Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лебедок второго типоразмера ЛВД-2, включающего четыре унифицированные модели (ЛВД-21, ЛВД-22, ЛВД-23 и ЛВД-24), рассмотрены ниже (рис. 8). Основные узлы манев­ ровых лебедок ЛВД-2: электродвигатель 11, редуктор 4, барабан 9, тормозная система и механизм 15 для дистан­ ционного управления лебедкой.

 

 

Рис. 8. Маневровая лебедка

ЛВД-2:

 

 

 

 

 

/ — рама; 2 — опорные

кронштейны;

3 — угольник; 4 — редуктор;

 

 

 

5 — шкив сервотормоза; 6 — сервотормоз; 7 — ленточные тормоза;

 

 

 

8, 18 — верхнее и нижнее ограждения; 9 — барабан; /3 — сегмент;

 

 

 

// — электродвигатель;

/2 — рамка; 13 — предохранительный

сто­

 

 

 

пор;

14 — шкив фрикциона;

15— механизм дистанционного управ­

 

 

 

ления; 16 — рукоятка;

17 — направляющий

ролик; 19 — упоры;

 

 

 

 

 

 

 

20 — кронштейн.

 

 

 

 

Электродвигатель

11

 

наполовину

встроен

в

барабан,

в котором

и базируется

на шррикоподшипнике.

Одновре­

 

 

 

 

 

 

 

менно он опирается

на

 

 

 

 

 

 

 

опорный

кронштейн

2

 

 

 

 

 

 

 

лебедки

с

помощью

 

 

 

 

 

 

 

центрирующего

коль­

 

 

 

 

 

 

 

ца, установленного

на

 

 

 

 

 

 

 

статоре

электродвига­

 

 

 

 

 

 

 

теля. Сегменты 10, за­

 

 

 

 

 

 

 

крепленные

на

крон­

 

 

 

 

 

 

 

штейне,

удерживают

 

 

 

 

 

 

 

электродвигатель

 

от

 

 

 

 

 

 

 

осевого смещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вращение

от

элек­

_

 

 

 

 

тродвигателя 1 к бара-

 

схема

ле-

бану 2 лебедки (рис. 9)

Рис.

9.

Кинематическая

пепеляртгя ирпрч игтпп

 

 

бедки ЛВД-2:

 

 

 

передается через встро

/ — электродвигатель: 2 — барабан; 3,

4,9,

еННЫЙ В б а р а б а н

ТрвХ -

W — шестерни; 5 —зубчатый

венец;

б —

СТупеНЧЭТЫЙ

реДУКТОр

редуктор;

7 — сателлитная

шестерня;

3 —

с

 

»

г

 

г

 

 

солнечная шестерня.

 

 

в ,

СОСТОЯЩИЙ

ИЗ

Д В ух

24


пар косозубых цилиндрических шестерен 3, 10 и 4, 9 и плане­ тарной передачи, включающей солнечную шестерню 8, саттелиты 7 и зубчатый венец 5. Редуктор смонтирован в герме­ тичном разъемном корпусе, являющимся масляной ванной для. шестерен и подшипников. Во избежание попадания масла из редуктора в электродвигатель на выходном валу последнего в месте сопряжения электродвигателя с редуктором установ­ лен маслоотражательный диск.

Барабан 5 (см. рис. 8) представляет собой цилиндриче­

скую стальную отливку,

разделенную внутри

диафрагмой

на две

половины.

В одной

из

них размещен

редуктор 4,

в другой — электродвигатель 11.

На одной реборде

барабана

имеется

тормозной

обод,

а

на

другой — храповик

с двумя

отверстиями для заливки и контроля уровня масла в редук­ торе. В расточке храповика запрессован и застопорен вин­ том зубчатый венец планетарной передачи редуктора. На барабане приварены две скобы для крепления каната. Конец каната продевается через них и зачаливается. Место счалки прочно обвязывается мягкой проволокой.

Вращение и остановка барабана осуществляются при включении тормозных устройств лебедки, представляющих собой два одинаковых ленточных тормоза 7 и стопор 13. Один из тормозов 7 расположен непосредственно на бара­ бане и служит для притормаживания и полного стопорения барабана, а другой смонтирован на шкиве фрикциона 14, который закреплен с помощью шпонки на хвостовике редук­ тора. Упоры 19, установленные на раме, препятствуют про­ ворачиванию тормозов относительно тормозных поверх­ ностей.

