Файл: Акулич, В. К. Зубчатые передачи текст лекций по разделу курса теории механизмов и машин для студентов-заочников машиностроит. специальностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Передаточные отношения, стояшие в правой части полученной зависимости, можно определить через числа зубьев колес:

К

г ,

г.

:

-

•5

<3

1

_ г;

 

Ъ5

£ ,

 

 

 

z v

Таким образом,

исследование

кинематики механизмов

замкнутых дифференциалов сводится к составлению системы уравнений. При совместном решении этой системы необходи­ мо исключить угловые скорости тех звеньев, которые не входят в искомое передаточное отношение.

 

§ 5 . Графический

метод исследования кинематики

 

 

 

 

зубчатых механизмов

 

 

 

 

Графический метод исследования, разработанный

 

Л.П.Смйрновым, предусматривает

построение двух картин:

картины

линейных

скоростей

и картины угловых скоростей

(или чисел оборотов в минуту). Этот метод основан на

известной формуле

v

= cJ г*

 

,

согласно которой линейные

скорости точек, лежат чх

ча

любом радиусе

вращающегося

звена, изменяются

.о закону

 

прямой

линии.

 

 

 

П р и м е р

Л.

Рассмотрим

зубчатую передачу,

обра-*

зованную парой колес

внешнего зацепления.

Схему механиз-

ма

вычертим

 

 

*

ji t

 

 

clw Г

и

1

,

i

в масштабе

 

= — -

^

J

где

п

= р

+ г

W2.

 

 

 

 

а

 

 

 

чеРтежное

 

 

 

 

Wi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

изображение

межосевого

расстояния в

мм

(рис.1 3 а ).

Рас­

считаем скорость точки касания начальных окружностей

 

 

 

V

= аТ р

-

иУ

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

v p

 

wi

 

г

 

 

 

 

Проведем прямую, параллельную межосевой

линии

и

спроектируем на нее точки А,

О ^ .Р .О ^

и В . Выберем

 

масштаб

скоростей

/Ч „

 

и

определим отрезок, изобра-

жаюший

скорость точки "

 

Р

 

 

^

м | .

 

22


Рис. 1 3

Через точку

Р'

проведем

прямую, перпендикулярную к меж -

осевой линии, и отложим на ней этот отрезок. Точку 'р "

соединим с

точками о |

и

- прямые

1 и 2 . Эти

прямые называют

т э т а

л и н и я м и

звеньев 1 и 2,

cJ - - ^ £ - =

 

J4-V * ? е ,

 

»

г W1

 

Л

 

 

 

 

 

 

оТt ~ ■л . 1

, в ,z.

 

 

 

Л

<

 

 

Тэта-линии представляют геометрические места концов век­

торов скоростей точек колес, лежащих на межосевой линии.

Полученные

треугольники л 0( Рр

и дО ^Р 'р

называют

картинами линейных скоростей звеньев 1 и 2

(рис. 1 3 б ).

Определим угловые скорости

колес:

 

и

Таким образом, угловые скорЬсти колес пропорциональны тангенсам углов наклона Тэта-линий на картине линейных скоростей. В этом случае Передаточное отношение можно определить:

. J£S _

На линии,

параллельной О ^О ^, отложим отрезок OrJ

=

И мм и через точку

6

проведем

перпендикуляр к

Sfr

Из точки Р ^ ( как из

полюса,

проведем

лучи, параллельные

тэта-линиям, до пересечения

их с перпендикулярной прямой

(р и с .1 3 в ).

Получим точки 1

и 2 . Из выполненного нами

построения

определим

тангенсы углов:

 

 

^ 0 < = Т Г u тг■

Эти значения тангенсов подстаёим в формулы угловых ско­ ростей :

24


 

и

(J -

•S 2 .

Л

1 '

«L

л н

 

Теперь передаточное отношение можно представить так:

L -

 

 

+ 1

'в.

иГл

“ 1 ^ 0 г “

“ Я{

 

 

 

5 г

Если точки 1 и 2

лежат

по разные

стороны от точки S

то передаточное отношение имеет знак минус, если же рас­

полагаются по одну сторону -

знак плюс.

Обозначим постоянный множитель в формулах угловых

скоростей через

:

г

^ Д [ S Sн5 - L ” м

Выполненное нами построение является картиной угловых

скоростей в масштабе f a

:

,

, c j j *

И

^

Эту же картину можно считать картиной чисел оборотов в минуту, В этом случае масштаб по горизонтальной оси не­ обходимо рассчитывать по формуле:

 

 

оУ /мйн

'

$ t

t Мм

Т огда:

 

 

п , • 8/ учн

и ^ * 8

8 / V .

Графический метод исследования особейно нагляден для механизмов с подвижными осями. Рассмотрим все Три типа механизмов с ИоДвйжйЫмИ осямй.

-i s


П р и м е р

 

2 . Для планетарного механизма, изобра­

женного

на рис.1 4 ,

определить передаточное отношение 1,^

и число

оборотов

в

минуту колеса 1, если известны числа

'зубьев всех колес, их модуль и число оборотов в минуту

водила Н. Схему

механизма вычертим в масштабе /Ч.

(рис. 1 4

а ) .

