Файл: Акулич, В. К. Зубчатые передачи текст лекций по разделу курса теории механизмов и машин для студентов-заочников машиностроит. специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Передаточные отношения, стояшие в правой части полученной зависимости, можно определить через числа зубьев колес:
К |
г , |
г. |
: |
- |
•5 |
<3 |
1 |
_ г; |
|
Ъ5 |
£ , |
|
|
|
z v |
||
Таким образом, |
исследование |
кинематики механизмов |
замкнутых дифференциалов сводится к составлению системы уравнений. При совместном решении этой системы необходи мо исключить угловые скорости тех звеньев, которые не входят в искомое передаточное отношение.
|
§ 5 . Графический |
метод исследования кинематики |
|
|||||||||||
|
|
|
зубчатых механизмов |
|
|
|
||||||||
|
Графический метод исследования, разработанный |
|
||||||||||||
Л.П.Смйрновым, предусматривает |
построение двух картин: |
|||||||||||||
картины |
линейных |
скоростей |
и картины угловых скоростей |
|||||||||||
(или чисел оборотов в минуту). Этот метод основан на |
||||||||||||||
известной формуле |
v |
= cJ г* |
|
, |
согласно которой линейные |
|||||||||
скорости точек, лежат чх |
ча |
любом радиусе |
вращающегося |
|||||||||||
звена, изменяются |
.о закону |
|
прямой |
линии. |
|
|
||||||||
|
П р и м е р |
Л. |
Рассмотрим |
зубчатую передачу, |
обра-* |
|||||||||
зованную парой колес |
внешнего зацепления. |
Схему механиз- |
||||||||||||
ма |
вычертим |
|
|
* |
ji t |
|
|
clw Г |
и |
1 |
, |
i |
||
в масштабе |
|
= — - |
^ |
— |
J |
|||||||||
где |
п |
= р |
+ г |
W2. |
|
|
|
|
а |
|
|
|
чеРтежное |
|
|
|
|
Wi |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
изображение |
межосевого |
расстояния в |
мм |
(рис.1 3 а ). |
Рас |
|||||||||
считаем скорость точки касания начальных окружностей |
||||||||||||||
|
|
|
V |
= аТ р |
- |
иУ |
Р |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
v p |
|
wi |
|
г |
W£ |
|
|
|
|
||
Проведем прямую, параллельную межосевой |
линии |
и |
||||||||||||
спроектируем на нее точки А, |
О ^ .Р .О ^ |
и В . Выберем |
|
|||||||||||
масштаб |
скоростей |
/Ч „ |
|
и |
определим отрезок, изобра- |
|||||||||
жаюший |
скорость точки " |
|
Р |
|
|
^ |
м | . |
|
22
Рис. 1 3
Через точку |
Р' |
проведем |
прямую, перпендикулярную к меж - |
||
осевой линии, и отложим на ней этот отрезок. Точку 'р " |
|||||
соединим с |
точками о | |
и |
- прямые |
1 и 2 . Эти |
|
прямые называют |
т э т а |
— |
л и н и я м и |
звеньев 1 и 2, |
cJ - - ^ £ - = |
|
J4-V * ? е , |
|
|
» |
г W1 |
|
Л |
|
|
|
|
|
|
|
оТt ~ ■л . 1 |
, в ,z. |
|
|
|
Л |
< |
|
|
Тэта-линии представляют геометрические места концов век |
||||
торов скоростей точек колес, лежащих на межосевой линии. |
||||
Полученные |
треугольники л 0( Рр |
и дО ^Р 'р |
называют |
|
картинами линейных скоростей звеньев 1 и 2 |
(рис. 1 3 б ). |
|||
Определим угловые скорости |
колес: |
|
и
Таким образом, угловые скорЬсти колес пропорциональны тангенсам углов наклона Тэта-линий на картине линейных скоростей. В этом случае Передаточное отношение можно определить:
•. J£S _
На линии, |
параллельной О ^О ^, отложим отрезок OrJ |
= |
|||
И мм и через точку |
6 |
проведем |
