Файл: Печенюк, И. Л. Ритмы АСУ автоматизация управления производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ЗАКОН АВТОМ АТИЗАЦИИ
—«Ритм задан миру»,— заметил один проницатель ный поэт. Возможно, поэт имел в виду и наши системы управления...— Анатолий Иванович пристально посмот рел на Комолова.— Ритм производства — одна из цент ральных задач оперативного управления. Решению этой задачи и помогает электронно-вычислительная техника.
—Так-то оно так. Но хотелось бы быстрее ощутить отдачу системы. Усилий вкладываем много, а результа ты выявляются медленно. Вот, к примеру, контроль над
простоями...— Комолов хотел получить прямые ответы на волнующие его вопросы. Уж больно много этих во просов ставит перед ним АСУ. И кто может их прояснить, как не специалисты? Анатолий Иванович Иванов — один из создателей А СУ , начальник заводского информацион но-вычислительного центра.
— Трудно дать рецепты на все случаи жизни, на все производственные ситуации. Возможно, надо и самим совершенствовать систему в зависимости от конкретных условий работы. В том и состоит-преимущество счетновычислительной техники, что она легко выполняет боль шие объемы вычислений, перебирает многие варианты, тем самым освобождает человеческий ум от трудоемкой счетной работы. Но современная техника не освобождает человека от обязанности мыслить. Руководители произ водства получают больше времени для творческих поис ков, в том числе и для дальнейшего развития самой системы.
Анатолий Иванович убеждал собеседника не только логикой рассуждений, но и тоном самим, той доверитель ностью, с которой опытный педагог беседует со своим учеником.
— Собственно говоря, основной эффект от примене ния системы состоит в улучшении качества управления.
27
Но это улучшение, этот прогресс в значительной' степени зависит от творческого подхода руководителей, от вер ного понимания ими своих новых задач. Сегодня в эко номике наибольший эффект дает сочетание точных ма шинных расчетов и гибкого человеческого ума.
Анатолий Иванович хитро улыбнулся.
— Но всегда функция принятия решений остается за руководителем.
...В просторный кабинет заместителя директора заво да Федора Филипповича Чайкина собирался народ. При ходили, рассаживались инженеры, плановики, экономис ты, программисты ИВЦ . Начиналось очередное занятие семинара для заводских специалистов по автоматизиро ванной системе управления производством.
Семинар был организован по инициативе Олимпиады Васильевны Козловой. Ректор Московского инженерноэкономического института имени Орджоникидзе доктор экономических наук профессор Олимпиада Васильевна Козлова — известный на заводе человек. Она — энтузиаст автоматизированных систем управления. Руководимый ею коллектив научно-исследовательской лаборатории экономики и организации производства, действующей при институте, начал проектировать электронные системы управления одним из первых в стране. Выполняя работы по заказам предприятий, коллектив лаборатории уста новил тесные связи с промышленностью. Содружество ученых с производством дает значительный экономиче ский эффект. За последние десять лет М ИЭИ выполнил для промышленных предприятий работы, которые при несли производству свыше 275 миллионов рублей при были. Каждый рубль, затраченный предприятиями на научные разработки, дал около 40 рублей прибыли.
Активное участие сотрудники лаборатории приняли в создании АСУ на Первом ГПЗ. Они, как и преподава тели института, вели занятия на семинаре. За шесть ме
28
сяцев заводские специалисты ознакомились с достиже ниями науки управления, с опытом работ по созданию автоматизированных систем управления производством.
Немало нового узнал для себя и Комолов. Здесь он впервые почувствовал необходимость А СУ для завода, осознал ее значение, представил себе масштабы системы. Вместе с энергетиком Сергеем Максимовичем Кудряшо вым и другими специалистами цеха он внимательно за писывал лекции, беседы и затем, у себя, продумывал, прикидывал, отбирал то, что было важным для цеха, для практического использования в цеховой системе управ-
, ления.
Федор Филиппович Чайкин поднялся из-за стола. Все примолкли.
— Разговор сегодня о ритмичности. Проблема, кото рая, я бы сказал, в промышленности всегда на повестке дня. Исключительное значение она имеет и для нас.
Федор Филиппович говорил своим обычным тихим го лосом, без нажима. Но все понимали значимость его слов.
