ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ла в два-три раза по сравнению с послойным способом, так как добыча послойным способом производится с повышенной влажностью 85—87%, что значительно удлиняет срок полевой сушки и сокращает сезонный сбор годовой продукции [2, 3]. Применение уборочной машины УПК-4 позволит создать не обходимый технологический комплекс машин, полностью ме ханизирующий процесс производства кускового подстилочного торфа.
Отделом научно-исследовательских работ института созда на машина для добычи кусковой подстилки карьерным спо собом.
Прицепная к трактору ДТ-75Б машина ДКП-2 состоит из следующих основных узлов (рис. 1 и 2): сцепки, подвижной
инеподвижной рам, пильных рабочих органов 5 и 16, прием ного и выдающего транспортеров, трансмиссии, гидросистемы
иследящего устройства.
Рабочий орган машины в целом представляет собой соче тание вибрирующего профиля и перпендикулярно установлен ной к нему горизонтальной дисковой пилы.
Такое конструктивное оформление рабочего органа объяс няется тем, что энергозатраты процесса резания торфа вибри рующим профилем (ножом), как показали результаты лабо раторных исследований, значительно меньше, чем при исполь зовании дисковой пилы, режущей залежь на глубину 350 мм в вертикальной плоскости. График зависимости изменения усилия резания от частоты колебания приведен на рис. 3.
Приемный и выдающий скребковые транспортеры предна значены для приема и выдачи отрезанного куска на поле сушки.
Трансмиссия машины состоит из карданного телескопиче ского вала, коробки перемены передач (от автомобиля ЗИЛ-150), центрального раздаточного конического редуктора, цилиндрического редуктора привода вертикальной пилы, про межуточного телескопического карданного вала, одноступен чатого цилиндрического редуктора и виброножа.
Гидросистема машины состоит из трех гидроцилиндров марки ЦС-75 и одного цилиндра ЦС-55, гибких шлангов, ме таллических трубопроводов и дросселя с регулятором обрат ного клапана и золотника. Два гидроцилиндра ЦС-75 предна значены для подъема и опускания рабочего органа, а один — для подъема и опускания отвала. Гидроцилиндр ЦС-55 вы полняет функцию исполнительного механизма в системе сле дящего устройства.
Следящее устройство предназначено для автоматического регулирования номинальной толщины слоя отрезаемого куска в процессе работы машины. Оно состоит из следящего катка, на оси которого жестко закреплен кулачок с ползуном золот ника 6 БГ 74-14, и гидроцилиндра ЦС-55. Базой следящему
4* |
51 |
Рис. 1, 2. Машина ДКП-2
7 — карданный телескопический |
вал; 2 — сцепка; 3 — гидросистема; |
4 — короб |
||||||||
ка перемены |
передач; 5 — раздаточный . конический |
редуктор; |
6 — неподвижная |
|||||||
рама; |
7 — промежуточный |
карданно-телескопический |
вал; 8 — одноступенчатый |
|||||||
цилиндрический редуктор; |
9 — выдающий скребковый |
транспортер; |
10 — при |
|||||||
емный |
скребковый |
транспортер; |
11 — цилиндрический |
редуктор привода вер |
||||||
тикальной пилы; |
12 — вибратор; |
13 — следящее |
устройство; |
14 — горизонталь |
||||||
|
ная |
дисковая пила; 15 — подвижная |
рама; |
16 — вибронож |
катку служит вертикальная боковая поверхность карьера, вдоль которого работает машина. Она позволяет своевремен но фиксировать отклонения толщины отрезаемого слоя в лю бую сторону от нормальной. Устройство работает следующим
образом.
При отклонении машины, а следовательно, и изменении толщины срезаемого слоя торфа (например, в сторону увели чения толщины куска) откос карьера давит на следящий ка ток, который благодаря ассиметричному расположению отно сительно вертикальной оси отклоняется и вращает кулачок.
52
Сигнал отклонения передается на шток цилиндра ЦС-55, ко торый выдвигает подвижную раму с рабочим органом до тех пор, пока не устанавливается номинальная толщина срезае мого слоя торфа.