перпендикуляр к |
Sfr |
|
Из точки Р ^ ( как из |
полюса, |
проведем |
лучи, параллельные |
||
тэта-линиям, до пересечения |
их с перпендикулярной прямой |
||||
(р и с .1 3 в ). |
Получим точки 1 |
и 2 . Из выполненного нами |
|||
построения |
определим |
тангенсы углов: |
|
|
^ 0 < = Т Г u тг■
Эти значения тангенсов подстаёим в формулы угловых ско ростей :
24
|
и |
(J - |
•S 2 . |
Л |
1 ' |
«L |
л н |
|
Теперь передаточное отношение можно представить так:
L - |
|
|
+ 1 |
'в. |
иГл |
“ 1 ^ 0 г “ |
“ Я{ |
|
|
|
5 г |
Если точки 1 и 2 |
лежат |
по разные |
стороны от точки S |
то передаточное отношение имеет знак минус, если же рас
полагаются по одну сторону - |
знак плюс. |
|
Обозначим постоянный множитель в формулах угловых |
||
скоростей через |
: |
г |
^ Д [ S Sн5 - L ” м
Выполненное нами построение является картиной угловых
скоростей в масштабе f a |
: |
, |
, c j j * |
И |
^ |
Эту же картину можно считать картиной чисел оборотов в минуту, В этом случае масштаб по горизонтальной оси не обходимо рассчитывать по формуле:
|
|
оУ /мйн |
' |
$ t |
t Мм |
Т огда: |
|
|
п , • 8/ учн |
и ^ * 8 |
8 / V . |
Графический метод исследования особейно нагляден для механизмов с подвижными осями. Рассмотрим все Три типа механизмов с ИоДвйжйЫмИ осямй.
-i s
П р и м е р |
|
2 . Для планетарного механизма, изобра |
|
женного |
на рис.1 4 , |
определить передаточное отношение 1,^ |
|
и число |
оборотов |
в |
минуту колеса 1, если известны числа |
'зубьев всех колес, их модуль и число оборотов в минуту |
|||
водила Н. Схему |
механизма вычертим в масштабе /Ч. |
||
(рис. 1 4 |
а ) . |
|
^ |
Проведем прямую, параллельную межосевой линии, и снесем на нее все точки механизма, линейные скорости ко торых равны нулю: О . и А . Рассчитаем и пост-
Л 1 JО |1*1
роим скорость ТОЧКИ О2 '
° i 0 1 * |
7 ч |
[ мм] - |
Ь.6
|
|
Точку |
" ° 2 ’ |
1рис.1 Ч:0 ; соединим |
с |
и ц |
- |
получим |
||
тэта-линию |
водила - Н. |
Линейной скоростью |
V 02. |
обла |
||||||
дает |
и точка |
блока сателлитов 2 - 2 |
., а точка А этого |
|||||||
блока |
имеет |
скорость равную нулю. Для |
построения |
т э т а - |
||||||
линии блока |
2 - 2 1 |
соединим точку |
с |
|
На этой же ли |
|||||
нии |
/2 -2 * / |
лежит конец вектора, изображающего линейную |
||||||||
скорость точки В этого же блока (вектор |
В 1 |
в ). Этой же |
||||||||
линейной скоростью обладает и точка В первого колеса. |
||||||||||
Тэта-линию |
колеса 1 получим, если соединим |
точку |
'в* с |
|||||||
О ^. |
Построим картину чисел оборотов |
в |
минуту (р и с .1 4 в ). |
|||||||
Из |
этой картины имеем: |
i |
|
|
|
|
|
Передаточное отношение |
= V S7 |
|
|
|
Lпн |
|
|
П р и м е р 3 . |
SH |
|
|
Для дифференциального механизма |
|||
(рис. 15а ) определить |
п |
и п |
если известны п. |
игг. числа зубьев всех колес и их модуль. Схему
механизма |
вычерчиваем в масштабе |
JU ^ |
Рассчитываем |
||||||
скорости: |
V |
- |
иХ Г' |
w \ |
S3 |
- |
иг" р |
_ |
и |
|
|
|
1 |
|
3 |
W5 |
|
||
отрезки, которыми они будут изображаться: |
|
|
|||||||
|
A'ol- |
VA« |
м м |
В'6 |
= |
“ Р |
мм |
|
|
|
ГГ" |
|
|||||||
|
|
|
r v |
|
|
|
p v |
|
|
Допустим, |
что |
скорости (по |
