Файл: Шматков, Н. А. Пневматические средства автоматизации и механизации в угольной промышленности ЧССР (обзор).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
заторов контролируется также по объему. Информация от весов направляется в блок обработки информации, осуществляющий счет числа загруженных скипов и представляющий на цифровых инди каторах информации об интегральной производительности станции в тоннах (учет общешахтной добычи). Погрешность измерений ве сов составляет ±5% .
С конвейера уголь попадает в дозаторы через распределитель ную передвижную воронку 7. Закрывание и открывание дозаторов и их надежная герметизация обеспечиваются мощными шиберами (нижним вертикальным 8 и верхним горизонтальным 9), по проч ности выдерживающими разность давлений (на случай взрыва) до 12 кгс/см2. Схемой управления работа шиберов сблокирована та ким образом, что если открыт нижний шибер, верхний обязатель но остается закрытым.
Из дозаторов уголь засыпается в скипы 10 через неподвижные направляющие лотки, выполненные из эластичной конвейерной лен ты. Приемное окно скипа имеет такой размер по высоте, что опус кание его в результате вытяжки главных канатов при загрузке не препятствует потоку угля по лотку. Зависание угля в дозаторах удалось исключить за счет увеличения их угла наклона, до 603
30
(вместо 45°). Защемление вертикальных шиберов |
в направляю- |
||
щих устранено благодаря клинообразной их форме |
(угол |
клина |
|
2—3°). |
|
|
|
Контроль заполнения бункеров и дозаторов осуществляется с |
|||
помощью радиоизотопных датчиков |
(11, 12 — датчики верхнего |
||
и нижнего уровней вспомогательного |
бункера и 5 — датчик |
верх |
него уровня дозатора), причем во вспомогательном бункере, из ко торого непосредственно производится загрузка дозаторов, контро лируется также нижний уровень, по достижении которого работа питателя прекращается, а оставшийся уголь обеспечивает герме тизацию ствола. Контроль прихода скипов осуществляется бескон тактными магнитоуправляемыми датчиками 13 фирмы «Сименс» (ФРГ), а контроль положения шиберов и передвижной воронки — конечными выключателями. Информация о работе и состоянии ме ханизмов станции отображается на панели сигнальными лампами.
В качестве силовых приводов шиберов и передвижной воронки (соответственно 14 и 15) используются пневматические цилиндры, работающие на давлении сжатого воздуха 4—6 кгс/см2. Для уплот нения поршней цилиндров применяются манжеты из пластмассы типа «Вулколлан», очень хорошо работающие на истирание и не требующие смазки цилиндров. Замена резиновых манжет на плас тиковые значительно увеличила срок работы цилиндров.
Система управления загрузочной станции выполнена комбини рованной и построена на электропневматических элементах: вся логическая часть управления приводами выполнена на силовых пневматических устройствах — воздухораспределителях. В качест ве датчиков и линий передачи информации использованы электри ческие элементы. Такое построение схемы и применение в загру зочной станции пневматических исполнительных механизмов явля ются самым простым и более эффективным с точки зрения обеспе чения надежной работоспособности системы в условиях высокой загрязненности и запыленности окружающей среды.
Опыт эксплуатации автоматизированных загрузочных станций описанной конструкции на 15 действующих шахтах показал про грессивность их конструкции и совершенство механизмов и средств управления. Загрузочные станции этого типа закладываются во всех проектах вновь строящихся и реконструируемых горизонтов шахт бассейна.
ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И РУЧНОГО ТРУДА
Общая характеристика средств. На шахтах ЧССР пневматиче ские устройства используются для открывания и закрывания раз ного рода шиберов, задвижек, затворов, стопоров, стволовых две рей, для заталкивания вагонеток в клети, перемещения их на по грузочных пунктах и др.
.3J
Широкое распространение пневматических устройств обуслов лено рядом положительных качеств, присущих этим механизмам, а также необходимостью механизации вспомогательных работ и ручного труда.
