Файл: Печенюк, И. Л. Ритмы АСУ автоматизация управления производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
вопрос доставки деталей, смены инструмента. Пока выде лили пять таких причин, всего же прибор позволяет опре делять двенадцать причин. Со временем можно будет узнавать, допустим, причину неисправности отдельных элементов станка, проверять надежность тех или иных его частей.
Прибор очень нужен в цехе мелких серий. Да и в других цехах — тоже. Из второго автоматического то и дело приходят, просят, настаивают. Эти пульты придадут определенную законченность их системе. Руденко обе щал установить там приборы, изучил цех, продумал схемы каналов связи. Тема стоит в плане ближайших работ ИВЦ . Больше того. Партийным собранием ком мунистов информационно-вычислительного центра утвер жден твердый график установки этих приборов во втором автоматическом цехе. Естественно, после того как при боры «докажут» свою пригодность в цехе мелких серий.
Сложность вся в том, что самих приборов не хватает. Ни один завод их не выпускает. А много ли сделаешь своими силами? Дали заказ электроцеху, но работа эта для них^— внеплановая.
Бирюков появился через несколько минут, деловито уселся за свой столик. Подумал мгновение — и сосредо точенно перевел один из рычажков вниз. Потом по смотрел в цех, где по-прежнему горела лампочка на станке.
—Ну вот,— вздохнул глубоко,— теперь будем ждать электриков. У них сигнал принят. И время простоя узна ем. В диспетчерской все запишется.
—Это делается одновременно,— пояснил Руденко.— Как только вызывают электрика и на табло освещается номер станка, в диспетчерской начинается отсчет времени простоя. И мастер, и наладчик могут это время всегда узнать. А уж если простой превышает допустимые преде лы, мастер должен принять срочные меры, Но теперь
85
здесь каждый заинтересован, чтобы все было в норме —
иналадчики, и слесари. От простоя станков зависит их зарплата.
Максимову приходилось знакомиться с различного рода проектами автоматизированных систем управления,
исам он уже не первый год участвует в создании А СУ на промышленных предприятиях. Но система, создаваемая
вцехе мелких серий, интересовала его особенно. По усло виям производства этот цех требует необычных, ориги нальных решений многих вопросов автоматизации управ ления. Это позволяет проверить новые звенья управле ния, опробовать интереснейшие образцы электронных приборов в условиях мелкосерийного производства, дать им «путевку» в жизнь.
Аусловия здесь действительно трудные. По выполне нию плана цех был всегда в прорыве. Именно это обсто ятельство и заставило руководителей завода срочно при ступить к созданию А СУ в цехе. Но это же и затрудняло внедрение новой системы. Правда, любое новшество в области управления, которое удавалось «пробить» здесь, сразу же давало высокий эффект.
Цех мелких серий № 1 явно нуждался в новой систе ме управления. Максимов понял это, когда впервые несколько лет назад познакомился с напряженной про граммой цеха.
Вцехе производятся подшипники самых различных размеров. Случаются заказы на серию из пяти подшип ников, для гидротурбин, например. Такие подшипники
стоят тысячи рублей каждый. И если цех выпускает — по количеству — всего лишь полпроцента заводской про дукции, то стоимость ее составляет в масштабах завода семнадцать весомых процентов.
Внедрение АСУ даст здесь весьма высокий эффект. По предварительным расчетам, уже в ближайшее время производительность труда в цехе возрастет на 8:—10 про
86
центов, простои станков сократятся на четверть, потери от брака уменьшатся вполовину.
Мелкосерийному цеху четкое планирование и управ ление производством особенно необходимо. Если для вто рого автоматического цеха главная задача А СУ — обес печить ритмичность, нейтрализовать отклонения от плана, то для цеха мелких серий важно планировать дви жение каждой детали от станка к станку, задавать зара нее направление и ход обработки каждого подшипника. Здесь нерационально ставить датчики у станков для отсчета количества проходящих колец, как во втором автоматическом цехе. Потому что сегодня через станок проходит сотня маленьких, граммовых деталей, завтра — два-три массивных кольца. Главное здесь—переналадить вовремя станок, рассчитать наиболее выгодное движение детали по станкам, по технологическим операциям.
Максимов и его товарищи из лаборатории как раз и разрабатывают схему оптимальной загрузки оборудо вания. Задача оказалась не из легких. Потому что ва риантов загрузки того или иного станка может быть множество. И очень непросто отобрать вариант опти мальный, наиболее выгодный. На одном станке, допу стим, можно сделать все три операции по обработке коль ца подшипника — разумеется, при определенной перена ладке. На соседнем станке можно выполнить только две операции, а для третьей нужно передать деталь на сле дующий станок. При этом надо учесть, что кольца посту пают из одного цеха, а сепараторы — из другого, и знать точно, сколько и каких деталей идет в дело. Так какой же вариант выгодней, экономней? Чтоб при этом движе ние деталей от станка к станку проходило в определенной последовательности, точно по графику. И переналадка занимала бы минимальное время.
