Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
квалифицированных специалистов, обеспечить быстрый техни ческий прогресс, лучше и полнее использовать все ресур сы" Непрерывное развитие общественного производства
выдвигает необходимость дальнейшего обобщения ухе накоплен ного опыта. Поэтому, анализируя реальные тенденции разви тия современного производства, многие экономисты приходят к выводу, что в настоящее время первичной производственной ячейкой все в большей мере становится объединение Эта формулировка отражает объективный процесс возникнове
ния, развития и утверждения объединения как основной ячей ки социалистического производства и одновременно свиде тельствует о том, что создание объединений является объек тивной необходимостью и отвечает требованиям дальнейшего совершенствования организации общественного производства. Учитывая опыт восьмой пятилетки и решения ХХІУ съезда пар- ! тии, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление от 2 марта 1973 г . "О некоторых мероприятиях по дальней шему совершенствованию управления промышленностью", в ко тором подчеркивается, что необходимо "обеспечить дальней шее совершенствование организации управления промышленно стью - путем . . . создания производственных объединений (комбинатов), всесоюзных и республиканских промышленных объединений" ^*0 и обеспечить формирование последователь ных звеньев в организационной структуре управления промыш ленностью.
В различные исторические периоды эффективное и целе сообразное использование производительных сил обеспечиваѳт-2
22) «материалы ХХІУ съезда КПСС". М ..Политиздат,1971, ст р .6 8 .
^ Б .В .Ракитский. Формы хозяйственного руководства предприятием. М ., "Н аука", 1969; Г.Джавадов, Э .Д унаев. Производственные объединения и хозрасчет. М ., "Московский рабочий", 1971; "Научные основы управления социалистиче ским производством". Под ред.проф . Н .А.Ц яголова. М ., "Эко номика", 1972; и д р .
^ |
"Экономическая га з е т а ", 1973, № 14. |
26
ся различными по масштабу производственно-экономическими комплексами (первичными ячейками народного хозяй ства). Ис торическая практика хозяйственного развития в нашей стране подтверждает, что понятие "предприятие" как первичное производственное звено не всегда совпадает с понятиями "зав од ", "фабрика". Основное звено народного хозяйства
нельзя рассматривать как застывшее, неизменное, раз и на всегда данное. По мере развития технического прогресса расширяются границы первичных производственных звеньев, способных реализовать последние достижения науки и техни ки.
Как уже отмечалось, сущность объединений проявляется
не |
только в тех чертах, которые роднят его |
с традиционны |
ми |
предприятиями, но и в тон, что отличает |
объединенный |
комплекс |
от однозначного. В связи с этим нам представляет |
с я , что |
объединение - это промышленный комплекс, скон |
центрировавший в своих руках значительную часть материаль ных и трудовых ресурсов отрасли и состоящий из группы пред приятий. Поэтому комплексу присуща определенная степень централизации управления предприятиями, сохранившими свою технологическую и оперативно-хозяйственную самостоятель ность. В такого рода объединения могут включаться научноисследовательские, проектные институты, конструкторские бюро и сбыто-снабженческие организации.
Определяющим при характеристике объединения должно быть представление о нем как о крупном комплексе, сконцент рировавшем значительную часть производственных ресурсов отрасли. Важнейшей характеристикой объединения необходимо считать сохранение технологической и оперативно-хозяйствен ной самостоятельности входящих в объединение предприятий. В рамках высококонцентрированного комплекса нецелесообраз но технологическое слияние предприятий. В этом случае за трудняется управляемость производством; увеличение разме ров предприятия возможно до определенного предела. Техноло гическая самостоятельность предприятий объединения - важ нейшая характеристика объединения в отличие от предприя тия, где цехи образуют, как правило, производственный по
27
ток и управляются из единого центра.
Создание объединений дает возможность лучше решать вопросы специализации, кооперирования, связи науки и про изводства, организации и управления. В свою очередь орга низация объединений является средством упрощения структу ры отраслевого и межотраслевого управления.