Пневматический привод, например, в виде поршневого цилинд ра по сравнению с электрическим имеет ряд важных преимуществ:
устойчив к воздействию шахтной среды, ударных и вибрацион ных нагрузок, что обеспечивает его высокую работоспособность в шахтных условиях;
имеет мягкую и хорошо регулируемую характеристику, в ре зультате чего снижаются перегрузки и сокращается количество по ломок механизмов;
предельно прост по конструкции и в обслуживании, имеет не
большие габаритные размеры и малую стоимость. |
|
||
Отмеченные качества |
пневматического привода использованы |
||
в рассмотренной |
выше |
и широко распространенной |
на шахтах |
ОКБ аппаратуре |
управления стрелочными переводами, |
вентиля |
ционными дверьми, погрузочными пунктами.
Чехословацкие специалисты предприятия «ЧКД-Сланы», зани мающиеся более 10 лет созданием загрузочных станций для скипо вых подъемов, полностью отказались от электропривода в качест ве привода шиберов и затворов, так как практика показала нена дежность указанных устройств из-за больших динамических пере грузок и тяжелых условий эксплуатации.
Замена электрического привода на поршневой пневматический привод в указанных устройствах полностью решила проблему по вышения надежности работы механизмов.
В эксплуатируемых в ЧССР механизмах и системах автомати ки цилиндры работают до пяти лет и более и практически безот казны. Применение в цилиндрах пластика типа «Вулкаллона» поз воляет работать последним без смазки, что значительно упрощает их эксплуатацию.
Знакомство с оборудованием и аппаратурой автоматики пока зало широкую область применения поршневого привода (ход штока находится довольно в широких пределах — от нескольких сантиметров до нескольких метров).
Механизация процесса управления стволовыми дверьми. На рис. 16 показана схема стволовых дверей с пневматическим при водом и дистанционным управлением. Дверь 1 с помощью роли ков 2 подвешена на поворотном рычаге 3. Правый конец рычага соединен со штоком цилиндра 4 двустороннего действия. Управле ние подачей сжатого воздуха в полости цилиндра осуществляется четырехходовым краном 5. В среднем положении рукоятки крана полости.цилиндра сообщаются с атмосферой, поршень находится
всреднем исходном положении, рычаг — в вертикальном. При по вороте рукоятки вправо поршень под действием давления воздуха
вверхней полости опускается, рычаг поворачивается, и дверь под действием собственного веса скатывается вправо, открывая ство-
32
Толкатель подает шахтную вагонетку прямолинейно с помощью двух опрокидывающихся поводков, движущихся возвратно-посту пательно, сцепляемых с осью вагонетки.
Сжатый воздух к обоим цилиндрам подается двумя цилиндри ческими золотниками, которые автоматически переключаются ку лачками, закрепленными на поршне.
Корпус толкателя расположен в раме, которая рассчитана на ширину колеи от 450 до 650 мм. Нижняя часть рамы служит для направления каретки поводка. Высота его определяется диаметром колеса и высотой колеи. Толкатель РМ-150 монтируется между рельсами на раме, а толкатели РМ-165 и РМ-190 устанавливают ся в разрыве колеи, так как на их раме наварены рельсы.