— Наше предприятие большое, многообразное. Про изводство растет. Без современных методов управления и планирования предприятие рано или поздно стало бы неуправляемым. Без А СУ нам не обойтись. Но то, что мы делаем сегодня,— только начало. Электронной системой управления предстоит охватить весь наш завод в комплек се. Работа не на один год. Нам самим справиться с ней трудно. Большую помощь заводу оказывают ученые, констукторы, и мы им за это очень признательны.
Федор Филиппович передвинул листок бумаги, лежа щий перед ним на столе.
— Меня спрашивают: как ускорить отдачу автомати зированной системы? Как сделать ее более эффективной? Боюсь, однозначный ответ на этот вопрос вам никто не даст. Само рождение системы вызвало к жизни множест
2?
во проблем. Опыт говорит об одной важной особенности А СУ . Внедрение и умелое использование системы ведет к резкому скачку производства. Допустим, за год-полтора цех может на треть поднять эффективность труда. А по том несколько лет производство будет развиваться рав номерно, почти на одном уровне. Но именно этого неко торые руководители и пугаются. А вдруг стоящий над ними плановик, не разобравшись, каждый год будет тре бовать увеличения плановых заданий на те же тридцать три с половиной процента?
Он посмотрел выжидательно.
— Впрочем, это лишь один из аспектов внедрения автоматизированной системы, один из своеобразных барь еров на ее пути. И, пожалуй, больше психологический, чем технический. Но все эти и многие другие сложности не могут умалить того непреложного факта, что автома тизация — весьма эффективный путь в борьбе за подъем промышленного производства.
Однако эта эффективность — если оценивать ее ши ре— не сводится лишь к выгоде сугубо материальной. Как и всякое техническое совершенствование производст ва, она не может рассматриваться единственно сквозь призму экономической выгоды. И нас главным образом интересует пропорциональность, соразмерность отдель ных элементов нашего большого производства.
Предприятие — основное звено народного хозяйства, и ему свойственны свои закономерности. Как известно, вся кая система, в том числе и предприятие, динамична. К примеру, наш завод..Он все время развивается, изменяет ся. Этот динамизм, этот процесс развития нуждается в управлении с тем, чтобы поддерживать необходимую про порциональность, сопряжение отдельных частей пред приятия как единой системы.
Для современного управления не существует мелочей и в текущем производстве. Кстати, результатом плохого
30
управления могут быть именно мелкие, случайные нару шения соразмерности. Ежедневно, ежечасно на заводе пока еще возможны такие явления, как неожиданная неисправность станка, несвоевременное поступление де талей, отсутствие инструмента. Все эти отклонения от нормального хода производства также требуют вмеша тельства управляющей системы, устранения причин, вы зывающих диспропорции на отдельных участках.
Пропорциональность, соотносительность отдельных элементов производства, создание и сохранение этой со размерности— один из главных принципов управления,
имы ставим его в центр внимания.
Сним связана и такая важная закономерность про изводства, как ритмичность. Неритмичная работа ведет
ктяжелым последствиям. Недостаточная загрузка рабо чих и оборудования в первые декады, напряженная рабо та в третьей декаде приносят большие потери и самому предприятию, и всему обществу. Ведь каждое предприятие является звеном в цепи общественного производства. Продукция одного завода — это сырье или полуфабрикат для другого, и, естественно, неритмичная работа на одном предприятии вызовет цепную реакцию нарушений ритма на многих других. В этом — главный ущерб от неритмич ной работы.
Необходимо учитывать и следующее обстоятельство. Еще два-три десятилетия назад скорость резания метал ла, его обработки, другие технологические процессы в производстве протекали в несколько раз медленнее. На заводе, имеющем то же самое количество станков, сейчас выпускается намного больше продукции, чем это было раньше. Следовательно, стоимость каждого отрезка за водского времени сегодня значительно выше. Несвоевре менная команда или неправильное решение, принятое руководителями, обходится обществу сейчас много доро же, чем раньше. Плохое использование высокопроизво
31
дительных станков, их простои несут больший ущерб народному хозяйству, чем одинаковый по времени про стой старых,-менее*совершенных станков. Именно поэто му современному уровню техники производства должна соответствовать современная система управления.
Сегодня, вокруг А СУ немало проблем, мы с ними стал киваемся на практике. Стоят эти проблемы и перед уче ными. Одно дело проекты. Другое — действительность.
