Файл: Математическое программирование и производственные задачи..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
0K b j^ b j, j = |
1, 2, . . |
Л ; Z = l, 2, . . |
(1.6) |
Таким образом, |
задача |
1.1 становится задачей |
стохасти |
ческого линейного |
программирования. |
|
Как указывалось, в зависимости от преследуемых целей в стохастическом программировании существуют различные по
становки задач. |
В данном параграфе рассматривается |
сле |
|
дующая |
постановка. |
|
|
Если |
закон |
распределения величины b\ U— 1,2, . . |
., л; |
1 = 1, 2, . |
. .. L) известен, то, заменив ее математическим ожи |
||
данием |
|
решение стохастической задачи можно свести |
к решению детерминированной задачи. Но закон распределе ния случайных величин не всегда бывает известен. Поэтому для выявления закона распределения и определения матема тического ожидания заранее производится обработка стати стических данных.
|
Задача 1.2. Найти такие значения |
величин х\ и yj, ко |
||||||||
торые минимизируют функцию |
|
|
|
|||||||
|
|
|
Л = л * |
\ i-i |
2 Су У} ) |
(1 - 7 ) |
||||
|
|
|
|
|
|
j - 1 |
/ |
|
||
при |
условиях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р ф |
а и х ‘- |
у'--1 <. Ь '-у > -р ‘, |
/= 1, 2, |
., л; 1=1, 2, |
. . .,L , |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( 1.8) |
где р] (у= 1 , |
2, |
. . ., |
л; |
/=1, 2, . . ., |
L)—заданные вероят |
|||||
ности; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х\>А\, |
i = 1, |
2, |
. . |
., |
т- |
1 = 1, |
2............ L-, |
(1.9) |
|
y/sSy'sSy., |
, |
7= 1, |
2, |
. . |
., |
л; |
/= 1, |
2, . . ., L. |
(1.10) |
В работе [47] для решения задачи (1.7) — (1.10) предла гается алгоритм, основанный на обработке статистических данных относительно случайных величин Ь}1 . Но для приме нения указанного алгоритма необходимо иметь достаточно большой объем статистического материала. С другой стороны,
103
при большой номенклатуре выпускаемой продукции число не известных в задаче (а также число ограничений) будет вели ко, что приводит к определенным затруднениям при реше нии задачи. Поэтому возникает необходимость в упрощении структуры задачи. Если принять
х\= А \ , 1= 1 , 2, . . ., т- / = } , 2, . . L, |
(1.11) |
то сразу можно избавиться от этих переменных. Тогда вместо задачи 1.1 получим следующую задачу.
Задача 1.3. Найти величины yl, минимизирующие |
ли |
|||||||
нейную функцию (1.5), при условиях (1.3) и |
|
|
|
|||||
у^1 > й ‘- Ь ‘-\ |
у = 1, 2, . |
. ., |
п- |
/= 1, 2 ........... L, |
|
(1.12) |
||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
гп |
|
. . |
., |
п- |
/=1, 2, . . ., |
L. |
|
|
е1‘ = ^ а и А\, /= 1, 2, |
|
|
||||||
<-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Из постановки видно, что при фиксированных |
Ь1 |
задача |
||||||
имеет простую структуру. Нетрудно заметить, что для |
разре |
|||||||
шимости задачи |
необходимо |
выполнение условий |
|
|
|
|||
у/, /=1, 2............я; |
/=1, 2, . . ., L. |
|
(1.13) |
|||||
Эти условия являются и достаточными. Действительно, |
||||||||
при выполнении |
условий |
(1.13) |
можно непосредственно по |
|||||
строить решение задачи |
1.3: |
|
|
|
|
|
|
|
у}~_1 = |
max [dlj —blj - 1-, |
уу]. |
|
(1.14) |
||||
Ясно, что стохастический вариант этой задачи тоже будет |
||||||||
иметь простую структуру по сравнению с задачей |
1.2. |
|
|
|||||
Из (1.14) видно, |
что при £ j_1= 6 / = |
rfj имеем у;-_1= уу, |
т. е. |
|||||
если в течение (/—1 )-го промежутка |
времени от поставщика |
получается точно тот объем материала, который употребляет ся в производстве за /-ый промежуток, то достаточно в нача ле (/—1)-го промежутка времени иметь минимальный объем запаса. Однако в реальных условиях редко встречается такая ситуация. Поэтому величины ЬУ рассматриваются как слу
104
чайные, вследствие чего случайными будут и величины
Если закон распределения случайных величин Tjj изве стен, то стохастический вариант задачи 1.3 сводится к детер минированному. Но закон распределения случайной величины не всегда известен. В таких случаях целесообразно вместо стохастического варианта задачи 1.3 рассматривать параме трическую задачу, в качестве параметров принимая случай ные величины vjj. Нетрудно показать, что минимальное зна чение целевой функции (1.5) является неубывающей вогнутой функцией от параметров Учитывая вогнутость и кусочно линейную структуру этой функции, заключаем, что ее градиент принимает возможное наибольшее значение на подобласти,
близкой к вершине ^l.= d l. (у' = 1, 2, . . ., tv, /= 1, 2, . . ., L)
параллелепипеда 0^Сг/.£^й‘. Следовательно, на указанной подобласти функция имеет наибольшее приращение, т. е. вблизи указанной вершины целевая функция задачи 1.3 бо лее чувствительна относительно исходных данных. Из оп ределения vjj видно, что минимальное значение целевой функции (1.5) является невозрастающей функцией от Ь}1
(этот факт чувствуется и из экономической сущности задачи
1.3).
