Файл: Печенюк, И. Л. Ритмы АСУ автоматизация управления производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— Какие были простои?— Вопрос задавался всегда один и тот же, прямой и односложный. Но все понимали его глубинный смысл. Какие станки сегодня бездейству­ ют, можно всегда узнать, взглянув на светящуюся схему. А вот почему станок вышел из строя, почему не был пу­ щен вовремя?— на эти главные вопросы ответов всегда было много, и самых противоречивых.

— Так что с простоями?— снова повторил Комолов. На этот раз его вопрос относился непосредственно к од­ ному из мастеров, сидевших за длинным столом.— По­ чему стоял двенадцатый? Механики виноваты?

— Ну да, подвели нас. Из-за них затянули с ремон­ том.— У старшего мастера Геннадия Торгашина голос громкий, звучный, и раздражение свое мастер не старал­ ся скрыть.— Прихожу к Яковлеву и прошу — помоги. Он отвечает: ты шустрый, засучи рукава и займись.— Торгашин повел своими широкими плечами, посмотрел выра­ зительно в сторону руководства.— Три станка простояли в общем четырнадцать часов. А все потому, что дело сво­ их рук не хотят некоторые признавать.

Торгашин не очень-то походил на виноватого. Но ведь кто-то же виноват в простое?..

Механик Яковлев говорил не торопясь и, будто для большей убедительности, резко отделял ладонью каждое слово.

— Машины были плохо отлажены. Старший мастер

пусть смотрит за наладчиками,

следит получше сам за

станками.— Еще раз повторил,

помогая

себе рукой:—

Не отлажены были машины, нет...

 

Комолов остановил спор.

 

лишь валить

— Так мы ничего не выясним. Будем

вину друг на друга, а завтра повторится то же самое, и послезавтра— то же. Можете предложить что-нибудь но­ вое?

Яковлев развел руками.

2*

35

— Какое тут новое? Никак из старого не вылезем.,. Решительно поднялся Сергей Левкин, старший мастер токарного участка. К словам Левкина прислушивались, знали его сосредоточенность, всегдашнюю рассудитель­

ность.

Разговор о простоях не новый и-далеко не первый

унас.— Слова мастера ложились увесисто.— Между тем еще год назад никто из нас не придавал простоям большо­ го значения. Считали: избавиться от них нельзя и вроде

бы стараться нечего. А сегодня простои задевают всех — и мастеров, и наладчиков, и даже ремонтников. Вон Яковлев как близко принял к сердцу упрек, испереживал­ ся.— Все повернулись к Яковлеву. Тот заерзал на стуле, что-то пытался сказать. Левкин продолжал серьезно, без усмешки.— Нового я ничего не скажу. Хочу лишь повто­ рить, что наш интерес к простоям вызван вот этой техни­ кой, интерес не временный, не случайный.— Старший ма­ стер обвел глазами диспетчерский пульт, ряды счетчиков, выстроившихся вдоль стены, застекленную панель мнемо­ схемы.— Техника умная. Это признали даже те, кто с ней не ладит. Вот я и считаю, что в борьбе с простоями она нам должна помочь.

Тут же посыпались реплики.

Кому кто должен помочь...

Левкин у нас теоретик...

Да чем она поможет в простоях-то? Ну, сочтет время... А еще что сможет?— Мастер Тихонов предпочи­ тал полагаться на свои силы.

Думали, поставят новую технику управления — и мастеру полегчает,— кипятился Александр Айишин.— Наобещали ученые: электроника за вас сделает... А тут голова пухнет от забот, не знаешь, куда от них деваться.

Некуда тебе, бедному, податься,— тяжелой своей рукой хлопнул Акишина по плечу Вячеслав Старков, старший мастер шлифовального участка.— Одно остает­

36


ся: думать, шариками шевелить, чтобы они, как в под­ шипнике, вертелись все скорей.

К Старкову присоединился Евгений Пронин, старший мастер заготовительного участка.

Не выламывайся, Александр. Познакомился с элек­ тронной бухгалтерией, по-старому и думать не сможешь. Или счеты снова возьмешь?

Начальник цеха наклонился к Комолову, о чем-то они переговорили. Постучал карандашом. Все примолкли. Владимир Викторович Бриль умел заставить людей слу­ шать.

