Файл: Печенюк, И. Л. Ритмы АСУ автоматизация управления производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вопрос доставки деталей, смены инструмента. Пока выде­ лили пять таких причин, всего же прибор позволяет опре­ делять двенадцать причин. Со временем можно будет узнавать, допустим, причину неисправности отдельных элементов станка, проверять надежность тех или иных его частей.

Прибор очень нужен в цехе мелких серий. Да и в других цехах — тоже. Из второго автоматического то и дело приходят, просят, настаивают. Эти пульты придадут определенную законченность их системе. Руденко обе­ щал установить там приборы, изучил цех, продумал схемы каналов связи. Тема стоит в плане ближайших работ ИВЦ . Больше того. Партийным собранием ком­ мунистов информационно-вычислительного центра утвер­ жден твердый график установки этих приборов во втором автоматическом цехе. Естественно, после того как при­ боры «докажут» свою пригодность в цехе мелких серий.

Сложность вся в том, что самих приборов не хватает. Ни один завод их не выпускает. А много ли сделаешь своими силами? Дали заказ электроцеху, но работа эта для них^— внеплановая.

Бирюков появился через несколько минут, деловито уселся за свой столик. Подумал мгновение — и сосредо­ точенно перевел один из рычажков вниз. Потом по­ смотрел в цех, где по-прежнему горела лампочка на станке.

Ну вот,— вздохнул глубоко,— теперь будем ждать электриков. У них сигнал принят. И время простоя узна­ ем. В диспетчерской все запишется.

Это делается одновременно,— пояснил Руденко.— Как только вызывают электрика и на табло освещается номер станка, в диспетчерской начинается отсчет времени простоя. И мастер, и наладчик могут это время всегда узнать. А уж если простой превышает допустимые преде­ лы, мастер должен принять срочные меры, Но теперь

85

здесь каждый заинтересован, чтобы все было в норме —

иналадчики, и слесари. От простоя станков зависит их зарплата.

Максимову приходилось знакомиться с различного рода проектами автоматизированных систем управления,

исам он уже не первый год участвует в создании А СУ на промышленных предприятиях. Но система, создаваемая

вцехе мелких серий, интересовала его особенно. По усло­ виям производства этот цех требует необычных, ориги­ нальных решений многих вопросов автоматизации управ­ ления. Это позволяет проверить новые звенья управле­ ния, опробовать интереснейшие образцы электронных приборов в условиях мелкосерийного производства, дать им «путевку» в жизнь.

Аусловия здесь действительно трудные. По выполне­ нию плана цех был всегда в прорыве. Именно это обсто­ ятельство и заставило руководителей завода срочно при­ ступить к созданию А СУ в цехе. Но это же и затрудняло внедрение новой системы. Правда, любое новшество в области управления, которое удавалось «пробить» здесь, сразу же давало высокий эффект.

Цех мелких серий № 1 явно нуждался в новой систе­ ме управления. Максимов понял это, когда впервые несколько лет назад познакомился с напряженной про­ граммой цеха.

Вцехе производятся подшипники самых различных размеров. Случаются заказы на серию из пяти подшип­ ников, для гидротурбин, например. Такие подшипники

стоят тысячи рублей каждый. И если цех выпускает — по количеству — всего лишь полпроцента заводской про­ дукции, то стоимость ее составляет в масштабах завода семнадцать весомых процентов.

Внедрение АСУ даст здесь весьма высокий эффект. По предварительным расчетам, уже в ближайшее время производительность труда в цехе возрастет на 8:—10 про­

86


центов, простои станков сократятся на четверть, потери от брака уменьшатся вполовину.

Мелкосерийному цеху четкое планирование и управ­ ление производством особенно необходимо. Если для вто­ рого автоматического цеха главная задача А СУ — обес­ печить ритмичность, нейтрализовать отклонения от плана, то для цеха мелких серий важно планировать дви­ жение каждой детали от станка к станку, задавать зара­ нее направление и ход обработки каждого подшипника. Здесь нерационально ставить датчики у станков для отсчета количества проходящих колец, как во втором автоматическом цехе. Потому что сегодня через станок проходит сотня маленьких, граммовых деталей, завтра — два-три массивных кольца. Главное здесь—переналадить вовремя станок, рассчитать наиболее выгодное движение детали по станкам, по технологическим операциям.

Максимов и его товарищи из лаборатории как раз и разрабатывают схему оптимальной загрузки оборудо­ вания. Задача оказалась не из легких. Потому что ва­ риантов загрузки того или иного станка может быть множество. И очень непросто отобрать вариант опти­ мальный, наиболее выгодный. На одном станке, допу­ стим, можно сделать все три операции по обработке коль­ ца подшипника — разумеется, при определенной перена­ ладке. На соседнем станке можно выполнить только две операции, а для третьей нужно передать деталь на сле­ дующий станок. При этом надо учесть, что кольца посту­ пают из одного цеха, а сепараторы — из другого, и знать точно, сколько и каких деталей идет в дело. Так какой же вариант выгодней, экономней? Чтоб при этом движе­ ние деталей от станка к станку проходило в определенной последовательности, точно по графику. И переналадка занимала бы минимальное время.

