Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
тельный период. Каждая подрядная организация имеет возможность разработать пятилетний план с выделением его заданий по годам.
Наличие у предприятий-заказчиков и в каждой под рядной организации /перспективных планов позволяет выбрать экономически эффективную техническую на правленность деятельности на длительный период, свое временно готовиться к работам будущих лет, обеспечить заказчикам возможность заблаговременно заказывать предусмотренное проектом технологическое оборудова ние, обоснованно планировать потребность в трудовых и материальных ресурсах. Наличие перспективных планов дает возможность своевременно разрабатывать проектносметную документацию и принимать меры к наращива нию производственной базы строительства.
Превращение пятилетнего клана в основную форму планирования не означает отказа от разработки годовых планов, роль которых нельзя недооценивать.
>В годовые планы, являющиеся составной частью пягилетнего плана, могут вноситься изменения, связанные с необходимостью быстрейшей реализации научных от крытий, использования выявленных источников сырья и топлива, разработки новых конструкций и технологиче ских процессов, изменения потребностей внешней тор говли и платежеспособного спроса населения и т. п.
Совершенствование перспективного планирования в настоящее время не может ограничиться разработкой пятилетних планов.
Для правильного определения направлений и пропор ций развития народного хозяйства необходимы непре рывно действующие, уточняемые через каждые пять лет, долгосрочные планы экономического и социального раз вития страны.
В отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии тов. Л. И. Брежнев указывал, что «Все чаще мы сталки
ваемся с тем, что осуществление |
важнейших экономичес |
ких и социально-политических |
задач требует не пяти |
лет, а гораздо большего срока. В этой связи встает воп рос о перспективном долгосрочном планировании разви
тия народного |
хозяйства, |
опирающемся на прогнозы |
роста населения |
страны, |
потребностей народного хо |
зяйства, научно-технического прогресса. При таком ши ходе, обеспечивающем постоянную увязку долгосрочных3
3 Зак. 349
планов с пятилетиями и годовыми, могут эффективнее решаться коренные проблемы нашего развития»1.
В современных условиях методология планирования должна основываться на годовых, пятилетних и долго срочных перспективных планах, имеющих директивный характер. 1акая система обеспечивает взаимосвязь и преемственность плановых заданий и показателей, утвер ждаемых на различные периоды, непрерывность и ком плексность процесса планирования, последовательность в решении народнохозяйственных программ, перспекти ву в достижении главных целей, сформулированных в планах.
В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постанов ление о разработке долгосрочного перспективного пла на развития народного хозяйства СССР на 1976—1990 гг. «Долгосрочный план развития народного хозяйства дол жен стать новой вехой на пути создания материальнотехнической базы коммунизма»2.
Научный подход, научное предвидение, опирающиеся на закономерности и тенденции экономического разви тия, имеют огромное значение при составлении перспек тивных планов. От этого зависят прогресс науки и тех ники, благосостояние народа, успешное претворение в жизнь задач построения коммунизма.
Перспективный план призван определять на основе экономической политики партии общую долговременную стратегию социального, экономического и технического развития. Она должна учитываться в текущей хозяйст венной деятельности всех звеньев народного хозяйства, при разработке пятилетних и годовых планов. Каждый из них должен являться логическим звеном системы пла нов: текущий — звеном пятилетнего, а пятилетний — ор ганической частью долгосрочного. В этих условиях пяти летние планы будут представлять собой ступени долго срочного плана, составленные исходя из его целей и за дач, а годовые — обеспечивать необходимые предпосыл ки и условия для осуществления целей и задач долго срочного и пятилетнего планов.
Разработка долгосрочного перспективного плана — качественно новый этап совершенствования планирова
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», М., Политиздат, 197(1, с. 67.
2 |
А. Н. К о с ы г и н . |
Социально-экономическое развитие |
Совет |
ского |
многонационального |
государства. «Коммунист», 1972, |
№ 17, |
с. 25. |
|
|
|
ния и |
управления народным хозяйством |
в нашей |
стране. |
|
|
Одним из основных направлений совершенствования |
||
планирования является повышение научной |
обоснован |
ности планов путем улучшения их сбалансированности. До последнего времени в планах строительства до пускались несбалансированность и существенные не увязки между его отдельными элементами, что препятст вовало нормальному строительному процессу и наноси
ло ущерб народному хозяйству.
В новых условиях научный уровень планирования по вышается благодаря улучшению обоснованности и сбалансированности планов, исключению из практики планирования решений, не учитывающих объективные условия производства. Основное внимание во всех зве ньях планирования сосредоточивается на научных тех нико-экономических расчетах для определения путей на иболее рационального и эффективного использования материально-технических ресурсов и устранения излиш них издержек с тем, чтобы при наименьших затратах по лучить наибольшие результаты.
