Файл: Печенюк, И. Л. Ритмы АСУ автоматизация управления производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Электрик. Если и сейчас станок не удастся, быстро от ремонтировать, из общей выработки придется вычесть еще несколько сотен колец. Соответственно уменьшится заработок Карпова...
Торгашин взялся за рычаг. Вдвоем отвернули кожух: перегорела обмотка катушки.
— Электрика надо,— Торгашин скорей угадал, чем услышал эти слова Карпова.
— Давай,— кивнул он.
Ухал массивный пресс, резко вызванивали стальные «стаканчики», падая в бункер, железный шум заполнял весь цех — под самые фермы.
Карпов поднял голову от станка, и лицо у него смор щилось, как от зубной боли. Глазами он показал наверх, что-то проговорил со злостью. «Разошелся парень»,— подумал Торгашин. Там, наверху, чуть шевельнулся чер ный, круглый ствол телевизионной камеры, выбирая объект, словно нацеливаясь на кого-то.
—Еще и этот подглядывает.— Карпов резким дви жением вытер руки тряпкой.
—Ладно, давай зови электрика.— Торгашину не хо телось выслушивать наладчика: рассуждения знакомые, их слышишь с того дня, как поставили телекамеры в цехе.
Карпов, отшвырнув тряпку, зашагал между станками. Торгашин снова взглянул вверх. Да, телевизионный
глаз есть на каждом участке, 12 каналов, и все сходятся в диспетчерской. Но телевидение здесь не так уж часто включают. Капризные приборы легко выходят из строя — не те для них условия в цехе. Да и необходимости особой нет. А рабочих нервирует...
Вернулся КаРП0ВВот он стоит в своем синем комби незоне, изучает счетчики, и восторга на его лице не вид но. Потом привычно направляется к счетчикам Маркови ча: они с Карповым давние соседи в цехе и соревнуются. Карпов смотрит в стеклянное окошечко, сравнивает. По
43
том -оборачивается к подошедшему Торгашину и говорит, кйвая в сторону счетчиков: «Ничего, хоть на сто колец, а больше Наума сделаю... Электрика выписал...» И ре шительно пошел к своим станкам.
«Бодрится |
парень»,— думает Торгашин, |
направляясь |
по проходу к черной, слегка потускневшей доске, что сто |
||
ит в центре |
шлифовального участка. На |
доске сбоку |
квадратная |
коробочка прибита, в ней — тряпица, |
мелок. |
«Линия |
ВГ,— прочитал Торгашин,— причина |
про |
стоев: электрик». И ниже мелом — номер станка Карпо ва. Рядом, в графе «механик», еще два неработающих станка... «Каков будет день, если утро с неполадок начи нается?»
Тут же и плакат повесили. На белом листе красными буквами: «Потеря 1 минуты рабочего времени на заводе приносит убытки 486 рублей, в цехе— 15 рублей».
Нет, нельзя допустить, чтобы машины долго стояли. Хоть сам берись за ремонт... Пока электрик раскачается да дойдет сюда... Надо бы Карпову самому поискать его, как всегда делали раньше. Так-то оно верней...
Торгашин только успел подумать об этом, как перед ним появилась фигура-бригадира электриков Константи на Третьякова с неизменным чемоданчиком в руке. Треть яков качнул беретом, надвинутым на лоб, посмотрел на доску и двинулся к станку Карпова.
«Этот сделает,— облегченно вздохнул Торгашин.— Теперь Карпов поднажмет...»
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЭФФЕКТ
Кибернетика сблизила деятельность человека и маши ны, помогла увидеть аналогию между ними. Психологи утверждают, что человек — это подсистема единой боль шой системы «человек — машина».
Немало написано учеными и литераторами о технике,
44
подавляющей человека. Й все же Новая техника завое вывает производство с поразительной быстротой. Неудер жима волна автоматизации. Трудно не растеряться в этом наплыве современной техники, невиданном ранее обилии точных приборов и сложного оборудования...
Теперь в жизнь входят автоматизированные системы управления производством. Автоматизируются всевоз можные управленческие работы.
Да, но как можно автоматизировать руководство пред приятием? Или целой промышленной отраслью? Взять электронную машину, какая «поумней», да и подключить к сложному заводскому механизму?.. Следила бы маши на за ходом производства, налаживала снабжение, регу лировала уровень зарплаты и не портила нервы ни себе, ни другим. Умеет же многое робот в фантастических рас сказах Айзека Азимова: он — нянька и политик, космо навт и ученый.
