Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
феры грузоподъемностью 2, 3 и 5 т. Работать с тельферами значительно легче, чем с ручными талями, так как при этом почти не требуется физическая сила.
При монтаже и ремонте оборудования широко приме няют домкраты — сравнительно небольшие по размерам и
Рис. 19. Тельфер грузоподъемностью 2 и 3 т:
1 — пульт управления; 2 — гибкий кабель; 3 — электриче ский привод; 4 — монорельс.
весу переносные грузоподъемные механизмы. Их используют для подъема оборудования на небольшую высоту (200— 400 мм), а также для перемещения грузов по горизонтали, например, при монтаже тяжелого оборудования на предва рительно установленные анкерные болты.
По конструкции домкраты бывают: реечные, винтовые и
гидравлические. |
грузоподъемностью |
от 3 |
Реечный домкрат (рис. 20, а) |
||
до 5 т состоит из деревянного |
окованного металлом |
или |
штампованного стального корпуса 3, внутри которого пере мещается выдвижная рейка 4 с зубцами. Внизу на рейке имеется специальная лапа 1, посредством которой подни мают груз. При вращении рукоятки 9 соединенной с рейкой системой шестерен, груз поднимается или опускается. Для удержания груза на определенной высоте на одной из шесте рен установлен храповик 5 с собачкой. В реечных домкратах
66
грузоподъемностью до 6 т передача усилия от рукоятки
к |
рейке осуществляется одиночной зубчатой передачей, при |
|||||
грузоподъемности более |
6 |
т — двойной зубчатой |
передачей. |
|||
|
Винтовые домкраты |
(рис. |
20,6) |
состоят из |
металличе |
|
ского корпуса 3 с заделанной |
в нем |
специальной |
гайкой 6, |
|||
в |
которую входит винт |
7. |
На внешней поверхности винта |
Рис. 20. Домкраты.
а — Реечный; 6 — винтовой; в — винтовой распорный; |
г — гидравлический: |
/ — лапа; 2 — рукоятка; 3 — корпус; 4 — выдвижная |
рейка; 5 — храповик |
с собачкой; в — гайка; 7 — винт подвижной; 8 — цилиндр (находится внут ри корпуса); 9 — ручной насос; 10 — поршень.
нарезана трапециевидная или прямоугольная резьба, шаг которой определяет подъемную силу домкрата: чем меньше шаг резьбы, тем она больше. Подъем груза в винтовом дом крате осуществляется вращением винта, снабженного ру кояткой 2 с трещеткой. Винтовой домкрат удобен в работе, так как под действием поднимаемого груза он самотормозится.
5: |
67 |
Для горизонтального перемещения грузов на незначи тельное расстояние (до 130 мм) применяют винтовые рас порные домкраты (табл. 6, рис. 20, в), представляющие собой
Т а б л и ц а |
6 |
Техническая характеристика винтовых домкратов |
||||||
|
|
|
Высота |
|
Высота |
|
|
|
|
Грузоподъ- |
домкрата |
Ширина |
|
||||
|
подъема |
|
||||||
Тип |
емность, |
в |
стянутом |
основания, |
Вес, кг |
|||
груза, |
||||||||
|
|
т |
положении, |
мм |
|
|||
|
|
мм |
|
|||||
|
|
|
|
мм |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
БО-3 |
|
3 |
130 |
|
300 |
130 |
6,2 |
|
БО-5 |
|
5 |
300 |
|
510 |
148 |
17,0 |
|
БТ-5 |
|
5 |
300 |
|
510 |
148 |
21,0 |
|
БТ-Ю |
|
10 |
33) |
|
580 |
180 |
37,0 |
|
БТ-15 |
|
15 |
350 |
|
610 |
226 |
45,0 |
|
ПС-20 |
|
20 |
290 |
|
670 |
|
32,0 |
горизонтальный корпус 3 с винтами 7. На корпусе имеется рукоятка 2, вращение которой приводит к перемещению вин тов по горизонтали.
Рис. 21. Грузоподъемная лебедка с ручным приводом:
/ — рукоятка; 2 — большое зубчатое колесо; 3 — стяжные болты; 4 — щеки; 5 — барабан; 6 — храповое колесо.
Гидравлические домкраты (рис. 20 , г) изготовляют грузо подъемностью до 200 т. Действие таких домкратов основано на принципе работы гидравлического пресса: под давлением жидкости, подаваемой в цилиндр 8 при помощи приводного или ручного насоса 9, поршень 10 домкрата выдвигается и поднимает груз на нужную высоту (до 150 мм).