-Это все может решить только электронно-вычисли­ тельная машина. Элементарная задача для одного стан­

87

ка, который пропускает десяток деталей, насчитывает ни мало ни много три миллиона вариантов. Сколько пона­ добилось бы времени человеку, чтобы решить подобную задачу? ЭВМ «Минск-23» выполняет расчет по суточ­ ному распределению оборудования в течение девяти ча­ сов. Причем специалисты информационно-вычислительно­ го центра находят, что времени на решение задачи тратится слишком много. Вот появится на заводе более совершенная машина — «Минск-32», й такие задачи мож­ но будет решать быстрее. Да и сами задачи станут шире.

Но уже и сейчас автоматизированная система управ­ ления в цехе мелких серий предлагает обоснованные решения многих непредвиденных вопросов. Не работает станок. Захворал наладчик. Недостает деталей. И ма­ шина, перебрав возможные варианты, быстро дает ответ, как выйти из положения, на какой станок, в ка­ кой цех выгоднее всего перенести выполнение заказа.

Причем большинство подобных ответов дает свой, цеховой вычислитель. В диспетчерском пункте цеха стоит прибор — накопитель первичной информации, который со­ бирает, накапливает информацию о положении в цехе за сутки, запоминает ее с тем, чтобы в нужную минуту «со­ браться с мыслями» и дать точный, обоснованный ответ на заданный вопрос.

Ну, а если требуются более широкие решения, каса­ ющиеся других цехов и служб завода, тогда задача пере­ дается в информационно-вычислительный центр: там ма­ шины обладают более объемной памятью,' оперируют не­ дельными и месячными расчетами, «рассуждают» завод­ скими масштабами. Естественно, что информация для ЭВМ должна быть наиболее полной ■ и максимально правдивой. Немало было поисков, прежде чем проекти­ ровщикам удалось «айти оптимальный вариант получе­ ния информации. Оптимальный — на сегодняшний день, разумеется. Таким .вариантом оказался пульт ввода.

88



Вот он, маленький столик в проходе цеха. Небольшая приборная доска пульта вся в белых клавишах. На них — цифры, цифры... Низко склонившись над пультом, контролер-оператор Нина Шарковская одним пальцем нажимала на клавиши: «вводила» число сделанных на участке деталей.

Случаются и опечатки?— спросил Максимов.

С кем не бывает. Да только они обнаруживают­ ся.— Нина подняла голову, показала глазами вверх. Там, на втором этаже, диспетчерская.— Контроль работает...

Автоматизированную систему контроля Максимов знал хорошо — сам разрабатывал. Совсем недавно за­ нимался одним из методов — балансовым: электронные счетчики подсчитывают число деталей, поступающих в цех и выходящих из него. Общее количество должно сойтись. Если же каких-либо деталей не хватит после сдачи продукции, машина выдаст об этом соответствую­ щий документ. Бывало, забросит подальше рабочий бра­ кованную деталь, чтоб не попалась на глаза браковщице. Но точный счет машины выявит малейшую недостачу: машина знает и количество готовой продукции и число бракованных изделий. Случается, мастер перепутает но­ мера подшипников, запишет или передаст на пульт не тот тип. Но и это обнаружит «всезнайка» ЭВМ , в ее памяти записаны все типы подшипников, их подробные ха­ рактеристики. Машинная «справочная сеть» уловит и эту ошибку.

Здесь же, на пульте ввода, машину «подстраховывает» человек. Действует гибкое «сочлененное» звено человекомашинной системы. А чтоб система работала более чет­ ко, с необходимой гарантией, за прибор посадили контро­

лера

из

отдела

технического контроля,

и

дол­

жность

его

теперь— контролер-оператор. Мастер,

на

своем участке лицо

заинтересованное, может

оказаться

не всегда объективным. И потому роль «датчика» пере­

89

дана контролеру, человеку, можно сказать, нейтральному.

Электроника контролирует мастера,— подытожила

Нина.

В порядке вещей, обидного тут ничего нет.— Ру­

денко готов был вступиться за электронику.

А все-таки обходит машина мастера,— протянула Нина.— Получается: машина больше тебя понимает, ви­ дит твои ошибки даже раньше, чем сам ты их обнару­ жишь.

Максимов засмеялся.

Вряд ли мастера обойдешь... Без мастера не сра­

ботает никакая электроника...

