Файл: Акулич, В. К. Зубчатые передачи текст лекций по разделу курса теории механизмов и машин для студентов-заочников машиностроит. специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
где знак минус |
относится к внутреннему зацеплению |
|
(рис.1 ,6 ). |
|
|
2 , Радиусы начальных окружностей обратно пропорцио |
||
нальны угловым |
скоростям: |
|
|
Wf |
оГя |
|
ОТ, |
|
|
W2. |
|
|
|
Часть зуба, заключенная между окружностью вершин и на
чальной |
окружностью, |
называется н а ч а л ь н о й г о |
||
л о в к о й |
з у б а . |
Часть зуба, заключенная между на |
||
чальной |
окружностью |
и окружностью впадин, называется н а |
||
ч а л ь |
н о й |
н о ж к о й |
з у б а . Высота начальной |
|
головки |
зуба |
|
|
|
wa = Р a _ г w >
высота начальной ножки зуба
■ h wf = r w “ r f ■
Начальные окружности имеются только в зацеплении пары колес. В зацеплении начальные окружности могут не совпадать с делительными, поэтому следует различать н а
ч а л ь н ы й м о д у л ь |
|
|
m |
_ Pw_ |
_ ^WJL _ I w y , |
m w |
JT |
- |
Так как начальные окружности перекатываются друг по другу
без скольжения, то, очевидно * |
окружные шаги по этим |
|
окружностям ( начальные ■шаРи - |
р w |
) должны быть равны |
между собой: |
|
|
Pw ~ Р |
” Р и г |
9 |
в значит, и начальные модули у обоих колес должйы быть,
равны. Теперь отношение углбвых скоростей коЛес можно представить в виде:
1 2 .'T Lu '^ -i
т.е . угловые скорости вращающихся колес обратно пропор циональны их числам зубьев.
i i
г 'п щ а а а,'КИНЕМАТИКА ПЛОСКИХ з у б ч а т ы х
МЕХАНИЗМОВ
§2 . Переадточное отношение я передаточное число
ПйРа.ааТАЯНШ..ЙЩШНВРМ *•,» называется, отношение угловой скорости звена 1 { ) к угловой скорЬстй звена 2 ( ij" \ в механизме с числом степеней поДвйжности, рав
ным единице {с ОдИйм ведущим эвеном)
ТА
Очевидно, |
что |
|
|
|
|
S i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
I |
* |
-<*■."! |
|
ИМИ |
|
i „ = |
- Д — . |
|
|
|
*< |
|
аГ, |
|
|
' |
|
4Г |
|
|
|
|
|
’< |
|
|
|
|||
Если |
tJ'j |
|
й |
u |
t f * |
e e |
^ |
§ t |
, ТО |
|
|
|
l |
lfct |
4gN“ |
и |
t |
.* |
—2 .4 . |
||
|
|
|
|
|
|
|
4 t |
|
rt) |
|
где |
П 1 и |
rt |
- |
числа |
оборотов |
в мйнуту, |
||||
|
ДЛИ механизмов |
с цареллелЬнЫш осями передаточное |
отношение считается положительным при одинаковом Направ лении угловых скоростей (рйеДВ) И отрицательным - прй Противоположном (рйеДа)* & случае цилиндрической Переда чи знак 'hjlioc" еаоТйётотаует внутреннему daltehtiBWito, а '’минус*' - внешнему* ЗНан укаЗШНнеТ на направление враше*- ния одНСТЬ эйеНа зубчётОЙ. liepbflaHH НО ЬТнЙШеНПШ ко вто рому, .
С учетам выведеинш ранее 0ёВиСйМЬ*д1^'передаточ ное отношение межНо НреЛэЬтйвйТь в ВИДЫ■
» |
* |
р л |
J |
* . |
' |
" |
П , |
|
|
Зубчатое колесо е МёЙыНиМ |
ЧЙОЛом зубьев |
Называют ш е о- |
12
т е р н е |
й |
( 2 ^ |
), а с большим числом зубьев — |
к о л е " |
|||
с о м |
( |
Ъ к |
). Отношение числа зубьев |
к о л е с а |
к |
||
числу |
зубьев |
ш е с т е р н и |
называется передаточным чис |
||||
лом зубчатой передачи (передаточным числом) |
|
||||||
В случае |
червячной |
ил. |
-у |
понимается |
число |
||
передачи под |
£ |
заходов червяка.