Все это дает нам объяснение, почему в годы девятой пятилетки большое внимание уделяется дальнейшему развитию новых организационных форм управления. Концентрация про изводства, научно-технический прогресс требуют усиления и расширения централизованных начал в управлении. С другой стороны, необходимым условием эффективности крупных про мышленных объединений является предоставление им соответ ствующей хозрасчетной самостоятельности.
Однако в условиях научно-технической революции про цесс концентрации и специализации производства ведет к производственно-технической, экономической и имуществен ной интеграции заводов отрасли, созданию единого производ ственно-технического комплекса, в котором происходит цент рализация как важнейших функций управления, так и матери альных и денежных ресурсов е рамках единого органа.
Материальной основой оперативного управления таким комплексом все больше становятся резервы, которые позволя ют экономическим путем осуществлять регулирование основ ных параметров производственной деятельности всех предпри ятий комплекса.
Централизованные фонды и резервы становятся матери альной основой для успешного использования экономических методов регулирования производством в пределах отрасли, подотраслей и комплекса в целом, а также одним из основ ных источников осуществления единой технической политики в целом комплексе.
Эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в рамках комплексов требует соответ ствующей эффективной организации производства и управле ния этим производством.
28
§ 2 . Особенности комплекса как объекта управления
Внастоящее время на основе решений ХХІУ съезда пар тии ведется планомерная работа по дальнейшему совершенст вованию организации управления общественным производством.
Вматериалах съезда подчеркивается: "Совершенствование системы управления - не разовое мероприятие, а динамиче ский процесс решения проблем, выдвигаемых жизнью. Эти проблемы и впредь должны находиться в центре нашего вни мания"
Опыт и хозяйственная практика ряда отраслей промышлѳн ности, крупнейших предприятий и производственных объеди нений свидетельствуют о том, что наиболее рациональной является двухзвенная организация управления.
При этом первичное производственное звено - крупное производственное объединение, комбинат или крупное прѳдпри ятие - подчиняется непосредственно министерству как внешне му органу отраслевого управления.
Внастоящее время производственные объединения, ком бинаты, т .е . крупные производственно-хозяйственные комп лексы, имеются во всех отраслях нашей промышленности. На пример, Магнитогорский и Кузнецкий комбинаты в металлур
гии, АвтоГаз, МосавтоЗШІ и Уральское машиностроительное и многие другие объединения.
Современный уровень развития производительных сил, огромные масштабы производства, увеличение единичных мощ ностей машин и агрегатов, а также создание оптимальной системы управления требуют увеличения размеров предприя тия. Это достигается на основе концентрации производства на крупных предприятиях и может осуществляться различными путями. Во-первых, это может быть строительство крупных производственно-хозяйственных комплексов, отвечающих сов ременным требованиям развития производительных сил. Сюда
"Материалы ХХІУ съезда КПСС". М ., Политиздат, 1971, ст р .6 6 .
29
относятся, например, объединение АвтоВАЗ. Во-вторьос, это иожет быть реконструкция уже действующих предприятий и до ведение их мощностей до уровня, отвечающего условиям опти мальности. Есть еще один путь - это концентрация производ ства на основе укрупнения предприятий и создание объеди нений во всех отраслях промышленности. Опыт работы целого ряда объединений различных отраслей промышленности под тверждает их эффективность, и поэтому курс на создание объединений - крупных производственно-хозяйственных комп лексов - это политика, отвечающая современному этапу науч но-технического прогресса. Нам предстоит остановиться на характеристике крупного производственно-хозяйственного комплекса, возникающего первым путем. Речь идет о Камском автомобильном комплексе. Это специфическое производствен ное межотраслевое объединение крупнейших заводов автомоби лестроения.
В группе объединений, подчиненных непосредственно Министерству, Камский комплекс по производству дизельных автомобилей большой грузоподъемности занимает особое мес т о . Это определяется масштабами производства, замкнутостью производственного цикла предприятий комплекса, народнохо зяйственным значением его продукции, выпускаемой отдельны ми предприятиями и комплексом в целом.