При включении электродвигателя на прямое (рабочее) вращение тормоз фрикциона автоматически затягивается. Это приводит к стопорению шкива и связанных с ним с по­

мощью водил сателлитных шестерен 7 редуктора

(см. рис. 9).

В результате последние,

получая вращение

от

солнечной

шестерни 8, передают его

зубчатому венцу 6

и далее бара­

бану 2 лебедки — происходит навивка каната на барабан. Если тяговое усилие превышает номинальную величину, шкив фрикциона проскальзывает и барабан останавливается. Это защищает узлы лебедки от перегрузки и поломки.

Включение электродвигателя в обратном направлении приводит к автоматическому отключению тормоза и осво­

бождению шкива фрикциона и

сателлитных

шестерен.

В этом случае последние, получая

вращение от

солнечной

25-


шестерни, вхолостую перекатываются по внутренней поверх­ ности зубчатого венца, а венец с барабаном остаются непо­ движными.

Принципиальная конструкция тормозов и механизма дистанционного управления лебедкой показана на рис. 10.

 

 

 

 

 

 

 

Тормозное

 

устройство

 

 

 

 

 

 

 

 

состоит

из

 

стальной

 

 

 

 

 

 

 

ленты 17,

соединенной

 

 

 

 

 

 

 

 

с тормозными башма­

 

 

 

 

 

 

 

 

ками 16 для крепления

 

 

 

 

 

 

 

 

рычажного

механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Последний

 

стягивает

 

 

 

 

 

 

 

 

концы ленты при тор­

 

 

 

 

 

 

 

 

можении.

В

тормозе

 

 

 

 

 

 

 

 

барабана

(рис.

10, а)

 

 

 

 

 

 

 

 

рычажный

 

 

механизм

 

 

 

 

 

 

 

 

включает

рукоятку 18,

 

 

 

 

 

 

 

соединенную на шарни­

 

 

 

 

 

 

 

 

ре 19 с одним из баш­

 

 

 

 

 

 

 

 

маков 16, и тягу 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тяга

шарнирно

соеди­

 

 

 

 

 

 

 

 

нена с рукояткой и дру­

 

 

 

 

 

 

 

 

гим башмаком. При на­

 

 

 

 

 

 

 

 

жатии на рукоятку про­

 

 

 

 

 

 

 

 

исходит

перемещение

 

 

 

 

 

 

 

 

башмаков по окружно­

 

 

 

 

 

 

 

 

сти и лента на ободе

 

 

 

 

 

 

 

 

барабана

стягивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ввинчивая или

вывин­

Рис. 10. Тормоз и механизм дистан­

чивая

болт

 

15

тяги,

ционного управления лебедкой ЛВД-2:

можно

 

регулировать

механизмом дистанционного управления: 1 ,2

длину ленты

и степень

а — ручной

тормоз;

б — тормоз

фрикциона с

ее

прижатия.

Отход

собачки;

3,

3',

6 — пружины;

4,

 

5 —оси; 7 —

храповик;

8 — шкив сервотормоза;

9 — тормоз­

ленты от тормозной по­

ная лента сервотормоза; 10 — шкив фрикциона;

рычаг; 15 — болт;

16 — башмаки;

17 — лента

верхности

 

 

ограничи­

/ / — возвратная пружина; 12,

13

— тяги; 14 —

вается

двумя упорами,

тормозная;

18 — рукоятка;

19 — шарнир.

угольниках

лебедки.

Вместо рукоятки

закрепленными

на

в тормозе

фрикциона

с башмаком и тягой шарнирно соединен рычаг 14, связываю­ щий тормоз с механизмом дистанционного управления ле­ бедкой (см. рис. 10,6).

Основные части механизма: узел собачек и узел сервотормоза. Первый состоит из собачек 1 ,2 и оси 4. На этой же

26


оси закреплена пружина 6, с помощью которой собачка 2 прижимается к храповику 7, соединенному с барабаном. Собачка 1 осью 5 связана со шкивом фрикциона 10 и при­ жимается к храповику, являющемуся одновременно и шки­ вом сервотормоза 8. Узел сервотормоза включает шкив 8 и натянутую на нем с помощью пружины 3 тормозную ленту 9. Шкив свободно сидит на обработанной цилиндриче­ ской поверхности опорного кронштейна лебедки. Тяга 12

свозвратной пружиной 11 шарнирно соединяет ленту шкива

срычагом тормоза фрикциона.

