Файл: Берман, Г. Д. Совершенствование потоков экономической информации (опыт мебельных предприятий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
изучаются методом сквозного обследования по следующим важ нейшим информационным подсистемам: кадры, труд и заработная плата, материальные ресурсы, основные фонды, производство, го товая продукция и сбыт. Содержание документов в каждой под системе определяется ее названием. К подсистеме производства относятся те документы, которые связаны с производственным
процессом и не вошли в остальные группы, .например плановые и отчетные калькуляции, акты на брак, документация по внутрифир менным услугам, производственные задания подразделениям и т. д. Метод сквозного обследования заключается в том, что документы, пути их движения, способы обработки и обобщения по каждой ин
формационной подсистеме изучаются и анализируются по всем ■структурным подразделениям и функциональным отделам фирмы.
Так, вся нормативная, плановая, отчетная документация по труду
и заработной плате и ее последующая обработка изучаются в ос новных и вспомогательных цехах, в отделе труда и заработной платы, в плановом отделе, в бухгалтерии, в отделе кадров, а до кументация и обработка данных по материальным ресурсам — в
технологическом отделе (в части разработки норм расхода мате риалов), отделе снабжения, на складах, в цехах, бухгалтерии, пла новом отделе.
2. Обследование одной информационной подсистемы во всех структурных подразделениях поручается одному и тому же лицу, компетентному в этих вопросах. Масштабы даже крупных мебель ных фирм таковы, что обследование одной информационной подси стемы под силу одному человеку. Соблюдение этого требования облегчает составление модели документооборота по данной под системе, ее осмысливание и совершенствование.
3.Наиболее приемлемая техника обследования состоит в про ведении устного опроса должностных лиц каждого подразделения.
Впроцессе беседы с должностными лицами выясняется, какие до кументы они заполняют (или получают) по соответствующей под системе и какова процедура их обработки и использования. Метод
письменных анкет дает худшие результаты.
4.Результаты изучения первичной документации фиксируются в упрощенном порядке: по каждой информационной подсистеме составляется перечень первичных документов в разрезе тех под
разделений, где эти документы формируются и используются. Сна чала записываются документы, заполняемые в данном подразделе нии, а затем документы, поступающие из других звеньев. В переч не одни и те же документы перечисляются дважды — по месту образования и использования. Указываются также название до кумента, приблизительная трудоемкость его заполнения, число ко пий, периодичность составления, адрес представления или источ ник получения, целевое назначение и общее число документов за год.
Перечень документации по труду и заработной плате показан в табл. 1.
23
Таблица t
Перечень документации по труду и заработной плате
Наименование
документа
Тмнениярену дт ао,еоммдкниноосгот ь дзоакпуол |
Ч и с л о коп ий |
(Пскероилоьдкиочрназо ствь м еся ц ) |
Движение Целевое документов назначение
О б щ е е ч и сл о д о к у ментов за год
Приме чание
Мебельный |
цех |
|
|
|
|
|
|
|
Формируемые |
доку |
|
|
|
|
|
|
|
менты: |
|
|
|
|
|
|
|
|
табель |
|
|
360 |
1 |
В бухгал |
Начисление |
12 |
|
|
|
|
40 |
1 |
терию |
зарплаты |
|
|
наряд бригадный |
То же |
Начисление |
48 |
По каж |
||||
|
|
|
|
|
|
и распределение |
|
дой |
наряды |
индивиду |
|
|
|
зарплаты |
|
бригаде |
|
|
|
|
|
|
|
|||
альные и другие |
|
|
|
|
|
|
||
поступающие |
доку |
10 |
20 |
» |
То же |
|
|
|
менты |
|
1600 |
— |
|||||
план по труду |
— — |
1 |
Из плано |
Директивный |
12 |
|||
Цех деревообра |
|
|
вого |
|
|
|
||
|
|
отдела |
|
|
|
|||
ботки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Формируемые |
доку |
|
|
|
|
|
|
|
менты: |
|
|
360 |
1 |
В бухгал |
Начисление |
12 |
|
табель |
|
|
|
|||||
и т. |
д. |
|
|
|
терию |
зарплаты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К перечню прилагаются образцы заполненных документов и графические схемы их движения. В схеме условными знаками обозначаются действия, производимые с документами (составле ние, подписание, утверждение, согласование, регистрация, вклю чение в свод и т. д.).