Простейшая зубчатая передача, состоящая из двух зуб чатых колес, не может обеспечить большого передаточного отношения, поэтому для получения больших передаточных отношений применяют сложные зубчатые механизмы с числом зубчатых колес больше двух.
Сложные зубчатые механизмы принято делить на две группы.
К первой относятся зубчатые механизмы с неподвижны ми геометрическими осями вращения колес. Механизмы этой группы получаются при рядовом соединении колес. Они служат либо для последовательной передачи потока мощности от ве дущего звена к ведомому (коробки передач), либо для рас пределения потока мощности по параллельным ветвям (раз даточные коробки). К механизмам этой группы относятся ступенчатые Ряды и ступенчатые ряды с промежуточными ( па разитными) колесами.
Вторую группу составляют механизмы с подвижными осями. К этой группе относятся механизмы, у которых хотя бы одно колесо имеет подвижную ось вращения. Группа вклю чает механизмы трех типов.
1 . Планетарные механизмы.
2 . Дифференциальные механизмы.
3 . Механизмы замкнутых дифференциалов.
§ 3 . Кинематика механизмов с неподвижными осями
Ступенчатый ряд. Зубчатый механизм, изображенный на рис.7 , образует ступенчатый ряд. Этот ряд характерен тем, что на каждой промежутЬчной оси заклинено по два
13 —
зубчатых коласа и все колеса ряда входят лишь в одно зацепление с пар ными.
Передаточное отноше ние ряда:
Передаточные отноше ния отдельных ступеней:
С |
|
в <& |
X ’ |
/а |
|
||
, |
|
cJ^ |
_ l i . |
4 |
|||
*3 |
|
' |
z i- |
|
|
||
|
|
а ь |
|
5^ а -- -- а - J lAl »
г з'
Перемножив Почленно передаточные отношений ступеней, по лучим:
1л ' Ч 'а ‘ 1 1 4 |
иг, |
i |
г, |
it; |
|
ь - |
|||||
|
t |
! i z |
|||
|
иг. |
|
|
|
Сравнивая полученную ЗавйсйМООтВ 0 Переда+ОЧИЫм Ь+йоШением ряда, ймеём
* ♦a 1LVI a‘ L |
i |
rtt |
IteBgflflMMQa ртыдщщвде , стуреыНа.того Ряда равно. Пйоизь- в-ещнию ,п^шдахойнь1х...отао1дений отдельных ступеней, входа».
тих.в ряд. Э+о свойо+во Присуще Всем Механизмам с Не подвижными ьсНмЛ. Йыразпё передаточные отношения иаждой ступени через ИйкЗШёубьей йшее, для +реХсТупенйатВ+0 р*и
— 14 —
да будем иметь:
г л
2 (
Или в общем виде:
fa |
|
7 |
7. |
2 а |
|
* ( - 0 к |
2 г'.“ |
Л |
J |
||
|
|
|
а - ^ |
||
где К - число |
внешних зацеплений. |
|
|
||
Ступенчатый |
ряд |
называют |
в о з в р а т н ы м (или |
||
с о о с н ы м ) , если |
ведущее и ведомое |
зубчатые колеса |
имеют общую геометрическую ось» Примером возвратного ряда может служить коробка
шпередач автомобиля, у которой вторичный и1
'Р77П
2 ,
У //\ 2
i i a
шз
шh
it
ш
V ffi
первичный |
валы имеют общую ось. Ступен |
чатый ряд |
с промежуточными (паразитными) |
колесами |
можно рассматривать как частный |
случай |
ступенчатого ряда (2 ,g) |
~ Е , |
и |
|
Е3, * |
2 ^ |
), У ЭТОТО ряда |
(рис,1©) |
на |
каждой оси заклинено по одному зубчатому колесу и каждое из Промежуточных (пара
зитных) |
колес |
входит в д&а зацепления. |
|
|||
|
Преобразуем формулы, полученные нами |
|||||
для Предыдущего ряДа: |
г ц |
|
||||
i t |
t i |
L |
* ( “ 0 |
j |
JLi |
|
14 |
11 |
2 . M 1* |
• |
h |
г * Ч |
4 . |
|
|
|
|
или, e общем случае!
« г
Рйс.8 |
S C t‘ i) |
Следовательно, промежуточные (паразитные) колеса не влияют на величину ПередатоЧНоРо' отношений ряда, но могут изменять его знак. Применяемой зТот ,рйД для передачи вра щения между удаленными осями, а также ДДя изменения На правления вращения ведомогЬ зйеиа—на-противоПолОжное- ПрД
- 1S - • ■ -