Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пли иначе, по аналогии с уравнением (2.24)

 

w^wie~hlcos Q/ + Ky2e_3Mcos 3cot.

(2.32)

Круговая

частота ша л* (1 -ф- 0,75|гШд e-a,li).

 

Значения

амплитуд wi и w2 для данного начального от­

клонения

системы w Q м ож н о принять таким же,

как и

при отсутствии затухания.

Первая и вторая производные выражения (2.32) да­ ют значения' скорости п ускорения системы с затуха­ нием. Предложенная оценка лишь крайне грубая ана­ логия истинной картины. При необходимости следует применять более точные, хотя н более трудоемкие ме­ тоды.

2.4.Фазовые характеристики пневматического

амортизатора

Решение уравнения (2.20) свободных незатухающих колебаний дает зависимость w = w(w). Графическое по­ строение полученной зависимости в ортогональных коор­ динатах па плоскости называется кривой энергии в фа­ зовой плоскости или фазовой характеристикой.

Рис. 2.3. Кривые энергии и фазовой плоскости.

В качестве иллюстрации на рис. 2.3 изображены кри­

вые энергии в фазовой

плоскости для

различных

на­

чальных

отклонений вуо = 2 - 1 0 _2 м

и

вуо= 1 - 1 0 ~ 2 м ,

для

значения

коэффициента

1 550

м~2

и

статических

на­

грузок 70 и 1 750 Н. Из рассмотрения графиков следует

30

что при увеличении статической нагрузки на пневмати­ ческие амортизаторы уменьшается скорость, а следова­ тельно, и ускорение амортизируемого объекта.

Скорости движения объекта гщ для любой статиче­ ской нагрузки при заданном начальном отклонении Шо могут быть получены умножением значений скорости w для одной статической нагрузки на отношение круговых частот для искомой и для известной статических нагру­

зок соог/сооДругими словами, это равносильно изменению мас­

штаба скорости на фазовой плоскости. Таким образом, можно записать 7bi = iba0i/ao-

На рис. 2.3 показан также начальный участок фазо­

вой кривой при наличии демпфирования (h > 0) для Р =

= 70 Н и' ау0=2-10“2 м, вычисленный по формуле

(2.31).

Для виброзащиты объекта

в зарезонансной

области

демпфирование, назначение которого—-гашение

собст­

венных колебаний, влияет лишь на длительность

пере­

ходного процесса и может

быть небольшим

(htt 0,5...

1,1 с-1).

В то же время для защиты объекта от ударов демп­ фирование должно обеспечить гашение скорости движе­ ния до начала очередного удара и может быть весьма значительным (h^ 5 ... 6 с-1). Так как на одну и ту же систему могут воздействовать и вибрации, и удары, важ­ нейшей задачей следует считать нахождение некоторого оптимального значения демпфирования или, если это невозможно, его автоматического изменения в зависимо­ сти от изменения характера движения.

3. Вынужденные колебания объекта на пневматических амортизаторах при вибрационных воздействиях

3.1.Движение объекта при вибрационном воздействии

Известно, что в понятие «эксплуатация» входит ре­ жим транспортирования, хранения и активной эксплуа­ тации [7, 60, 74].

В процессе эксплуатации радиоэлектронная аппара­ тура (РЭА) подвергается воздействиям вибрации,, по­ рождаемой мощными двигателями, ударным нагрузкам, возникающим, например, при стрельбе из орудий, а так­ же при транспортировании.

31


Эффективность применения амортизаторов сильно зависит от степени согласованности их характеристик с параметрами вибраций.

Вибрации, с которыми приходится иметь дело при исследовании современных виброзащптиых систем, обыч­ но являются полпгармоническнми, т. е. занимают, как правило, спектр частот.

 

Т а б л и ц а 3.1

Зависимость надежности элементов РЭЛ

от механических

воздействий

Моего уетанонкн Р?Л

Попраночлый коэффициент

 

Ляюраториыс и Злагоустроепныс помещения

1,0

Стационарные наземные устрлметиа

1*5

Защищенные отсеки кора Злей

28

Автоприцеп

38

Железнодорожная платформа

50

Самолет

120 . . . 180

У прачля м ый снарлд

280

Мощная раке та

700

Ударно-вибрационные нагрузки, воздействующие на радиоэлектронную аппаратуру, значительно ухудшают ее надежность. Это видно из данных табл. 3.1, где по­ казано [7, 30], во сколько раз интенсивность отказов элементов РЭА при различных условиях эксплуатации (А.) больше, чем при лабораторных (Хо), в частности при отсутствии вибрации.