-Это все может решить только электронно-вычисли тельная машина. Элементарная задача для одного стан
87
ка, который пропускает десяток деталей, насчитывает ни мало ни много три миллиона вариантов. Сколько пона добилось бы времени человеку, чтобы решить подобную задачу? ЭВМ «Минск-23» выполняет расчет по суточ ному распределению оборудования в течение девяти ча сов. Причем специалисты информационно-вычислительно го центра находят, что времени на решение задачи тратится слишком много. Вот появится на заводе более совершенная машина — «Минск-32», й такие задачи мож но будет решать быстрее. Да и сами задачи станут шире.
Но уже и сейчас автоматизированная система управ ления в цехе мелких серий предлагает обоснованные решения многих непредвиденных вопросов. Не работает станок. Захворал наладчик. Недостает деталей. И ма шина, перебрав возможные варианты, быстро дает ответ, как выйти из положения, на какой станок, в ка кой цех выгоднее всего перенести выполнение заказа.
Причем большинство подобных ответов дает свой, цеховой вычислитель. В диспетчерском пункте цеха стоит прибор — накопитель первичной информации, который со бирает, накапливает информацию о положении в цехе за сутки, запоминает ее с тем, чтобы в нужную минуту «со браться с мыслями» и дать точный, обоснованный ответ на заданный вопрос.
Ну, а если требуются более широкие решения, каса ющиеся других цехов и служб завода, тогда задача пере дается в информационно-вычислительный центр: там ма шины обладают более объемной памятью,' оперируют не дельными и месячными расчетами, «рассуждают» завод скими масштабами. Естественно, что информация для ЭВМ должна быть наиболее полной ■ и максимально правдивой. Немало было поисков, прежде чем проекти ровщикам удалось «айти оптимальный вариант получе ния информации. Оптимальный — на сегодняшний день, разумеется. Таким .вариантом оказался пульт ввода.
88
Вот он, маленький столик в проходе цеха. Небольшая приборная доска пульта вся в белых клавишах. На них — цифры, цифры... Низко склонившись над пультом, контролер-оператор Нина Шарковская одним пальцем нажимала на клавиши: «вводила» число сделанных на участке деталей.
—Случаются и опечатки?— спросил Максимов.
—С кем не бывает. Да только они обнаруживают ся.— Нина подняла голову, показала глазами вверх. Там, на втором этаже, диспетчерская.— Контроль работает...
Автоматизированную систему контроля Максимов знал хорошо — сам разрабатывал. Совсем недавно за нимался одним из методов — балансовым: электронные счетчики подсчитывают число деталей, поступающих в цех и выходящих из него. Общее количество должно сойтись. Если же каких-либо деталей не хватит после сдачи продукции, машина выдаст об этом соответствую щий документ. Бывало, забросит подальше рабочий бра кованную деталь, чтоб не попалась на глаза браковщице. Но точный счет машины выявит малейшую недостачу: машина знает и количество готовой продукции и число бракованных изделий. Случается, мастер перепутает но мера подшипников, запишет или передаст на пульт не тот тип. Но и это обнаружит «всезнайка» ЭВМ , в ее памяти записаны все типы подшипников, их подробные ха рактеристики. Машинная «справочная сеть» уловит и эту ошибку.
Здесь же, на пульте ввода, машину «подстраховывает» человек. Действует гибкое «сочлененное» звено человекомашинной системы. А чтоб система работала более чет ко, с необходимой гарантией, за прибор посадили контро
лера |
из |
отдела |
технического контроля, |
и |
дол |
жность |
его |
теперь— контролер-оператор. Мастер, |
на |
||
своем участке лицо |
заинтересованное, может |
оказаться |
не всегда объективным. И потому роль «датчика» пере
89
дана контролеру, человеку, можно сказать, нейтральному.
—Электроника контролирует мастера,— подытожила
Нина.
—В порядке вещей, обидного тут ничего нет.— Ру
денко готов был вступиться за электронику.
—А все-таки обходит машина мастера,— протянула Нина.— Получается: машина больше тебя понимает, ви дит твои ошибки даже раньше, чем сам ты их обнару жишь.
Максимов засмеялся.
—Вряд ли мастера обойдешь... Без мастера не сра
ботает никакая электроника...
