Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельный период. Каждая подрядная организация имеет возможность разработать пятилетний план с выделением его заданий по годам.

Наличие у предприятий-заказчиков и в каждой под­ рядной организации /перспективных планов позволяет выбрать экономически эффективную техническую на­ правленность деятельности на длительный период, свое­ временно готовиться к работам будущих лет, обеспечить заказчикам возможность заблаговременно заказывать предусмотренное проектом технологическое оборудова­ ние, обоснованно планировать потребность в трудовых и материальных ресурсах. Наличие перспективных планов дает возможность своевременно разрабатывать проектносметную документацию и принимать меры к наращива­ нию производственной базы строительства.

Превращение пятилетнего клана в основную форму планирования не означает отказа от разработки годовых планов, роль которых нельзя недооценивать.

>В годовые планы, являющиеся составной частью пягилетнего плана, могут вноситься изменения, связанные с необходимостью быстрейшей реализации научных от­ крытий, использования выявленных источников сырья и топлива, разработки новых конструкций и технологиче­ ских процессов, изменения потребностей внешней тор­ говли и платежеспособного спроса населения и т. п.

Совершенствование перспективного планирования в настоящее время не может ограничиться разработкой пятилетних планов.

Для правильного определения направлений и пропор­ ций развития народного хозяйства необходимы непре­ рывно действующие, уточняемые через каждые пять лет, долгосрочные планы экономического и социального раз­ вития страны.

В отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии тов. Л. И. Брежнев указывал, что «Все чаще мы сталки­

ваемся с тем, что осуществление

важнейших экономичес­

ких и социально-политических

задач требует не пяти

лет, а гораздо большего срока. В этой связи встает воп­ рос о перспективном долгосрочном планировании разви­

тия народного

хозяйства,

опирающемся на прогнозы

роста населения

страны,

потребностей народного хо­

зяйства, научно-технического прогресса. При таком ши ходе, обеспечивающем постоянную увязку долгосрочных3

3 Зак. 349


планов с пятилетиями и годовыми, могут эффективнее решаться коренные проблемы нашего развития»1.

В современных условиях методология планирования должна основываться на годовых, пятилетних и долго­ срочных перспективных планах, имеющих директивный характер. 1акая система обеспечивает взаимосвязь и преемственность плановых заданий и показателей, утвер­ ждаемых на различные периоды, непрерывность и ком­ плексность процесса планирования, последовательность в решении народнохозяйственных программ, перспекти­ ву в достижении главных целей, сформулированных в планах.

В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постанов­ ление о разработке долгосрочного перспективного пла­ на развития народного хозяйства СССР на 1976—1990 гг. «Долгосрочный план развития народного хозяйства дол­ жен стать новой вехой на пути создания материальнотехнической базы коммунизма»2.

Научный подход, научное предвидение, опирающиеся на закономерности и тенденции экономического разви­ тия, имеют огромное значение при составлении перспек­ тивных планов. От этого зависят прогресс науки и тех­ ники, благосостояние народа, успешное претворение в жизнь задач построения коммунизма.

Перспективный план призван определять на основе экономической политики партии общую долговременную стратегию социального, экономического и технического развития. Она должна учитываться в текущей хозяйст­ венной деятельности всех звеньев народного хозяйства, при разработке пятилетних и годовых планов. Каждый из них должен являться логическим звеном системы пла­ нов: текущий — звеном пятилетнего, а пятилетний — ор­ ганической частью долгосрочного. В этих условиях пяти­ летние планы будут представлять собой ступени долго­ срочного плана, составленные исходя из его целей и за­ дач, а годовые — обеспечивать необходимые предпосыл­ ки и условия для осуществления целей и задач долго­ срочного и пятилетнего планов.

Разработка долгосрочного перспективного плана — качественно новый этап совершенствования планирова­

1 «Материалы XXIV съезда КПСС», М., Политиздат, 197(1, с. 67.

2

А. Н. К о с ы г и н .

Социально-экономическое развитие

Совет­

ского

многонационального

государства. «Коммунист», 1972,

№ 17,

с. 25.

 

 

 


ния и

управления народным хозяйством

в нашей

стране.

 

 

Одним из основных направлений совершенствования

планирования является повышение научной

обоснован­

ности планов путем улучшения их сбалансированности. До последнего времени в планах строительства до­ пускались несбалансированность и существенные не­ увязки между его отдельными элементами, что препятст­ вовало нормальному строительному процессу и наноси­

ло ущерб народному хозяйству.

В новых условиях научный уровень планирования по вышается благодаря улучшению обоснованности и сбалансированности планов, исключению из практики планирования решений, не учитывающих объективные условия производства. Основное внимание во всех зве­ ньях планирования сосредоточивается на научных тех­ нико-экономических расчетах для определения путей на­ иболее рационального и эффективного использования материально-технических ресурсов и устранения излиш­ них издержек с тем, чтобы при наименьших затратах по­ лучить наибольшие результаты.