Система виброзащиты с высокой эффективностью виброизоляции (Э = 70 . . . 100%) для широкого диапазо­ на изменения статических нагрузок может существенно повысить надежность РЭА, уменьшить ее габариты и вес.

На амортизируемый объект могут воздействовать следующие виды внешних вибрационных воздействий:

а) гармоническая вынуждающая сила

Q(i) =Qo cos Qt

или гармоническое вынуждающее ускорение

/ (/) = Q (/) / т = /о cos Ш,

где Qo — амплитуда силы; Q — круговая частота внеш­ него воздействия; /0 — амплитуда ускорения.

32


б) иолпгармоническая вынуждающая сила — сумма конечного пли бесконечного числа гармонических ком­ понентов,

N

Q(t) — Ц Qi cos (CV + tf)

1=1

или полигармоническое вынуждающее ускорение

 

N

!(t) =

S hi cos (Q-it + <]>*),

г д е t = l , 2, 3, . . N;

1-1

N — целое число ф,-— начальная

фаза i-й гармоники.

Мы ограничимся подробным рассмотрением воздей­ ствия на систему гармонического вынуждающего уско­ рения и дадим качественную оценку характера поведе­ ния системы при полигармоиическом воздействии и слу­ чайных воздействиях.

Уравнение движения объекта, установленного на пневматических амортизаторах с одной степенью свобо­ ды, в общем случае имеет вид

® + ®о (“>+ ^ 3) + Wa= / (0,

(3- О

где Wg — диссипативная сила амортизатора.

Известно [74], что если система испытывает ускоре­ ние, изменяющееся по гармоническому закону, то часто­ ту колебаний системы можно определить по методу Дюффинга:

& = шо ( 1 + 0.75 [Ш о ) —

/о/'^о-

(3-2)

Соответственно перемещение объекта будет равно

w — w0cos Qt -f- cog (itWp cosaQ^/36[wg

1 -|— j- [iwl) — -p-

 

T

Wq

или

 

(3.3)

 

 

w= wi cos Ql + wzcos ЗШ.

(3.3a)

Скорость и ускорение движения равны

 

w = —QayisinQ^—3Qay2sin 3£Д,

(3.4)

ii)= —Q2m>icosQ/—9Q2ay2Cos ЗШ.

(3.5)

3—547

33


Учитывая, что при установившемся режиме собствен­ ные колебания погасятся демпфированием амортизатора, и принимая во внимание сложность математического вычисления, мы не рассматриваем здесь вынужденные колебания объекта на пневматических амортизаторах с учетом затухания.

Формула (3.1) дает зависимость частоты установив­ шихся колебаний от действующего ускорения, параме­ тров пневматического амортизатора и амплитуды пере­ мещения объекта. Для определения скорости и ускоре­ ния колебательного движения по формулам (3.4) и (3.5) необходимо предварительно, задаваясь амплитудой пе­ ремещения Wo, определить круговую частоту Q по фор­ муле (3.2).

Таким образом, величина Q, входящая в исходное дифференциальное уравнение, оказывается функцией оуо, что является необычным для линейных колебатель­ ных систем. Однако этот метод решения является пра­ вильным [39].

3.2.Амплитудно-частотные характеристики

Для численного решения уравнений (3.1), (3.3) — (3.5) целесообразно построить амплитудно-частотные харак­ теристики пневматического амортизатора, имеющего оговоренные ранее (§ 1.4) характеристики.

Для этого удобно предварительно вычислить зави­ симость

щ| = "V/1+ 0,75р.с£У„) и отдельно = — /0/ш0.

В качестве примера построение будем вести для двух значений статической нагрузки Р, равных соответствен­ но 70 н 1750 Н. (рис. 3.1). Графики подтверждают, что с увеличением статической нагрузки Р уменьшается ча­

стота собственных колебаний

(кривые соо=14,7 с-1 п

соо = 33,1

с-1 для /о = 0).

Около

кривых, соответствующих

частотам

собственных

колебаний (скелетных кривых),

располагаются семейства амплитудно-частотных харак­ теристик вынужденных колебаний. С ростом амплитуды ускорения повышается частота вынужденных колебаний амортизируемого объекта при сохранении постоянства амплитуды перемещения. При совпадении частоты внеш­ него воздействия с частотой собственных малых колеба­ ний, даже при отсутствии затухания, колебания будут

34