Файл: Математическое программирование и производственные задачи..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
|
|
|
|
Таблица 2.1 |
Пункты назначе |
|
|
|
Объемы мате |
ния (строительные |
|
|
• * - п |
|
объекты) |
1 2 |
• • • j |
риала r -го вида |
|
Пункты отправле |
|
|
|
на базе |
ния (базы) |
|
|
|
|
1 |
х[\ х 12 |
' • • 4 , • • • Х\п |
|
|
|
|
|||
2 |
х 2\ х 22 |
’ • • Xnj |
• • • х 2п |
а2 |
i
т
Объемы потреб ления материала г-го вида
хп хя • • • хЬ • * * Х1п |
|
а[ |
||
х т\ |
х т2 * * •xmj |
хтп |
|
ат |
ь' |
у2 . . • Ь) |
|
т |
п |
• • • К |
2 |
a't = 2 ь; |
Очевидно, что таких таблиц составляется |
1 штук ( г = |
|
= 1, 2, |
. . /). Элемент х\., стоящий на пересечении /-ой |
|
строки |
и у'-го столбца, показывает количество |
материала, |
перевозимого из /-го пункта отправления в у'-ый пункт пот ребления. Следовательно,
v x 'j= a rlt i = 1, 2, . . ., т, i~i
т. е. количество материала r -го вида, отправленного из /-ой
базы во все |
строительные |
объекты, должно быть равно |
запасу материала r -го вида на /-ой базе. |
||
С другой стороны, |
|
|
т |
х и = ьр У=1, |
2............я, |
2 |
т. е. количество строительного материала r -го вида, получен ного у'-ым строительным объектом из всех баз, должно быть равным его потребности.
108
Обычно предполагается, что сумма запасов материала г-го вида всех баз равна сумме потребностей всех строитель ных объектов в материале данного вида. Если это условие нарушается, то доба!Вляется либо фиктивный пункт потребле ния с объемом потребления
v а/ — v br= b r |
если |
|
либо фиктивная |
|
±ua i |
+ J uj—vn+1 |
|
|
|
<-i |
/-i |
т |
п |
т |
|
п |
|||
база с |
запасом У |
Ьг.—2 л \~аГт+\ |
( если 2 |
^-^>2 а \)- |
|
j - 1 |
г-i |
}-\ |
<- 1 |
Математическая формулировка транспортной задачи за ключается в следующем.
Задача 2.1. Требуется определить такие объемы пере
возок x ifr |
строительных материалов |
из баз на |
строительные |
объекты, |
которые минимизируют |
суммарные |
затраты пере |
возок |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
<-1 /-1 сЬх и |
|
|
при условиях
п
V хг — :а1 * = i , 2, . . ., от;
т
II
У = 1 , 2, . . ., л ;
x tj>r |
0, *= 1 , |
2, . . ., т; j = 1, 2............п. |
Условия |
х'^-О |
означают, что объемы перевозок между |
базами и строительными объектами не могут быть отрица тельными, т. е. перевозки допустимы только в одном направ лении.
Существуют разные модификации постановки транспорт ной задачи, в которых, кроме вышеуказанных факторов, учи тываются такие, как пропускная способность дорог, увеличе ние (или уменьшение) потребности по отдельным видам строительных материалов в различных пунктах потребления и т. д.
