Файл: Мирзаев, Г. Г. Проектирование и строительство инженерных сооружений конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69

Рвс.33

 

де к сечению со стороны начала координат

 

= 1'Хг ~ 7П .

 

Ничто не изменится, если этот момент записать влекущим

образом:

о

Мг =Ул хг - т ( х г -а) ,


 

70

 

т .е . ввести множитель

(хг ~а)° , равный единице

(здесь а -

д и н а балки от начала координат до сечения, где

приложен сос­

редоточенный момент

т ) . Третий прием заключается в умноже­

ния сосредоточенного момента на скобку ( х - а ) °

, равную еди­

нице.

 

 

При выводе обобщенного уравнения упругой линии показано, что при соблюдении приведенных выше приемов произвольных пос­ тоянных интегрирования независимо от числа участков балки бу­ дет не больше двух.

Вхвод обобщенного уравнения упругой линии

Пусть балка под действием положительных нагрузок, кото­

рые дают положительные изгибающие моменты (рис. 33,г ) ,

нахо­

дится в равновесии. Начало координат возьмем в точке 0,

ось

•х направим по оси балки вправо,, ось у

- вертикально

вверх.

 

 

 

 

Рассмотрим пять участков балки.

 

 

На первом участке

0А нагрузки нет,

следовательно,

урав­

нения, определяющие упругую линию , будут

 

 

Е1£ г = °

E I dSL = l

 

 

d x

L

 

 

Рассмотрим участок АВ. Применим третий прием, тогда

Е 1 ж - = т (з:- а) 0

Это уравнение проинтегрируем, применяя первый прием

Е17%~=” (*-а) + Сг

Е1 у = т ^ + С гх +1>г .

Для участка ВС

Е1^рЛ- = т (х-а)°+Р(х-Ь),

E ly - 711

+ Р

С,х +


 

 

 

 

71

Для участка

CD

 

т (х-а)°+Р(х-Ь) + д 1 (х-с)

 

* У

=_

Е I ^ г_ «

 

 

(х-в)~

 

 

 

 

 

 

 

 

4 )

” Т

.,

 

,

п

Е1у = тп~

--------- + Р

в

Рассмотрим участок DL . Распределенная нагрузка на него

не распространяется.

Поэтому для получения равенства постоян­

ных интегрирования согласно второму приему добавляем положи -

тельную нагрузку, а для сохранения условий работы балки такую

ке отрицательную нагрузку (добавленные нагрузки на рис.

33,г

показаны пунктиром).

 

 

 

 

Тогда для участка DL

получим

 

 

 

E l

 

 

= m ( x - a f + Р (х-Ь ) +с/

q

 

Г . Г

d

y

________ / _________, . „ ( х - i ) Z. _ (x -cf

(x -d)

, „

 

F I

d

t

m 'x ~a) + P ~ ~ T ~ 1 ~ e ------- 6—

+Cs

 

E I =

771

 

(x - c )4

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'4

( x - d ) 4 + C x +Д.

 

 

 

 

 

T t

 

 

 

 

Равенство постоянных

[с=Сг= ...=C и

Dt=D2= ... = D

)

следует из сравнения уравнений, в которые подставляются зна­

чения

х

,

соответствующие границе двух смежных участков.

Так, нацример, чтобы доказать равенство

С3 =

, подстав­

ляем в уравнения углов наклона касательных участков Ши 17

х = с

.

Получаем

,.г

 

 

 

 

771 (с-а) + Р -^ 2 ----- н С3 = 777(с-а )

+ Р — 2

 

Откуда следует,

что С3=С^

. Доказав равенство всех

постоянных

С,

таким же образом легко доказать равенство

всех постоянных

D .

 

 

 

Физический смысл постоянных С

и д

выясняется из рас-


72

смотрения упругой линии участка I .

Если обозначить тангенс угла наклона касательной к упру­ гой д и п в начале координат осд , а прогиб в том хе сечении -

fg , то из уравнений участка I для углов наклона касательной

и прогибов при , г = 0 получим

Е1 л 0=С,

'E l f 0 =J>.

Следовательно,

постоянная

С

представляет собой тангенс

угла наклона касательной в начале координат, умноженный на

жесткость балки

E I

, а

постоянная В

~ црогнб в начале

координат, умноженный на ту же величину жесткости E I

Подставим значения постоянных

С

и D

в уравнение уг­

лов наклона касательных и в уравнение прогибов участка У„

(как в наиболее обеде уравнения,

содержащие все изгибапцие фак­

торе: вару сил, сосредоточенную и распределенную нагрузки;.

Тогда уравнение углов наклона касательной будет

уравнение прогибов

 

 

г

 

(х-Ъ)

+

E ly = E l f B+ EIccBx +m - ^ -

+ Р

6

 

. , ( x - c f

 

( x - d f

 

 

 

 

+ 4

24----- Ч

24

 

 

 

 

Эти уравнения при многократном повторении нагрузок, действуведх на балку, могут бить написаны в более общем веде

Е 1 1 ^ ~ = Е 1 ло+ 2 т (* -а )+ 2 Р (-Щр~ + 2 q {^ ~

Z

EIy = EIfB +EIaLBx + Z m * ^ +

Уравнения называются обобщенными (для рассмотренных ти - вон нагрузхж) нлх универсальными уравнениями уцругой линии.


73

Следует обратить внимание, что на рис. 33,г показаны по­ ложительные направления нагрузок. Если нагрузка направлена в другую сторону, то она вносится в уравнения со знаком минус.

Направление прогиба определяется его знаком: при положи­ тельном знаке прогиб направлен в сторону положительной оси у ,

т .е .

вверх; при

отрицательном - в сторону отрицательной оси У ,

т .е .

вниз.

защемлена, то неизвестные осо и f0 обращаются

 

Если балка

в нули (место защемления совпадает с началом координат), так

как угол наклона касательной относительно оси х

и прогиб в

защемлении равны нулю.

 

Если балка свободно лежит на двух опорах без

консоли или

с одной консолью, то требуется определить только одно неизвест­

ное ос0 ,

так как прогиб на левой опоре,

совпадающей с началом

координат,

равен нулю. Неизвестное ссо

в этом случае находит­

ся из условия равенства нулю прогиба над правой опорой.

Если балка, свободно лежащая на двух опорах, имеет начало координат, которое не находится над опорой, приходится опреде­

лять две неизвестные:

осо и

fQ .

Они находятся из условий

равенства

нулю прогибов над опорами. Этот вариант удобен цри

обращении

в'нуль либо

а о

, либо

fo

§9. Кручение

Впроцессе работы многие детали машин и конструкций под­ вергаются деформации кручения (валы, балки, пружины и д р .).

Рассмотрим деформацию круглого стержня радиусом г ,один конец которого закреплен в неподвижной плоскости (рис. 34,а ). К свободному концу стержня приложена пара сил, действующая в плоскости, перпендикулярной оси стержня. Стержень под действи­ ем этой пары сил испытывает деформацию кручения. При этом ось стержня 00, остается прямой. Эта ось называется осью кру­ чения.

В результате действия крутящего момента поперечное сече­ ние стержня поворачивается на некоторый угол, причем, чем дальше от закрепленного конца расположено рассматриваемое се-