Файл: Шубин, М. А. Подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

оказаться меньше 10. Общее превышение между точками В и А будет равно

h = ^ h N;

горизонтальное проложение

I = N Iq-Г^П-

Для закрепления трассы на местности применяют со­ ответствующие знаки: «точки» и «сторожкй» (небольшие колья), осевые и угловые столбы, а также выносные стол­ бы,. и колья. Их размеры принимают такими же, как разме­ ры знаков для закрепления земляного полотна (см. рис. 23).

«Точки» со «сторожками» устанавливают на каждом пикете (ПК) и плюсовых точках, а также в точках нача­ ла переходной кривой (НПК), конца переходной кривой (КПК) и середины круговой кривой (СКК). На длинных прямых не реже чем через 1000 м должны быть установле­ ны по инструменту (теодолиту) осевые точки, определяю­

щие направление трассы.

 

Выносными столбами закрепляют все осевые

точки

(места стоянки теодолита), а также вершины углов

(ВУ)

и точки начала и конца переходных кривых.

 

Рис. 6. Определение превышений и проложений между двумя точками способом ватерпасовки

3*

27

а)

30-50 ■ Не менее W

 

Выносные

 

Выносные

к

 

Выносные

 

----- 4 астолВы

.

а колья

 

столВы \

 

1

Н

--------------ч ---------

 

Стоянка теодо-

Четные пикеты Стоянка теоВо-

 

лита („точка"

(„точка и сто-

лита („точка "

 

 

и „сторожок")

рожок")

и „сторожок"

00°

х 'п/

'

ША

 

 

Ns r

М

 

 

 

 

 

 

НеВолее

WOO

 

Трасса

 

 

 

 

 

 

 

В)

Не менее го

Рис. 7. Схемы закрепления трассы:

а — на прямом участке; б — на кривой


Выносными кольями закрепляют все четные пикеты, места расположения мостов и труб, а в холмистом и гор­ ном рельефе, кроме того, осевые точки на нулевых местах всех насыпей и выемок, а также точки по верху выемок глубиной более 10 м.

Выносные столбы и колья устанавливают вне зоны рас­ положения насыпей, выемок и других элементов земляно­ го полотна, а также мест производства работ.

На прямых участках (рис. 7, а) створы для выносок разбивают теодолитом перпендикулярно к трассе, а на кривых (рис. 7, б) — перпендикулярно к линии тангенсов.

Вкаждом створе устанавливают два столба или кола. Первый столб или кол во всех створах следует устанавли­ вать по возможности на одинаковом расстоянии от оси или линии тангенсов (30—50 м). Расстояние между столбами и кольями принимают не менее 10 м. Вершину угла поворота закрепляют двумя выносными столбами, устанавливаемы­ ми на продолжении биссектрисы или на продолжении ли­ нии тангенсов. Одновременно закрепляют середину круго­ вой кривой.

Ввершине угла кривой устанавливают угловую «точку»,

вкоторую забивают гвоздь под отвесом теодолита, а ря­ дом с вершиной угла на продолжении биссектрисы закреп­ ляют угловой столб. Угловой столб можно устанавливать и непосредственно в вершину угла, но в него, так же как и в «точку», должен быть забит гвоздь, обозначающий верши­

ну угла.

Закрепление местоположения мостов и труб на прямых и кривых участках выполняют по схемам, приведенным на рис. 8.

В лесных и таежных районах до расчистки просеки от леса и корчевки пней предварительно закрепляют только вершины углов поворота и осевые точки трассы столбами, устанавливаемыми вне пределов просеки. После расчистки просеки выполняют все остальные работы по восстановле­ нию и закреплению трассы.

29


Рис. 8. Схемы закрепления осей искусственных сооружений:

а — закрепление

оси моста на прямой;

б — закрепление

оси трубы на прямой;

в — закрепление

оси моста на кривой;

г — закрепление

оси трубы на кривой

Столбы для закрепления трассы, как правило, делают деревянными. После установки столбы в радиусе 1— 1,2 м окапывают канавкой глубиной до 0,3 м.

