Файл: Печенюк, И. Л. Ритмы АСУ автоматизация управления производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКОН АВТОМ АТИЗАЦИИ

«Ритм задан миру»,— заметил один проницатель­ ный поэт. Возможно, поэт имел в виду и наши системы управления...— Анатолий Иванович пристально посмот­ рел на Комолова.— Ритм производства — одна из цент­ ральных задач оперативного управления. Решению этой задачи и помогает электронно-вычислительная техника.

Так-то оно так. Но хотелось бы быстрее ощутить отдачу системы. Усилий вкладываем много, а результа­ ты выявляются медленно. Вот, к примеру, контроль над

простоями...— Комолов хотел получить прямые ответы на волнующие его вопросы. Уж больно много этих во­ просов ставит перед ним АСУ. И кто может их прояснить, как не специалисты? Анатолий Иванович Иванов — один из создателей А СУ , начальник заводского информацион­ но-вычислительного центра.

— Трудно дать рецепты на все случаи жизни, на все производственные ситуации. Возможно, надо и самим совершенствовать систему в зависимости от конкретных условий работы. В том и состоит-преимущество счетновычислительной техники, что она легко выполняет боль­ шие объемы вычислений, перебирает многие варианты, тем самым освобождает человеческий ум от трудоемкой счетной работы. Но современная техника не освобождает человека от обязанности мыслить. Руководители произ­ водства получают больше времени для творческих поис­ ков, в том числе и для дальнейшего развития самой системы.

Анатолий Иванович убеждал собеседника не только логикой рассуждений, но и тоном самим, той доверитель­ ностью, с которой опытный педагог беседует со своим учеником.

— Собственно говоря, основной эффект от примене­ ния системы состоит в улучшении качества управления.

27

Но это улучшение, этот прогресс в значительной' степени зависит от творческого подхода руководителей, от вер­ ного понимания ими своих новых задач. Сегодня в эко­ номике наибольший эффект дает сочетание точных ма­ шинных расчетов и гибкого человеческого ума.

Анатолий Иванович хитро улыбнулся.

— Но всегда функция принятия решений остается за руководителем.

...В просторный кабинет заместителя директора заво­ да Федора Филипповича Чайкина собирался народ. При­ ходили, рассаживались инженеры, плановики, экономис­ ты, программисты ИВЦ . Начиналось очередное занятие семинара для заводских специалистов по автоматизиро­ ванной системе управления производством.

Семинар был организован по инициативе Олимпиады Васильевны Козловой. Ректор Московского инженерноэкономического института имени Орджоникидзе доктор экономических наук профессор Олимпиада Васильевна Козлова — известный на заводе человек. Она — энтузиаст автоматизированных систем управления. Руководимый ею коллектив научно-исследовательской лаборатории экономики и организации производства, действующей при институте, начал проектировать электронные системы управления одним из первых в стране. Выполняя работы по заказам предприятий, коллектив лаборатории уста­ новил тесные связи с промышленностью. Содружество ученых с производством дает значительный экономиче­ ский эффект. За последние десять лет М ИЭИ выполнил для промышленных предприятий работы, которые при­ несли производству свыше 275 миллионов рублей при­ были. Каждый рубль, затраченный предприятиями на научные разработки, дал около 40 рублей прибыли.

Активное участие сотрудники лаборатории приняли в создании АСУ на Первом ГПЗ. Они, как и преподава­ тели института, вели занятия на семинаре. За шесть ме­

28



сяцев заводские специалисты ознакомились с достиже­ ниями науки управления, с опытом работ по созданию автоматизированных систем управления производством.

Немало нового узнал для себя и Комолов. Здесь он впервые почувствовал необходимость А СУ для завода, осознал ее значение, представил себе масштабы системы. Вместе с энергетиком Сергеем Максимовичем Кудряшо­ вым и другими специалистами цеха он внимательно за­ писывал лекции, беседы и затем, у себя, продумывал, прикидывал, отбирал то, что было важным для цеха, для практического использования в цеховой системе управ-

, ления.

Федор Филиппович Чайкин поднялся из-за стола. Все примолкли.

— Разговор сегодня о ритмичности. Проблема, кото­ рая, я бы сказал, в промышленности всегда на повестке дня. Исключительное значение она имеет и для нас.

Федор Филиппович говорил своим обычным тихим го­ лосом, без нажима. Но все понимали значимость его слов.

