Файл: Акулич, В. К. Зубчатые передачи текст лекций по разделу курса теории механизмов и машин для студентов-заочников машиностроит. специальностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 1 8 . Выбор коэффициентов смещения. Понятие о блокирующих Контурах

Наиболее сложным вопросом при проектировании зубчатого зацепления является выбор коэффициентов смешения. Устранение подрезания обеспечивается минимальным коэффи­ циентом смещения, а устранение заострения - максимально допустимым. Таким обрааом, при выборе коэффициента сме­ щения Должно выполняться неравенство:

^* т а .х •

Внутри этих пределов расчетные коэффициенты смещения вы­ бираются так, чтобы при заданном модуле и числе зубьев получить передачу с лучшими показателями.

Выбирать расчетные коэффициенты смещений следует с учетом конкретных условий работы проектируемой переда­

чи: ее быстроходности, цикличности на:-рузки, Наличия смаз­ ки и других факторов,

В настоящее .время разработаны различные системы для выбора коэффициентов смещения в зависимости от конкрет­

ных условий работы, Эти системы

приведены

в литературе

в виде формул или таблиц. У нао

наибольшее

распростране­

ние йолучили в основном системы ЦКВР и В,Н.Кудрявцева. Система ЦКБР построена, исходй из равенства удель­

ных скольжений зубьев обоих колес. В этой системе состав­ лены таблицы для равносмешенного и яеравносмешенного зацеплений.

В основе системы В.Н.Кудрявцева лежит принцип мак­ симальной контактной прочности зубьев. Система В.Н.Куд­ рявцева, так же как и ЦКБР, учитывает и Другие показате­

ли зацепления: отсутствие

подрезания, получение коэффи­

циента перекрытия

>

1 , 1 , отсутствие интерференции

и др. По обеим указанным системам коэффициенты смешения X . и X . находятся в зависимости от чисел зубьев. £ , и.

х И^колес проектируемой передачи. В любом случае коэф- ^

фицйенты смещения должны исключить интерференцию зубьев,

устранить подрезание или срезание зубьев, их заострение, а также обеспечить требуемый коэффициент Перекрытия. .


Такой комплексный учет различных качественных показате­ лей и геометрических параметров можно осуществить с помощью бронирующего контура. Применение этих контуров рекомендуется ГОСТом 1 6 6 3 2 - 7 0 , В приложении к атому ГОСТу приведен целы# РИД таких контуров.

Б л о к и ру ю щ и м контуром называется совокупность лирий в системе координат Хд и Х ^ . ограничивающих зо н у д о п у с к

тимых аначений коэффициентов смещения для перадач с чис-У

дом рубьвв колес

£ . J _ Н.^ (рис.ЗБ)

t

На

блокирующем' контуре нанесены следующие линий:

1

-

линии интерференции на ножке зуба колеса;

2

-

грарида подрезания зуба шестерни, не вызывающая

уменьшения коэффициента перекрытия;

 

 

3

и 4 <» линий интерференции на ножке зуба шестерни;

 

 

 

S -

линия предельного

 

 

 

коэффициента перекрытия

 

 

 

-

1 .

а,б - линии равнопрочномоТИ зубьев по изгибу | (а - при ведущей шестер­ не 1,6 - при ведущем кедесе 2),

*im JH

"|и" ия

* т л п .

шесггерни,

X

-

ли#ия

X

 

колеса.

На любом блокиру­ ющем контуре различают три аайЦ

1 . Внешняя зона

(заштрихованная) - з р ц

Й 0 а- о Я у с + и М У $

ёначвнйй, ' Х ' ,

2* Внутренняя зона (орраийченв Штриховой ДНнкей) - ёона н е р е

К о м а н д у е м ы х , значений *Х*.

72


3 . Внутренняя зона (свободная) - зона р е к о м е н ­

д у е м ы х

значений

" Х ' .

Все блокирующие контуры построены для прямозубых

колес с оС f

2 0 ° ,

* 1 ,

§ 1 9 . Порядок геометрического расчета эвольвентных колес зубчатой передачи

Последовательность расчета определяется исходными данными, которыми располагают при проектировании. Проек-■

тирование и расчет

могут вестись:

1 . при

свободном выборе межосевого расстояния;

2 . при

заданном межосевом расстоянии.

С л у ч а й ! .

Должны быть известны пли заданы

параметры исходного производящего контура: расчетный мо­

дуль '• m

,

угол профиля

оС , коэффициенты

h.^ f C * t

Числа зубьев

проектируемой

передачи

и

Z д

, а

также коэффициенты смешения исходного контура — Х^

и Х ^ .

Последовательность расчета.

 

 

 

1 . По известным коэффициентам смещения,

известным

и, а также параметрам рейки - определяем

угол зацепления

с С w

 

2 . Определяем делительное и монтажное межосевое

расстояние CL

и

Ct w , а также у

и . Д и

3 . Определяем

исполнительные размеры зубчатых колер:

шаг, диаметры всех окружностей, окружные толщины зубьев

И элементы высоты зубьев.

 

 

 

 

4 . Производим проверку качества зацепления По

гео­

метрическим паказателям (ГОСТ 1 6 5 3 2

- 7 0 ,

табл. №6 ):

а)

на отсутствие подрезания (х

Х-ггиП.

 

,

'б )

на отсутствие интерференции ( 5

> е 4

о *

■>;.

%

в) проверка коэффициента перекрытия Т

 

1.2):

г)

па отсутствие заоС'Гренйя зубьев.

 

т

 


С л у ч а й

2 ,

Исходные данные по инструменту:

расчетный модуль -

т .

,

угол профиля — оС , коэф­

фициенты

= 1 й С

=

0 ,2 5 ,

По проектируемой

передаче: межосевое расстояние -

передаточное число —

U. »

 

»

м

1. По заданному межосевому расстоянию и расчетно­

му модулю подбираем сумму

чисел зубьев колес и коэф­

фициент воспринимаемого смещения:

а.w

■£

 

га -

a -

+ V

{дробную часть полученного Числа относим к коэффициенту воспринимаемого смещения).

2 . Определяем числа зубьев колес:

С

----— g

i t , U

7 г --------- •

1

u + i

U.t.1

3 . Находим угол аацепления с

cos at

гтг Е ,

eosoC

w2 а

^W

4 , Определяем коэффициент суммы смещений из з симости:

2 g .(ia v o (w - L n v o i)

Z i n c k

5 , Коэффициент уравнительного смешения

6 .

Распределение коэффициента суммы смещени

колесам

 

 

 

V

s но не менее, чем

Я

Я з 1 ь . , .

7

" ,п и л

 

7 .

1 7

Определяем Исполнительные размеры. Зубчатых

колес: шаг, диаметры всей окружностей, окружные толщи­

ны зубьев.й

элементы высоты зубьев, .

,

8 »

Выполняем проверку качества зацепления

(см.слу

Чай lp i .

4 ) ,

.

 

 

 

** 7 4