ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
Ленинградский институт конкретно-социологических
исследований разработал свою классификацию стилевых
установок, которых придерживаются те или иные прак
тические работники. Наш опрос большого числа руково
дящих работников краснодарских промышленных пред
приятий и строек подтвердил жизненность предлагае
мой классификации. Ona представляется пятью стиле выми установками: дифференцированной, ситуативной,
нейтральной, открыто отрицательной и активно поло
жительной.
Некоторые руководители делят своих подчиненных на хороших, посредственных и плохих. Из числа хоро
ших создается ближайшее окружение любимчиков, на которых и опирается главным образом такой руководи
тель. Посредственные работники, по мнению руководите
ля, образуют среднюю группу, к которой он относится
безразлично. А плохим, образующим третью группу,
обычно достается самая неблагоприятная работа. К этой
группе руководитель относится пренебрежительно, а под час и грубо. И если кто из них пожелает уволиться, то его, как правило, не удерживают. Такая установка неиз
бежно создает нездоровую обстановку в коллективе, и
потому она считается отрицательной, нежелательной.
Ситуативная установка характеризует отношение ру
ководителя к подчиненным в зависимости от различных преходящих факторов, в том числе и от состояния своего настроения. Хорошее настроение — он может относить
ся к людям весьма благосклонно, доброжелательно, а в минуты плохого — способен нагрубить, отказать любой
просьбе подчиненного. В приемной такого руководителя
нередко можно услышать приглушенный вопрос: «Как
сегодня у нашего шефа настроение?»
Безразличное отношение к подчиненным составляет
суть нейтральной установки. Руководитель не интересу ется стремлениями и настроением подчиненных. Требует одного — выполнения служебных обязанностей. Для та
кого руководителя не важно, кто выполняет ту или иную работу, лишь бы она выполнялась в срок. При таком
стиле взаимоотношений в коллективе создается обста
новка безразличия и формализма, чуждые духу социа листического производственного коллектива.
Встречаются еще и такие руководители, которые по
лагают, что только они одни заботятся обо всем, рабо-
57
тают с полной отдачей сил. Л остальные бездельники,
которые могут работать только в том случае, если их по-' стоянію ругать, наказывать. Такая установка является открыто отрицательной. Она искусственно создает в кол
лективе нервное напряжение, многочисленные конфлик
ты по мелочам. Нет необходимости в дополнительных
доказательствах того, что и эта установка неприемлема для наших условий.
Активно положительная установка — вот идеальная
установка, к которой должны стремиться все руководи
тели трудовых коллективов. Наличие устойчивого актив ного и положительного отношения ко всем подчинен
ным — характерная черта данной установки. Постоян
но придерживаться такой установки нелегко, Поведение
подчиненных неодинаково, как и различно их отноше ние к своему руководителю. Но руководитель призван
быть одинаково требовательным и справедливым к каж
дому. Такая установка способствует созданию дружного
и работоспособного коллектива, уважающего своего
руководителя.
4. Социально-психологические факторы формирования производственного коллектива
Производственный коллектив — это коллектив лю
дей, объединенных общими повседневными задачами и
условиями труда. В основе социалистического произ
водственного коллектива лежит общественная собст
венность на средства производства. Она обеспечивает
формирование чувства коллективизма и товарищеского
сотрудничества. Но на формирование психологии про изводственного коллектива воздействуют и другие фак торы: условия труда, образование, возрастные разли
чия и взаимоотношения в коллективе.
Условия труда все больше и больше оказывают
влияние на состояние производственного коллектива и продуктивность его труда. Например, рабочие места в
сборочных цехах ЗИПа благоустроены лучше, чем в
заготовительных цехах. Поэтому и стабильность кол
лективов в сборочных цехах высокая. Неуютные «бы
товки» на многих стройках играют не последнюю роль
в повышенной текучести кадров.
58
Коллектив примерно одинакового уровня образова ния более сплочен, чем коллектив со значительными различиями в образовании. У людей с различным
уровнем образования оказываются различные интере сы, а подчас и взгляды па жизнь. Естественно, они от
рицательно сказываются на формировании сплоченно
го коллектива. Различия в интересах и поведении обу
словливаются также и различиями в возрасте. В кол
лективах, состоящих из работников разного пола, кон
фликтные ситуации возникают гораздо реже, чем в
коллективах одного пола.
На практике, конечно, не всегда можно учесть все благоприятные условия формирования коллектива. Но знать о них надо, чтобы правильно оценивать возникаю
щие в коллективе ситуации и взаимоотношения. Управ
ление первичным коллективом (бригада, отдел и т. п.),
скомплектованным без учета благоприятных факторов,
усложняется.