условию) |
|
направлены в |
противо |
положные стороны, значит, и отрезки, изображающие эти скорости, необходимо отложить в разные стороны от меж—
осевой |
линии (рис,1 5 6 ) . Снесем на линию, параллельную ме^к— |
||||||
осевой, точки, скорости которых равны нулю. Соединив точ |
|||||||
ки ' а ' |
и 'в * |
с О ' |
pj НоЛуЧйм тэта-линии |
1 и |
3 , Точки |
||
й |
' В ' одновременно принадлежа!' блоку сателлитов |
2 —2* |
|||||
Значит, |
тэта-линия блока - |
это прямая *ав', |
На |
этой ж^ |
|||
Линий Лежит и коней, вектора, изображающего скорость точ |
|||||||
ки 0 „ |
блока»— |
отрезок О ^ О . Соединяй точку *о |
* с |
О',, |
|||
полушим тэта-лйнию. |
Водила |
Н. |
. |
2 . |
н |
Построив картину - исел оборотов (р и с .1 5 в ), можно определить:
п и ‘ ^ |
Т г \ |
» |
n i ’s 5 i 'Ju n.. |
|
|
|
Водило вращается в ту |
|
же сторону, что и колесо 1 |
/ + / , |
а |
||
блок сателлитов 2 - 2 * |
— в противоположную / - / . |
|
|
|||
П р и м е р |
4 . |
Определить передаточное отношение |
||||
механизма |
замкнутого |
дифференциала (р и с .1 б а ), |
Для |
|||
которого известны числа зубьев всех колес и модуль. |
|
|||||
Схему механизма |
|
вычертим в масштабе JU § |
. При |
ведем прямую, параллельную межосевой линии, и снесем на
нее точки, скорости которых равны нулю. |
|
Так как нас интересует передаточное отношение |
^ , |
то построение картин линейных и угловых скоростей можно
проводить |
без вычисления масштабов |
и |
.Н о |
при этом |
необходимо придерживаться следующего |
правила: |
-28
1
ГО-
CDI
I
построение картины линейных скоростей следует начинать с основного звена дифференциалу, рходяшего в замыкающую
цепь, |
(В нашем случае входят |
в замыкающую цепь колеса |
||||||
1 и 4 . |
Водило |
Н |
не входит). |
|
|
|
||
|
Начнем |
с |
точки Л колеса |
1, Окружную скорость |
точки |
|||
А изобразим |
произвольным отрезком А* а. |
Тэта-линию |
блока |
|||||
колес |
1—1 |
получим, если соединим точку |
"а" с О *. Эта |
|||||
линия дает возможность графически определить отрезок, |
||||||||
изображающий |
скорость точки В |
колеса 1 ; - В ; в. Этой |
же |
|||||
.линейной скоростью обладает и точка В колеса 2 . Тэта-ли |
||||||||
ний 2 —2 |
— прямая |
С ^ в . Эта линия дает возможность |
графи |
|||||
чески определить отрезок, изображающий скорость точки С |
||||||||
блока — С*с. |
Соединив точку ' с * с (V , получим тэта-линию |
колеса 3 . На этой прямой лежит конец вектора, изображающе
го скорость точки D |
— |
d |
Точку " cL |
г соединим с |
|
- получим тэта-линию |
4—4 ; , |
на которой |
будет лежать точ |
||
ка ' е ' этого же звена. |
|
|
|
|
|
Таким образом, для блока колес 5 - 5 1 |
известны |
скоро - |
|||
дти двух его точек — А |
и Е . Значит, прямая |
'ае*’ - тэта—ли |
|||
ния 5 —5 1. На этой линии лежит |
и точка С\_, |
определяющая |
|||
линейную скорость точки Од,Водила Н, Прямая |
- тэта - |
линия Н. Теперь остается построить картину угловых скоро -
стей (рис. 1 6 в ) |
и из |
чее определить необходимое передаточ |
ное отношение. Это отношение находим как отношение |
||
отрезков: |
|
|
|
Чн |
s i |
|
SH ‘ |
|
Значит, звенья |
4 и Н |
вращаются в разные стороны. |
/I
- 30 -