Файл: Печенюк, И. Л. Ритмы АСУ автоматизация управления производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Электрик. Если и сейчас станок не удастся, быстро от­ ремонтировать, из общей выработки придется вычесть еще несколько сотен колец. Соответственно уменьшится заработок Карпова...

Торгашин взялся за рычаг. Вдвоем отвернули кожух: перегорела обмотка катушки.

— Электрика надо,— Торгашин скорей угадал, чем услышал эти слова Карпова.

— Давай,— кивнул он.

Ухал массивный пресс, резко вызванивали стальные «стаканчики», падая в бункер, железный шум заполнял весь цех — под самые фермы.

Карпов поднял голову от станка, и лицо у него смор­ щилось, как от зубной боли. Глазами он показал наверх, что-то проговорил со злостью. «Разошелся парень»,— подумал Торгашин. Там, наверху, чуть шевельнулся чер­ ный, круглый ствол телевизионной камеры, выбирая объект, словно нацеливаясь на кого-то.

Еще и этот подглядывает.— Карпов резким дви­ жением вытер руки тряпкой.

Ладно, давай зови электрика.— Торгашину не хо­ телось выслушивать наладчика: рассуждения знакомые, их слышишь с того дня, как поставили телекамеры в цехе.

Карпов, отшвырнув тряпку, зашагал между станками. Торгашин снова взглянул вверх. Да, телевизионный

глаз есть на каждом участке, 12 каналов, и все сходятся в диспетчерской. Но телевидение здесь не так уж часто включают. Капризные приборы легко выходят из строя — не те для них условия в цехе. Да и необходимости особой нет. А рабочих нервирует...

Вернулся КаРП0ВВот он стоит в своем синем комби­ незоне, изучает счетчики, и восторга на его лице не вид­ но. Потом привычно направляется к счетчикам Маркови­ ча: они с Карповым давние соседи в цехе и соревнуются. Карпов смотрит в стеклянное окошечко, сравнивает. По­

43

том -оборачивается к подошедшему Торгашину и говорит, кйвая в сторону счетчиков: «Ничего, хоть на сто колец, а больше Наума сделаю... Электрика выписал...» И ре­ шительно пошел к своим станкам.

«Бодрится

парень»,— думает Торгашин,

направляясь

по проходу к черной, слегка потускневшей доске, что сто­

ит в центре

шлифовального участка. На

доске сбоку

квадратная

коробочка прибита, в ней — тряпица,

мелок.

«Линия

ВГ,— прочитал Торгашин,— причина

про­

стоев: электрик». И ниже мелом — номер станка Карпо­ ва. Рядом, в графе «механик», еще два неработающих станка... «Каков будет день, если утро с неполадок начи­ нается?»

Тут же и плакат повесили. На белом листе красными буквами: «Потеря 1 минуты рабочего времени на заводе приносит убытки 486 рублей, в цехе— 15 рублей».

Нет, нельзя допустить, чтобы машины долго стояли. Хоть сам берись за ремонт... Пока электрик раскачается да дойдет сюда... Надо бы Карпову самому поискать его, как всегда делали раньше. Так-то оно верней...

Торгашин только успел подумать об этом, как перед ним появилась фигура-бригадира электриков Константи­ на Третьякова с неизменным чемоданчиком в руке. Треть­ яков качнул беретом, надвинутым на лоб, посмотрел на доску и двинулся к станку Карпова.

«Этот сделает,— облегченно вздохнул Торгашин.— Теперь Карпов поднажмет...»

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЭФФЕКТ

Кибернетика сблизила деятельность человека и маши­ ны, помогла увидеть аналогию между ними. Психологи утверждают, что человек — это подсистема единой боль­ шой системы «человек — машина».

Немало написано учеными и литераторами о технике,

44


подавляющей человека. Й все же Новая техника завое­ вывает производство с поразительной быстротой. Неудер­ жима волна автоматизации. Трудно не растеряться в этом наплыве современной техники, невиданном ранее обилии точных приборов и сложного оборудования...

Теперь в жизнь входят автоматизированные системы управления производством. Автоматизируются всевоз­ можные управленческие работы.

Да, но как можно автоматизировать руководство пред­ приятием? Или целой промышленной отраслью? Взять электронную машину, какая «поумней», да и подключить к сложному заводскому механизму?.. Следила бы маши­ на за ходом производства, налаживала снабжение, регу­ лировала уровень зарплаты и не портила нервы ни себе, ни другим. Умеет же многое робот в фантастических рас­ сказах Айзека Азимова: он — нянька и политик, космо­ навт и ученый.

Человек и машина! Как складываются, как должны складываться взаимоотношения между ними?