Одним из решающих факторов формирования друж
ных и работоспособных коллективов является умение регулировать и направлять взаимоотношения между
людьми. В каждом трудовом коллективе действует до вольно сложная структура взаимоотношений: межлич
ностные (служебные и неслужебные), |
межколлектив |
ные, отношения между руководителем |
и подчинен |
ным. |
|
Служебные межличностные отношения регулируют |
|
ся правилами внутреннего распорядка, |
должностными |
инструкциями и положениями трудового законодатель ства. Неслужебные взаимоотношения складываются на основе общности взглядов, привычек и интересов. На
их основе могут возникать группировки. Как поступать
руководителю в таких случаях? Если группировка ра
ботников не мешает успешному выполнению служеб
ных обязанностей, то нет и надобности вмешиваться в
ее дела. Бо'льше того, та или иная группировка может
служить опорой руководителя в прогрессивных начина
ниях. Но если поведение какой-либо группировки бу дет мешать общему делу, то руководитель не может
относиться безразлично к тому, что связывает ее чле нов.
На основе антипатий в коллективе может возник
нуть ситуация так называемой психологической несов-
59
местимости. Какой-то работник, например, откровенно не уважает другого. В результате периодически возни кают конфликтные ситуации, отрицательно отражаю щиеся на работе. Руководитель обязан разобраться в этих взаимоотношениях. Если они имеют несерьезные основания, то постараться помочь обоим в преодолении
неприязни. В том же случае, когда в этих отношениях ле жат достаточно глубокие причины, рекомендуется осу ществить соответствующие перемещения.
Ведущими отношениями в любом трудовом коллек
тиве являются отношения между руководителем и под
чиненными, между административными, должностными
лицами и рядовыми работниками. Административное,
должностное лицо в каждом коллективе представляет
и защищает прежде всего интересы государства. Поэто
му отношения между ним и рядовым работником пред ставляются одним из важных звеньев отношений меж
ду государством и личностью. Отсюда и очевидна та
большая ответственность должностного лица, которую
он несет за состояние взаимоотношений в коллективе.
Немалое значение приобретает здесь и этика служеб
ных отношений.
5. Этика служебных отношений
Психология людей находит свое отражение и в эти ке. Этика — это совокупность норм поведения человека в обществе, коллективе и быту. Здесь мы остановимся на отдельных моментах служебной этики, этики взаимо
отношений между руководителем и подчиненным.
Идеальным образцом коммунистических норм слу
жебной этики был и остается опыт В. И. Ленина. В опы
те его взаимоотношений с людьми наилучшим образом сочетались такие черты стиля, как вежливость и так тичность с принципиальной требовательностью. В лю бых условиях В. II. Ленин оставался неизменно вежлив
и внимателен. По воспоминаниям Н. К. Крупской, Ле нин никогда не позволял «таких жестов, как битье ку
лаком по столу или грожение пальцем»1. И вместе с тем
всем известна его |
настойчивость |
и |
требовательность в |
|
исполнении служебных ■ обязанностей. В. И. Ленин |
до- |
|||
1 «Воспоминания о |
В. ∏. Лепине». |
Μ., |
Политиздат, 1969, |
т. 4, |
с. 613. |
|
|
|
|
60
казал своим опытом, что вежливость и требователь ность вполне совместимые методы воздействия на лю
дей.
Подавляющая масса наших организаторов произ водственных коллективов придерживается норм социа
листической этики служебных взаимоотношений. Но, к
сожалению, все еще встречаются и такие, которые счи
тают, что «без крепкого словііа плана не выполнишь»,
направо и налево рассылают различные угрозы. Из эти
ческих соображений мы не называем здесь конкретных носителей подобных манер общения с людьми. Пола
гаем, что они могут узнать свой стиль, прочитав наши
замечания в их адрес. Грубые манеры обращения к людям не только принижают и оскорбляют человече
ское достоинство, ио и одновременно свидетельствуют о
невоспитанности и низких качествах должностного ли ца, допускающего грубость.
Некоторые руководители не придают значения то
му, как обратиться к подчиненному: по имени и отчест
ву или только назвать фамилию, |
на «ты» или на «вы». |
Между тем форма обращения к |
подчиненным имеет |
определенное значение, а иногда |
и весьма существен |
ное. В. И. Ленин обращался ко всем на «вы», независи
мо от того, кто был перед ним — нарком или рядовой
крестьянин.
В форме обращения на «вы» проявляется не только вежливость, но и средство поддержания необходимой служебной дистанции. Обращение же на «ты» слишком упрощает служебные отношения, а иногда и содейст
вует возникновению отношений панибратства в ущерб
служебному долгу. Особенно нежелательна избиратель ная ,манера обращения к работникам одного и того же
коллектива. Когда руководитель коллектива к одному обращается на «вы», а к другому на «ты», то этим соз
дается впечатление о делении коллектива на любимчи
ков и прочих.
В Резолюции XXIV съезда КПСС указывается |
на |
|||
необходимость «развивать принципиальную |
критику |
и |
||
самокритику — испытанный метод |
исправления недо |
|||
статков и улучшения дела»1. Нет надобности |
доказы |
|||
вать общественную полезность правильного |
|
функцио |
||
! Материалы XXIV съезда КПСС. Μ., |
Политиздат, |
1971, с. 208. |
||
|
|
|
|
Ol |