ГАРАНТИЯ ЧЕТКОСТИ
К хорошему привыкают быстро. Естественно, что во втором автоматическом цехе электронную систему управ ления теперь принимают так, будто действует она уже много лет. Обычным кажется диспетчерский пункт со светящейся мнемосхемой, с телевидением. Вписались в цеховой пейзаж и серые коробки счетчиков...
Владимир Викторович Бриль внимательно всматри вался в окружающее, пытаясь определить, разобраться
втом, что же нового принесла в жизнь коллектива элек тронная система управления. Конечно, для окончательных выводов нужны годы наблюдений. Но кое-какие переме ны видны уже сейчас. И не только в производстве, но и
вотношении работников к своему делу.
Правда, не всегда это удается начальнику цеха — по смотреть со стороны на работу своего коллектива. Вре мени маловато... Но если получается, то благодаря
четкому действию автоматизированной системы управ ления.
Во втором автоматическом цехе время движется с одинаковой скоростью и в начале месяца, и в конце:
90
производственный план выполняется равномерно, рит мично, каждую неделю, каждый месяц.
Да, в масштабе цеха ритм выдерживается. Но у от дельных наладчиков не все гладко и ровно получается. Некоторые, как и раньше, первую половину месяца ра ботают неторопливо, враскачку, словно набирая разбег, с тем чтобы последнюю декаду взять штурмом.
Такому стилю работы до недавнего времени «способ ствовала» система повременной оплаты. В первую по ловину месяца наладчик получал свой обязательный аванс независимо от того, работал он вполсилы или же старался сделать больше и лучше. Выработал кое-как норму к концу месяца — получай свои законные, повре менные. Меньше всего при этом думалось о количестве подшипников — мало, много ли их сведено в брак.
...Вот они, двое, стоят рядом, за соседними станками. Один — Виктор Лебедев — трудится весь месяц ровно, без авралов, работает толково, с умом. Его станки — в постоянной готовности, «под напряжением», как говорят электрики, и в любой день Лебедев работает так, будто именно сегодня, вот через час предстоит ему закончить месячный план.
Сосед — Вячеслав Алешин. Первые недели его станки кряхтят, тужатся, останавливаются, будто предчувст вуют приход тяжелых штурмовых дней. Тогда-то, в кон це месяца, и развернется Алешин, нажмет на все рычаги. Правда, догнать Лебедева ему не удается: много не на гонишь одним отчаянным наскоком. Не говоря уже о том, что в такие дни брак больше, продукция похуже — не без этого... Зато выручил коллектив, помог вытянуть план. И в результате оба соседа получат почти одинако вый заработок. Вот они — два характера, два различных подхода, к общественному производству. Один — надо ¡по ощрять, э;то ясно, -на него надо равнять людей. А как быть с Алешиным?
91
Впрочем, недавно в цехе введена Сдельно-премиаль ная оплата, и с допусками брака стало построже. Новый вид оплаты приблизил коллектив цеха еще к одному эта пу развития А СУ . Этот, следующий этап — пятидневный расчет зарплаты с выдачей денег на руки каждую неде лю. Именно такую, безавансовую систему оплаты пред лагает Юрий Петрович Максимов. Шаг этот оправдан. Он приучит наладчиков к более ровному ритму работы. Не менее важно и другое обстоятельство: пятидневный расчет позволит избежать системы «ожидаемого выпол нения плана». При нем можно было бы к понедельнику представлять совершенно точный, скорректированный с учетом сделанной работы план на следующую неделю. Это один из элементов четкой работы АСУ.
Точный счет электронной машины — самый справед ливый. И потому значение его в сегодняшней заводской 'жизни не только экономическое, но в большой степени и психологическое.
Электронный счет укрепляет у человека доверие к наряду, к бумаге, исходящей из конторы, доверие
кцифре, столь необходимое'на производстве.
Споявлением ЭВМ изменился и сам характер бумаг, имеющих хождение в цехе. Сводки, ведомости, наряды стали более строгими, лаконичными, содержательными.
И точными — это, пожалуй, их основное свойство в гла зах рабочего. Начисто исчезли из цеховых документов ошибки, описки, вольные и невольные. А значит, ушли и недоразумения, связанные с выпиской нарядов, перепи сыванием ведомостей — все цифры теперь на виду, про верить их легко в любую минуту.
Именно ЭВМ с ее бесстрастным подходом к делу, с ее быстродействием изменила отношение человека к «бума ге». И не только внешне. У рабочего появилась уверен ность в том, что его труд, до самой малой заготовки, будет учтен. ЭВМ лишена пристрастий, для нее не существует
92