Файл: Акулич, В. К. Зубчатые передачи текст лекций по разделу курса теории механизмов и машин для студентов-заочников машиностроит. специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ны по дугам окружностей. Если зубья одного колеса выпук лые, то у парного колеса - вогнутые ( р и с .4 1 ) .
При вращении колес точ ка контакта перемещается по линии, параллельной осям ко
лес. Эта линия и является л и - ,
нией зацепления, (На чертеже она проекти
руется в точку К ). В торцо вом сечении нет линии зацеп ления и коэффициентторцово
го перекрытия 6 ^ |
= |
О. |
Поэтому & vv = £y3 |
> |
1. |
Контактная прочность ' |
зубьев в зацеплении Новиков^ очень высока, так как выпук лый зуб касается вогнутого.
Высота зубьев меньше обыч ной, чем объясняется большей прочность на изгиб.
Поэтому зацепление Но викова особенно перспективно для передач, работающих в тяжелых условиях.
В последнее время пред ложено зацепление Новикова с двумя линиями зацепления, параллельными осям колес.
В этом варианте головки зубьев обоих колес выпуклые, а ножки — вогнутые. Переда чи Новикова имеют существен—
они очень Чувствительны к неточности
Гл а в а 4 . СИНТЕЗ ЗУБЧАТЫХ МЕХАНИЗМОВ
СПОДВИЖНЫМИ ОСЯМИ
§2 2 . • Основные Положения синтеза
При проектировании планетарных или дифференциальных механизмов приходится сталкиваться с решением следующих вопросов.
1 . С выбором схемы механизма, которая. может обеспец нить требуемое передаточное отношение,
2 , С расчетом или подбором чисел зубьев колес и Чис— ла сателлитов или блоков сателлитов.
Анализ спроектированной передачи сводится:
1 . к проверке колес на Отсутствие интерференции - г о ловок зубьев при внутреннем зацеплении и головки с ножкой парного колеса при внешнем зацеплении;
2 , к расчету геометрических параметров колес и к про
верке качественных показателей зацепления: £ ^ , 1^ j
•3 . к определению КПД передачи.
К простейшим планетарным механизмам с тремя основ-»
1ными. звеньями относятся четыре типа механизмов (р и с,42) Передаточные отношения этих механизмов можно определить'
по формуле Виллис ^ для планетарных механизмов
S h s 1 |
~ S s |
* |
где |
|
|
|
h |
3_ |
• v |
tг1 |
(знак минус относится к передачам типов а) и б ). У пла нетарных механизмов могут быть неподвижными не третьи колеса, а первые, В этом случае необходимо говорить о пе
редаточных отношениях
ИЗ |
и4и |
ЗН I H i |
|
-$2
Р и с.42
Для анализа кинематических возможностей этих передай
.усследуем формулы их передаточных отношений
в / и г /: L ~ 1
/И
Передачи типов *гв*' и гг " могут осуществлять одинако
вые передаточные отношения й различаются лишь видами за цепления ( у "в г передачи двА внешних зацепления, а у " г " —
два внутренних). Диапазон передаточных отношений этих пе— редач теоретически безграничен. Так, если подобрать переда
точное отношение |
|
|
близким к единице, то отноше |
|
ния 1 )н |
или |
|
L |
будут стремиться к нулю, а |
отношения |
L ^ |
или |
- к бесконечности. |
|
Передачи^ типов "а* и "б" также дают близкие отноше |
||||
ния и отличаются в основном габаритами и конструкцией. |
||||
В реальных |
конструкциях, |
эти передачи осуществляют сле |
||
дующие передаточные |
отношения: |
= J 1 1 5 0 0 и более |
О |
Из приведенных данных следует, что требуемое передаточ ное отношение, по сути дела, определяет ту или иную, пла нетарную передачу.
§ 2 3 . Условия соосности,соседства и сборки
Основная трудность синтеза заключается в подборе чи сел зубьев колес и числа сателлитов. При решении этого вопроса необходимо выполнение трех основных условий;
а) условие соосности; б) условие соседства;
в) условие сборки.
■8 4
Условие соосности. Это условие определяет соосное расположение основных звеньев планетарного механизма, т.е»
'гакое их расположение, когда |
эти звенья (.1^3 и Н) имеют |
|||||
общую ось |
вращения. Условие |
соосности приводит к равенст |
||||
ву межосевых расстояний |
пар |
зубчатых |
колес, образующих |
|||
планетарный механизм. |
Например, |
для |
двухрядной |
передачи |
||
типа ' б " : |
£Lw .|£ = |
|
• |
^ ТИ межосевые |
расстоя |
ния можно определить через радиусы начальных окружностей
колес передачи: ^ |
+ Гw a |
= |
- r w&. ( А ) . |
Если же вое колеса |
данного |
механизма имеют один и тот |
)ке модуль и нарезаны без смещения, то условие соосности
можно записать в виде: |
И. 1 + |
“ 2. ^ |
С А *) . |
|
Таким образом, число зубьев одного из колес можно |
||||
определить, если будут |
известны числа зубьев трех колес |
|||
{для передач |
"б", *в " |
и " г " ) |
или - двух |
(для типа га*г). |
Во всех следующих выводах будем считать, что переда |
||||
ча собрана из |
колес без смещения и все |
колеса имеют один |
||
и тот же модуль. |
|
|
|
Условие соседства. Динамическая уравновешенность планетарного механизма может быть достигнута установкой на водиле двух сателлитов, расположенных в диаметрально противоположных точках. В этом случае главный вектор от сил инерции будет равен нулю. Если же число сателлитов больше 'двух, то для динамической уравновешенности механиз ма необходимо эти сателлиты равномерно распределить по углу 3 6 0 . Три сателлита и более, равномерно расположен ные на водиле, обеспечивают центровку основных звеньев
механизма. Исходя из этих соображений, в реальных конструк циях устанавливают не менее трех сателлитов.