В местах, где установка деревянных столбов затрудне­ на, они могут быть заменены обрезками труб небольшого диаметра или железобетонными свайками. В скальных грунтах положение точек как на оси линии, так и на вы­ носках отмечают пересечением двух высеченных в скале канавок.

На выносных столбах и кольях делают надписи с указа­

нием вида закрепляемой точки: ось,

ВУ, НПК, КПК.

ПК-125, ПК-128 + 37 и т. д. Например,

надписи на угловом

столбе обозначают:

 

30

МинТС — Министерство транспортного строитель­ ства;

МГТ — наименование организации, установив­ шей угловой столб (Мосгипротранс);

ВУ № — вершина угла и номер столба; ПК 25+ 50 — пикет 25 и плюс 50;

Уг. право — угол поворота вправо; 15°21' — число градусов и минут угла поворота;

R = 1000 — радиус кривой, равный 1000 м; Т = 191,85 — тангенс длиной 191,85 м;

К = 394,0 — круговая кривая длиной 394,0 м; /пк — 100 — переходная кривая длиной 100 .м;

1974г. — год установки углового столба.

Все надписи на выносных столбах и кольях должны быть обращены в сторону трассы, а на «сторожках» — в сторону начала пикетажа.

При восстановлении и закреплении трассы ведут журнал выносок (приложение 1), в который заносят схемы распо­ ложения установленных знаков, расстояния до них по оси пути, а также направления выносок и расстояния до зна­ ков от оси.

Для обозначения абсолютных отметок земли вдоль трассы устанавливают реперы (не реже, чем через каждые 2 км в равнинной и через 1 км в холмистой и горной мест­ ности). Кроме того, необходимо устанавливать по одному реперу у каждого малого искусственного сооружения и по два репера — у больших и средних мостов, а также на станционных площадках и на нулевых местах насыпей и выемок с рабочими отметками более 5 м.

Грунтовые реперы закладывают

постоянные или вре­

менные.

 

П о с т о я н н ы й г р у н т о в ы й

р е п е р представляет

собой металлическую трубу с бетонным монолитом разме­

ром

0,4 X

0,4

м. Репер устанавливают

в котлован

глуби­

ной

1,5—2 м,

засыпают песчаным грунтом и оформляют

курганом

в виде правильной усеченной

пирамиды

и ока-

31


Отсыпка из торфа ими

мха

Покрытие из местного грунта

Деревянная пробка

Засы пка кот лована уплот ненны м грунтом Глубина наибольш его

промерзания

Труба репера

М ет аллические штыри

бет онны й блок

Рис. 9. Грунтовые реперы:

а — для участков с вечномерзлыми грунтами; б — деревянный репер для обычных условий (размеры в см; глубина заделки репера в грунт 100~120 см)

пывают канавкой. К верхней части трубы приваривают марку, на которую устанавливается нивелирная рейка, вто­ рую марку заделывают в верхней части бетонного моноли­ та. Вместо металлической трубы можно заделывать в бетонный монолит железобетонный столб длиной 2 м и се­ чением 15X15 см. Схема установки репера в условиях веч­ ной мерзлоты показана на рис. 9, а.

В качестве временных реперов могут служить пни де­ ревьев твердой породы, столбы, сваи, оголовки труб и дру­ гие предметы, не меняющие своего положения. При от­ сутствии таких предметов закладывают деревянный репер

(рис.

9 ,6 ) в виде столба диаметром 15 — 20 см, дли­

ной 2

м, который закапывают на глубину 1,5 — 1,8 м.

Реперы устанавливают в стороне от оси пути и прону­ меровывают. Данные о реперах заносят в ведомость репе­

ров

(приложение 2) с указанием отметок, расстояний от

оси

пути, описанием их вида и местоположения.

