ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Выбор формы расположения причалов зависит также от геологи ческих условий, рельефа берега и дна, режимов волнения и про хождения льда, наличия и возможности создания водных и сухо путных подходов к причалу и др. условий.
При русловом расположении причалов они размещаются вдоль берега по прямой и ломаной линиям, при ковшовом—но контуру врезанных в берег портовых бассейнов, при пирсовом—по перимет ру выступающих в акваторию пирсов, при ступенчатом—по линии, имеющей форму ступеней.
Перечисленные формы расположения причалов имеют свои до стоинства и недостатки, , которые должны учитываться при проек тировании портов.
Так, при русловом расположении причалов достигаются умень шение объема и стоимости строительных работ, обеспечиваются -удобный подход судов к причалам и отход от них.
Кнедостаткам руслового расположения причалов относятся: растянутая компоновка порта, возможность изменения условий йодхода судов к причалам вследствие русловых переформирова ний, возможность повреждения причальных сооружений при ледо ходе и др.
Кдостоинствам внеруслового ковшового расположения прича лов относятся: компактность, отсутствие ледохода, что позволяет использовать акваторию для зимнего отстоя флота; устойчивости глубин; отсутствие волнения.
Однако при ковшовом расположении причалов ухудшаются ус ловия • маневрирования судов. Нередко в ковше самоходные суда без помощи рейдового судна не могут развернуться. .
Наблюдаются неблагоприятные русловые процессы в зоне вхо
да в канал, соединяющий ковш с рекой, в результате чего проис ходят песчаные отложения. Существенным недостатком ковшово го расположения причалов является загрязненность воды в ковше.
Внерусловые порты получили большое распространение в За падной Европе, что обуславливается густой застроенностью при речной городской полосы, большой стоимостью земельных участ ков и ограниченными параметрами рек.
Ширина береговых бассейнов (ковшей) устанавливается в за висимости от количества причалов и их расположения. В случае расположения причалов по одной стороне бассейна ширина его принимается равной
Дб = ( i,5 -2 ,0 )L „
а при расположении причалов по обеим сторонам бассейна
Яб = (1,5-ф'2,0)£с + 2#С)
где Lc; Вс — соответственно длина и ширина расчетного суд на. ‘
30
4.2. Взаимное расположение причалов
При взаимном расположении причалов в порту, кроме техноюгических требований, необходимо учитывать следующее:
—причалы с пылящими грузами должны размещаться с под ветренной стороны по отношению к прочим причалам;
—причалы, не связанные с производством грузовых операций (служебные, технические и др.), размещаются в начале или в
конце причального фронта с учетом лучшего хозяйственного об служивания флота и использования открылков;
— пассажирские причалы, в случае расположения их на од ной площадке с грузовыми, должны размещаться рядом с прича лами непылящих грузов, желательно с причалами генгрузов.
Минимальные разрывы между сухогрузными причалами в пор тах принимаются в соответствии с табл. 3.
4.3. Порты на водохранилищах
Порты на водохранилищах можно разделить на две группы: порты, расположенные в нижней части водохранилища—озерной зоне, и порты, находящиеся в верхней его части—речной зоне.
Например, на Куйбышевском водохранилище граница между озерной и речной зонами проходит у Казани. Протяженность озер ной зоны этого водохранилища около350 км, а речной—150 км.
Гидрологический режим озерной зоны характеризуется боль шими глубинами, низкими скоростями .течения, сравнительно не большой амплитудой колебания уровня воды, значительной высо той ветровых волн.
Амплитуда колебания уровня определяется, в основном, вели чиной навигационной и зимней сработки полезного объема водо
хранилища |
(2-f-3,5 м—навигационная сработка, 5-*-6 м—годовая |
сработка). |
' |
На водохранилищах высота волны нередко превышает 2 м (на пример. в районе Тольятти—Ульяновск—ЗК-3,5 м, т. е. такая же' как и-для Балтийского моря).