• Модуль |
зубчатых_колес |
является функцией передаваемо |
|
го момента: |
тп . ^ |
уМ |
, поэтому, чем больше будет |
поставлено сателлитов, тем компактнее будет передача. |
|||
При "к " сателлитах |
модуль |
колес можно взять в -уЛТ |
раз меньшим, по сравнению о модулем, выбранным при установке одного сателлита. Поэтому всегда необходимо стремиться к установке максимально возможного числа са теллитов.
85.
Условие соседства, определяющее возможность сборки передачи с "к " сателлитами, можно сформулировать следу ющим образом: окружности вершин двух соседних сателли тов, расположенных в одной плоскости, не должны соприка саться, т .е , сателлиты не должны задевать друг друга. Считают, что расстояние между окружностями вершин долж но быть не менее 0 ,5 — 1 ,0 мм.
Рассмотрим передачу типа "а". Обозначим угол между осями двух смежных сателлитов 2 jj, . Тогда из рис.4 3
следует:
- 8 6 -
°A*aia'-r‘,+<V0/=0А4^
( n , + г г ) Ы п . р > г г + т ^
и л и
(2-, + 2 а) Sut./3 > £ г + 2 ( 6 ) . •
Неравенство (Б) называет условием соседства для пары внешнего зацепления. Для внутреннего зацепления оно имеет вид:
( ? - z J s m . y 3 > 2 . , , + 2 ( 6 ' ) .
^ О
Если- "к" сателлитов равномерно распределены по углу 2 3l,
то угол между осями двух смежных сателлитов можно опре делить из зависимости Л
„S.JL
Z ji - к
В этом случае условия соседства можно будет запи сать в: виде:
С б ! ( 2. f + 2.^) S in % ; > |
+ Z |
|
. ' ( Б ‘) •С £ 3 _ г а ) S |
m |
> г а + а |
(Граничные значения передаточного отношения можно рассчи тать, если знак неравенства заменить знаком равенства!
* 2 г +-2
Решив совместно это равенство с формулой Виллиса:
•; |
, и * 3 • |
и условием соосности:
будем иметь:
L /нптах T - S t n M (П Р и 1 1 °°). (D).
к
к |
2 з |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 . |
1 0 |
SH m a x |
с о 1 4 , 9 2 |
6,82 |
4 ,8 5 |
4 ,0 0 |
3,52 |
3 ,2 8 |
3 ,0 3 |
2 ,8 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким .образом, требуемое передаточное отношение опреде ляет возможное число сателлитов, которое можно располо жить в одной плоскости.
Условие сборки. Установка первого сателлита полностью определяет положение . ’ен-тральных колес и водила. При ввсн-
де в зацепление |
в^ joro сателлита, удаленного |
от первого |
на угол 2 Ji , |
мож~т случиться, что зуб этого |
(^теллита, |
который должен был войти во впадину второго центрального колеса, окажется не против впадины, а против зуба. Собрать такую передачу невозможно (интерференция сборки).
Выясним, при каких чисдах зубьев колес возможна
сборка передачи с *гк г сателлитами. |
Если |
сателлиты равно |
|
мерно распределены по углу 2 -Зс |
, то |
дуги начальных |
|
окружностей первого и третьего колес можно определить |
из |
||
зависимостей:' |
|
|
|
E h
к
Допустим, что дуга ВВ
га ', с избытком 81 4 р
адуга СС — целое
w* , |
. |
г- |
С С . г а з Р * ° Г
с/ .
р Ъ
иС С
содержит целое число шагов
. т .ё .: BB' - CL^p + 5 ^ f
число, шагов " а " с избытком § с р
*<5
88
Сложим почленно полученные фависимости;
йб' *СС' ? р ( а ,* 0 .^ * 5 , *S3 = & ( г , + i f )
Левая часть как сумма целых является числом целым. Правая часть будет числом целым, когда сумма в числителе второго слагаемого будет равна нулю либо будет кратна
шагу "р *. |
Примем |
О f |
+ Оs * р . |
|
|
В &том случае |
|
|
|
|
|
Обозначим |
V |
Z3 |
"(Vа з ) |
+ к |
= « t 4 t£V |
|
|
|
|
|
|
ГД© ^р* - |
а 1 +<хз + r = T i' |
з + з |
|||
некотороеi VJJWO |
целое чЦсла; |
ЧТ* | |
т4* ^ 5 К Jfv |
- усгговие сборки однорядной планетарной передачи^ сумма чисел зубьев центральных колес должна быть кратна числу сателлитов. Определим эту сумму иа планетарНого передаточ ного отношения;
откуда |
Lw ‘ |
< + |
кV, |
\ |
г 1 * г $ |
= V |
ш |
• |
|
• » |
|
Теперь.условие с&ркй примет Вйд; |
|||
|
(S '). t f |
» К У Ч |
Произведение чйсла зубьев одного из центральных колес
iia лередатоННое'отношение ьт ётогб колеса к Водилу должнр быть числом целым. Это Wbrto должно раЗларатьСЯ на мно«
жители, одйн из который или Несколько будут действитель ными числами сателлитов.
Из условия сборки |
В |
найдем 2.. ; |
I - |
L1Н |
|
1 |
|
- 89 -