|
|
Техническая характеристика |
|
|||
Т и п ................................................... |
|
|
РМ-150 |
РМ-165 |
РМ-190 |
|
Рабочее давление, кгс/см2 . |
4 |
4 |
4 |
|||
Тяговое усилие, |
кгс . . . . |
1200 |
1500 |
2000 |
||
Средняя скорость перемещения, |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
|||
м/сек ............................................ |
|
воздуха, м?/ч |
||||
Расход сжатого |
44 |
48 |
.65 . |
|||
Количество |
поршней . |
2 |
2 |
2 |
||
Диаметр цилиндра, мм . |
150 |
165 |
190 |
|||
Количество |
поводков . |
4 |
2 |
4:2 |
||
Ход поводков, |
мм . . . . |
1700 |
2200 |
2375 |
||
Расстояние |
между поводками, |
|
1800 |
2200 |
||
215 |
215 |
246 |
||||
М М ........................................................ |
размеры, мм . |
|||||
Габаритные |
3650Х410Х |
5000Х800Х |
5565(5165) |
|||
Масса, к г |
|
|
X 188 |
Х280 |
Х800Х315 |
|
|
|
1050 |
1500 |
1800(1680) |
Воздушная подушка предназначена для армирования бункеров
ипериодической их очистки от налипших слоев и сводов материа ла. Изготовляется она заводом строительных изделий (г. Прибрам) для предприятий горной, энергетической, металлургической
ицементной промышленности.
Подушка состоит из металлического основания, жестко уста новленного в стенке бункера; эластичной мембраны, выполненной из достаточно прочного и износостойкого пластика и прижатой по контуру к основанию винтовыми прихватами; воздухоподводящего патрубка. Конструкция подушки предусматривает возможность быстрой смены эластичной мембраны. Подушками армируются от дельные участки стенок бункера. Все подушки соединены общей и скрытой в стенках бункера пневматической линией. При подаче сжатого воздуха давлением 3—4 кгс/см2 мембрана прогибается, при этом максимальный ход составляет 300 мм. В результате в каждой подушке развивается значительное усилие (до 15 т), под действием которого залипший или замерзший материал разру шается и сбрасывается. Подача сжатого воздуха может осуществ ляться также импульсами, в результате чего происходит как бы встряхивание материала.
,34
Разработано несколько типоразмеров подушек и их примене ние рассчитано на периодическое и непрерывное использование с такими сыпучими материалами, как руда, уголь, известняк, песок, цемент и другие. Воздушные подушки не рекомендуется применять для сыпучих материалов, содержащих клейкие вещества, напри мер, промасленные древесные опилки.
ОБЩЕПРОМЫШЛЕННЫЕ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ
Система элементов и приборов мембранной техники ПНЕУ-
ЛОГ. В последние годы широкое распространение получил эле ментный принцип построения приборов и систем управления. Со временные пневматические устройства автоматического управления собираются из унифицированных элементов, каждый из которых выполняет некоторые простейшие функции и является закончен ным изделием.
Принцип элементного построения схем управления получил значительное распространение как в СССР, так и в зарубежных странах. При разработке этих схем управления было уделено внимание в первую очередь созданию элементов дискретного действия. Пневматическая дискретная система ПНЕУЛОГ, раз работанная и выпускаемая одним из заводов промышленной автоматики объединения ЗПА (г. Инонице), построена на эле ментном принципе.
Эта система дополняет универсальную систему регулирования УРС пневматической ветвью и предназначена прежде всего для управления непрерывными технологическими процессами. Основу
системы составляют пневматические |
логические |
потенциальные |
элементы (с подвижными деталями), комбинируя |
которые, мож |
|
но получать определенные логические |
операции |
и функциональ |
ные зависимости. Остальными единицами системы являются вход ные, выходные, специальные и дополнительные устройства. Об ластью применения элементов системы ПНЕУЛОГ являются си стемы автоматического управления поточными линиями и механиз мами, системы управления, производственными процессами хими ческих, текстильных, радиоэлектронных и машиностроительных предприятий, системы автоматического контроля и сигнализации, цифровые измерительные приборы, устройства первичной обработ ки информации для вычислительных машин.
Элементы используются также для построения оптимизаторов, устройств позиционного регулирования, информационных систем учета.
Система ПНЕУЛОГ, как правило, применяется в тех случаях, когда могут быть использованы пневматические датчики и испол нительные элементы. Если не требуется высокое быстродействие, система ПНЕУЛОГ по сравнению с электрическими обеспечивает
35