Таким образом, наилучшей подобластью (в смысле ми нимального значения целевой функции) является параллеле пипед 0<v;j<yy. Исходя из этого, отрезок [0, _уу ] можно принимать в качестве доверительного интервала случайной ве личины у*. Сужение доверительного интервала производится
на основе обработки статистических данных. |
Можно убедить |
||||
ся, что в качестве |
минимального объема запаса ( уу) нужно |
||||
брать |
верхнюю |
границу |
доверительного |
интервала ■/)' |
|
</= 1, |
2, . . ., L). |
Практически уу не может неограниченно |
|||
убывать. Через некоторое время |
(исходя из статистики реали |
||||
зации |
случайных |
величин |
f]j ) |
она станет неподвижной или |
с незначительной амплитудой будет колебаться вокруг данной стационарной точки, которую и можно принять в качестве уу.
Приведем еще одну постановку задачи управления запа сами. Предположим, что из-за нехватки единицы материала /-го вида в течение / -го промежутка времени предприятие не сет ущерб в сумме «у . Введем переменные
105
z J = * J - > + y r f j, |
|
7=1, |
2 |
|
/=1, |
2, . . |
L. |
|
||
При 2 j> 0 |
имеем, что zlj = |
y lj , |
а при |
zy< 0—потребнос |
||||||
ти производства в материале /-го |
вида не |
удовлетворяются |
||||||||
в объеме |zj|. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача |
1.4. |
Минимизировать функцию |
|
|
||||||
|
|
|
|
Л = |
V v |
ау|2}1 |
|
|
(1.15) |
|
|
|
|
|
|
/-1 |
|
|
|
|
|
при условиях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-1| J_ ?l- 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I < |
+ |
W -1- |
-zr |
/— 1, 2............я; |
/=1, 2, |
. |
. ., Z.; |
|||
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
(1.16) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- d ^ z ^ y j |
, 7= 1, |
2, . . ., я; /=1, |
2, . . |
L. |
(1.17) |
|||||
По существу |
задача |
(1.15)— (1.17) |
является |
нелиней |
||||||
ной (даже при фиксированных |
bJ ). Если величины |
Ь1. слу |
чайные, то она будет нелинейной стохастической задачей, ко торая более правильно отражает реальную действительность.
§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ СХЕМ ПЕРЕВОЗОК
Организационные трудности в строительстве, как и хозяй ственные неполадки, подчас возникают в результате непра вильного планирования материально-технического снабжения, в частности, планирования перевозок строительных материа лов.
Повышение качественного уровня планирования и управ ления экономикой является важным условием улучшения организации производства в строительстве.
Сложившиеся организационно-технические условия тре буют новых хозяйственных решений во всем комплексе вопро сов экономики строительства. Изо дня в день повышается актуальность систематического совершенствования организа ции производства на базе внедрения научной организации труда и управления в строительстве.
106
Старые формы управления и планирования строительствавытесняются, заменяются новыми. Для научно обоснованного планирования и управления строительством требуются мате матические методы экономического анализа строительства и его производственных подразделений (в строгой увязке между собой).
Современные экономико-математические методы позволя ют дать оптимальные решения по каждой конкретной органи зационной и планово-экономической задаче, встречающейся в строительном производстве.
Необходимо отметить, что транспортные расходы в се бестоимости промышленной продукции пока составляют зна чительную долю. В промышленности удельный вес транс портных затрат составляет, в среднем 13%, а в ее отдельных отраслях—еще выше. Так, например, в угольной промышлен ности удельный вес транспортных расходов составляет 27,8%, в промышленности строительных материалов—28,3%, а в целом в стране транспортные расходы составляют более 27 миллионов рублей в год. Отсюда и вытекает необходи мость научно обоснованного подхода к вопросам учета тран
спортных затрат, планирования |
и |
нормирования |
перевозок |
||||||
в материально-техническом снабжении. |
|
|
|
||||||
Постановка транспортной задачи. Классическая транс |
|||||||||
портная задача |
ставится следующим образом. |
Пусть имеются |
|||||||
т баз |
(карьеров) |
Л„, . . |
., |
А,„—с объемами строитель |
|||||
ного |
материала |
г-го |
вида а[, |
а 2,г |
. . |
а'т и п потребителей |
|||
(строительных |
объектов) Въ |
Я>, |
. . ., |
В п—с соответствую |
|||||
щими потоебностями: b[, Ьг2, . . |
., |
Ь'п. Стоимость |
перевозки |
||||||
единицы материала г -го вида из |
I-го пункта отправления |
||||||||
(базы) в у'-ый пункт назначения |
равна |
crt. и |
предполагается |
известной для всех комбинаций (г, у). Пусть х\}—количество материала r -го вида, перевозимого по маршруту (г, у). Экономический смысл задачи заключается в том, чтобы оп ределить такие величины x tjr (объемы перевозок) для всех маршрутов (г, у), при которых суммарная стоимость пере возок была бы минимальной.
Условия транспортной задачи для материала г -ro вида схематично можно представить в виде табл. 2.1.
107