ГАРАНТИЯ ЧЕТКОСТИ

К хорошему привыкают быстро. Естественно, что во втором автоматическом цехе электронную систему управ­ ления теперь принимают так, будто действует она уже много лет. Обычным кажется диспетчерский пункт со светящейся мнемосхемой, с телевидением. Вписались в цеховой пейзаж и серые коробки счетчиков...

Владимир Викторович Бриль внимательно всматри­ вался в окружающее, пытаясь определить, разобраться

втом, что же нового принесла в жизнь коллектива элек­ тронная система управления. Конечно, для окончательных выводов нужны годы наблюдений. Но кое-какие переме­ ны видны уже сейчас. И не только в производстве, но и

вотношении работников к своему делу.

Правда, не всегда это удается начальнику цеха — по­ смотреть со стороны на работу своего коллектива. Вре­ мени маловато... Но если получается, то благодаря

четкому действию автоматизированной системы управ­ ления.

Во втором автоматическом цехе время движется с одинаковой скоростью и в начале месяца, и в конце:

90


производственный план выполняется равномерно, рит­ мично, каждую неделю, каждый месяц.

Да, в масштабе цеха ритм выдерживается. Но у от­ дельных наладчиков не все гладко и ровно получается. Некоторые, как и раньше, первую половину месяца ра­ ботают неторопливо, враскачку, словно набирая разбег, с тем чтобы последнюю декаду взять штурмом.

Такому стилю работы до недавнего времени «способ­ ствовала» система повременной оплаты. В первую по­ ловину месяца наладчик получал свой обязательный аванс независимо от того, работал он вполсилы или же старался сделать больше и лучше. Выработал кое-как норму к концу месяца — получай свои законные, повре­ менные. Меньше всего при этом думалось о количестве подшипников — мало, много ли их сведено в брак.

...Вот они, двое, стоят рядом, за соседними станками. Один — Виктор Лебедев — трудится весь месяц ровно, без авралов, работает толково, с умом. Его станки — в постоянной готовности, «под напряжением», как говорят электрики, и в любой день Лебедев работает так, будто именно сегодня, вот через час предстоит ему закончить месячный план.

Сосед — Вячеслав Алешин. Первые недели его станки кряхтят, тужатся, останавливаются, будто предчувст­ вуют приход тяжелых штурмовых дней. Тогда-то, в кон­ це месяца, и развернется Алешин, нажмет на все рычаги. Правда, догнать Лебедева ему не удается: много не на­ гонишь одним отчаянным наскоком. Не говоря уже о том, что в такие дни брак больше, продукция похуже — не без этого... Зато выручил коллектив, помог вытянуть план. И в результате оба соседа получат почти одинако­ вый заработок. Вот они — два характера, два различных подхода, к общественному производству. Один — надо ¡по­ ощрять, э;то ясно, -на него надо равнять людей. А как быть с Алешиным?

91

Впрочем, недавно в цехе введена Сдельно-премиаль­ ная оплата, и с допусками брака стало построже. Новый вид оплаты приблизил коллектив цеха еще к одному эта­ пу развития А СУ . Этот, следующий этап — пятидневный расчет зарплаты с выдачей денег на руки каждую неде­ лю. Именно такую, безавансовую систему оплаты пред­ лагает Юрий Петрович Максимов. Шаг этот оправдан. Он приучит наладчиков к более ровному ритму работы. Не менее важно и другое обстоятельство: пятидневный расчет позволит избежать системы «ожидаемого выпол­ нения плана». При нем можно было бы к понедельнику представлять совершенно точный, скорректированный с учетом сделанной работы план на следующую неделю. Это один из элементов четкой работы АСУ.

Точный счет электронной машины — самый справед­ ливый. И потому значение его в сегодняшней заводской 'жизни не только экономическое, но в большой степени и психологическое.

Электронный счет укрепляет у человека доверие к наряду, к бумаге, исходящей из конторы, доверие

кцифре, столь необходимое'на производстве.

Споявлением ЭВМ изменился и сам характер бумаг, имеющих хождение в цехе. Сводки, ведомости, наряды стали более строгими, лаконичными, содержательными.

И точными — это, пожалуй, их основное свойство в гла­ зах рабочего. Начисто исчезли из цеховых документов ошибки, описки, вольные и невольные. А значит, ушли и недоразумения, связанные с выпиской нарядов, перепи­ сыванием ведомостей — все цифры теперь на виду, про­ верить их легко в любую минуту.

Именно ЭВМ с ее бесстрастным подходом к делу, с ее быстродействием изменила отношение человека к «бума­ ге». И не только внешне. У рабочего появилась уверен­ ность в том, что его труд, до самой малой заготовки, будет учтен. ЭВМ лишена пристрастий, для нее не существует

92