Машина ДКП-2 работает следующим образом-. Рабочий орган с помощью гидросистемы опускается в карьер. Диско вая горизонтальная пила подрезает откос карьера на глубину
Рис. 3. График зависимости изменения усилия резания от частоты колебаний
60 мм от боковой поверхности залежи, затем вибронож сре зает подрезанный слой торфа на глубину 350 мм. Горизон тальной пиле придано такое направление вращения, которое позволяет использовать силы трения и прилипания между бо ковыми поверхностями пилы и срезанного слоя как движущие силы, способствующие подаче и укладке отрезаемого слоя торфа на приемный скребковый транспортер. С помощью се катора, установленного на выдающем транспортере, лента торфа рассекается на куски длиной 150 мм. Куски торфяной подстилки (60X150X350 мм) с приемного транспортера по-
Рис. 4. Схема работы машины:
1 — картовая канава; 2 — рабочий проход машины
53
ступают на выдающий, который выстилает их на поверхность карты с левой стороны по ходу машины в фигуры сушки.
Машина ДКП-2 непрерывного действия работает по кру говой системе, перемещаясь вдоль картовой канавы (рис. 4). После окончания рабочего прохода выполняются вспомога тельные операции цикла по подъему рабочего органа в транс портное положение, повороту и переезду на соседнюю карту к противоположной стороне канавы. Затем в канаву опускает ся рабочий орган, и проход повторяется.
Преимущество машины ДКП-2 заключается в том, что она работает на залежах с пониженной начальной влажностью до 80%.
Техническая характеристика
Производительность |
машины |
за |
семичасо |
|
||
вую |
смену (в зависимости |
от |
пнистости |
|
||
залежи), т / с м е н у ............................... |
|
|
38— 162 |
|||
Дорожный просвет, м м .......................... |
|
|
|
330 |
||
Краевые давления, кгс/см2: |
|
|
|
0,3 |
||
в рабочем п о л о ж е н и и .................. |
|
|
. |
|||
в |
транспортном |
положении. . . |
0,25 |
|||
Окружная скорость |
горизонтальной |
пилы, |
25 |
|||
м/с |
........................................................................... |
|
|
|
|
|
Частота колебаний виброножа,об/мин |
. . |
1700 |
||||
Размеры нарезаемого куска, мм |
|
|
60X150X350 |
|||
Масса куска, к г ........................................ |
|
|
|
|
2,5 |
|
Скорости передвижения машины, км/ч: |
|
|||||
р а б о ч и е ........................................................... |
|
|
|
от |
0,84; 1,6 |
|
т р а н с п о р т н ы е ............................................ |
|
|
5 до 8,52 |
|||
Габаритные размеры |
(без трактора), |
мм: |
4580 |
|||
длина .................................................................. |
|
|
|
|
||
ш и р и н а ............................................... |
|
|
|
3700 |
||
высота: |
|
|
|
|
1450 |
|
|
в рабочем положении................. |
|
|
. . |
||
|
в транспортном положении . |
1950 |
||||
Масса, кг .................................................................. |
|
|
|
|
2000 |
ЛИ Т Е Р А Т У Р А
1.Б о ч а р о в М. С. Исследование полевой сушки и хранение подсти лочного торфа с применением стеллажей. Труды ВНИИТП, вып. 20, 1963.
2.П р о д о П., Р а у д с е н А. П. О механизированной добыче подсти лочного торфа в Эстонской ССР. Таллин, Эстгосиздат, 1959.
3. Р а у д с е н А. П. К вопросу о механизации производства |
подсти |
||
лочного торфа.— «Торфяная промышленность», |
1962, № 5. |
|
|
4. С о л о п о в С. Г., С е л е з н е в а Г. В., С а м с о н о в Л. Н. и др. |
|||
Усовершенствование технологии |
производства |
высококачественной |
торфя |
ной подстилки. Отчет по теме № |
14. Калинин, |
1972. |
|
54
Канд. техн. наук Л. Н. САМСОНОВ, А. Н. ПЕТРОВ
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ РАСЧЕТА РАБОЧИХ СОПРОТИВЛЕНИЙ
ПРИ ЭКСКАВАЦИИ ТОРФЯНОЙ ЗАЛЕЖИ КОВШОМ
В основу силового расчета одноили многоковшового экс каватора закладываются рабочие сопротивления, оказывае мые разрушаемым грунтом на рабочий орган машины. Для экскаваторов, работающих на минеральных грунтах, доста точно полно исследованы диапазоны изменения этих сопро тивлений. Существуют методы их расчета, созданные на ос нове обширных экспериментальных исследований, а для не которых грунтов получены теоретические зависимости сопро тивлений от физических свойств грунта и параметров процес са экскавации. В области резания торфяной залежи проведе но много исследований, однако результаты их применимы для определенного рабочего органа (в основном различных типов торфяных фрез) и конкретного диапазона параметров процес са резания. Методика расчета сопротивлений при экскавации торфа ковшом дается в отдельных источниках [1—5] без по дробного обоснования.