После ввода в строй всех его производственных мощностей он будет производить продукции на 2 ,5 млрд.руб. ежегодно. В т а б л .І представлены проектные технико-экономи ческие показатели КамАЗа по сравнению с родственными объе динениями отечественного автомобилестроения. В состав комп лекса входят:
-механосборочный завод;
-дизельный завод;
-прессово-рамный завод;
-кузнечный завод;
-литейный завод;
30
Таблица I
М е с т о
промышленного объединения КамАЗ (АвтопромКамАЗ) в системе автомобильной промышленности СССР
|
|
|
Тіди-!________ |
|
|
|
|
|
|
|
Доля КамАЗа в |
|
||||||
|
Показатели |
|
|
|
Объединения Минавтопрома |
|
% |
|||||||||||
|
|
№ а |
!Автопром. |
АвтоЗИл!АвтоГАЗ |
!АвтоВАЗj |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
і |
I |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
Ірения|КамАЗ |
|
|
|
|
|
|
|
! объеме пр+произв.ука- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
!ва |
с уче-!занных |
заво- |
|||||
|
|
|
4- |
-)----------------- |
|
|
|
|
' |
■ ■ |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
!том КамАЗ!лов без |
|
||||||||
|
|
|
|
! 3 |
! |
4 |
|
5 |
! |
6 |
1 |
|
7 |
ч- |
8 |
iifcqme |
9 |
|
1 . |
Количество |
|
|
|
! |
|
! |
! |
|
|||||||||
предприятий, |
|
14 |
|
9 |
|
8 |
|
|
2 |
|
- |
|
- |
|
||||
2 . |
входящих в |
объединение |
шт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Объем годового |
выпуска |
млрд, |
2163,4 |
|
1400,0 |
|
- |
|
|
- |
|
43,4 |
154,5 |
|
||||
|
автомобилей |
в |
оптовых |
р; " |
|
_ |
|
|
|
|
|
|||||||
|
ценах |
|
|
|
|
2467992 |
952000 |
|
I 156000 |
993000 |
|
4 4 ,3х* |
79,6 |
|
||||
4 . |
товых ценах |
работаю |
|
(2500000)х |
|
|
|
|||||||||||
Численность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30,6х1 |
44,1 |
|
||||
5 . |
щих на предприятии |
тыс. |
|
340780 |
|
155255 |
|
135229 |
205576 |
|
20,7 |
68,6 |
|
|||||
Балансовая |
прибыль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
6 . |
Затраты на |
I рубль то - |
руб. |
|
86,2 |
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
коп. |
|
|
|
|
|
|
78,6 |
|
- |
|
- |
|
||||||
|
верной продукции в оп |
|
|
(8 5 ,5 6 ) |
х |
86,59 |
|
85,93 |
|
|
|
|
|
|||||
7 . |
товых ценах |
|
стой- |
тыс. |
|
2292826 |
|
497935 |
|
532747 |
|
II90950 |
|
63,3 |
108,1 |
|
||
Среднегодовая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
мость основных про- |
руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
изводственных фондов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
Годовая |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
8 . |
производитель- |
тыс. |
І069І7 |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
ность выпускаемых а в - |
тонн |
|
|
|
|
|
|
|
9 . |
томобилѳй |
млн. |
126,0 |
- |
- |
- |
- |
64,3 |
|
Выпуск |
запчастей |
||||||||
10. Выпуск |
автомобилей |
тыс. |
150,0 |
- |
- |
- |
20,9 |
2 5 0 ,030“ |
|
И . |
(грузовых) |
шт. |
250,0 |
|
|
|
80,6 |
4і 6 і'7х х х х |
|
Выпуск двигателей |
тыс. |
X |
|
|
|
||||
|
(дизельных) |
шт. |
|
по предложениям КамАЗа |
|
||||
|
|
|
|
|
XX |
доля АвтопромКамАЗа в сумме анализируемых заводов |
|||
|
|
|
|
|
XXX |
к сумме заводов, производящих большегрузные авто |
|||
|
|
|
|
|
|
мобили |
МАП |
по производству дизельных |
|
|
|
|
|
|
хххх к сумме заводов |
||||
|
|
|
|
|
|
двигателей |
|
|
|