Файл: Акулич, В. К. Зубчатые передачи текст лекций по разделу курса теории механизмов и машин для студентов-заочников машиностроит. специальностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный недостаток монтажа. '

ны по дугам окружностей. Если зубья одного колеса выпук­ лые, то у парного колеса - вогнутые ( р и с .4 1 ) .

При вращении колес точ­ ка контакта перемещается по линии, параллельной осям ко­

лес. Эта линия и является л и - ,

нией зацепления, (На чертеже она проекти­

руется в точку К ). В торцо­ вом сечении нет линии зацеп­ ления и коэффициентторцово­

го перекрытия 6 ^

=

О.

Поэтому & vv = £y3

>

1.

Контактная прочность '

зубьев в зацеплении Новиков^ очень высока, так как выпук­ лый зуб касается вогнутого.

Высота зубьев меньше обыч­ ной, чем объясняется большей прочность на изгиб.

Поэтому зацепление Но­ викова особенно перспективно для передач, работающих в тяжелых условиях.

В последнее время пред­ ложено зацепление Новикова с двумя линиями зацепления, параллельными осям колес.

В этом варианте головки зубьев обоих колес выпуклые, а ножки — вогнутые. Переда­ чи Новикова имеют существен—

они очень Чувствительны к неточности

Гл а в а 4 . СИНТЕЗ ЗУБЧАТЫХ МЕХАНИЗМОВ

СПОДВИЖНЫМИ ОСЯМИ

§2 2 . • Основные Положения синтеза

При проектировании планетарных или дифференциальных механизмов приходится сталкиваться с решением следующих вопросов.

1 . С выбором схемы механизма, которая. может обеспец нить требуемое передаточное отношение,

2 , С расчетом или подбором чисел зубьев колес и Чис— ла сателлитов или блоков сателлитов.

Анализ спроектированной передачи сводится:

1 . к проверке колес на Отсутствие интерференции - г о ­ ловок зубьев при внутреннем зацеплении и головки с ножкой парного колеса при внешнем зацеплении;

2 , к расчету геометрических параметров колес и к про­

верке качественных показателей зацепления: £ ^ , 1^ j

3 . к определению КПД передачи.

К простейшим планетарным механизмам с тремя основ-»

1ными. звеньями относятся четыре типа механизмов (р и с,42) Передаточные отношения этих механизмов можно определить'

по формуле Виллис ^ для планетарных механизмов

S h s 1

~ S s

*

где

 

 

 

h

3_

v

tг1

(знак минус относится к передачам типов а) и б ). У пла­ нетарных механизмов могут быть неподвижными не третьи колеса, а первые, В этом случае необходимо говорить о пе­

редаточных отношениях

ИЗ

и4и

ЗН I H i

 

-$2


Р и с.42

Для анализа кинематических возможностей этих передай

.усследуем формулы их передаточных отношений

в / и г /: L ~ 1

Передачи типов *гв*' и гг " могут осуществлять одинако­

вые передаточные отношения й различаются лишь видами за­ цепления ( у "в г передачи двА внешних зацепления, а у " г " —

два внутренних). Диапазон передаточных отношений этих пе— редач теоретически безграничен. Так, если подобрать переда­

точное отношение

 

 

близким к единице, то отноше­

ния 1

или

 

L

будут стремиться к нулю, а

отношения

L ^

или

- к бесконечности.

Передачи^ типов "а* и "б" также дают близкие отноше­

ния и отличаются в основном габаритами и конструкцией.

В реальных

конструкциях,

эти передачи осуществляют сле­

дующие передаточные

отношения:

= J 1 1 5 0 0 и более

О

Из приведенных данных следует, что требуемое передаточ­ ное отношение, по сути дела, определяет ту или иную, пла­ нетарную передачу.

§ 2 3 . Условия соосности,соседства и сборки

Основная трудность синтеза заключается в подборе чи­ сел зубьев колес и числа сателлитов. При решении этого вопроса необходимо выполнение трех основных условий;

а) условие соосности; б) условие соседства;

в) условие сборки.

■8 4

Условие соосности. Это условие определяет соосное расположение основных звеньев планетарного механизма, т.е»

'гакое их расположение, когда

эти звенья (.1^3 и Н) имеют

общую ось

вращения. Условие

соосности приводит к равенст­

ву межосевых расстояний

пар

зубчатых

колес, образующих

планетарный механизм.

Например,

для

двухрядной

передачи

типа ' б " :

£Lw .|£ =

 

^ ТИ межосевые

расстоя­

ния можно определить через радиусы начальных окружностей

колес передачи: ^

+ Гw a

=

- r w&. ( А ) .

Если же вое колеса

данного

механизма имеют один и тот

)ке модуль и нарезаны без смещения, то условие соосности

можно записать в виде:

И. 1 +

2. ^

С А *) .

Таким образом, число зубьев одного из колес можно

определить, если будут

известны числа зубьев трех колес

{для передач

"б", *в "

и " г " )

или - двух

(для типа га*г).

Во всех следующих выводах будем считать, что переда­

ча собрана из

колес без смещения и все

колеса имеют один

и тот же модуль.