Задания, установленные в плане капитального строи­ тельства, должны быть увязаны с материальными ре­ сурсами, со сроками изготовления и поставки оборудо­ вания.

Для лучшей обоснованности планов капитального строительства, увязки его с другими разделами плана предусмотрена обязательная разработка балансов обо­ рудования и материалов. > ' Во многих случаях одной из причин срыва ввода в

действие производственных мощностей является отсутст­ вие или несвоевременное поступление на стройки мате­ риалов и оборудования.

Производственная программа строительства должна быть увязана с мощностями строительных организаций. Для этого необходимо разрабатывать балансы мощно­ стей строительных организаций по союзным республи­ кам, краям, областям и районам сосредоточенного стро­ ительства.

Однако нередки случаи, когда баланс производствен­ ных мощностей строительных и монтажных организаций не рассчитывается и программа строительно-монтажных работ не соответствует мощности 'строительных органи­ заций. Отсутствие сбалансированности между этими по­

казателями приводит

в ряде случаев к нереальности ут-

3* Зак. 349

15


вержденных планов, к изменению их, к увеличению теку­ чести рабочей силы и другим нежелательным явлениям.

Задания, установленные в плане капитального стро­ ительства, должны быть увязаны с финансовыми ресур­ сами.

Большое значение для улучшения сбалансированно­ сти планов имеет разработка межотраслевого баланса.

Межотраслевой баланс представляет собой систему показателей и расчетов, определяющих конкретные про­ порции производства и потребления важнейших видов продукции. Он разрабатывается в стоимостном выраже­ нии (что отражает процесс расширенного воспроизвод­ ства в отраслевом разрезе), натуральном (что выявляет соотношения, возникающие в ходе производства и пот­

ребления отдельных видов продукции) и натурально­ стоимостном выражении (что позволяет показать в еди­ ной схеме основные межотраслевые связи и их влияние на общеэкономические пропорции).

Одной из частей межотраслевого

баланса

является

блок строительства и обслуживающих

его производств.

С его помощью определяются,

в

частности,

взаимные

связи строительства с отраслями,

которые используют

его продукцию, и отраслями,

поставляющими ему свою

продукцию.

 

 

 

 

Важным направлением совершенствования планиро­ вания является обеспечение стабильности и устойчивости утвержденных .планов.

Как известно, одним из существенных недостатков в

планировании до последнего времени являлось то, что ут­ вержденные планы в течение года подвергались неодно­ кратным изменениям. Нередко поправки поступали в последнем месяце года, а то и в начале следующего. По­ ложение усугублялось еще и тем, что материально-тех­

нические ресурсы выделялись на дополнительные объе­ мы работ с опозданием и не полностью. Такое положение лишало планы их оранизующего и мобилизующего на­ чала, снижало ответственность за успешное их выполне­ ние.

В настоящее время повышена ответственность плани­ рующих органов, министерств и ведомств, заказчиков и подрядных организаций за стабильность планов, уста­

новлен порядок, при котором

изменять утвержденные

годовые планы капитальных

вложений и под­

16


рядных строительно - монтажных работ

по стройкам

можно лишь до 15

февраля текущего года

и только то

итогам выполнения

плана предшествующего года.

Вполне понятно,

что план подрядных

организаций

может -быть стабильным, если будет обеспечен правиль­ ный выбор объектов строительства. Этому должны спо­ собствовать разработка генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР, схемы разви­ тия и размещения отраслей народного хозяйства и про­ мышленности и схемы развития и размещения произво­ дительных сил по экономическим районам и союзным республикам.

Для стабильности утверждаемого пятилетнего плана очень важен установленный порядок, при котором вопрос о строительстве новых объектов, не предусмотренных этим планом, может рассматриваться в 1виде исключения только одновременно с уточнением годовых планов (при

необходимости создания нового

производства, при от­

крытии новых месторождений

природных ресурсов и

коренном изменении в технологии строящихся предпри­ ятий в связи с крупными достижениями науки и техники, имеющими общегосударственное значение).

Важным направлением в совершенствовании социа­ листических хозяйственных планов является их оптими­ зация. Под оптимальным планированием следует пони­ мать разработку планов на основе взаимоувязанных экономических расчетов, позволяющих выбрать из ряда возможных наилучший вариант плана, отвечающий за­ дачам построения материально-технической базы комму­ низма. В более узком смысле оптимальным является план, предусматривающий наилучшее использование имеющихся ресурсов. Одно из решающих условий ради­ кального совершенствования системы планирования и управления народным хозяйством — широкое использо­ вание экономико-математических методов и электронновычислительной техники.

В то же время следует подчеркнуть, что использова­ ние экономико-математических методов и электронно-вы­ числительной техники не обеспечивает автоматического повышения эффективности или научной обоснованно­ сти системы планирования и управления народным хо­ зяйством. Совершенствование этой системы на основе

применения экономико-математических

методов

и

ЭВМ — крайне сложная, комплексная

проблема,

все

. '

. .17