Восстановление и детальную разбивку кривых участ­ ков трассы в нормальных условиях выполняют, как прави­ ло, способом прямоугольных координат от тангенсов, а в стесненных условиях — способом прямоугольных коорди­ нат от хорд или другими способами. Разбивка прямых спо­ собом прямоугольных координат от тангенсов является наиболее точной, но требует много места.

Разбивку переходных и круговых кривых способом прямоугольных координат от тангенсов осуществляют по данным специальных таблиц Гипротранстэи следующим образом:

от НПК (рис. 10, а) по тангенсу в сторону вершины уг­ ла ВУ отмеряют величину К\ (10 или 20 м) и от конца это­ го отрезка в обратном направлении откладывают величину K ixt (кривая без абсциссы), которую берут по таблице для соответствующих радиуса кривой (R) и длины пере­ ходной кривой (7пн);

из полученной точки Г откладывают ординату г/i (бе­ рут по таблицам) и получают точку 1 на кривой. Операции

33


в таком же порядке продолжают до середины кривой. Аналогично разбивают вторую половину кривой от конца к середине.

П ример. Пусть необходимо разбить круговую кривую радиуса R =600 м и переходные кривые (1Пк) длиной 140 м через 20 м. Для этого от НПК по тангенсу мерной лентой откладывают величину /С,

равную

20 м, и получают точку

У', из табл. 4

выбирают iC—х = 0 и

Д=0,02

м. Из точки 7' восстанавливают перпендикуляр, на нем отме­

ряют рулеткой ординату у=0,02

м и забирают «сторожок». Это будет

точка 1 на переходной кривой.

Затем по тангенсу откладывают еще

20 м (расстояние от НПК равно

40 м) и получают

точку 2/; для

К = 40

м устанавливают Д—х =

0, у = 0,13 м;

из точки 2' восстанав­

ливают перпендикуляр, откладывают на нем 0,13

м и

получают на пе-

34

 

 

 

 

 

Таблица 4

Координаты

переходных

и следующих за ними круговых кривых

в м для R = 600 м и /„к=140 м*

 

 

 

К

К -х

У

к

К-х

У

10

0,00

0,00

160

0,37

8,10

20

0,00

0,02

170

0,49

9,67

30

0,00

0,05

180

0,65

11,42

40

0,00

0,13

190

0,83

13,32

50

0,00

0,25

200

1,04

15,39

60

0,00

0,43

210

1,30

17,62

70

0,01

0,68

220

1,59

20,01

80

0,01

1,02

230

1,92

22,57

90

0,02

1,45

240

2,30

25,28

100

0,04

1,98

250

2,72

28,16

110

0,06

2,64

260

3,19

31,19'

120

0,09

3,43

270

3,71

34,39

130

0,13

4,36

280

4,29

37,74

140

0,19

5,44

290

4,93

41,24

150

0,27

6,69

300

5,62

44,91

* Выдержка из Таблиц для разбивки железнодорожных кривых, составленных Гипротранстэи.

реходной кривой точку 2, в которой устанавливают «сторожок». Так же получают точку 3 на переходной кривой (/С= 60 м). Для нахожде­ ния точки 4 на переходной кривой предварительно находят точку 4' от

НПК на расстоянии К —80 м по тангенсу; для К = 80

м устанавливают

К—х = 0,01 м, у = 1,02

м;

от точки 4'

по тангенсу

назад в сторону

НПК отмеряют 0,01 м,

из этой точки восстанавливают перпендикуляр,

откладывают на нем 1,02 м и получают точку 4,

в которую забивают

«сторожок». Таким же образом получают

другие точки переходной и

круговой кривой до ее середины.

 

следующим

образом: для

Конец переходной кривой определится

1пк=140 м находят К =

140 м, Кх =

0,19 м, у =

5,44 м; от НПК по

тангенсу отмеряют 140

м,

из полученной

точки

назад

откладывают

0,19 м, из этой точки восстанавливают перпендикуляр и на нем откла­ дывают ординату у =5,44 м. Полученная точка будет находиться в КПКТаким же образом разбивают вторую половину кривой.

35