Штормы вынуждают устраивать на водохранилищах портыубежища, а также возводить в грузопассажирских портах внеш ние оградительные сооружения (молы, волноломы).
Возведение оградительных сооружений сопряжено с большими капитальными затратами. Поэтому целесообразно устраивать внерусловые порты, используя появляющиеся после заполнения водо хранилища естественные заливы—бухты и глубоководные устьевые участки небольших притоков. Примером использования естествен ного укрытия для устройства порта без применения внешних огра дительных сооружений может служить Камышинский порт, кото рый размещен в устье р. Камышинки.
31
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
||
|
|
Минимальные разрывы между сухогрузными причалами |
|
|
|
|||||
|
|
Штучные |
Зерно |
Руда, |
Це |
Грузо- |
Соль на |
|
МСМ |
|
|
Наименование причалов |
грузы (кро |
удобре |
мент |
|
валом |
|
(песок, |
||
,N& |
вые гру |
llасса- |
Апа |
|||||||
ме скоро- |
ния и др. |
открыто |
щебень, |
|||||||
|
(род груза) |
портящихся |
зы насы |
Уголь химика |
в та |
|
|
|||
|
и цемента |
ты (кро- |
жирские |
го хра |
тит |
камень |
||||
|
|
п таре) |
пью |
ме апа- |
ре |
причалы |
нения |
|
и др.) |
|
|
|
|
|
тита) |
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
3 |
4 |
5 |
о |
1 |
Штучные грузы (кроме скоро |
|
|
|
|
||||
|
портящихся и цемента в та- |
|
0 |
200 |
300 |
||||
|
ре) |
|
|
|
|
|
|||
2 |
Зерновые грузы |
насыпью |
|
0 |
4- |
300 |
300 |
||
3 |
Уголь |
|
|
|
|
200 |
300 |
1 |
0 |
4 |
Руда, удобрения н др. |
хими |
300 |
300 |
0 |
|
|||
|
каты (кроме апатита) |
|
|
||||||
5 |
Цемент |
в таре |
|
|
|
200 |
300 |
0 |
0 |
<s |
Грузопассажирские |
причалы |
0 |
0 |
400 |
300 |
|||
7 |
Соль навалом |
открытого |
хра |
|
0 |
400 |
.'00 |
||
|
нения |
|
|
|
|
0 |
|||
3 |
Апатит |
|
|
|
|
200 |
300 |
0 |
о |
9 |
МСМ |
(песок, щебень, |
камень |
0 |
100 |
0 |
0 |
||
|
’и др.) |
|
|
|
|
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
200 |
0 |
0 |
200 |
0 |
|
300 |
0 |
0 |
300 |
100 |
|
0 |
400 |
400 |
0 |
0 |
|
0 |
800 |
СО 6 |
0 |
0 |
|
|
300 |
300 ' |
0 |
0 |
|
О О |
|
100 |
400 |
100 |
|
300 |
100 |
“Г |
400 |
100 |
|
0 |
400 |
400 |
1 |
0 |
1 |
0 |
100 |
100 |
0 |
|
В случае строительства руслового порта необходимо распола гать причалы наиболее компактно, чтобы сократить длину огра дительных сооружений. При строительстве новых перевалочных портов, грузооборот которых тяготеет к верхнему бьефу, представ ляется возможным объединить их с аванпортами гидроузлов.
При расчете пропускной способности причалов на водохрани лище необходимо учитывать длительность периода, когда из-за волнения порт вынужден прекращать работу.
При проектировании порта на водохранилище необходимо так же учитывать механическое воздействие волнения на берега, от чего происходит размыв и уполаживание откосов.
На волжских водохранилищах ширина зоны переработки бе рега (уполаживания, обмеления) может достигать 20—80 м.
Всвязи с ранним замерзанием водохранилищ и поздним вскрытием длительность навигации на них сокращена, например, на Рыбинском водохранилище па 18 суток.
