Файл: Математическое программирование и производственные задачи..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Таблица 2.1

Пункты назначе­

 

 

 

Объемы мате­

ния (строительные

 

 

• * - п

объекты)

1 2

• • • j

риала r -го вида

Пункты отправле­

 

 

 

на базе

ния (базы)

 

 

 

 

1

х[\ х 12

' • • 4 , • • • Х\п

 

 

 

2

х 2\ х 22

• • Xnj

• • • х 2п

а2

i

т

Объемы потреб­ ления материала г-го вида

хп хя • • • хЬ • * * Х1п

 

а[

х т\

х т2 * * •xmj

хтп

 

ат

ь'

у2 . . • Ь)

 

т

п

• • • К

2

a't = 2 ь;

Очевидно, что таких таблиц составляется

1 штук ( г =

= 1, 2,

. . /). Элемент х\., стоящий на пересечении /-ой

строки

и у'-го столбца, показывает количество

материала,

перевозимого из /-го пункта отправления в у'-ый пункт пот­ ребления. Следовательно,

v x 'j= a rlt i = 1, 2, . . ., т, i~i

т. е. количество материала r -го вида, отправленного из /-ой

базы во все

строительные

объекты, должно быть равно

запасу материала r -го вида на /-ой базе.

С другой стороны,

 

т

х и = ьр У=1,

2............я,

2

т. е. количество строительного материала r -го вида, получен­ ного у'-ым строительным объектом из всех баз, должно быть равным его потребности.

108


Обычно предполагается, что сумма запасов материала г-го вида всех баз равна сумме потребностей всех строитель­ ных объектов в материале данного вида. Если это условие нарушается, то доба!Вляется либо фиктивный пункт потребле­ ния с объемом потребления

v а/ — v br= b r

если

 

либо фиктивная

±ua i

+ J ujvn+1

 

 

 

<-i

/-i

т

п

т

 

п

база с

запасом У

Ьг.—2 л \~аГт+\

( если 2

^-^>2 а \)-

 

j - 1

г-i

}-\

<- 1

Математическая формулировка транспортной задачи за­ ключается в следующем.

Задача 2.1. Требуется определить такие объемы пере­

возок x ifr

строительных материалов

из баз на

строительные

объекты,

которые минимизируют

суммарные

затраты пере­

возок

 

 

 

 

2

 

 

 

<-1 /-1 сЬх и

 

 

при условиях

п

V хг :а1 * = i , 2, . . ., от;

т

II

У = 1 , 2, . . ., л ;

x tj>r

0, *= 1 ,

2, . . ., т; j = 1, 2............п.

Условия

х'^-О

означают, что объемы перевозок между

базами и строительными объектами не могут быть отрица­ тельными, т. е. перевозки допустимы только в одном направ­ лении.

Существуют разные модификации постановки транспорт­ ной задачи, в которых, кроме вышеуказанных факторов, учи­ тываются такие, как пропускная способность дорог, увеличе­ ние (или уменьшение) потребности по отдельным видам строительных материалов в различных пунктах потребления и т. д.

109



 

Приведем ряд постановок транспортной задачи с учетом

этих

факторов.

 

 

 

 

 

 

 

Пусть в пунктах

потребления

Вг, В 9, . .

Вп потреб­

ности в материале г -го

вида увеличиваются соответственно в

объемах

$2,г . .

., $пг. Тогда

необходимо определить такие

объемы у[, уг2, . .

у тг увеличения

выпуска материала г-го

вида

в

пунктах

производства

Аг,

А9, . . .,

А т, которые

обеспечивают спрос потребителей

с

минимальными затра­

тами.

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2.2. Требуется определить такие объемы пере­ возок х цТ строительных материалов из баз на строительные объекты и объемы у\ увеличения выпуска продукции в пунктах производства, которые минимизируют суммарные затраты

при условиях

2

х п =

а \+

Уг-

*'=1. 2, . .

., /га;

 

j *=1

 

 

 

 

 

 

т

=

*5 +

?5»

•^'==1> 2> . .

л;

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

£ С«УО Д .

 

2, . . ., Р ,

 

 

 

 

г = 1, 2, . . ., л; у = 1, 2, . . ., га;

m

 

л

 

 

 

 

 

2

К +

у0 > 2

(*5+Рр;

 

 

<-i

 

/-1.

 

 

 

 

^ > 0 ,

У;>0,

г=1,

2, . . .,

/га; /--= 1, 2,

. . ., га,

где

2,

. . .,

гаг; *=1,

2, . .

расход

средства

 

/-го вида для увеличения на единицу объема производства материала г -го вида в г-ом пункте;

110


V-t

(^=1,

2, . .

p )—стоимость

единицы средства +го

вида;

 

 

 

 

 

V-rt

( t = 1,

2, . . .,р\ г— 1, 2, . .

I )—наличные средства

+го вида, предусмотренные для увеличения

объема произ­

водства

строительного

материала /'-го вида;

 

d ij{ i= 1,

2, . .

т\ j = 1, 2, . .

п)— пропускная спо­

собность дороги, соединяющей г-ый

пункт

производства с

/-ым пунктом

потребления.

 

 

В некоторых случаях может быть целесообразным увели­ чение пропускной способности дорог. При этом в задаче необ­ ходимо учитывать не только возможность расширения про­ изводства, но увеличения пропускной способности дорог.

Задача 2.3. Требуется определить такие объемы пере­ возок х 1{,г объемы увеличения выпуска продукции у\ и про­ пускную способность Zij, которые минимизируют суммарные затраты

2

2

 

 

 

 

2 2

 

 

 

2 2

2 1

тп

п

 

сих ц +

тп

Р

n d tY i +

р

гп

п

/=1/=1

i = i /=1

 

 

4 v n zu

 

1 '

 

 

 

 

С—1j=1 1

при условиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— а/+

ур г==1'

 

2’

• • •’ т;

 

2 1+0 =

/Ь; + ^-’

/— 1»

2, . .

л;

 

т

 

 

 

 

т

п

 

 

 

 

 

= \, 2, . . ., р-

 

2 ^ у - + 2 2 v p z t

 

 

/-i

 

 

/-1/-i

 

 

 

 

 

 

 

x ' ^ d t j + z u ,

i — 1,

2, . .

.,

m; j = 1, 2............n;

 

m

 

 

 

 

 

n

 

 

 

 

 

 

 

2

 

(aj +

y ; ) ^ 2

(^r +

Pp;

 

 

 

 

 

 

 

zi7230, y ^ O ,

/ = 1 ,

2 ,.. ,,m\ y = l ,2 , . . . , n,

где y Jt( i =

1,

2,

. . .,

m;

у — 1,

2, . .

n\ t — \,2, . . .,/>)-

расход средства t-го вида для увеличения на единицу про­ пускной способности дороги от пункта At до Bj .

I l l