Работа механизма дистанционного управления лебедкой происходит следующим образом. При рабочем направлении вращения электродвигателя шкив фрикциона 10 вращается в обратном направлении и посредством собачки 1 поворачи­ вает шкив сервотормоза 8. Это приводит к перемещению тяги 12 и затяжке тормоза фрикциона. В результате бара­ бан начинает вращаться в сторону навивки каната. В случае перегрузки происходит проскальзывание шкивов фрикциона и сервотормоза. При включении двигателя в обратном на­ правлении барабан, вращаясь в том же направлении, нажи­ мает своим храповиком 7 на собачку 2 и выводит собачку 1 из зацепления со шкивом сервотормоза 8. Под действием пружины 11 тормоз фрикциона, освобожденный от затяги­ вающего усилия, раскрывается, что приводит к остановке барабана. Шкив фрикциона 10 в это время вращается вхолостую.

При отключенном двигателе (вращение отсутствует) механизм дистанционного управления срабатывает и осво­ бождает шкивы фрикциона и сервотормоза от торможения. В результате, барабан и шкив фрикциона свободно вра­ щаются как одно целое на подшипниках, установленных в опорных кронштейнах лебедки. В это время можно сво­ бодно вручную сматывать канат с барабана.

Предохранительный стопор предназначен для периодиче­ ского стопорения барабана лебедки при работе на уклоне. Он представляет собой обычное храповое устройство, вклю­

чающее собачку

с педалью, кронштейн, пружину и болт

с контргайкой.

Под действием пружины собачка входит

в зацепление с храповиком барабана, стопоря его. При на­ жатии на педаль ногой собачка выходит из зацепления, освобождая барабан; стопор крепится на раме лебедки и может устанавливаться с любой ее стороны. В отключен­ ном положении стопор фиксируется болтом.

27


Основание лебедки — рама 1 (см. рис. 8) представляет собой жесткую сварную конструкцию из швеллеров. Про­ дольные швеллеры рамы выполнены в виде полозьев. Это облегчает перемещение лебедки по горным выработкам. К полозьям приварены четыре кронштейна 20 с отверстиямц для анкерных болтов, с помощью которых лебедка крепится на почве выработки. К раме крепятся ленточные тормоза 7, предохранительный стопор 13, а также два ребра 18 (нижнее ограждение), закрывающие нижнюю часть барабана.

Поверх рамы приварены платы, на которых закреплены два опорных кронштейна 2 — массивные стальные отливки. В одном из них барабан 9 опирается на специальный роли­ коподшипник, наружной обоймой которого является обрабо­ танная цилиндрическая поверхность кронштейна. На этом же кронштейне смонтирован один из узлов механизма для дистанционного управления лебедкой.

В другом кронштейне барабан опирается на радиальный шарикоподшипник, сидящий на выступающем хвостовике редуктора лебедки. На нем же неподвижно закреплен шкив фрикциона. Кронштейны соединены между собой угольни­ ками 3, что увеличивает жесткость конструкции. К угольни­ кам с помощью специальных замков крепится легкое сварное ограждение 8, закрывающее верхнюю половину барабана. Ограждение обеспечивает безопасные условия работы обслу­ живающего персонала и предотвращает зашкивление каната.

С передней и задней сторон ограждения

предусмотрены

окна для наблюдения за навивкой каната на

барабан.

К переднему угольнику и раме лебедки с помощью бол­ тов крепится рамка 12 с роликами 17, служащими для на­ правления движения каната при навивке его на барабан. Ролики закреплены в рамке и свободно вращаются на своих осях, имеющих отверстия для смазки. При необходимости рамка с роликами может быть установлена с задней стороны лебедки. В этом случае она крепится к заднему угольнику.

На погрузочных пунктах управление лебедкой дистан­ ционное— путем автоматического включения при запуске двигателя механизма дистанционного управления (рис. 11) и с помощью педали управления 3 предохранительного сто­ пора. Включение и реверс (включение на обратное вра­ щение) двигателя осуществляется дистанционно через ревер­ сивный магнитный пускатель 4 типа ПМВР-1441. В удобном по условиям эксплуатации месте для управления пускателем устанавливают трехкнопочный пост управления 5 типа1

28