Задания, установленные в плане капитального строи тельства, должны быть увязаны с материальными ре сурсами, со сроками изготовления и поставки оборудо вания.
Для лучшей обоснованности планов капитального строительства, увязки его с другими разделами плана предусмотрена обязательная разработка балансов обо рудования и материалов. > ' Во многих случаях одной из причин срыва ввода в
действие производственных мощностей является отсутст вие или несвоевременное поступление на стройки мате риалов и оборудования.
Производственная программа строительства должна быть увязана с мощностями строительных организаций. Для этого необходимо разрабатывать балансы мощно стей строительных организаций по союзным республи кам, краям, областям и районам сосредоточенного стро ительства.
Однако нередки случаи, когда баланс производствен ных мощностей строительных и монтажных организаций не рассчитывается и программа строительно-монтажных работ не соответствует мощности 'строительных органи заций. Отсутствие сбалансированности между этими по
казателями приводит |
в ряде случаев к нереальности ут- |
3* Зак. 349 |
15 |
вержденных планов, к изменению их, к увеличению теку чести рабочей силы и другим нежелательным явлениям.
Задания, установленные в плане капитального стро ительства, должны быть увязаны с финансовыми ресур сами.
Большое значение для улучшения сбалансированно сти планов имеет разработка межотраслевого баланса.
Межотраслевой баланс представляет собой систему показателей и расчетов, определяющих конкретные про порции производства и потребления важнейших видов продукции. Он разрабатывается в стоимостном выраже нии (что отражает процесс расширенного воспроизвод ства в отраслевом разрезе), натуральном (что выявляет соотношения, возникающие в ходе производства и пот
ребления отдельных видов продукции) и натурально стоимостном выражении (что позволяет показать в еди ной схеме основные межотраслевые связи и их влияние на общеэкономические пропорции).
Одной из частей межотраслевого |
баланса |
является |
||
блок строительства и обслуживающих |
его производств. |
|||
С его помощью определяются, |
в |
частности, |
взаимные |
|
связи строительства с отраслями, |
которые используют |
|||
его продукцию, и отраслями, |
поставляющими ему свою |
|||
продукцию. |
|
|
|
|
Важным направлением совершенствования планиро вания является обеспечение стабильности и устойчивости утвержденных .планов.
Как известно, одним из существенных недостатков в
планировании до последнего времени являлось то, что ут вержденные планы в течение года подвергались неодно кратным изменениям. Нередко поправки поступали в последнем месяце года, а то и в начале следующего. По ложение усугублялось еще и тем, что материально-тех
нические ресурсы выделялись на дополнительные объе мы работ с опозданием и не полностью. Такое положение лишало планы их оранизующего и мобилизующего на чала, снижало ответственность за успешное их выполне ние.
В настоящее время повышена ответственность плани рующих органов, министерств и ведомств, заказчиков и подрядных организаций за стабильность планов, уста
новлен порядок, при котором |
изменять утвержденные |
годовые планы капитальных |
вложений и под |
16
рядных строительно - монтажных работ |
по стройкам |
|
можно лишь до 15 |
февраля текущего года |
и только то |
итогам выполнения |
плана предшествующего года. |
|
Вполне понятно, |
что план подрядных |
организаций |
может -быть стабильным, если будет обеспечен правиль ный выбор объектов строительства. Этому должны спо собствовать разработка генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР, схемы разви тия и размещения отраслей народного хозяйства и про мышленности и схемы развития и размещения произво дительных сил по экономическим районам и союзным республикам.
Для стабильности утверждаемого пятилетнего плана очень важен установленный порядок, при котором вопрос о строительстве новых объектов, не предусмотренных этим планом, может рассматриваться в 1виде исключения только одновременно с уточнением годовых планов (при
необходимости создания нового |
производства, при от |
крытии новых месторождений |
природных ресурсов и |
коренном изменении в технологии строящихся предпри ятий в связи с крупными достижениями науки и техники, имеющими общегосударственное значение).
Важным направлением в совершенствовании социа листических хозяйственных планов является их оптими зация. Под оптимальным планированием следует пони мать разработку планов на основе взаимоувязанных экономических расчетов, позволяющих выбрать из ряда возможных наилучший вариант плана, отвечающий за дачам построения материально-технической базы комму низма. В более узком смысле оптимальным является план, предусматривающий наилучшее использование имеющихся ресурсов. Одно из решающих условий ради кального совершенствования системы планирования и управления народным хозяйством — широкое использо вание экономико-математических методов и электронновычислительной техники.
В то же время следует подчеркнуть, что использова ние экономико-математических методов и электронно-вы числительной техники не обеспечивает автоматического повышения эффективности или научной обоснованно сти системы планирования и управления народным хо зяйством. Совершенствование этой системы на основе
применения экономико-математических |
методов |
и |
ЭВМ — крайне сложная, комплексная |
проблема, |
все |
. ' |
. .17 |