— Наше предприятие большое, многообразное. Про­ изводство растет. Без современных методов управления и планирования предприятие рано или поздно стало бы неуправляемым. Без А СУ нам не обойтись. Но то, что мы делаем сегодня,— только начало. Электронной системой управления предстоит охватить весь наш завод в комплек­ се. Работа не на один год. Нам самим справиться с ней трудно. Большую помощь заводу оказывают ученые, констукторы, и мы им за это очень признательны.

Федор Филиппович передвинул листок бумаги, лежа­ щий перед ним на столе.

— Меня спрашивают: как ускорить отдачу автомати­ зированной системы? Как сделать ее более эффективной? Боюсь, однозначный ответ на этот вопрос вам никто не даст. Само рождение системы вызвало к жизни множест­

2?

во проблем. Опыт говорит об одной важной особенности А СУ . Внедрение и умелое использование системы ведет к резкому скачку производства. Допустим, за год-полтора цех может на треть поднять эффективность труда. А по­ том несколько лет производство будет развиваться рав­ номерно, почти на одном уровне. Но именно этого неко­ торые руководители и пугаются. А вдруг стоящий над ними плановик, не разобравшись, каждый год будет тре­ бовать увеличения плановых заданий на те же тридцать три с половиной процента?

Он посмотрел выжидательно.

— Впрочем, это лишь один из аспектов внедрения автоматизированной системы, один из своеобразных барь­ еров на ее пути. И, пожалуй, больше психологический, чем технический. Но все эти и многие другие сложности не могут умалить того непреложного факта, что автома­ тизация — весьма эффективный путь в борьбе за подъем промышленного производства.

Однако эта эффективность — если оценивать ее ши­ ре— не сводится лишь к выгоде сугубо материальной. Как и всякое техническое совершенствование производст­ ва, она не может рассматриваться единственно сквозь призму экономической выгоды. И нас главным образом интересует пропорциональность, соразмерность отдель­ ных элементов нашего большого производства.

Предприятие — основное звено народного хозяйства, и ему свойственны свои закономерности. Как известно, вся­ кая система, в том числе и предприятие, динамична. К примеру, наш завод..Он все время развивается, изменяет­ ся. Этот динамизм, этот процесс развития нуждается в управлении с тем, чтобы поддерживать необходимую про­ порциональность, сопряжение отдельных частей пред­ приятия как единой системы.

Для современного управления не существует мелочей и в текущем производстве. Кстати, результатом плохого

30


управления могут быть именно мелкие, случайные нару­ шения соразмерности. Ежедневно, ежечасно на заводе пока еще возможны такие явления, как неожиданная неисправность станка, несвоевременное поступление де­ талей, отсутствие инструмента. Все эти отклонения от нормального хода производства также требуют вмеша­ тельства управляющей системы, устранения причин, вы­ зывающих диспропорции на отдельных участках.

Пропорциональность, соотносительность отдельных элементов производства, создание и сохранение этой со­ размерности— один из главных принципов управления,

имы ставим его в центр внимания.

Сним связана и такая важная закономерность про­ изводства, как ритмичность. Неритмичная работа ведет

ктяжелым последствиям. Недостаточная загрузка рабо­ чих и оборудования в первые декады, напряженная рабо­ та в третьей декаде приносят большие потери и самому предприятию, и всему обществу. Ведь каждое предприятие является звеном в цепи общественного производства. Продукция одного завода — это сырье или полуфабрикат для другого, и, естественно, неритмичная работа на одном предприятии вызовет цепную реакцию нарушений ритма на многих других. В этом — главный ущерб от неритмич­ ной работы.

Необходимо учитывать и следующее обстоятельство. Еще два-три десятилетия назад скорость резания метал­ ла, его обработки, другие технологические процессы в производстве протекали в несколько раз медленнее. На заводе, имеющем то же самое количество станков, сейчас выпускается намного больше продукции, чем это было раньше. Следовательно, стоимость каждого отрезка за­ водского времени сегодня значительно выше. Несвоевре­ менная команда или неправильное решение, принятое руководителями, обходится обществу сейчас много доро­ же, чем раньше. Плохое использование высокопроизво­

31

дительных станков, их простои несут больший ущерб народному хозяйству, чем одинаковый по времени про­ стой старых,-менее*совершенных станков. Именно поэто­ му современному уровню техники производства должна соответствовать современная система управления.

Сегодня, вокруг А СУ немало проблем, мы с ними стал­ киваемся на практике. Стоят эти проблемы и перед уче­ ными. Одно дело проекты. Другое — действительность.