Сложности, с которыми мы сейчас сталкиваемся при создании АСУ, можно сравнить с тем, что происходило в тридцатые годы в авиации. Тогда отдельные летчики с большой неохотой учились летать по приборам. А сего дня нужно учиться «по приборам» управлять предприяти ем. Это не просто... Не просто приспосабливать сложную электронную технику к условиям массового производ ства. Не просто наилучшим образом использовать воз можности новой системы. Конечно, всем нам придется еще крепко подумать над многими вопросами.
Использовать великие преимущества автоматизации в управлении будет особенно важно, необходимо в пред стоящие годы. В нашей стране уже сейчас достигнут вы сокий уровень концентрации производства. Почти три четверти продукции вырабатывается на крупных пред приятиях, вроде нашего. Здесь наиболее быстро идет процесс механизации и автоматизации производства. Все
это подтверждает выводы о том, |
что столбовая дорога |
развития управления — активное |
использование ЭВМ , |
создание обширных автоматизированных систем управ ления.
На очереди — концентрация электронных |
мощностей. |
В наши дни укрупнение вычислительных |
центров — |
естественный, закономерный процесс. Со временем наш информационно-вычислительный центр сможет обслужи вать и другие заводы подшипниковой промышленности, станет одним из наиболее мощных вычислительных цен-
32
трое отрасли. Как вы знаете, в производство, монтаж и обслуживание ЭВМ вкладываются значительные сред ства. При строительстве новых предприятий на вычисли тельную технику и обслуживающую ее аппаратуру тра тится уже около десяти процентов капиталовложений. Доля эта быстро растет. Тем более важно эффективно использовать всю эту дорогую и перспективную технику, которая будет способствовать дальнейшему развитию на шего социалистического хозяйства.
ЗВЕНО СИСТЕМЫ
Оперативка началась, как всегда, в пятнадцать сорок пять. И, как всегда, тема: простои. Уж больно много вре мени уходит на ремонт станков, на отладку, слишком ве лики эти «деловые» простои — они превышают все норма тивы. Правда, так было и раньше. Даже считалось в порядке вещей: станок не работает, наладчик покуривает.
Теперь же неработающий станок сразу выделяется, как будто в грохоте сотен машин можно услышать его молчание. Теперь каждая минута простоя отмечается импульсным датчиком. Точный счет простоев — один из элементов электронной системы управления,, звено в об щей цепи.
Во втором автоматическом цехе система принята бы ла по-разному. Не всем пришлись по душе эти плотные шкафчики, незаметно, но прочно внедрившиеся в жизнь цеха. Говорили, будто их стеклянные окошечки-глазки подглядывают за рабочими, нервируют людей, мешают спокойно трудиться. Ворчали: «Счетчики... На кой они...
Сочтем и сами».
Оперативное совещание проводилось в диспетчер ской— это стало традицией. Впрочем, был в этом опре деленный умысел руководства — приобщить людей к электронной технике управления, лишний раз показать ее
2 Заказ 2633 |
33 |
в действии. Здесь, в диспетчерской, счетчики отстукивали точную меру сделанной продукции, мерцающие огоньки
показывали работу автоматических |
линий, |
бумажные |
|
полосы |
табуляграмм раскрывали |
свои |
цифровые |
строчки... |
название — «оперативка»— больше |
подходило |
|
Само |
сейчас к характеру короткого, двадцатиминутного сове щания: быстрое и деловое решение насущных вопросов производства. Неубедительными, малоинтересными каза лись теперь долгие рассуждения, пререкания, отговорки: против точной, выверенной цифры трудно что-либо возра зить. Ежедневные, в конце смены, оперативные совещания все меньше напоминали прошлые планерки, когда обсуж дались дела цеха вообще, когда вся работа планирова лась, задавалась на основе весьма примерных отчетов, обычно представляемых мастерами.
Теперь сами мастера все чаще заглядывали в машин ные сводки и не очень-то доверяли приблизительным, «на глазок», подсчетам.
К новому привыкали медленно. Первое время действо вали в цехе — параллельно — две системы управления: старая, когда продукцию считали ящиками, а мастера и нормировщики выписывали наряды «от бога», и новая система с электронными датчиками у станков, точным машинным счетом.
Впрочем, когда чаще заглядываешь в счетчики, при учаешься по-иному считать — не округленными сотнями, а с точностью до реальных единиц. Вот тогда и выплыли цифры простоев. Все вдруг увидели, что проблема эта — серьезная, и она взволновала не только руковбдителей цеха.
В диспетчерской, за полукруглым пультом управления, шла оперативка...
Как обычно, первым разговор завел Владимир Ва сильевич Комолов. Производство — его забота.
34