Проблему простоев предстоит решить нам с вами, и никому другому. Конечно, с помощью электроники—пра­ вильно тут было замечено. Одна она, без нас, решить этот вопрос не сможет, пока во всяком случае. А без ее содей­ ствия и мы обойтись никак не сумеем. Арифметика ЭВМ помогла уже тем, что мы имеем в руках точные цифры. Но как бы она хорошо ни считала, окончательные выводы приходится делать нам с вами — инженерам, мастерам, наладчикам.— Владимир Викторович четко выговаривал слова, самой интонацией выделяя среди них главные. Его хрипловатый голос в такие моменты усиливался, оттес­ няя шум счетчиков в дальние углы просторной комна­

ты.— Ведь в каждом отдельном случае простоя кто-то конкретно виноват. Виноват в том, что станок вышел из строя. Сегодня — механик, завтра— электрик, а то и сам наладчик.— Он наклонился вперед.— Так вот, чтобы объ­ явить войну простоям, необходимо точно знать, по чьей вине остановилась машина, кто не довел станок до уров­ ня надежности. Потому что именно по его недосмотру страдает производство. Предлагаю,— голос Бриля опять набрал силу,— устанавливать ответственность за ремонт в каждом конкретном случае, чтоб человек чувствовал за собой обязанность сделать станок максимально на­ дежным.

37

— Чтоб каждый мастер, начальник службы всякий раз отмечал виновника,— сразу продолжил Комолов. Видно, между собой они обсуждали этот вопрос и рань­ ше.— Не для себя только и не для начальства — весь цех должен знать. А иначе у нас всегда будет виноват мас­ тер. Так вот, если мастер не хочет, чтоб на него, как гово­ рится, «всех собак вешали», придется усилить контроль за работой и ремонтом станков.

Идея неплохая.— Сергей Левкин оглядел всех.— Если, конечно, не повиснет в воздухе.

Пусть дойдет до каждого...

Верно, надо знать своих халтуркиных...

Да ну, проще самому сделать, чем следствием за­ ниматься,— высказывал сомнение мастер Тихонов.

Не очень-то сам успеешь. Надо, надо механиков подтянуть. Одних штырей сколько летит по их недо­ смотру.

Торгашину идея понравилась.

Ну, а как оповещать всех? Неужели на черную

доску?

— А что ж, и на доску,— подхватил Комолов.— По­ ставить заметные доски в проходе, на виду. И мелом отмечать, какой станок вышел из строя, сколько просто­ ял, по чьей вине, чтобы нерадивый ремонтник знал, сколько на его совести пропавшего времени. Пусть люди видят, кто больше всех тормозит производство...

— Пожалуй, верно... Может, дойдет кой до кого...

— Конечно, прежде всего это коснется наших узких мест.— Начальник цеха как бы подводил итоги сегодняш­

него разговора.— Можно

начать со шлифовки,

попробо­

вать.— Он провел рукой

по волосам, прижал

ладонью

седую прядь.— Для шлифовального участка этот вопрос чрезвычайно важен. Все эти внутрисменные простои — непозволительная для нас роскошь. Электронный счет показал это со всей ясностью. Добиться в цехе бездефект­

38



ного ремонта — значит повысить на двадцать—двадцать пять процентов отдачу оборудования, выпускать допол­ нительно десятки тысяч подшипников. Конечно, очень важен для нас быстрый, оперативный ремонт. Но, если говорить откровенно, то это лишь подходы, подступы к достижению нашей цели — безотказной работе оборудо­ вания. Ведь хороший слесарь по ремонту определяется не только тем, насколько оперативно он приходит на вызов и устраняет неисправности. Знающий, дельный ремонтер отличается наименьшим количеством вызовов. Ему, сле­ сарю, по существу следовало бы платить не за вызовы, а за их отсутствие. Нет вызовов — значит, станки работа­ ют хорошо, слесарь знает свое дело,-относится к работе добросовестно. Как древний обычай Востока: врачу платят, пока пациент здоров. Пациент заболел — врачу плата приостанавливается до полного выздоровления больного.

Бриль помолчал и, наклонившись вперед, спросил:

— Разве мы с вами не смогли бы следовать этому правилу? Автоматизированная система управления пре­ доставляет нам и такую возможность. Наша задача сей­ час— не только освоить электронную технику, но и мак­ симально использовать ее применительно к нашим производственным условиям. Думаю, что мы далеко еще не исчерпали всех ее возможностей.— Он мельком взгля­ нул на часы. Улыбнулся.— В наших отношениях с авто­ матизированной системой разные были оттенки. А се­ годня я слышу: «умная электроника». Прогресс налицо.

ПРИШЛА ТАБУЛЯ...

Мастера читали сводки. Посмеивались, перебрасыва­ лись шуточками: заставило, мол, начальство ребусы раз­ гадывать. Сводки за вчерашний день поступали рано

39

утром — шесть просторных листов-табуляграмм в цифро­ вых полосках-строчках. Информационно-вычислитель­ ный центр выдавал свою продукцию исправно...

Старший мастер шлифовального участка Геннадий Торгашин всматривался в ровные печатные строки. Они раздражали его. Понять все сразу было трудно. То и дело возвращался он к прочитанному.

Неохотно втягивались мастера в это утреннее чтение, медленно разбирали шифрованные листы.

— Век бы не заглядывал сюда... Темный лес...— Тор­ гашин поднял голову от стола, вытащил из кармана пач­ ку папирос, повертел в руках, снова сунул в карман.— Легче считать ящиками, пусть не так точно...