 

^

Проведем прямую, параллельную межосевой линии, и снесем на нее все точки механизма, линейные скорости ко­ торых равны нулю: О . и А . Рассчитаем и пост-

Л 1 JО |1*1

роим скорость ТОЧКИ О2 '

° i 0 1 *

7 ч

[ мм] -

Ь.6

 

 

Точку

" ° 2

1рис.1 Ч:0 ; соединим

с

и ц

-

получим

тэта-линию

водила - Н.

Линейной скоростью

V 02.

обла­

дает

и точка

блока сателлитов 2 - 2

., а точка А этого

блока

имеет

скорость равную нулю. Для

построения

т э т а -

линии блока

2 - 2 1

соединим точку

с

 

На этой же ли­

нии

/2 -2 * /

лежит конец вектора, изображающего линейную

скорость точки В этого же блока (вектор

В 1

в ). Этой же

линейной скоростью обладает и точка В первого колеса.

Тэта-линию

колеса 1 получим, если соединим

точку

'в* с

О ^.

Построим картину чисел оборотов

в

минуту (р и с .1 4 в ).

Из

этой картины имеем:

i

 

 

 

 

 

Передаточное отношение

= V S7

 

 

Lпн

 

П р и м е р 3 .

SH

 

Для дифференциального механизма

(рис. 15а ) определить

п

и п

если известны п.

игг. числа зубьев всех колес и их модуль. Схему

механизма

вычерчиваем в масштабе

JU ^

Рассчитываем

скорости:

V

-

иХ Г'

w \

S3

-

иг" р

_

и

 

 

 

1

 

3

W5

 

отрезки, которыми они будут изображаться:

 

 

 

A'ol-

VA«

м м

В'6

=

“ Р

мм

 

 

ГГ"

 

 

 

 

r v

 

 

 

p v

 

 

Допустим,

что

скорости (по

условию)

 

направлены в

противо­

положные стороны, значит, и отрезки, изображающие эти скорости, необходимо отложить в разные стороны от меж—

осевой

линии (рис,1 5 6 ) . Снесем на линию, параллельную ме^к—

осевой, точки, скорости которых равны нулю. Соединив точ­

ки ' а '

и 'в *

с О '

pj НоЛуЧйм тэта-линии

1 и

3 , Точки

й

' В ' одновременно принадлежа!' блоку сателлитов

2 —2*

Значит,

тэта-линия блока -

это прямая *ав',

На

этой ж^

Линий Лежит и коней, вектора, изображающего скорость точ­

ки 0 „

блока»—

отрезок О ^ О . Соединяй точку

* с

О',,

полушим тэта-лйнию.

Водила

Н.

.

2 .

н


Построив картину - исел оборотов (р и с .1 5 в ), можно определить:

п и ‘ ^

Т г \

»

n i ’s 5 i 'Ju n..

 

 

Водило вращается в ту

 

же сторону, что и колесо 1

/ + / ,

а

блок сателлитов 2 - 2 *

— в противоположную / - / .

 

 

П р и м е р

4 .

Определить передаточное отношение

механизма

замкнутого

дифференциала (р и с .1 б а ),

Для

которого известны числа зубьев всех колес и модуль.

 

Схему механизма

 

вычертим в масштабе JU §

. При­

ведем прямую, параллельную межосевой линии, и снесем на

нее точки, скорости которых равны нулю.

 

Так как нас интересует передаточное отношение

^ ,

то построение картин линейных и угловых скоростей можно

проводить

без вычисления масштабов

и

.Н о

при этом

необходимо придерживаться следующего

правила:

-28

1

ГО-

CDI

I

построение картины линейных скоростей следует начинать с основного звена дифференциалу, рходяшего в замыкающую

цепь,

(В нашем случае входят

в замыкающую цепь колеса

1 и 4 .

Водило

Н

не входит).

 

 

 

 

Начнем

с

точки Л колеса

1, Окружную скорость

точки

А изобразим

произвольным отрезком А* а.

Тэта-линию

блока

колес

1—1

получим, если соединим точку

"а" с О *. Эта

линия дает возможность графически определить отрезок,

изображающий

скорость точки В

колеса 1 ; - В ; в. Этой

же

.линейной скоростью обладает и точка В колеса 2 . Тэта-ли­

ний 2 —2

— прямая

С ^ в . Эта линия дает возможность

графи­

чески определить отрезок, изображающий скорость точки С

блока — С*с.

Соединив точку ' с * с (V , получим тэта-линию

колеса 3 . На этой прямой лежит конец вектора, изображающе­

го скорость точки D

d

Точку " cL

г соединим с

- получим тэта-линию

4—4 ; ,

на которой

будет лежать точ­

ка ' е ' этого же звена.

 

 

 

 

 

Таким образом, для блока колес 5 - 5 1

известны

скоро -

дти двух его точек — А

и Е . Значит, прямая

'ае*’ - тэта—ли­

ния 5 —5 1. На этой линии лежит

и точка С\_,

определяющая

линейную скорость точки Од,Водила Н, Прямая

- тэта -

линия Н. Теперь остается построить картину угловых скоро -

стей (рис. 1 6 в )

и из

чее определить необходимое передаточ­

ное отношение. Это отношение находим как отношение

отрезков:

 

 

 

Чн

s i

 

SH ‘

Значит, звенья

4 и Н

вращаются в разные стороны.

/I

- 30 -