Человек и машина! Как складываются, как должны складываться взаимоотношения между ними?
Об этом много спорят ученые, инженеры, психологи. Два десятка лет назад, в период, когда началось ув лечение автоматикой, немало было рассуждений об огра ниченных возможностях человека. По сравнению с маши-' ной он медленно думает, плохо запоминает, неточно считает. Он быстро утомляется, теряет работоспособ ность, подвержен эмоциям. Естественно, возникал вопрос: целесообразно ли использовать человека в сложной си стеме управления производством? Тем более что вот-вот наступит эпоха сплошной автоматизации, и тогда ма шины примутся решать наши проблемы. Поусовершенствовать только бы эту технику, сделать ее понятливей, со образительней... Инженерам, жаждавшим автоматизации, человек мешал. В воображаемой картине автоматизиро
ванного мира они не могли найти ему применения.
Но практический опыт решительно подсказывал,
45
что человек не так уж плох. Человек способен работать в сложной обстановке, может предвидеть ход событий, быстро ориентироваться в неожиданной ситуации, ис правлять ошибки.
Другими словами, человек все-таки умней создава емых им машин. Нормальный человек к тому же облада ет еще одним важным преимуществом — он мыслит пред метно, соотнося свои действия с живой реальностью.
Какое же место в сложной управляющей системе оп ределено человеку?
Психологи, изучающие взаимоотношения человека и машины, определили его как звено системы. Звено наибо лее пластичное и универсальное, лишь кое в чем уступа ющее «машинным» звеньям системы. Например, в ско рости, иногда в точности выполнения операций, в дли тельности сохранения заданного непрерывного режима работы.
Обширный перечень сравнительных преимуществ че ловека перед машиной приводит американский психолог А. Чапанис. Он пишет: «Обычно принято говорить, что проблема согласования человека и машины возникает из-за ограниченных возможностей человека. С такой же уверенностью можно было бы сказать, что эти проблемы возникают из-за ограниченных возможностей машины».
Основоположник кибернетики Норберт Винер усма тривал преимущества человека в его гибкости, умении работать с неточными идеями. Это означает, говорил Винер, что человек обладает фантазией, другими слова ми, он создает понятие. Преимущества машин — в ско рости и точности.
В наш космический век необходим всеохватывающий подход к решению проблем, в частности народнохозяй ственных. Только такой — системный, научный подход — дает возможность понять истинный масштаб проблем, позволяет в полной мере использовать способности чело
46
века. Ныне совершенно утратил свое значение подход прагматический, опытный, «на ощупь»— наводить мосты всякий раз, когда на пути попадается речка, то есть решать проблемы по мере того, как они возникают. Слиш ком грандиозны масштабы наших начинаний, чтоб мы могли позволить себе роскошь полагаться только на ин туицию, на изворотливость отдельных деятелей или же просто — на удачу.
В программе запуска космического корабля, напри мер, любая ее часть — от конструкции наземной старто вой установки до системы приземления и обследования космонавтов — является деталью единой системы, вклю чающей людей, условия окружения, необходимое обору дование. Все ее элементы должны точно подходить друг к другу и действовать — каждый по-своему — с предель ной надежностью.
Системный подход позволяет быть уверенным, что ничего не будет упущено, ничто не окажется не на своем месте. Естественно, это предполагает максимальную на дежность всех частей системы. Для запуска космического корабля, например, эта надежность должна быть не ниже 99,999 процента.
Такое сочетание общего охвата с вниманием к деталям стало возможным лишь с появлением электронно-вычис лительной машины. Появилось и понятие «электронный эффект». Возникло оно, вероятно, в недрах математики. Но полней всего раскрыло себя в экономике. Как показал опыт, применение электронно-вычислительной техники в экономических расчетах дает весьма существенный эф фект, огромную материальную выгоду.
Существует ошибочное мнение, будто электронно-вы числительная машина перерабатывает столько же ин формации, сколько и до нее, но просто делает она это быстрей. При этом упускают из виду, что ЭВМ может выдать такое количество данных, которое просто немыс
47
лимо получить иными средствами в пределах разумного времени. С помощью ЭВМ новые обширные области информации становятся доступными для тех, кто прини мает решения.