Касательную составляющую усилия сопротивления при экскавации торфа ковшом предлагается оценивать по формуле
P = kbh,
где k —удельное сопротивление; рекомендуемые значения k = l , 2 —1,8 кгс/см2', b и h —ширина и толщина срезаемой стружки.
В работе [1] в качестве расчетной формулы рекомендует ся так называемая формула Зворыкина, заимствованная из теории металлообработки (6). Касательная составляющая усилия резания определяется по формуле
[ 2 / ic o s а 0 + (1 |
+ / ] ) |
sin а„1 55т„ |
s in 7 [(1 — Л / 2) sin (а 0 + |
7) - f |
( / , + / 3) COS (а 5 + т )] ’ |
где ао — угол резания;
ft— коэффициент трения материала о резец; f2— коэффициент внутреннего трения материала; т0— предельное напряжение сдвига; 6 — толщина стружки; 5 — ширина стружки; у— угол скалывания.
55
Угол скалывания
где 01 —угол внешнего трения;
02—угол внутреннего трения.
Вработах [3, 4] усилие сопротивления резанию предла гается определять через усилие сопротивления для режущего периметра ковша, вводя поправки на форму ковша, его раз меры, наличие зубьев и т. д.
Касательная составляющая усилия сопротивления для периметра
(3)
где Р \ — усилие резания лезвием; Р2 —'Сопротивление трения наружных поверхностей
о грунт; Рз— сопротивление продвижению стружки;
р' и р"— удельная сила резания для горизонтального и вертикального ковша;
/ — коэффициент внешнего трения;
/0— длина режущей кромки ковша в направлении резания;
у0— объемная масса торфа; ср — угол внутреннего трения;
тСц— коэффициент сцепления;
Лк— высота контакта грунта с профилем; Е— модуль деформации;
Аb— сжатие стружки по ширине (за счет заострения вертикальных режущих кромок);
Лпред—длина выступающей части горизонтальной режу щей кромки;
е— основание натуральных логарифмов;
Я— величина деформации срезаемой стружки козырь ком ковша;
k0, Л0 — коэффициенты, зависящие от механических свой ств торфа;
а—угол наклона горизонтального профиля к горизонту.
56
Полную касательную составляющую усилия сопротивле ния для ковша определяют по формуле
P * = P . . - k r k v . . . - k t , |
(4) |
где k \ , k 2 . . . k i —коэффициенты, отражающие влияние фор мы ковша, наличие зубьев и т. п. (диапа зон их изменения приводится).
Анализируя эти формулы для расчета сопротивления экс кавации торфа ковшом, следует отметить следующее:
1.Формула (1) для оценки сопротивлений в широком диа пазоне физико-механических свойств грунта и режимов реза ния требует знания значений k для всех этих условий, так как удельное сопротивление при их изменении меняется в ши роких пределах. Предлагаемый диапазон изменения коэффи циента (£=1,2—1,8 кг/см2), очевидно, не удовлетворяет этим условиям.
2.По формуле (2) определяется сопротивление при экска вации торфа ковшом. Расчеты основаны на предположении, что деформация происходит за счет скалывания по плоско стям, направленным под некоторым углом у к направлению перемещения резца. Процесс в торфе намного сложнее благо даря неоднородности материала, особенностям его физико
механических свойств и поведения при деформациях. Поэто му применение этой формулы для расчета условно.
3. Формулы (3, 4) определяют качественную сторону про цесса и теоретического определения усилий сопротивления. Аналогия между деформацией грунта, передней гранью гори зонтальной режущей кромки и вертикальной деформацией плоским штампом не обоснована. Предлагаемые удельные со противления р' и р" для горизонтальной и вертикальной ре жущей кромки не увязаны с физико-механическими свойства ми торфа, и требуется определение их в каждом конкретном случае. Формула очень громоздка и не совсем удобна для практического расчета.
Для более наглядного сравнения этих методов расчета со противлений ковша был проделан расчет касательной состав ляющей усилия сопротивления для ковшей машин РВК и ТЭ-ЗМ.
Результаты расчета даны в таблице. При расчете были ис пользованы физико-механические характеристики торфа. Сравнение этих осредненных цифр позволяет сказать, что для ковша типа РВК, имеющего полублокированное резание, судя по мощности двигателя, более реальное значение дают формулы (3 и 4) как более полно рассматривающие физи ческую картину процесса. Для ковша прямой лопаты ТЭ-ЗМ формулы (1, 3, 4) дают близкие значения сопротивления.
57