Образец графических отметок на обороте (Наряда на заработ
ную плату следующий:
Мастер |
Нормировщик |
мсв |
|
группа |
|
|
|
|
бухгалтерии |
О——-□---------------------- |
|
|
||
Í (Составление) |
(Проверка) |
(Арифметическая------ (HSИспользование) |
||
' |
|
обработка) |
|
|
24
Такой порядок отражения результатов обследования создает
отчетливую модель документооборота, вполне пригодную для ее анализа и совершенствования лицами, компетентными в данной области управления. Обычно уже в процессе составления перечня обнаруживается избыточная и нерациональная информация. За
полнение подробного перечня значительно менее трудоемко по сравнению с имеющимися рекомендациями о составлении специ альных карт на каждый документ, в которых подробно описыва ются источники данных, реквизиты и совершаемые в документе арифметические и логические действия.
5. Процедуры обработки документов, способы обобщения, по рядок системного учета, а также целевое назначение этих дейст вий фиксируются в аналогичных перечнях работ. Эти перечни со ставляются в каждой информационной подсистеме по структурным подразделениям фирмы.
Перечень работ в |
мебельном цехе приведен в табл. |
2. |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
|
|
|
|
|
|
Перечень работ в мебельном цехе |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
(труд и заработная плата) |
|
|
|
||||
|
Вид работ |
|
|
Краткое описание |
Целевое |
Источник данных |
|||||||
|
|
|
работы |
|
назначение |
||||||||
Проверка |
обосно |
|
Перемножение планово |
Контроль |
Производствен |
||||||||
ванности |
утвержден |
го ассортимента на ут |
ная |
программа це |
|||||||||
ного месячного |
|
фонда |
вержденные |
|
расценки, |
ха |
и утвержденные |
||||||
зарплаты |
|
|
|
суммирование |
итога и |
расценки |
|||||||
|
|
|
|
|
прибавление |
|
установлен |
|
|
|
|
||
Составление |
|
отчета |
ных доплат |
отработанных |
Представле |
Табель |
|||||||
|
|
Подсчет |
|||||||||||
о численности |
рабо |
человеко-дней |
и |
неявок |
ние отчета |
|
|
|
|||||
тающих |
|
|
|
по причинам и категориям |
в ОТиЗ |
|
|
|
|||||
Анализ |
использова |
персонала |
|
|
|
Контроль |
Расчетные ведо |
||||||
го |
Сопоставление планово |
||||||||||||
ния |
цехового |
|
фонда |
и отчетного |
фонда |
мости |
из бухгалте |
||||||
заработной платы |
зарплаты в разрезе видов |
рии |
и |
показатели |
|||||||||
|
|
|
|
|
зарплаты |
и |
категорий |
плана |
|
||||
и |
т. |
Д. |
|
|
персонала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К перечню прилагаются заполненные образцы расчетов, регист ров и т. д. Подобные перечни менее трудоемки и более наглядны по сравнению с документограммами, рекомендованными другими методическими указаниями.
6. Каждый обследователь анализирует данные соответствующей подсистемы и разрабатывает рекомендации по ее совершенствова нию. Комбинированные документы, охватывающие разнообразную
информацию и взаимосвязи между разными информационными
подсистемами, анализирует руководитель бригады. Однако подоб
ных точек соприкосновения бывает не слишком много.
4—954 |
25 |
7. При необходимости по каждой подсистеме составляют мат ричные схемы документальных связей между структурными произ
водственными подразделениями и функциональными отделами фирмы. В подлежащем матрицы указан вид документа и его пе риодичность, а в сказуемом — структурные подразделения, в ко торых формируется и используется документ. На пересечении со ответствующих граф условными графическими обозначениями отмечают характер выполняемой над документом операции (фор мирование, обработка, использование), а стрелками — путь движе ния документа.