Внижних бьефах приходится считаться с таким гидрологиче ским фактором как суточное колебание воды, т. к. неравномер ность работы гидростанции в течение суток, вызываемые нерав номерностью потребления электроэнергии, приводит к необходи мости регулировать количество воды, перепускаемой через турби ны ГЭС из верхнего бьефа в нижний.
Например, в Балахне колебания уровня воды за сутки дости
гают 1,5 м.
Суточные колебания уровня воды и особый ледовый режим (образуется шуга, береговые откосы покрываются мощным слоем льда) отрицательно влияют на устройство и эксплуатацию гидро технических сооружений, находящихся в нижних бьефах.
Тяжелые для этих сооружений ледовые условия не позволяют применять здесь набережные эстакадного типа.
з п. л.
§5. КОНСТРУКТИВНЫЕ ТИПЫ СКЛАДОВ
5.1.Классификация складов
Взависимости от условий хранения груза различают склады закрытого типа, навесы и открытые склады-площадки.
По длительности хранения |
груза склады всех типов делятся |
||||
на две категории—склады |
краткосрочного хранения |
(буферные) |
|||
и склады длительного хранения |
(базисные). |
|
|||
При выборе типа и конструкции склада, прежде всего, следует |
|||||
учитывать |
физико-химические |
свойства грузов и технологию их |
|||
перегрузки. |
Последнее, т. е. технологическая схема |
перегрузки |
|||
груза является |
основным |
фактором, учитываемым |
при решении |
||
вопроса о расположении склада на портовой территории. |
|||||
З а к р ы т ы е |
с к л а д ы |
(рис. |
6) бывают: |
|
34 |
Рис. 6. Конструктивные типы портовых складов |
|
— напольного типа для |
тарно-штучных, грузов (рис. 6, а, б, в); |
|
— силосного и бункерного типа—для хранения зерна |
(элсва- - |
|
горы), цемента, апатитов |
и других исслеживающихся |
грузов |
(рис. 6, г,е); |
|
|
—шатрового типа для пищевой соли, минеральных удобрений
идр. химических грузов (рис. 6,6, ж) :
Основные параметры одноэтажных железобетонных складов 'для штучных грузов помещены в табл. 4.
I а б л и ц а 4
Размеры портовых складов
Тип склада |
Ширина |
Ширина |
Общее данные для |
всех |
||||
склада, м |
пролетов, м |
типоразмеров, |
м |
|||||
|
|
|||||||
Трехпролетный |
с |
одной |
18+24^18 |
Продольный шаг |
наруж- |
|||
тыловой рампой |
60 |
ных опор 6 м |
|
|
||||
То же |
|
48 |
12 - 24—12 |
То же внутренних 12 .и |
||||
Двухпролетным |
с |
одной |
18-18 |
Высота склада |
от |
пола |
||
тыловой рампой |
36 |
до низа |
несущих |
кон- |
||||
Однопролетный с одной |
|
струкций |
6 м |
|
|
|||
24 |
|
|
|
|
||||
тыловой рампой |
24 |
|
|
|
|
|||
То же, без рамп |
12 |
12 |
|
|
|
|
Длина одноэтажного склада обычно принимается не более 0.9 длины причала.
Рампы представляют собой платформы, возвышающиеся над головкой рельс на 1,1 — 1,2 м, шириною 6—9 м для возможности обработки транспортных средств с применением авто- и электро погрузчиков.
Важный элемент склада—ворота. В современных складах при меняют подъемные шторные ворота с механическим приводом. Ширину ворот обычно принимают 4,8 м, а высоту—не менее 4,2,к. Обычно ворота устанавливают в каждом пролете, т. е. через
6метров.
Вряде зарубежных портов склады располагают перпендику лярно причальной линии и с речного торца устраивают консоль,
являющуюся продолжением крыши склада.
Эта консоль выступает над водой и полностью перекрывает су да, установленные у причала.
Такие склады оборудованы мостовыми кранами, перемещаю щимися вдоль всей длины склада, включая и консольную часть
(рис. 7).
35