 

 

 

Условие соседства. Динамическая уравновешенность планетарного механизма может быть достигнута установкой на водиле двух сателлитов, расположенных в диаметрально противоположных точках. В этом случае главный вектор от сил инерции будет равен нулю. Если же число сателлитов больше 'двух, то для динамической уравновешенности механиз­ ма необходимо эти сателлиты равномерно распределить по углу 3 6 0 . Три сателлита и более, равномерно расположен­ ные на водиле, обеспечивают центровку основных звеньев

механизма. Исходя из этих соображений, в реальных конструк­ циях устанавливают не менее трех сателлитов.

• Модуль

зубчатых_колес

является функцией передаваемо­

го момента:

тп . ^

уМ

, поэтому, чем больше будет

поставлено сателлитов, тем компактнее будет передача.

При "к " сателлитах

модуль

колес можно взять в -уЛТ

раз меньшим, по сравнению о модулем, выбранным при установке одного сателлита. Поэтому всегда необходимо стремиться к установке максимально возможного числа са­ теллитов.

85.


Условие соседства, определяющее возможность сборки передачи с "к " сателлитами, можно сформулировать следу­ ющим образом: окружности вершин двух соседних сателли­ тов, расположенных в одной плоскости, не должны соприка­ саться, т .е , сателлиты не должны задевать друг друга. Считают, что расстояние между окружностями вершин долж­ но быть не менее 0 ,5 — 1 ,0 мм.

Рассмотрим передачу типа "а". Обозначим угол между осями двух смежных сателлитов 2 jj, . Тогда из рис.4 3

следует:

- 8 6 -

°A*aia'-r‘,+<V0/=0А4^

( n , + г г ) Ы п . р > г г + т ^

и л и

(2-, + 2 а) Sut./3 > £ г + 2 ( 6 ) . •

Неравенство (Б) называет условием соседства для пары внешнего зацепления. Для внутреннего зацепления оно имеет вид:

( ? - z J s m . y 3 > 2 . , , + 2 ( 6 ' ) .

^ О

Если- "к" сателлитов равномерно распределены по углу 2 3l,

то угол между осями двух смежных сателлитов можно опре­ делить из зависимости Л

S.JL

Z ji - к

В этом случае условия соседства можно будет запи­ сать в: виде:

С б ! ( 2. f + 2.^) S in % ; >

+ Z

 

. ' ( Б ‘) •С £ 3 _ г а ) S

m

> г а + а

(Граничные значения передаточного отношения можно рассчи­ тать, если знак неравенства заменить знаком равенства!

* 2 г +-2

Решив совместно это равенство с формулой Виллиса:

•;

, и * 3 •

и условием соосности:

будем иметь:

L /нптах T - S t n M (П Р и 1 1 °°). (D).

к

к

2 з

4

5

6

7

8

9 .

1 0

SH m a x

с о 1 4 , 9 2

6,82

4 ,8 5

4 ,0 0

3,52

3 ,2 8

3 ,0 3

2 ,8 9

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким .образом, требуемое передаточное отношение опреде­ ляет возможное число сателлитов, которое можно располо­ жить в одной плоскости.

Условие сборки. Установка первого сателлита полностью определяет положение . ’ен-тральных колес и водила. При ввсн-

де в зацепление

в^ joro сателлита, удаленного

от первого

на угол 2 Ji ,

мож~т случиться, что зуб этого

(^теллита,

который должен был войти во впадину второго центрального колеса, окажется не против впадины, а против зуба. Собрать такую передачу невозможно (интерференция сборки).

Выясним, при каких чисдах зубьев колес возможна

сборка передачи с *гк г сателлитами.

Если

сателлиты равно­

мерно распределены по углу 2 -Зс

, то

дуги начальных

 

окружностей первого и третьего колес можно определить

из

зависимостей:'

 

 

 

E h

к

Допустим, что дуга ВВ

га ', с избытком 81 4 р

адуга СС — целое

w* ,

.

г-

С С . г а з Р * ° Г

с/ .

р Ъ

иС С

содержит целое число шагов

. т .ё .: BB' - CL^p + 5 ^ f

число, шагов " а " с избытком § с р

*<5

88


Сложим почленно полученные фависимости;

йб' *СС' ? р ( а ,* 0 .^ * 5 , *S3 = & ( г , + i f )

Левая часть как сумма целых является числом целым. Правая часть будет числом целым, когда сумма в числителе второго слагаемого будет равна нулю либо будет кратна

шагу "р *.

Примем

О f

+ Оs * р .

 

 

В &том случае

 

 

 

 

Обозначим

V

Z3

"(Vа з )

+ к

= « t 4 t£V

 

 

 

 

 

ГД© ^р* -

а 1 +<хз + r = T i'

з + з

некотороеi VJJWO

целое чЦсла;

ЧТ* |

т4* ^ 5 К Jfv

- усгговие сборки однорядной планетарной передачи^ сумма чисел зубьев центральных колес должна быть кратна числу сателлитов. Определим эту сумму иа планетарНого передаточ­ ного отношения;

откуда

Lw ‘

< +

кV,

\

г 1 * г $

= V

ш

 

• »

Теперь.условие с&ркй примет Вйд;

 

(S '). t f

» К У Ч

Произведение чйсла зубьев одного из центральных колес

iia лередатоННое'отношение ьт ётогб колеса к Водилу должнр быть числом целым. Это Wbrto должно раЗларатьСЯ на мно«

жители, одйн из который или Несколько будут действитель­ ными числами сателлитов.

Из условия сборки

В

найдем 2.. ;

I -

L1Н

 

1

 

- 89 -