Пересилить себя надо, перебороть, — тенорком протянул мастер Тихонов.

Право слово, проще самому, на бумажечке, стол­ бняком... Как в школе учили...

Только успевай считать да записывать!— Старков громко засмеялся.— Пока пройдешься по линиям...

Зато людей видишь, станок чувствуешь...

Воображение надо иметь, воображение...

В табуляграмме ряд чисел. Тянутся печатные полоски, цифры, цифры... Мертвые значки, не более... Разве могут они заменить живое слово, простой, доходчивый разговор, человеческое внушение, которое мастер делает рабочему...

Можно ли серьезно рассуждать о цифре как методе ру­ ководства, воздействия и даже — говорят на планерке — воспитания?! Об этих новых методах управления давно толкуют ученые. Люди они, конечно, знающие, но далеко­ ваты от производства, от повседневной заводской дей­ ствительности.

Так размышлял Торгашин, вглядываясь в сводку. По­

том резко отодвинул в сторону листы и вышел из дис­ петчерской.

Его тревожило вчерашнее невыполнение — табуля­

40


грамма показала, что~участок недодал 6 тысяч колец. А до конца недели — два дня. Успеем ли наверстать?

В огромном цехе выстроились ряды зеленых станков. Над ними, словно длинные мостики, тянутся железные рейки — транспортеры. Они пролегли через весь киломе­ тровый цех, оплели его своей пульсирующей сетью. Идут они издалека, с заготовительного участка, где один пресс ловко отрубает металлические колбаски, а другой мощ­ ным ударом выдавливает из них короткие, одинаковые стаканчики. Стальная «посуда» эта проходит затем сквозь крепкие токарные резцы, через огонь газовых факелов закалочных печей. Катятся, взбегают будущие подшипники по узким нескончаемым дорожкам-желоб­ кам, пока не попадут в сборочные станки-карусели, где получат свою сложную начинку — порцию миниатюрных иголок, обжатых стальной пружинкой.

Но прежде они должны пройти шлифовку — одну из самых тонких, ответственных операций.

Торгашин шагал по узкому проходу, раздумывая, кто же из наладчиков сможет дать дополнительно сотню-дру- гую колец, как получше использовать все пять десятков действующих станков?

■ Привычно поглядывая поверх станков, Торгашин оты­ скивал глазами синий свет лампочки — знак простоя. Ага, пятый станок. Но здесь не должно быть неожидан­ ностей...

Виктор Лебедев меняет абразив: серый цилиндрик,' надетый на тонкий штырь, быстро изнашивается, врезаясь

в стальной «стакан», и если недосмотришь,

не заменишь

вовремя,— брак неизбежен. А все отходы

надо сейчас

уменьшить до предела... Быстро, сноровисто действуют пальцы Лебедева, без суеты, без лишних движений. Стар­ ший мастер ловит себя на мысли, что ему приятно просто постоять, понаблюдать за работой наладчика. Лебедев быстро меняет шлиф, еще что-то подкручивает и запуска­

41

ет станок. Наезжает на стальное кольцо бешено враща­ ющийся цилиндрик, стремительно ввинчивается в черное, круглое отверстие — и так же быстро откатывается назад. Летят во все стороны мелкие брызги охлаждения, пар поднимается кверху. Из кожуха выскакивают одно за другим блестящие, мокрые кольца, выстраиваются, слов­ но на поверку, в узком наклонном лотке. Лебедев берет первое кольцо, проверяет на контрольном приборе, тут же, у станка. Тонкая стрелка на круглом циферблате бе­ гает, суетится между двумя красными рисками. Первое

кольцо наладчик

бросает в

ящик — брак законный.

Остальные зато в порядке.

 

Лебедев — мастер своего дела. Добивается почти без­

отказного хода трех

станков,

которые обслуживает, и

свой план выполняет — именно свой, потому что сам для себя назначил тот минимум в 2400 колец, которые каж­ дый день делает.

— Порядок?—одними губами произносит, наклоняясь, Торгашин.— Сколько?

Лебедев в ответ поднимает большой палец и смотрит при этом не на мастера, а в сторону, туда, где стоят его счетчики. Торгашин понимающе улыбается, подходит вплотную к серым шкафчикам: «Следит парень за циф­ рой». Прикинул: «Да, идет на высшем пределе. Если бы все так...»

...Зеленая краска станка затерта машинным маслом. Среди нагромождения металлических конусов продирает­ ся тускло поблескивающее кольцо, оставляя на площад­ ке рваные стружки, потом неловко вываливается в тес­ ный лоток — и станок замолкает.

Карпов стоял спиной к Торгашину. О его состоянии Торгашин догадался по неподвижной спине, напрягше­ муся затылку. Карпова можно было понять. Слишком уж часто выходит из строя его двенадцатый, а вину за не­ исправность никак не поделят друг с другом механик и

42