Файл: Шерле, З. П. Речные порты конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

S5SQ

Рис. 12. Железнодорожные габариты:

а) подвижного состава; б) приближения строений.

46

1,5 млн. тдля перевалки грузов из вагонов в суда используют вагоноопрокидыватели, позволяющие в течение одного часа разгру­ зить до 30 вагонов.

Для очистки вагонов от остатков навалочных грузов в составе оборудования портов могут быть зачистные и промывочные уста­ новки.

Рис. 13. Схема перегрузочного устройства с траншеями

7.5. Подкрановые пути

Пути для кранов с давлением на каток до 20 тс устраивают на шпально-щебеночном-основании (рис. 15).

При малой несущей способности грунта, а также если необхо­ димо освободить причальное сооружение от дополнительной на­ грузки, вызываемой краном, рельсы укладывают по балкам на свайном основании.

47

\

/?

Рис. 14. Разгрузочная железобетонная эстакада с пешеходными металлическими мостками и люкоиодъемниками

Рис. 15. Подкрановые пути на шпально-щебе­

ночном основании

Для тяжелых кранов применяют подкрановые пути на ленточ­ ных железобетонных балках таврового сечения, укладываемых на уплотненное и выровненное песчаное основание без гравийной пли щебеночной подготовки (рис. 16).

I

4 п- л.

49


Балки рассчитаны на нагрузку от портальных кранов грузо* подъемностью не более 16 тс, давлением на каток не более 26 тс.

Конструкция подкрановых путей предусматривает возможность применения как кабельного, так и троллейного питания порталь­ ных кранов.

Подкрановые пути с троллейным питанием рекомендуется при­ менять на причалах перегрузки тарно-штучных, контейнерных, лесных и др. грузов, где отсутствует опасность засорения канала шинопровода.

§8. ПОРТОВЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

Кпортовым гидротехническим сооружениям относятся:

1.Причальные сооружения (набережные стенки, эстакады, пирсы).

2.Берегоукрепительные сооружения, защищающие от разру­ шения определенные участки берега.

3.Внешние оградительные сооружения (волноломы, молы).

4.Маяки и знаки судоходной обстановки.

По стоимости гидротехнические сооружения составляют до 50% стоимости всех основных фондов порта.

Причальные сооружения портов должны обеспечивать надеж­ ность швартовки судов, установку и свободное маневрирование погрузочно-разгрузочных машин, создание территории для про­ кладки железнодорожных или автомобильных ■путей и оператив­ ного складирования грузов в зоне действия прикордонной меха­ низации.

8.1. Выбор профиля причальной набережной

Профиль причальной набережной выбирают в зависимости от принятой схемы механизации перегрузочных работ. В зависи­ мости от профиля поперечного разреза существуют следующие четыре основные формы набережных: вертикальная; откосная; полуоткосная; полувертикальная (рис. 17).

Рис. 17. Характерные профили причальных набережных стенок

Вертикальная набережная (рис. 17, и) наиболее удобна для швартовки судов и переработки груза, но при большой высо­ те набережная становится очень дорогостоящей.

Откосные набережные (рис. 17,6) являются дешевыми соору­ жениями, но они очень неудобны для швартовки и стоянки судов, а также и для производства грузовых операций, так как трюмы судна оказываются слишком удаленными от кордона набережной.

Применяются они при небольших колебаниях уровня воды и при малом грузообороте. Полуоткосная форма набережной

51


(рис. 17, в) занимает по условиям эксплуатации промежуточное положение между вертикальной и откосной; применяется эта фор­ ма при больших амплитудах колебаний уровня воды, если грузо­ вые операции совершаются в основном при низких уровнях.

Полувертикальные формы

набережных

(рис.

17, г) применяют­

ся в случае возведения их до

заполнения

водой

водохранилища.

В портах получила наибольшее распространение вертикальная..фор-

ма набережной.

 

 

 

 

 

 

Ориентировочная стоимость 1 пог. м причалов вертикального

типа по материалам ЦНИИЭВТа

приведена в табл. 9.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

 

Стоимость 1 пог. м. 1.фичала

вертикального типа, р у б

 

 

Конструкция вертикальной

 

Высота набережной,

м

 

 

 

 

 

 

стенки

 

6

9

12

14

 

 

 

 

 

!

