Файл: Акулич, В. К. Зубчатые передачи текст лекций по разделу курса теории механизмов и машин для студентов-заочников машиностроит. специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
§ 1 8 . Выбор коэффициентов смещения. Понятие о блокирующих Контурах
Наиболее сложным вопросом при проектировании зубчатого зацепления является выбор коэффициентов смешения. Устранение подрезания обеспечивается минимальным коэффи циентом смещения, а устранение заострения - максимально допустимым. Таким обрааом, при выборе коэффициента сме щения Должно выполняться неравенство:
^* т а .х •
Внутри этих пределов расчетные коэффициенты смещения вы бираются так, чтобы при заданном модуле и числе зубьев получить передачу с лучшими показателями.
Выбирать расчетные коэффициенты смещений следует с учетом конкретных условий работы проектируемой переда
чи: ее быстроходности, цикличности на:-рузки, Наличия смаз ки и других факторов,
В настоящее .время разработаны различные системы для выбора коэффициентов смещения в зависимости от конкрет
ных условий работы, Эти системы |
приведены |
в литературе |
в виде формул или таблиц. У нао |
наибольшее |
распростране |
ние йолучили в основном системы ЦКВР и В,Н.Кудрявцева. Система ЦКБР построена, исходй из равенства удель
ных скольжений зубьев обоих колес. В этой системе состав лены таблицы для равносмешенного и яеравносмешенного зацеплений.
В основе системы В.Н.Кудрявцева лежит принцип мак симальной контактной прочности зубьев. Система В.Н.Куд рявцева, так же как и ЦКБР, учитывает и Другие показате
ли зацепления: отсутствие |
подрезания, получение коэффи |
|
циента перекрытия |
> |
1 , 1 , отсутствие интерференции |
и др. По обеим указанным системам коэффициенты смешения X . и X . находятся в зависимости от чисел зубьев. £ , и.
х И^колес проектируемой передачи. В любом случае коэф- ^
фицйенты смещения должны исключить интерференцию зубьев,
устранить подрезание или срезание зубьев, их заострение, а также обеспечить требуемый коэффициент Перекрытия. .
Такой комплексный учет различных качественных показате лей и геометрических параметров можно осуществить с помощью бронирующего контура. Применение этих контуров рекомендуется ГОСТом 1 6 6 3 2 - 7 0 , В приложении к атому ГОСТу приведен целы# РИД таких контуров.
Б л о к и ру ю щ и м контуром называется совокупность лирий в системе координат Хд и Х ^ . ограничивающих зо н у д о п у с к
тимых аначений коэффициентов смещения для перадач с чис-У
дом рубьвв колес |
£ . J _ Н.^ (рис.ЗБ) |
t |
|||
На |
блокирующем' контуре нанесены следующие линий: |
||||
1 |
- |
линии интерференции на ножке зуба колеса; |
|||
2 |
- |
грарида подрезания зуба шестерни, не вызывающая |
|||
уменьшения коэффициента перекрытия; |
|
|
|||
3 |
и 4 <» линий интерференции на ножке зуба шестерни; |
||||
|
|
|
S - |
линия предельного |
|
|
|
|
коэффициента перекрытия |
||
|
|
|
’ |
- |
1 . |
а,б - линии равнопрочномоТИ зубьев по изгибу | (а - при ведущей шестер не 1,6 - при ведущем кедесе 2),
*im JH |
“ |
"|и" ия |
* т л п . |
шесггерни, |
X |
- |
|
ли#ия |
X |
|
колеса. |
На любом блокиру ющем контуре различают три аайЦ
1 . Внешняя зона
(заштрихованная) - з р ц
Й 0 а- о Я у с + и М У $
ёначвнйй, ' Х ' ,
2* Внутренняя зона (орраийченв Штриховой ДНнкей) - ёона н е р е
К о м а н д у е м ы х , значений *Х*.
72
3 . Внутренняя зона (свободная) - зона р е к о м е н
д у е м ы х |
значений |
" Х ' . |
Все блокирующие контуры построены для прямозубых |
||
колес с оС f |
2 0 ° , |
* 1 , |
§ 1 9 . Порядок геометрического расчета эвольвентных колес зубчатой передачи
Последовательность расчета определяется исходными данными, которыми располагают при проектировании. Проек-■
тирование и расчет |
могут вестись: |
|
1 . при |
свободном выборе межосевого расстояния; |
|
2 . при |
заданном межосевом расстоянии. |
|
С л у ч а й ! . |
Должны быть известны пли заданы |
параметры исходного производящего контура: расчетный мо
дуль '• m |
, |
угол профиля |
оС , коэффициенты |
h.^ f C * t |
||
Числа зубьев |
проектируемой |
передачи |
и |
Z д |
, а |
|
также коэффициенты смешения исходного контура — Х^ |
и Х ^ . |
|||||
Последовательность расчета. |
|
|
|
|||
1 . По известным коэффициентам смещения, |
известным |
и, а также параметрам рейки - определяем
угол зацепления |
с С w • |
|
|
2 . Определяем делительное и монтажное межосевое |
|||
расстояние CL |
и |
Ct w , а также у |
и . Д и |
3 . Определяем |
исполнительные размеры зубчатых колер: |
шаг, диаметры всех окружностей, окружные толщины зубьев
И элементы высоты зубьев. |
|
|
|
|
|
4 . Производим проверку качества зацепления По |
гео |
||||
метрическим паказателям (ГОСТ 1 6 5 3 2 |
- 7 0 , |
табл. №6 ): |
|||
а) |
на отсутствие подрезания (х |
Х-ггиП. |
|
, |
|
'б ) |
на отсутствие интерференции ( 5 |
> е 4 |
о * |
■>;. |
% |
в) проверка коэффициента перекрытия Т |
|
1.2): |
|||
г) |
па отсутствие заоС'Гренйя зубьев. |
|
т |
|
С л у ч а й |
2 , |
Исходные данные по инструменту: |
||
расчетный модуль - |
т . |
, |
угол профиля — оС , коэф |
|
фициенты |
= 1 й С |
= |
0 ,2 5 , |
|
По проектируемой |
передаче: межосевое расстояние - |
|||
передаточное число — |
U. » |
|
» |
м
1. По заданному межосевому расстоянию и расчетно
му модулю подбираем сумму |
чисел зубьев колес и коэф |
|
фициент воспринимаемого смещения: |
||
а.w |
■£ |
|
га - |
a - |
+ V |
{дробную часть полученного Числа относим к коэффициенту воспринимаемого смещения).
2 . Определяем числа зубьев колес:
С |
----— g |
i t , U |
7 г --------- • |
||
1 |
u + i |
U.t.1 |
3 . Находим угол аацепления с
cos at |
гтг Е , |
eosoC |
w2 а
^W
4 , Определяем коэффициент суммы смещений из з симости:
2 g .(ia v o (w - L n v o i)
Z i n c k
5 , Коэффициент уравнительного смешения
6 . |
Распределение коэффициента суммы смещени |
||
колесам |
|
|
|
V |
s но не менее, чем |
Я |
Я з 1 ь . , . |
7 |
" ,п и л |
|
|
7 . |
1 7 |
||
Определяем Исполнительные размеры. Зубчатых |
колес: шаг, диаметры всей окружностей, окружные толщи
ны зубьев.й |
элементы высоты зубьев, . |
, |
||
8 » |
Выполняем проверку качества зацепления |
(см.слу |
||
Чай lp i . |
4 ) , |
‘ |
. |
|
|
|
** 7 4 |
— |
|