Файл: Шерле, З. П. Речные порты конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Элеваторы представляют собой зернохранилище наиболее со­ вершенного складского типа с полной механизацией всех склад­ ских и перегрузочных операций.

I

h m

— .—

 

i

Рис. 7. Портовый склад с консолью, выступающей над аква­ торией

Кроме хранения зерна, в них производят очистку, сушку, сор­ тировку, взвешивание и «лечение» зерна. Имеются элеваторы ем­ костью 200 тыс. т и более.

При перемещении зерна, особенно в местах пересыпки, выде­ ляется большое количество пыли, вредно влияющей на здоровье людей (к тому же пыль взрывоопасна). Поэтому в элеваторах не­ допустимо искрообразование и применение открытого огня.

Непосредственно в местах образования пыли устанавливаются аспирационные устройства, отсасывающие запыленный воздух и очищающие его перед выбросом в атмосферу.

Условия, необходимые для качественного хранения зерна— поддержание нормальной влажности (14—15%) и низкой темпе­ ратуры; защита зерна от грызунов и насекомых.

Повышенная влажность и температура способствуют самовоз­ горанию зерна, поэтому обычно зерно поступает в зернохранили­ ще после очистки и сушки:

5.2. Противопожарные требования к складам

Для крытых складов основными противопожарными требова­ ниями являются:

пропитка деревянных конструкций огнезащитным составом;

устройство брандмауэров, разделяющих склады площадью

свыше 1000 м2\

— использование осветительной арматуры во взрывобезопас­ ном исполнении;

вынос электрораспределительных щитов наружу;

разделение наружного и внутреннего освещения;

расположение гидрантов в полосе до 25 м от склада и на

расстоянии друг от друга 80-г 100 м\

— установка внутри складов пожарных кранов с гайками «Ротта» на высоте не более 1,5 м от уровня пола, через 25 м друг от друга;

36


— наличие в складе аншлагов «Не курить» и постов противо­ пожарного инвентаря (огнетушители, кошма, песок, топоры, баг­ ры, лопаты и т. д.).

Из стационарных систем огнетушения на складах применяют спринклерную и дренчериую системы. Спринклерная система сра­ батывает автоматически при пожаре. При этом расплавляется припой клапанов, перекрывающих отверстия в спринклерных го­ ловках, и через эти отверстия начинает поступать вода. В момент начала движения воды по спринклерной водопроводной сети авто­ матическая сигнализация оповещает о начавшемся пожаре.

В неотапливаемых портовых складах спринклерная система за­ полняется сжатым воздухом, давление которого превышает дав­ ление воды в системе. Дрепчерная система имеет всегда открытые головки, через которые вода при пожаре поступает от насосов.

К открытым складам и площадкам противопожарные требова­ ния диктуются, главным образом, свойствами складируемых гру­ зов.

С к л а д ы для г а рно - шт уч ных г р у з о в . 'Гарно-штучные грузы на открытых площадках территории порта должны уклады­ ваться штабелями. Штабель должен занимать площадь не более 200 м2. Между штабелями должны быть противопожарные разры­ вы 10 м.

Контейнеры универсальные грузоподъемностью 3— 5 г как гру­ женые, так и порожние, устанавливаются не более 100 штук в группе; между группами устраиваются разрывы не менее 10 м. При ограниченных размерах контейнерной площадки разрешается

установка контейнеров в два яруса, но не более 50

штук в группе.

С к л а д ы угля. На складе должен

осуществляться система­

тический контроль за температурой угля

посредством термомет­

ров, установленных в металлических контрольных

трубах. При

обнаружении температуры угля выше 60°С разогревшийся уголь необходимо изъять и засыпать свежим углем той же марки с тща­ тельным уплотнением.

Л е с н ы е с клады. Размеры штабелей круглого леса не должны превышать по ширине длины бревна, по длине—100 м, по высоте—14 м. Разрыв между штабелями по ширине должен быть не менее 1 м, а по длине не менее 15 м.

Штабели пиломатериала не должны превышать по длине и ширине длины доски (бруса), по высоте—12 м. Разрыв между штабелями должен быть не менее 2 м.

5.3.Эксплуатационные требования к складам

Всоответствии с назначением складов все эксплуатационные требования к ним могут быть сведены к следующим основным:

— достаточная емкость;

37


тип склада должен .отвечать рациональным условиям хра­ нения и прохождения грузов через склад;

пропускная способность склада должна обеспечивать нор­ мальную работу причала в наиболее напряженные месяцы нави­ гации;

расположение склада должно отвечать технологическим схемам перегрузки грузов;

материалы, из которых построен склад,-должны соответ­ ствовать физико-химическим свойствам груза.

§ 6. ВНУТРИПОРТОВЫЕ АВТОДОРОГИ И ПОКРЫТИЯ ТЕРРИТОРИИ

6.1. Автодороги

Автодороги порта классифицируют по трем категориям в зави­ симости от интенсивности движения (машин в ч):

I— более 100

II— от 15 до 100 III— менее 15.

Каждой категории дороги соответствуют свои ширина проез­ жей части, расчетная скорость движения, тип одежды и прочие характеристики.

В речных портах чаще всего встречаются дороги II и III кате­ горий. Дорога II категории, например, имеет следующие основные характеристики: ширину проезжей части 7,0 м, наибольший про­ дольный уклон 7%, расчетную скорость движения на прямолиней­ ном участке 35 км/ч, а на перекрестках 15 км/ч.

Автодороги в портах, как правило, прокладывают по кольце­ вой схеме.

6.2. Покрытия территории

Покрытия грузовых площадок на территории портов могут быть цементно-бетонные, асфальтобетонные и из сборных железо­ бетонных плит. Для удобства эксплуатации целесообразно приме­ нять покрытия одного типа. Каждый тип покрытия в зависимости

от эксплуатационных

нагрузок

подразделен

на три категории

(табл. 5).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика покрытий портовой территории

Кате-

Основная эксплуатационная

нагрузка

Требуемый модуль

к о л е с н а я

 

 

 

 

гория

 

равномерно

распреде­

деформации для

по­

 

давление на

нежестких одежд,

кры­

схема

ленная,

т/м2

кг/см2

тия

 

колесо,

т

 

 

 

 

I

Н-18

6

 

 

10

 

650

11

Н-13

4,55

 

 

6

 

600

111

Н-10

3,5

 

 

3

 

550

38


Цементно-бетонные покрытия

Их делают в один или два слоя (рис. 8 а). Двухслойные по­ крытия применяют при наличии местных строительных материа­

лов, непригодных для устройства верхнего слоя, но

допускаемых

 

°)

 

 

 

 

4

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

л •

а -д Д ' Д ' '' Л- ■. Д : 4 •■Д-'Д .’

 

 

/

• / V ■-д '. д -

'ZX • А' 1чД■ Д ' Д ■

%

1$п£нто- J

 

*•

AVм ‘ Д

\ Д*

Д .\

\етон

Д

Д - 'А 'А ‘ ‘А- *Д

‘Л; ; А Д ' А*

Чг

 

 

 

 

-Д*

 

• • *Д • А*Д- -'•‘Д i

 

Цесок

Ч

 

 

 

 

 

Рис. 8. Типы покрытий портовых территорий

для нижнего слоя покрытия. Минимальная толщина покрытий по категориям приведена в табл. 6.

Толщина покрытия

Категория

Толщина

слоя, см

покрытия

при одном слое

при двух слоях

 

I

22

24

II

20

22

ш

18

20

39