 

Гравитационная уголкового профи­

850

12С0

2100

 

ля

(железобетон)

 

 

Из

железобетонного

заанкерованно-

600

1100

2000

го

шпунта таврового сечения

Из

заанкерсшанного

металлического

650

1 'СО

1900

3000

шпунта

 

Гравитационная из массивов-гиган­

1600

2200

-

тов (железобетон)

 

8.2. Требования к конструкциям причальных набережных стенок

Конструкция причальной набережной стенки должна удовлет­ ворять требованиям надежности, долговечности и удобства ее эксплуатации при минимальной стоимости строительства.

Набережные стенки и их элементы следует конструировать с учетом:

а) характера груза и технологической схемы его обработки на причале;

б) применения типовых и унифицированных деталей; в) возможности замены и ремонта элементов, подверженных

быстрому износу (отбойных устройств, причальных тумб, рымов и т. д.);

г) требований техники безопасности при строительстве и экс­ плуатации;

52


д)

наличия

строительного и

технологического

оборудования;

e'i

природных условий.

набережной стенки

производится

Выбор типа

и конструкции

на основе вариантных разработок и технико-экономических сопо­ ставлений с учетом природных и эксплуатационных условий.

Требования, предъявляемые к материалу отдельных элементов конструкции причальной набережной, устанавливаются с учетом природных условий в пункте строительства (климатические усло­ вия, агрессивность воды, колебание уровней воды).

Для проектирования набережных стенок необходимо иметь следующие исходные данные:

л) генплан порта; б) профиль набережной с абсолютными отметками проектного

дна и верха территории;

в) характеристика перегрузочного оборудования и складируемпгп груза;

г) характеристика судов;

д)

топографическая съемка местности с промерами глубин

акватории и с горизонталями через 0,5—1,0 лг,

е) геологические поперечники;

ж)

расчетные уровни воды и гидрограф за характерные годы;

з)

сведения о ледовых условиях;

и) показатель агрессивности воды;

к) волновые условия;

л)

характеристики заносимости или размываемости дна;

м)

наименование строительной организации и сведения о стро­

ительном оснащении; н) сведения о наличии предприятий для изготовления железо­

бетонных изделий; о) категория, к которой отнесен порт по условному грузообо­

роту.

Набережные стенки рекомендуется выполнять из железобетон­ ных элементов, с предварительно напряженной или ненапряжен­ ной арматурой. При специальном обосновании допускается при­ менять металлический шпунт.

Постель сооружения рекомендуется выполнять из камня или щебня. В отдельных случаях допускается применять гравий круп­ ностью 40—100 мм.

Для засыпки пазух рекомендуется применять песок разной крупности.

Вдоль линии кордона для набережных высотой свыше 9,0 м следует устраивать ограждение; при высоте до 9,0 м, а также на площадках тумбовых массивов—колесоотбойный брус высотой

15—20 см.

53


Стыки между элементами вертикальной набережной стенки должны обеспечивать полную грунтонепроницаемость. Конструк­ тивно они могут выполняться в виде металлических или железо­ бетонных замков, вертикальных обратных фильтров, завесов из синтетических полотнищ и др.

Необходимо устраивать дренажные отверстия, исключающие возможность образования подпора воды за стенкой.

Причальные набережные следует защищать отбойными устрой­ ствами от ударов и истирающего действия судов.

Низ отбойных устройств следует располагать на 0,2—0,4 м вы­ ше минимального навигационного уровня.

8.3.Влияние природных условий на выбор типа

иконструкции причального сооружения

Кприродным условиям, которые необходимо учитывать при проектировании, строительстве и эксплуатации гидротехнических портовых сооружений следует отнести:

топографические и гидрографические условия, характеризу­ ющие, в первую очередь, очертания береговой линии, рельеф бе­ рега, дна;

метеорологические—ветер, туманы, влажность, осадки, тем­ пература воздуха;

геологические — геологическое строение участка строитель­ ства, физико-механические, свойства грунта, движение наносов, их качественные и количественные характеристики;

гидрологические—колебания уровней, волнение, течение, ледовый режим;

гидрохимические, гидрофизические и гидробиологические.

8.4. Конструктивные типы причальных сооружений

П р и ч а л ь н ы м и называются сооружения для швартовки су­ дов при грузовых операциях, снабжении, отстое и ремонте судов, а также для швартовки служебно-вспомогательного и технического флота.

Н а б е р е ж н ы м и с т е н к а м и называются сооружения в виде сплошных стенок, устроенных вдоль береговой полосы.

Если подобные по расположению сооружения имеют не сплош­ ную, а сквозную конструкцию, выполненную в виде опор из свай, колонн и т. д., то такие сооружения называются н а б е р е ж н ы м и э с т а к а д а м и ,

Пи р с ы — сооружения, выступающие в акваторию и имеющие двухсторонний доступ.

5 4