Так уж получилось, что экономика до недавнего вре мени оставалась наименее механизированной областью человеческого труда. Применение ЭВМ вносит в нее по истине революционные изменения. Новый, современный принцип работы счетной техники — электронный вместо механического. Человек перестает крутить ручку арифмо метра. В десятки и сотни раз, на целые порядки, как го ворят математики, вырастает производительность счетно го труда. Такого резкого скачка человечество не знало за всю историю развития техники. Стоит только сравнить: 2000 сложений производит человек «вручную» за 8 часов работы; 6000 делает клавишная машина; 10 000 — элек трический табулятор; электронно-вычислительная маши на «Минск-23» выполняет за это же время 17 миллионов операций. А более совершенные машины в состоянии про считать десятки миллионов операций в секунду.
Системный подход в сочетании с электронно-вычисли тельной техникой и новейшими экономико-математичес кими методами позволяет создавать автоматизированные системы управления. Использование их в условиях про изводства дает огромный экономический эффект. Научно обоснованным, сугубо конкретным становится управле ние предприятием. В небывалых масштабах повышается эффективность промышленного производства.
...Работает поточная линия. Через весь длинный цех плывут на сборку разнообразные детали. Внезапно у одного из станков — заминка, и потоку грозит задержка. А на другой линии, наоборот, избыток деталей — рабочие явно опережают график. Неужели нарушится ритм сборки и выпуска изделий? Нет, все будет именно так, как предусмотрено машинной программой.
48
Электронно-вычислительная машина точно знает, ка кие детали, в какое время должны попасть на сборку. Если будет нужно, замедлится движение одних деталей, увеличится подача других. Расчетный режим потока за печатлен в памяти машины, и она постоянно сравнивает, определяет, насколько четко выполняется та или иная операция. И не только сравнивает, но и умело регулирует ход производства, выпуск продукции. Если деталь обра ботана чуть быстрей, то ее движение к месту комплекта ции'соответственно притормозится. Опережение графика машина отметит немедленно и заставит деталь подо ждать своей очереди. Строго выдерживается скорость, одна из трех, заданных программой,— медленная, нор мальная или аварийная.
Машина регулирует выпуск и движение деталей на сборку. Деталь должна прийти к цели точно в срок. Ибо все подчинено единому ритму, действует в одном ключе.
Непрерывно получая исчерпывающую информацию о состоянии производства, ЭВМ дает четкий безошибочный ответ, сколько и какой продукции цеху надлежит выпу стить завтра, через неделю...
Однако лишь при участии человека электронная тех ника может дать должный эффект. Особенно, когда речь идет об управлении. Именно человек главенствует в си стеме управления, а не машина. Интуиция человека ока зывается более действенной при решении сложных задач, чем машинный перебор вариантов. Это подтверждается в известном, классическом примере: вычислительные ма шины во многом уступают человеку в шахматной игре, хотя превосходят его в решении задач на мат в 2—3 хо да. Если бы гроссмейстеру разрешено было использовать машину как помощника в определенных игровых ситуа циях, то такое сочетание человека и машины было бы, наверное, самым выигрышным. Есть немало сходства между этой схемой и задачами управления.
49
«Отдайте же человеку — человеческое, а вычисли тельной машине — машинное. В этом и должна, по-види мому, заключаться разумная линия поведения при орга низации совместных действий людей и машин,— писал Норберт Винер в своей книге «Творец и робот».— Линия эта в равной мере далека и от устремлений машинопоклонников, и от воззрений тех, кто во всяком использова нии механических помощников в умственной деятельности усматривает кощунство и принижение человека».
Итак, человеку— человеческое, машине — машинное. Но как на практике разделить обязанности человека и машины? Как согласовать работу человека и машины, да еще в системе управления — этой наиболее сложной сфере человеческой деятельности? Все это не столь уж просто. Оптимальное управление требует многого. Чтоб вести производство в нужном ритме, надо правильно соотнести, гармонизовать многообразную хозяйственную деятель ность, учитывая при этом возможности и интересы боль шого числа людей, решая не только сложные технико экономические, но и политические, социальные, психоло гические задачи.
ЛЮДИ И РИТМЫ
Приподнявшись на носки, Нина Астахова приблизила лицо почти к самому стеклу, внимательно всматриваясь
в мелкие перебегающие цифры. «Галопом, |
что ли, |
там |
скачут,— подумала она.— Показания разнятся от |
часа |
|
к часу...» |
. |
уви |
Нине достаточно взглянуть на счетчики, |
чтобы |
деть, равномерно или нет действует тот или другой ста нок, как работает весь участок. Все же у нее немалый опыт диспетчерской службы — год, день за днем, наблю дает она жизнь цеха, сравнивает, изучает показания счет чиков. Иногда Нине кажется, что она даже чувствует на
50