109
|
Приведем ряд постановок транспортной задачи с учетом |
|||||||
этих |
факторов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пусть в пунктах |
потребления |
Вг, В 9, . . |
Вп потреб |
||||
ности в материале г -го |
вида увеличиваются соответственно в |
|||||||
объемах |
$2,г . . |
., $пг. Тогда |
необходимо определить такие |
|||||
объемы у[, уг2, . . |
у тг увеличения |
выпуска материала г-го |
||||||
вида |
в |
пунктах |
производства |
Аг, |
А9, . . ., |
А т, которые |
||
обеспечивают спрос потребителей |
с |
минимальными затра |
||||||
тами. |
|
|
|
|
|
|
|
Задача 2.2. Требуется определить такие объемы пере возок х цТ строительных материалов из баз на строительные объекты и объемы у\ увеличения выпуска продукции в пунктах производства, которые минимизируют суммарные затраты
при условиях
2 |
х п = |
а \+ |
Уг- |
*'=1. 2, . . |
., /га; |
|
|
j *=1 |
|
|
|
|
|
|
|
т |
= |
*5 + |
?5» |
•^'==1> 2> . . |
л; |
|
|
|
|
||||||
т |
|
|
|
|
|
|
|
£ С«УО Д . |
|
2, . . ., Р , |
|
|
|||
|
|
г = 1, 2, . . ., л; у = 1, 2, . . ., га; |
|||||
m |
|
л |
|
|
|
|
|
2 |
К + |
у0 > 2 |
(*5+Рр; |
|
|
||
<-i |
|
/-1. |
|
|
|
|
|
^ > 0 , |
У;>0, |
г=1, |
2, . . ., |
/га; /--= 1, 2, |
. . ., га, |
||
где |
2, |
. . ., |
гаг; *=1, |
2, . . |
расход |
средства |
|
|
/-го вида для увеличения на единицу объема производства материала г -го вида в г-ом пункте;
110
V-t |
(^=1, |
2, . . |
p )—стоимость |
единицы средства +го |
|
вида; |
|
|
|
|
|
V-rt |
( t = 1, |
2, . . .,р\ г— 1, 2, . . |
I )—наличные средства |
||
+го вида, предусмотренные для увеличения |
объема произ |
||||
водства |
строительного |
материала /'-го вида; |
|
||
d ij{ i= 1, |
2, . . |
т\ j = 1, 2, . . |
п)— пропускная спо |
||
собность дороги, соединяющей г-ый |
пункт |
производства с |
|||
/-ым пунктом |
потребления. |
|
|
В некоторых случаях может быть целесообразным увели чение пропускной способности дорог. При этом в задаче необ ходимо учитывать не только возможность расширения про изводства, но увеличения пропускной способности дорог.
Задача 2.3. Требуется определить такие объемы пере возок х 1{,г объемы увеличения выпуска продукции у\ и про пускную способность Zij, которые минимизируют суммарные затраты
2 |
2 |
|
|
|
|
2 2 |
|
|
|
2 2 |
2 1 |
||
тп |
п |
|
сих ц + |
тп |
Р |
n d tY i + |
р |
гп |
п |
||||
/=1/=1 |
i = i /=1 |
|
|
4 v n zu |
|||||||||
|
1 ' |
|
|
|
|
С—1j=1 1 |
|||||||
при условиях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
— а/+ |
ур г==1' |
|
2’ |
• • •’ т; |
|||||
|
2 1+0 = |
/Ь; + ^-’ |
/— 1» |
2, . . |
л; |
||||||||
|
т |
|
|
|
|
т |
п |
|
|
|
|
|
= \, 2, . . ., р- |
|
2 ^ у - + 2 2 v p z t |
|
|||||||||||
|
/-i |
|
|
/-1/-i |
|
|
|
|
|
|
|||
|
x ' ^ d t j + z u , |
i — 1, |
2, . . |
., |
m; j = 1, 2............n; |
||||||||
|
m |
|
|
|
|
|
n |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
(aj + |
y ; ) ^ 2 |
(^r + |
Pp; |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
zi7230, y ^ O , |
/ = 1 , |
2 ,.. ,,m\ y = l ,2 , . . . , n, |
||||||
где y Jt( i = |
1, |
2, |
. . ., |
m; |
у — 1, |
2, . . |
n\ t — \,2, . . .,/>)- |
расход средства t-го вида для увеличения на единицу про пускной способности дороги от пункта At до Bj .
I l l