Для количественной оценки объема документооборота исполь зуются различные единицы измерения: количество заполненных до кументов, реквизитов, символов, арифметических действий, при веденных к одинаковой трудоемкости и др. (в качестве единицы трудоемкости можно принять операцию сложения, трудоемкость
остальных арифметических действий пересчитывается при помощи
определенных коэффициентов).
Однако на стадии обследования существующей информацион ной системы нецелесообразно затрачивать много усилий на точный
подсчет количества показателей и символов, тем более, что в про цессе оптимизации документооборота будет отменено заполнение некоторых избыточных документов или пересмотрено их содержа ние. Наиболее простой способ измерения объема документооборо та — подсчет количества заполненных документов. Этих данных вполне достаточно для решения вопроса о целесообразности авто матизации соответствующих управленческих задач. Более деталь ные сведения, необходимые для проектирования машинной обра ботки данных, можно получить непосредственно из заполненных
образцов документов, прилагаемых к перечню (см. табл. 1).
ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ потоков ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ АСУ
Методика оптимизации документооборота
Обследование действующей информационной модели фирмы и ее анализ позволят приступить к проектированию более совершен
ной организации документооборота с учетом требований, предъяв ляемых АСУ. Разработка новой информационной модели — очень ответственный процесс, от которого во многом зависит эффектив ность функционирования АСУ.
Анализ существующего документооборота позволил выяснить организационную структуру фирмоуправления, функции, выполня емые каждым структурным подразделением и отдельными долж ностными лицами, содержание решаемых ими задач и логику их решения, процедуры обработки данных, виды используемой пер вичной документации и т. д. В процессе анализа вскрываются нерациональные управленческие работы и пороки циркулирующей документации в содержании, периодичности, маршрутах, способах
26
обработки. Совокупность этих сведений и выводов позволяет раз работать более совершенную информационную модель.
При переходе на АСУ строение существующего документообо рота останется в основном без изменения, так как цели и функции
управления практически не меняются. Пересмотрены будут: лишь
содержание и формы отдельных документов и способы их обработ ки для устранения дублирования, обеспечения многократного ис
пользования единожды зафиксированных данных, совмещения первичной регистрации хозяйственных операций с переносом на машинные носители и максимальной механизации технических процессов — подсчетов, таксировки, сравнения и т. д.
При разработке новой информационной модели из большинства первичных документов исключают нормативные показатели. Все
нормативы, необходимые для планирования и регулирования хо зяйственной деятельности, а также для анализа и контроля, обра зуют специальные нормативно-справочные массивы, хранящиеся в памяти ЭВМ или на перфокартах. По мере изменения норм эти
массивы систематически корректируются. Сопоставление отчетных данных с нормативами и расчет отклонений происходят на ЭВМ по разработанным алгоритмам. Содержание и периодичность до кументов разрабатывают исходя из задач управления на всех иерархических уровнях. Потребность вышестоящих звеньев в эко номической информации четко определена существующими форма ми отчетности. Внутрифирменная потребность в информации вы текает из характера задач, решаемых отделами фирмоуправления и линейным управленческим, аппаратом фирмы. Содержание доку ментов должно обеспечить систематический контроль за выполне нием плановых заданий и нормативов, принятие оперативных реше ний, анализ хозяйственной деятельности и материалы для плани
рования работы на следующий период, выявление результатов
внутрифирменного хозрасчета, подведение итогов социалистиче
ского соревнования и т. д.
Формы и маршруты документов проектируют, ориентируясь на механизированное выполнение вычислительных и элементарных логических операций (сравнений, группировок, отбора и т. д.).
Там, где это допустимо без ущерба для оперативности управле
ния, внедряют накопительные документы при одновременном уд линении их периодичности. Это диктуется трудоемкостью трансля ции рукописных документов на машинные носители.
Особое внимание уделяют сохранению юридической доказа тельности документов, устанавливающих материальную и адми нистративную ответственность должностных лиц за сохранность ценностей или за принятие решений.
Разнообразие и сложность информационной системы предприя тия обязывают придерживаться определенного порядка при разра ботке новой модели. Наиболее целесообразно соблюдать тот прин цип систематизации документов, который применялся при об следовании существующей системы, т. е. всю документацию
4* |
27 |
|