Сложности, с которыми мы сейчас сталкиваемся при создании АСУ, можно сравнить с тем, что происходило в тридцатые годы в авиации. Тогда отдельные летчики с большой неохотой учились летать по приборам. А сего­ дня нужно учиться «по приборам» управлять предприяти­ ем. Это не просто... Не просто приспосабливать сложную электронную технику к условиям массового производ­ ства. Не просто наилучшим образом использовать воз­ можности новой системы. Конечно, всем нам придется еще крепко подумать над многими вопросами.

Использовать великие преимущества автоматизации в управлении будет особенно важно, необходимо в пред­ стоящие годы. В нашей стране уже сейчас достигнут вы­ сокий уровень концентрации производства. Почти три четверти продукции вырабатывается на крупных пред­ приятиях, вроде нашего. Здесь наиболее быстро идет процесс механизации и автоматизации производства. Все

это подтверждает выводы о том,

что столбовая дорога

развития управления — активное

использование ЭВМ ,

создание обширных автоматизированных систем управ­ ления.

На очереди — концентрация электронных

мощностей.

В наши дни укрупнение вычислительных

центров —

естественный, закономерный процесс. Со временем наш информационно-вычислительный центр сможет обслужи­ вать и другие заводы подшипниковой промышленности, станет одним из наиболее мощных вычислительных цен-

32


трое отрасли. Как вы знаете, в производство, монтаж и обслуживание ЭВМ вкладываются значительные сред­ ства. При строительстве новых предприятий на вычисли­ тельную технику и обслуживающую ее аппаратуру тра­ тится уже около десяти процентов капиталовложений. Доля эта быстро растет. Тем более важно эффективно использовать всю эту дорогую и перспективную технику, которая будет способствовать дальнейшему развитию на­ шего социалистического хозяйства.

ЗВЕНО СИСТЕМЫ

Оперативка началась, как всегда, в пятнадцать сорок пять. И, как всегда, тема: простои. Уж больно много вре­ мени уходит на ремонт станков, на отладку, слишком ве­ лики эти «деловые» простои — они превышают все норма­ тивы. Правда, так было и раньше. Даже считалось в порядке вещей: станок не работает, наладчик покуривает.

Теперь же неработающий станок сразу выделяется, как будто в грохоте сотен машин можно услышать его молчание. Теперь каждая минута простоя отмечается импульсным датчиком. Точный счет простоев — один из элементов электронной системы управления,, звено в об­ щей цепи.

Во втором автоматическом цехе система принята бы­ ла по-разному. Не всем пришлись по душе эти плотные шкафчики, незаметно, но прочно внедрившиеся в жизнь цеха. Говорили, будто их стеклянные окошечки-глазки подглядывают за рабочими, нервируют людей, мешают спокойно трудиться. Ворчали: «Счетчики... На кой они...

Сочтем и сами».

Оперативное совещание проводилось в диспетчер­ ской— это стало традицией. Впрочем, был в этом опре­ деленный умысел руководства — приобщить людей к электронной технике управления, лишний раз показать ее

2 Заказ 2633

33

в действии. Здесь, в диспетчерской, счетчики отстукивали точную меру сделанной продукции, мерцающие огоньки

показывали работу автоматических

линий,

бумажные

полосы

табуляграмм раскрывали

свои

цифровые

строчки...

название — «оперативка»— больше

подходило

Само

сейчас к характеру короткого, двадцатиминутного сове­ щания: быстрое и деловое решение насущных вопросов производства. Неубедительными, малоинтересными каза­ лись теперь долгие рассуждения, пререкания, отговорки: против точной, выверенной цифры трудно что-либо возра­ зить. Ежедневные, в конце смены, оперативные совещания все меньше напоминали прошлые планерки, когда обсуж­ дались дела цеха вообще, когда вся работа планирова­ лась, задавалась на основе весьма примерных отчетов, обычно представляемых мастерами.

Теперь сами мастера все чаще заглядывали в машин­ ные сводки и не очень-то доверяли приблизительным, «на глазок», подсчетам.

К новому привыкали медленно. Первое время действо­ вали в цехе — параллельно — две системы управления: старая, когда продукцию считали ящиками, а мастера и нормировщики выписывали наряды «от бога», и новая система с электронными датчиками у станков, точным машинным счетом.

Впрочем, когда чаще заглядываешь в счетчики, при­ учаешься по-иному считать — не округленными сотнями, а с точностью до реальных единиц. Вот тогда и выплыли цифры простоев. Все вдруг увидели, что проблема эта — серьезная, и она взволновала не только руковбдителей цеха.

В диспетчерской, за полукруглым пультом управления, шла оперативка...

Как обычно, первым разговор завел Владимир Ва­ сильевич Комолов. Производство — его забота.

34