагаются семейства амплитудно-частотных харак теристик вынужденных колебаний. С ростом амплитуды ускорения повышается частота вынужденных колебаний амортизируемого объекта при сохранении постоянства амплитуды перемещения. При совпадении частоты внеш него воздействия с частотой собственных малых колеба ний, даже при отсутствии затухания, колебания будут
34