68
Грузоподъемные лебедки с ручным приводом выпускают на тяговое усилие 0,5; 1,0; 2,0; 3,0; 5,0; 7,5 и 10 т. Лебедка
(рис. 21) состоит из двух щек 4, соединенных стяжными бол тами 3, образующими станину лебедки. В станине установ лена ось, на которой свободно вращается барабан 5. На барабан насажено большое зубчатое колесо 2. Привод ной вал лебедки приводится во вращение рукояткой 1. Чтобы предупредить опускание поднимаемого груза, на ле бедке имеется храповое колесо 6 с собачкой.
Для подъема грузов небольшого веса (до 3 т) иногда применяют ручные рычажные лебедки; достоинство послед них— небольшие габариты и вес (табл. 7).
Т а б л и ц а 7 |
Техническая характеристика ручных |
|
|
||
|
рычажных лебедок |
|
|
|
|
|
|
|
Грузоподъемность, т |
||
|
Показатель |
|
1,5 |
|
3,0 |
|
|
|
|
||
Подача каната тяговым механизмом за двойной |
32 |
40-72 |
|||
ход рычага, м м .................................................... |
|
||||
Длина рабочего каната, м ...................................... |
|
20 |
|
15 |
|
Диаметр каната, м м ............................................... |
к г с |
12 |
165 |
||
Наибольшее усилие на рычаге, |
35 |
|
35 |
||
Вес лебедки с канатом, к г ................................. |
|
34 |
54,5 |
||
Для захвата и подвески груза на крюк |
(например, |
тали, |
|||
тельфера) служат стропы. |
Для такелажных работ |
в |
шахте |
применяют стропы из канатов, которые изготовляют из тон кой стальной проволоки. По роду свивки различают канаты одинарной свивки — спиральные, представляющие одну прядь; канаты двойной свивки, когда отдельные проволоки свиваются в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат, и канаты тройной свивки (кабельные). В последних проволока свивается в пряди, пряди — в стренги, а стренги — в канат. Для придания стальному канату гибкости, а также удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник.
В монтажной практике применяются главным образом канаты двойной свивки (табл. 8 ).
69
Т а б л и ц а 8 |
Техническая характеристика канатов |
|
|||||
|
|
|
(6-37=221 проволоки + пеньковый сердечник) |
|
|||
Диаме гр, |
мм |
Площадь |
Вес 1 м |
Разрывное усилие каната (в кгс) прч |
|||
|
|
|
сечения |
временном |
сопротивлении |
проволок. |
|
кана |
Прово. |
всех |
каната, |
|
кгс/ммг |
|
|
проволок, |
кг |
|
|
|
|||
та |
локи |
мм2 |
|
130 |
150 |
170 |
|
8 |
0,4 |
28 |
0,26 |
2 970 |
3 440 |
3 880 |
|
15 |
0,7 |
85 |
0,77 |
9100 |
10 500 |
11 900 |
|
19 |
|
0,9 |
141 |
1,3 |
15 0С0 |
17 300 |
19700 |
21 |
|
1,0 |
174 |
1,6 |
18 500 |
21 400 |
24 300 |
24 |
|
1,1 |
211 |
1,8 |
22400 |
26000 |
29400 |
30 |
|
1,4 |
342 |
3,1 |
36400 |
42 000 |
47 000 |
34 |
|
1,6 |
446 |
4,1 |
47 500 |
55000 |
_ |
39 |
|
1,8 |
565 |
5,2 |
60 000 |
69000 |
— |
При выборе каната для строп необходимо руководство |
|||||||
ваться |
правилом, что |
при |
подъеме груза вес его |
должен |
быть в 6 раз меньше, чем разрывное усилие каната. Исходя из этих же соображений, определяют и максимальный вес груза, который можно поднять данными стропами. При на личии у каната поврежденных проволок (не более 5% от общего количества) допустимая нагрузка на канат сни жается на 20—25%.
Стропы из каната выполняют в виде петель или завязы вают в виде узлов. Стропы должны легко надеваться и сни маться с крюка, легко освобождаться от груза и обеспечи вать надежное крепление груза на крюке во время подъема.
Монтаж скреперных лебедок производят непосредственно на месте их установки. Перед монтажом необходимо произ вести следующие подготовительные работы:
в кровле ниши, где должна быть установлена лебедка, над ее фундаментом пробуривают шпур, в котором надежно закрепляют конус с петлей каната для подвески тали;
подвешивают таль, грузоподъемность которой равна или больше веса лебедки;
со штрека в нишу укладываются лаги из круглого леса диаметром 20—25 см или балки (№ 20—24);
лебедка или отдельные ее узлы (барабаны, редуктор) тросом увязывают так, чтобы центр тяжести груза нахо дился на оси подъемной цепи и груз во время подъема не перекашивался.
70