Об этом много спорят ученые, инженеры, психологи. Два десятка лет назад, в период, когда началось ув­ лечение автоматикой, немало было рассуждений об огра­ ниченных возможностях человека. По сравнению с маши-' ной он медленно думает, плохо запоминает, неточно считает. Он быстро утомляется, теряет работоспособ­ ность, подвержен эмоциям. Естественно, возникал вопрос: целесообразно ли использовать человека в сложной си­ стеме управления производством? Тем более что вот-вот наступит эпоха сплошной автоматизации, и тогда ма­ шины примутся решать наши проблемы. Поусовершенствовать только бы эту технику, сделать ее понятливей, со­ образительней... Инженерам, жаждавшим автоматизации, человек мешал. В воображаемой картине автоматизиро­

ванного мира они не могли найти ему применения.

Но практический опыт решительно подсказывал,

45

что человек не так уж плох. Человек способен работать в сложной обстановке, может предвидеть ход событий, быстро ориентироваться в неожиданной ситуации, ис­ правлять ошибки.

Другими словами, человек все-таки умней создава­ емых им машин. Нормальный человек к тому же облада­ ет еще одним важным преимуществом — он мыслит пред­ метно, соотнося свои действия с живой реальностью.

Какое же место в сложной управляющей системе оп­ ределено человеку?

Психологи, изучающие взаимоотношения человека и машины, определили его как звено системы. Звено наибо­ лее пластичное и универсальное, лишь кое в чем уступа­ ющее «машинным» звеньям системы. Например, в ско­ рости, иногда в точности выполнения операций, в дли­ тельности сохранения заданного непрерывного режима работы.

Обширный перечень сравнительных преимуществ че­ ловека перед машиной приводит американский психолог А. Чапанис. Он пишет: «Обычно принято говорить, что проблема согласования человека и машины возникает из-за ограниченных возможностей человека. С такой же уверенностью можно было бы сказать, что эти проблемы возникают из-за ограниченных возможностей машины».

Основоположник кибернетики Норберт Винер усма­ тривал преимущества человека в его гибкости, умении работать с неточными идеями. Это означает, говорил Винер, что человек обладает фантазией, другими слова­ ми, он создает понятие. Преимущества машин — в ско­ рости и точности.

В наш космический век необходим всеохватывающий подход к решению проблем, в частности народнохозяй­ ственных. Только такой — системный, научный подход — дает возможность понять истинный масштаб проблем, позволяет в полной мере использовать способности чело­

46


века. Ныне совершенно утратил свое значение подход прагматический, опытный, «на ощупь»— наводить мосты всякий раз, когда на пути попадается речка, то есть решать проблемы по мере того, как они возникают. Слиш­ ком грандиозны масштабы наших начинаний, чтоб мы могли позволить себе роскошь полагаться только на ин­ туицию, на изворотливость отдельных деятелей или же просто — на удачу.

В программе запуска космического корабля, напри­ мер, любая ее часть — от конструкции наземной старто­ вой установки до системы приземления и обследования космонавтов — является деталью единой системы, вклю­ чающей людей, условия окружения, необходимое обору­ дование. Все ее элементы должны точно подходить друг к другу и действовать — каждый по-своему — с предель­ ной надежностью.

Системный подход позволяет быть уверенным, что ничего не будет упущено, ничто не окажется не на своем месте. Естественно, это предполагает максимальную на­ дежность всех частей системы. Для запуска космического корабля, например, эта надежность должна быть не ниже 99,999 процента.

Такое сочетание общего охвата с вниманием к деталям стало возможным лишь с появлением электронно-вычис­ лительной машины. Появилось и понятие «электронный эффект». Возникло оно, вероятно, в недрах математики. Но полней всего раскрыло себя в экономике. Как показал опыт, применение электронно-вычислительной техники в экономических расчетах дает весьма существенный эф­ фект, огромную материальную выгоду.

Существует ошибочное мнение, будто электронно-вы­ числительная машина перерабатывает столько же ин­ формации, сколько и до нее, но просто делает она это быстрей. При этом упускают из виду, что ЭВМ может выдать такое количество данных, которое просто немыс­

47

лимо получить иными средствами в пределах разумного времени. С помощью ЭВМ новые обширные области информации становятся доступными для тех, кто прини­ мает решения.

Так уж получилось, что экономика до недавнего вре­ мени оставалась наименее механизированной областью человеческого труда. Применение ЭВМ вносит в нее по­ истине революционные изменения. Новый, современный принцип работы счетной техники — электронный вместо механического. Человек перестает крутить ручку арифмо­ метра. В десятки и сотни раз, на целые порядки, как го­ ворят математики, вырастает производительность счетно­ го труда. Такого резкого скачка человечество не знало за всю историю развития техники. Стоит только сравнить: 2000 сложений производит человек «вручную» за 8 часов работы; 6000 делает клавишная машина; 10 000 — элек­ трический табулятор; электронно-вычислительная маши­ на «Минск-23» выполняет за это же время 17 миллионов операций. А более совершенные машины в состоянии про­ считать десятки миллионов операций в секунду.

Системный подход в сочетании с электронно-вычисли­ тельной техникой и новейшими экономико-математичес­ кими методами позволяет создавать автоматизированные системы управления. Использование их в условиях про­ изводства дает огромный экономический эффект. Научно обоснованным, сугубо конкретным становится управле­ ние предприятием. В небывалых масштабах повышается эффективность промышленного производства.

...Работает поточная линия. Через весь длинный цех плывут на сборку разнообразные детали. Внезапно у одного из станков — заминка, и потоку грозит задержка. А на другой линии, наоборот, избыток деталей — рабочие явно опережают график. Неужели нарушится ритм сборки и выпуска изделий? Нет, все будет именно так, как предусмотрено машинной программой.

48



Электронно-вычислительная машина точно знает, ка­ кие детали, в какое время должны попасть на сборку. Если будет нужно, замедлится движение одних деталей, увеличится подача других. Расчетный режим потока за­ печатлен в памяти машины, и она постоянно сравнивает, определяет, насколько четко выполняется та или иная операция. И не только сравнивает, но и умело регулирует ход производства, выпуск продукции. Если деталь обра­ ботана чуть быстрей, то ее движение к месту комплекта­ ции'соответственно притормозится. Опережение графика машина отметит немедленно и заставит деталь подо­ ждать своей очереди. Строго выдерживается скорость, одна из трех, заданных программой,— медленная, нор­ мальная или аварийная.

Машина регулирует выпуск и движение деталей на сборку. Деталь должна прийти к цели точно в срок. Ибо все подчинено единому ритму, действует в одном ключе.

Непрерывно получая исчерпывающую информацию о состоянии производства, ЭВМ дает четкий безошибочный ответ, сколько и какой продукции цеху надлежит выпу­ стить завтра, через неделю...

Однако лишь при участии человека электронная тех­ ника может дать должный эффект. Особенно, когда речь идет об управлении. Именно человек главенствует в си­ стеме управления, а не машина. Интуиция человека ока­ зывается более действенной при решении сложных задач, чем машинный перебор вариантов. Это подтверждается в известном, классическом примере: вычислительные ма­ шины во многом уступают человеку в шахматной игре, хотя превосходят его в решении задач на мат в 2—3 хо­ да. Если бы гроссмейстеру разрешено было использовать машину как помощника в определенных игровых ситуа­ циях, то такое сочетание человека и машины было бы, наверное, самым выигрышным. Есть немало сходства между этой схемой и задачами управления.

49

«Отдайте же человеку — человеческое, а вычисли­ тельной машине — машинное. В этом и должна, по-види­ мому, заключаться разумная линия поведения при орга­ низации совместных действий людей и машин,— писал Норберт Винер в своей книге «Творец и робот».— Линия эта в равной мере далека и от устремлений машинопоклонников, и от воззрений тех, кто во всяком использова­ нии механических помощников в умственной деятельности усматривает кощунство и принижение человека».

Итак, человеку— человеческое, машине — машинное. Но как на практике разделить обязанности человека и машины? Как согласовать работу человека и машины, да еще в системе управления — этой наиболее сложной сфере человеческой деятельности? Все это не столь уж просто. Оптимальное управление требует многого. Чтоб вести производство в нужном ритме, надо правильно соотнести, гармонизовать многообразную хозяйственную деятель­ ность, учитывая при этом возможности и интересы боль­ шого числа людей, решая не только сложные технико­ экономические, но и политические, социальные, психоло­ гические задачи.

ЛЮДИ И РИТМЫ

Приподнявшись на носки, Нина Астахова приблизила лицо почти к самому стеклу, внимательно всматриваясь

в мелкие перебегающие цифры. «Галопом,

что ли,

там

скачут,— подумала она.— Показания разнятся от

часа

к часу...»

.

уви­

Нине достаточно взглянуть на счетчики,

чтобы

деть, равномерно или нет действует тот или другой ста­ нок, как работает весь участок. Все же у нее немалый опыт диспетчерской службы — год, день за днем, наблю­ дает она жизнь цеха, сравнивает, изучает показания счет­ чиков. Иногда Нине кажется, что она даже чувствует на­

50